Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Методологическая основа. (Законы философии)



2016-09-17 543 Обсуждений (0)
I. Методологическая основа. (Законы философии) 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИКА И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Ушинский. К.Д. “Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, надо во всех отношениях его изучить”.

Краткая история возрастной психологии.

В течение столетий здравый смысл пасовал перед проблемой развития. Ребенка рассматривали как маленького взрослого. Живопись. Отсюда - количественное различие. (а не качеств.).

Зарубежные ученые: Ян Коменский, Джон Локк - проблемы детской психики в связи с воспитанием и обучением, Жан Жак Руссо - французский ученый-педагог, сторонник теории о ведущей роли воспитания в формировании человека, Пестолоцци - одним из первых собирался построить весь процесс обучения на психологической основе. Особая роль - К.Д. Ушинского - родоначальника педагогической науки России, особое внимание уделялось в его работах развитию психики в различные возрастные периоды. Вильям Штерн - проблемы развития восприятия, речи, умственных процессов, Карл и Шарлотта Бюлер- австронемецкие психологи - проблемы зоопсихологии, развития сознания и др.

Выход психологии в отдельную науку - первое 10-летие 20 века. Россия - 1906. - 1-й съезд (педагогической психологии, экспериментальной педагогике). Первоначально - популярное изложение общих психол. знаний для учителя, беседа с учителями о психологии, т.е. не было своего предмета исследования, лишь позже главными проблемами здесь стали уже чисто теоретические проблемы.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

План

1. Определение “метода”, “методики” (методология”)

2. Оценка места, роли метода (и конкретных методик) в изучении психики.

3. Требования к методам.

4. Оценка методов психологии: “+” или “-”.

 

1)МЕТОД - (с греч. - путь исследования, теория, учение) - способ достижения к-л цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

В философии метод - способ построения и обоснования системы филос. знания.

Встречаются различные т. зрения (дисс. конф.) - метод удачный, поэтому полученные результаты интересны; метод неудачный, поэтому ...

Сам метод - ни хорош, ни плох, - только инструмент. Его оценка зависит от теоретич., методол. воззрений исследователя.

Примеры: изучение темперамента и характера, способностей и знаний, вним., память. Но мышление - соц. обусловлено.

2 подхода: 1) адаптация метода – обязательное условие и все будет хорошо,

2) невозможность использования - либо частично (опросники)

- др. культура, др. соц. условия - идеология, мировоззрение.

МЕТОДИКА психологических исследований - совокупность методов, применяемых в данном исследовании и определяемых соответствующей им методикой.

Методика исследования всегда отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками нашей психологии специфические черты должна носить и ее методика.

Психика, сознание изучается нами в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики.

1. Отечественная психология утверждает единство, но не тожество психического и физического, значит психологическое исследование, в некоторых случаях включает физиологический анализ психологических (психофизических) процессов.

2. Методика психологического исследования, психологического познания человека, отправляясь от его деятельности и ее продуктам, должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека.

3. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей. Для этого необходимо не оперирование одними лишь статистическими средними, а анализ конкретных индивидуальных случаев, потому что действительность конкретна и лишь ее конкретным анализом можно раскрыть реальные зависимости.

4. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития психики является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического исследования.

5. Надо изучать ребенка, обучая его. Таким образом, в самой методике, в "практике" исследования закладывается единство, связь между теорией и практикой, между научным познанием психических явлений и реальным практическим воздействием на них.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ - основные пути и приемы познания псих. явлений и их закономерностей. Методы психол. науки должны иметь цель применения и методический прием, позволяющие проникать в сущность изучаемого психического явления. (Е.В.Шорохова: Кр. психол. словарь. Хрестом. под ред. К. К. Платонова.)

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ - система взглядов о принципах, способах, методах и средствах познания объекта психологии, система представлений о логике психологических исследований.

Основы методов исследования

I. Методологическая основа. (Законы философии).

* - единство и борьба противоположностей;

* - противоречия - как источник развития;

* - переход количества в качество - в виде скачков, растянутых во времени - новообразования возрастов.



2016-09-17 543 Обсуждений (0)
I. Методологическая основа. (Законы философии) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Методологическая основа. (Законы философии)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (543)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)