Говоря о генезисе (греч. genesis – происхождение, возникновение) философии, следует помнить, что философия формируется в тот период, когда традиционно – мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Она шла на смену религиозно - мифологической картине мира и стремилась к рациональному осмыслению окружающей действительности и человека в ней.
Реальной процесс возникновения, развития и смены философских идей изучает история философии. Начиная от разложения мифологического сознания и до наших дней, она прошла огромный путь, в котором можно выделить основные этапы.
Каждый из этапов развития философии отличался рядом особенностей.
Античная философия
(VIв. до н.э.- VIв. н.э.)
| - развивалась под влиянием, с одной стороны мифологии, с другой – формирующейся в Древней Греции науки. Для этого этапа характерен космоцентризм – стремление понять мир как единое целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной. Ценностями являются истина, добро и красота.
|
Средневековая философия
(VI – XIV вв.)
| - развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период. Для этого этапа характерна теоцентричность – природа и человек рассматриваются как творения Бога. Незыблемой основой ценностей является Бог, а главной ценностью – спасение души. Меняется представление о назначении философии. Она утверждается как «служанка богословия».
|
Философия эпохи Возрождения
(XV – XVI вв.)
| - развивалась под мощным воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной литературы; большую роль в формировании взглядов гуманистов играет эстетический подход. Закладываются основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. Начинается формирование науки. Частные науки осваивают отдельные области природы и общества, опираясь на опытные и эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.
|
Философия Нового времени
(XVII в.)
| - ориентировалась на науку и резко критиковала религиозные догматы, ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. Она разработала новую систему ценностей.
В центре внимания философии – человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главная задача философии – создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания.
|
Философия эпохи Просвещения
(XVIII в.)
| - основывалась на критике религии, теологии, решающее значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса. Смысл «просвещения» - приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Представители «просвещения» полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путём просвещения можно переустроить общественный порядок на разумных началах.
|
Немецкая классическая философия
(XVIII-XIXвв.)
| - даёт обоснование научного статуса философии. Г.Гегель характеризует философию как «объективную науку об истине», содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии способствовала превращению философии в методологию.
|
Постклассическая
европейская философия (XIX-XXвв.)
| - представлена двумя направлениями: рациональным (марксизм, позитивизм, структурализм и др.) и иррациональным (экзистенциализм, психоанализ, русская религиозная философия и др.) Она выступила в качестве «критической совести культуры», а её ведущие представители сумели проникнуть в суть коренных интересов современников, и встали на их защиту, включились в борьбу за решение серьёзных исторических задач.
|
Современная западно-европейская философия (XX-XXIвв.)
| - характеризуется новым этапом развития западноевропейской (неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и др.) и русской философии. Философская мысль выдвигает целый ряд новых идей, в частности идею изучения жизни отдельного человека и важности её анализа.
|
Становление и развитие представлений о сущности, предмете и функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления человеком знаний о мире. Емко и кратко этот процесс охарактеризовал Г.Гегель: «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли».
Т.о., философия – именно такой тип мировоззрения, который во все времена передавал в теоретической или художественной форме кризисность эпохи и рождение новой культуры.