Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Строение философии и ее основные направления



2016-09-17 5309 Обсуждений (0)
Строение философии и ее основные направления 5.00 из 5.00 7 оценок




Лекция

Этапы развития философии

Античная философия. Включает в себя предфилософию Древней Индии и Китая, а также саму Античную философию (УII в.до н.э. – IУ в.н.э.) Религиозно-философские учения Индии и Китая того времени получили в основном этическую направленность. Это буддизм и конфуцианство.

Философы античного периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Многие философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (вода, огонь, атом). В этой философии были заложены основы диалектики. Были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики. Чувства не являются источником знания. Была впервые разработана концепция человека. Он – центр культуры, ее творец (софисты), его призвание – познавать и творить добро (Сократ). Значительное внимание уделялось проблемам нравственности. Источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец. Было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. Мировоззренческий принцип, который исповедовали в античный период, называется космоцентризм.

Средневековая философия (У – ХУ вв.н.э.) Средневековая философия развивалась преимущественно в лоне теологии. Она – служанка богословия. Ее основные направления – патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией) и схоластика (рациональной обоснование и систеиатизация христианского вероучения с использованием идей античной философии).

Косомоцентризм древнегреческой философии вытеснен теоцентризмом, исходная идея которого заключается в следующем: все изменяемое сотворено богом из «ничего» и стремится в конце концов к ничтожному.

Природное и социальное бытие – результат божественного предопределения.Следствие этого тезиса – идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов. Человек понимается как персона, личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная богом. Абсолютной личностью является Бог. Бог есть первопричина и первооснова мира. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию; религии, а не науке. Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики. В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания, вещей и понятий о них (спор об Универсалиях)

Философия Нового времени (ХУI – ХIХ вв.)

На 1-ом этапе (ХУI – ХУII вв.) с появлением многих научных фактов, открытий разрабатываются методы познания. В результате возникают два направления в теории познания: эмпиризм, признающий чувственный опыт главным источником познания, и рационализм, признающий разум основой познания и поведения людей.

На 2 –ом этапе (ХУIIIв.) в эпоху Просвещения философы существенно конкретизировали проблемы, поставленные философией. Главным содержанием этого периода были критика устоев капиталистического общества, традиционного христианства и призыв к построению справедливого общества, основанного на политическом и юридическом равенстве.

На 3-ем этапе (конец XVIII – XIX вв.) – получившем название немецкойклассической философии, происходит систематизация всех философских знаний и формирование философских систем. Немецкая классическая философия стала апофеозом рационализма. Именно с нее начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Немецкая классическая философия систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. Главный мировоззренческий принцип – рациоцентризм.

Современная философия (ХХ - …вв).

С конца XIX в. в противовес рационализму стала развиваться неклассическая философия, в которой в качестве первичной реальности на первый план выходит жизнь и существование человека. Эта философия иррациональна. Иррационализм (с латыни неразумный, бессознательный). Философское течение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и признающее основой познания чувства, интуицию, инстинкт. Постклассическая философия объясняет картину мира как с идеалистических так и с материалистических неклассических позиций. И можно сказать, что постклассическая европейская философия ставит и решает антропологические проблемы

 

Основные картины мира

Картина мира – это совокупность знаний, дающих представления о процессах, которые происходят в природе, обществе и самом человеке. Первые картины мира формировались стихийно. Попытки систематизации знаний имели место уже в эпоху античности. Они носили ярко выраженный натуралистический характер, но отражали внутреннюю потребность человека познать целостный мир и самого себя.

Религиозная картина мира представляет собой целостную систему взглядов об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения религиозного опыта людей. Она не существует как целостная система знаний, т.к. действует десятки и сотни различных религий. Каждой религии соответствует своя картина мира, но общим положением для всех является то, что они основаны на религиозной вере.

Особенностями религиозной картины мира являются следующие:

1. Религиозные знания основаны на существовании сверхъестественного. Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога;

2. В учении о мире важнейшее место занимает вопрос о его создании и устройстве. Мир создан Богом и делится на естественный, где человек живет временно и сверхъестественный, где вечно обитают души людей;

3. Важнейшее место имеют представление о времени. История не циклична, не бессмысленна, она следует в определенном направлении, которое предопределено Богом;

4. В религиозных представлениях человек – существо греховное и всех людей ждет впереди Страшный суд. Одни обретут вечное блаженство в раю, а другие – вечные муки в аду.

Вывод: религиозные представления невозможно ни доказать, ни опровергнуть, это знания – вера, они могут либо сосуществовать со светскими знаниями, либо конфликтовать с ними.

Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями теоретическая модель бытия. Сущность этой картины состоит в следующих моментах:

1. Вселенная, т.е. наш материальный мир, есть часть природы, доступная нашему восприятию и пониманию;

2. Вселенная есть единое энергетическое целое. Энергия проявляется в физическом мире в виде вещества и поля;

3. Вселенная и все ее энергетические формы существуют единым всеобщим способом;

4. Движение происходит в формах пространства и времени. Пространство и время – это четырехмерный континуум:

5. Хаотические разрушительные процессы в природе преодолеваются через системность как способ самоорганизации материи. Системность мира – это то, что придает ему порядок, организует развитие и преодолевает хаос. Основными этапами самоорганизации материи являются:

1) атом – это элементарная система;

2) молекула – это система атомов;

3) кристаллы – это система неживого и живого вещества (клетки);

4) разум и человек – это биосоциальная система;

5) общество и цивилизация.

6. Появление разума и человека во Вселенной скорей всего не случайно.

Таким образом, философское миропонимание выражает стремление человечества не просто накопить массу знаний, а осмыслить мир как единый и целостный организм.

Научная картина мира включает в себя наиболее фундаментальные научные знания о природе, происхождении жизни и человека, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными. Она начинает формироваться в XVI – XVII вв. и основывается на лидирующей области познания. Вплоть до начала ХХ в. в науке господствовала рационально-механистическая картина мира (Декарт, Ньютон). Мир в этой картине – это мир твердой материи, а человек в нем случайность, побочный продукт звездной эволюции.

В ХХ в., с появлением теории относительности Эйнштейна возникло новое представление о мире, в основу которого был положен «антропный принцип». Согласно «антропному принципу», появление человеческого разума во Вселенной не случайно, а закономерно. Вселенная состоит из делимых атомов, которые являют собой сгустки поля, пространство и время тесно переплетены и образуют пространственно-временной континуум.

На современном этапе развития ученые высказывают различные гипотезы о возникновении Вселенной:

1. Стационарного строения Вселенной.

Сущность этой концепции сводится к тому, что Вселенная всегда пребывала в одном и том же состоянии, т.е. не имела «начала», но она не получила экспериментального подтверждения. Более того, были обнаружены факты, доказывающие, что в прошлом Вселенная пребывала в сверхгорячем и сверхплотном состоянии.

2. Пульсирующей Вселенной.

Гипотеза пульсирующей Вселенной, согласно которой Вселенная напоминает «шарик», который то раздувается, то стягивается в точку, и процесс этот потенциально бесконечен. Очередное «стягивание в точку» - очередной «конец» нашего мира. Следовательно, наш мир обречен переживать свою «кончину» потенциально бесконечное число раз. Но эта гипотеза верна, если наша Вселенная «закрыта», для этого она должна быть в 10 раз плотнее, чем она есть. Отсюда следует, что Вселенная – «открыта» и ее расширение необходимо, т.е. эта гипотеза также не верна.

3. «Большого взрыва».

Наиболее популярной является гипотеза «Большого взрыва», суть которой состоит в том, что Вселенная возникла 15 млрд. лет назад в результате взрыва физического вакуума. Вакуум стал расширяться и охлаждаться, вследствие чего возникли элементарные частицы, тела, звезды, планеты и человек.

Биологическая эволюция началась около 4 млрд. лет назад. Примитивный человек возник несколько миллионов лет тому назад. Лишь последние 100 тыс. лет наши предки стали способны к членораздельной речи, мышлению, использованию орудий труда. Возраст цивилизации составляет около 20 тыс. лет. Таким образом, крайне специфические условия обеспечили возможность появления жизни и ее последующую эволюцию.

Современная научная картина мира динамична, противоречива.

Вывод: Содержание основных картин мира является результатом длительного и противоречивого познания людьми окружающего мира и самих себя. Они сосуществуют друг с другом, взаимодополняют друг друга. Человечество, вынужденное действовать по законам диалога и сотрудничества, стремится выработать единую картину мира.

 

См.Моисеева, 169

 

 

· 3.Методы философии

Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения

Предметом философского знания является круг вопросов, которые изучает философия:

· история философии - учение о зарождении и развитии философии

· онтология-учение о бытии

· гносеология-учение о познании

· методология-учение о методах познания

· аксиология - учение о ценностях

· социальная философия-учение об обществе

· философская антропология - философское учение о человеке

Методы познания в философии - это способы, средства, с помощью которых осуществляются философские исследования:

· догматизм - восприятие мира через призму догм

· эклектика - произвольное соединение разрозненных фактов

· софистика-искусство доказывать любые, даже неверные положения

· герменевтика - правильное прочтение и истолкование смысла текстов

· диалектика - метод научного познания, учение о развитии

-через борьбу противоположностей

-путем перехода количества в качество

-через отрицание старого и возникновения нового с удержанием лучшего старого

· метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично, однозначно

· формально-логический

· прагматический

· системный

 

Строение философии и ее основные направления

Взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого – философия. А крона – частные науки. Философия намечает основные направления исследований в этих науках. Осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в общекультурном контексте. Эмпирической базой философских обобщений (ее корнями) являются теории и методы частных наук.

На современном этапе развития философии ее структура представляет довольно сложное образование:

- история философии

- онтология

- гносеология

- логика

- эстетика

- этика

- аксиология

- социальная философия

- философская антропология.

Это структура философского знания. Философия превращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке.

Возникает вопрос: «С какой целью человек, начав философствовать две с половиной тысячи лет назад, продолжает этим заниматься и сейчас?» А ответ один: чтобы понять мир, в котором он живет, изменить его к лучшему.

Наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объяснить целей, к которым мы стремимся. Или оправдать этические принципы, которым следуем. Философия может, должна и способна это делать. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Но несмотря на свою относительную абстрактность, она изначально практична и гуманистична. Ее назначение – научить человека самостоятельно и творчески мыслить. Понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели. Но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

 



2016-09-17 5309 Обсуждений (0)
Строение философии и ее основные направления 5.00 из 5.00 7 оценок









Обсуждение в статье: Строение философии и ее основные направления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)