Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАБОТА С РОБОСТЬЮ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ У ДЕТЕЙ



2016-09-17 519 Обсуждений (0)
РАБОТА С РОБОСТЬЮ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ У ДЕТЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Точного определения застенчивости нет. Застенчивость - это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.

Застенчивость - черта характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников

 

Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости. Тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребёнка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждёт ничего хорошего от окружающих.

Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:

- развитие позитивного самовосприятия;

- повышение уверенности в себе и своих силах;

- развитие доверия к другим;

- отреагирование страхов;

- развитие умения выражать свои эмоции;

- развитие навыков коллективной работы;

- развитие навыков самоконтроля.

Первый диагностический этап, как и все остальные, должен включать работу и с родителями, и с ребенком, и с педагогами.

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребёнок привык к психологу.

Первое время специалист должен систематически приходить в группу, проводить наблюдения, беседовать с педагогом, проводить игры и участвовать в них.

Когда ребёнок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать индивидуальную работу в кабинете. Скорее всего, ребёнок не захочет выполнять задания. Тогда можно предложить поиграть, порисовать, т.е. заняться тем, чем он захочет, и постараться включить задания в контекст игры или, в крайнем случае, отложить их.

В этот период целесообразно использовать проективные методики, включающие бесед по рисункам. Также в индивидуальной работе можно использовать элементы куклотерапии.

Постепенно можно включать ребёнка в подгрупповую работу - через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребёнок наверняка справится. Создание ситуаций успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отметить его успехи, сказав об этом вслух. Но не стоит заострять внимание на малыше, так как это только смутит его. Поэтому помощь ему лучше оказывать косвенно, без нажима. Поручение или свою просьбу можно мотивировать тем, что без его помощи взрослому не справиться.

Застенчивые дети гораздо легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослыми. Этот момент можно также использовать для развития уверенности ребёнка в своих силах, для развития позитивного самовосприятия.

Просьба, обращённая к застенчивому ребёнку (как и вообще к детям дошкольного возраста), должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное – это тактичность и терпение.

Эффективный способ расширения поведенческого репертуара застенчивого ребёнка – это привлечение ассистента из сверстников, который характеризуется высокой коммуникабельностью, доброжелательностью и сумеет вовлечь застенчивого ребёнка в игру, в совместную деятельность. Но его тоже необходимо подготовить: провести беседу, проиграть типичные ситуации.

Особое внимание нужно уделять консультированию родителей и педагогов. Им важно объяснить особенности ребёнка, рассказать о его потенциальных возможностях. Если причина нарушения кроется в дисгармонии семейных отношений, необходимо тактично поговорить об этом с родителями.

Рекомендации родителям застенчивого ребёнка и педагогам должны включать следующие моменты:

1. Фон общения с ребёнком должен быть спокойным и доброжелательным.

2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребёнка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.

3. Главный козырь взрослых – это терпение и тактичность.

4. Необходимо развивать у ребёнка инициативность и самостоятельность.

5. В быту необходимо стимулировать ребёнка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги – продавцу, телеграмму – телеграфистке и.т.д.). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

В непосредственной работе с детьми можно использовать следующие приёмы и методы:

- обучение способам расслабления;

- проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребёнка (публичное выступление, ситуация знакомства и т.д.);

- подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

- постановка спектаклей;

- рисование для выявления и отработки страхов;

- использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

- обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.



2016-09-17 519 Обсуждений (0)
РАБОТА С РОБОСТЬЮ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ У ДЕТЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАБОТА С РОБОСТЬЮ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ У ДЕТЕЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)