Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ деятельности социального педагога



2016-09-17 985 Обсуждений (0)
Анализ деятельности социального педагога 0.00 из 5.00 0 оценок




Деятельность социального педагога, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться. Основными компонентами деятельности выступают целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности.

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту - сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новой среде и др. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой.

Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности. Понятно, что содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того, формы и методы также между собой взаимосвязаны.

Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью деятельности социального педагога является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой детей и др.), поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка и поставить диагноз.

Следующий этап - поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности. Выполнение поставленных задач может осуществляться двумя путями. Первый - такую проблему можно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий, поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии, которая обеспечит успешное разрешение проблемы. Для этого социальный педагог должен быть вооружен знаниями о всех существующих социально-педагогических технологиях, а также умениями выбирать ту, которая необходима в данном конкретном случае.

Если ему это не удается (случай исключительный), тогда социальный педагог должен уметь составить свою собственную программу решения проблемы, т. е. самостоятельно разработать технологию своей деятельности в данном случае. Для этого социальному педагогу необходимо знать, что такое индивидуальная программа, как она составляется, как при этом учитываются особенности ребенка и особенности его проблемы и многое другое.

В любом случае эти две ветви ведут к решению проблемы. Для этого социальный педагог, в зависимости от того, какую технологию он применяет, выбирает соответствующие методы (убеждение, упражнение и др.) и формы организации (индивидуальная, групповая) своей деятельности, определенные средства, которые он использует в работе и которые ему позволяют решить проблему ребенку.

По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка. При этом возможны, по крайней мере, два случая: социальный педагог положительно решает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается; второй случай - социальный педагог не смог или только частично решил проблему ребенка, тогда необходимо, выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение решения проблемы.

Следует отметить, что социальный педагог в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, соц.становления. В центре внимания соц.педагога находится процесс социализации, успешная интеграция в общество. Деятельность социального педагога ориентирована на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач. Социальный педагог по-своему проф. назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различные социальные роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы.

Социальные роли: посредник (между личностью и социальными службами), защитник (прав личности), участник совместной деятельности (побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы),духовный наставник (социальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме),социальный терапевт (содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций), эксперт (отстаивание прав, определение методов допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы).

Выделяют следующие функции социального педагога.

Образовательно-воспитательная.

Он обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности личности как активного субъекта воспитательного процесса.

Диагностическая.

Он изучает медико-психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает, в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.

Организаторская.

Организует социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, проф.ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе.

Прогностическая.

Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, занимающихся социальной работой.

Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая.

Учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические. механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав.

Организационно-коммуникативная.

Способствует включению добровольных помощников в социально-педагогическую работу, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.

Охранно-защитная.

Использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Официально установлены сферы, где введена должность социального педагога:

образование (дошкольные, общеобразовательные учреждения; школы-интернаты, общеобразовательные учреждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей и др.);

здравоохранение;

учреждения системы соц. защиты населения

учреждения пенитенциарной системы

комитет по делам молодежи (дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры).

Объектами деятельности социального педагога выступают дети, нуждающиеся в социальной помощи и их семья. Рассмотрим две эти составляющие.

Основное назначение социального педагога - это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию. Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления.

Сотрудничая со школой, социальный педагог помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещения учениками школы, выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии. Чтобы помочь школьнику и его семье, он привлекает психолога, юриста, врача, работников милиции. В отличие от учителя-предметника, социальный педагог не на уроке и за учительским столом, а в школьном клубе, в секции, в разновозрастном отряде, там, где необходима его помощь и содействие ребёнку.

Он выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это:

·Неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьный курс;

·Дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе, или в семье;

·Трудные школьники, которые приобщились к алкоголю или наркотикам, чаще всего они стоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних;

·Одарённые дети.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным.

Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, способствует зачислению его в различные секции, кружки, клубы. Также он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, с семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы. Особое внимание уделяет детям, исключённым из школы, помогает устроить их в другую школу и освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учёбе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. Контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные школьные завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Социальный педагог входит состав специалистов, занимающихся с классами КРО. Совместные усилия специалистов (учителей, психологов, социальных педагогов, логопедов и других специалистов), работающих с детьми данной группы, направлены на организацию таких условий обучения и воспитания детей, которые способствовали бы более эффективной адаптации их к школьной жизни, интеллектуальному развитию, развитию психических процессов и т.д. Конкретной целью работы социального педагога в классах КРО является преодоление трудностей обучения ребенка в реальной социальной ситуации и возвращение его к нормальному процессу развития. Работа социального педагога с детьми данной категории непосредственно направлена на создание условий для эффективной адаптации школьника к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных отношений в семье, с учителями, сверстниками.

Социальный педагог активно работает с трудными подростками.

Трудные подростки - это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они отстают от своих сверстников в учёбе, не любят трудиться, не могут заниматься чем-то систематически, не могут заставить себя что-либо сделать. Они нарушают дисциплину в школе, пропускают уроки, конфликтуют с учителями, со сверстниками и родителями, считают себя неудачниками, бродяжничают, пьют, принимают наркотики, нарушают законы.

Цель работы социального педагога с трудными подростками - создание благоприятных условий для их личностного развития (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание им комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблемное поведение, своевременно выявить и устранить причины, порождающие его, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам "выходит" на контакт с трудным подростком и его семьей.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Рассмотрим последовательно каждую из составляющих. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др. Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;

значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;

взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;

воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;

социально-психологические проблемы воспитания "трудных" подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;

сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;

поощрение и наказание в воспитании детей в семье;

наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;

особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;

трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;

организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;

нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;

развитие представлений об общении в детском возрасте;

причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.

Наряду с передачей родителями такого рода знаний, социальные педагоги могут организовать еще и практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Если родители не добиваются позитивного результата в воспитании, то, следовательно, в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания. Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включаете себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Психологическую поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный педагог может осуществлять, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того эту работу могут выполнять психологи и психотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводит лечение.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. В отличие от психотерапии социально-психологическая коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных взаимоотношений и отношений между семьей и обществом. Цель ее заключается в том, чтобы помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов, но ведению домашнего хозяйства, "клубов знакомств", летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

Такими проблемами могут быть:

передача ребенка на воспитание в приемную семью. В идеале социальный педагог должен провести обследование этой семьи, психологического климата в ней. После того, как принято решение о передаче ребенка, необходимо регулярно патронировать эту семью, говорить с ребенком, родителями, чтобы убедиться, что ребенку там хорошо. Если появляется проблема в адаптации этого ребенка в новой для него семье, социальные педагоги должны включиться в ее разрешение с целью обеспечения полноценного ухода за ребенком. Если у ребенка есть настоящие родители, социальный педагог кроме того, что он взаимодействует с приемными родителями, должен поддерживать связь и с истинными родителями. Цель должна состоять в том, чтобы дать возможность настоящим родителям подготовиться (в случае благополучия семьи) к возвращению ребенка. Кроме того, цель социально-педагогической деятельности состоит в том, чтобы помочь членам биологической семьи оставаться вместе в период роста и развития ребенка;

усыновление ребенка, которое предполагает постоянный уход нуждающимся детям. Оно предоставляет усыновившим родителям права, которыми обладали биологические родители. Но кроме прав они наделяются и обязанностями, выполнение которых должен контролировать социальный педагог;

помещение детей в приюты. Приют, в отличие от детского дома, - место временного пребывания, поэтому ребенок должен находиться там ровно столько, сколько необходимо для решения его главных проблем. За этот срок социальные педагоги обязаны выяснить данные о месте прежнего проживания ребенка, причины его безнадзорности, осуществить розыск родителей или лиц, их заменяющих, родственников, сообщить им о его нахождении в приюте, содействовать коррекции взаимоотношений в семье, содействовать возвращению ребенка в семью, помочь в трудоустройстве и решении материальных и жилищных проблем.

помещение ребенка на институциональное попечение, коим являются детский дом, школа-интернат, "лесная школа", семейные детские дома, которые могут быть созданы государственными службами или частными организациями, не извлекающими из этого прибыли.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Такая помощь оказывается любому члену семьи, в том числе и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся. Плохое обращение означает нанесение телесных повреждений, насилие или непосильный труд. Отсутствие заботы подразумевает пренебрежительное отношение к уходу за ребенком, включающему питание, медицинскую помощь. Как крайнюю меру этот вид помощи предусматривает рекомендации на лишение родительских прав, передачу ребенка в учреждения интернатного типа.

Однако эта мера должна применяться в исключительных случаях, так как для эмоционального здоровья ребенка очень важна атмосфера семьи. Чтобы помочь детям остаться в семье, социальные педагоги вначале наблюдают за тем, что происходит дома, консультируют детей и родителей, информируют родителей о правовых требованиях и используют судебные санкции как средство мотивации к позитивному изменению жизни ребенка.

Подводя итог вышесказанному, следует ещё раз подчеркнуть сложность, многообразие, высокую практическую значимость деятельности социального педагога. Важнейшей характеристикой её является тесная взаимосвязь с деятельностью классных руководителей, педагогов-предметников и педагогов дополнительного образования, психологов, логопедов, юристов, медицинских и милицейских работников.

 

Заключение

В заключение хочется ещё раз отметить, что в современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем требуется социальная помощь семье и детям, стала остро востребована работа социального педагога. В данном исследовании мы рассмотрели теоретические основы социальной педагогики, которые составляют общепрофессиональную подготовку социального работника.

Изучение теоретических основ любой науки невозможно без рассмотрения истории возникновения данной науки. История социальной педагогики как часть общей педагогики исследует возникновение и развитие практики обучения и воспитания, различных педагогических теорий и концепций, методов обучения и воспитания в разные времена, изучает практику социального воспитания отечественных педагогов, анализирует их опыт.

В данном теоретическом исследовании нами рассматриваются предмет, задачи и содержание социальной педагогики, ее главные принципы и функции. Выделены и обоснованы ее специфические особенности, сформулированы наиболее важные требования, вытекающие из них. Также нами были рассмотрены такие основные понятия как методы социальной педагогики, социально-педагогический процесс и был произведён анализ деятельности социального педагога. Социально-педагогический процесс представлен на основе учения П.Ф. Каптерева, которое изначально строилось на социально-педагогической концепции и не утратило своей значимости в современных условиях. Он считал социально-педагогический процесс целостным явлением, выделяя в нем внутреннюю и внешнюю составляющие. Изучение этого процесса необходимо для глубокого понимания сущности и содержания технологии деятельности социального работника, ее компонентов и особенностей реализации. Деятельность социального педагога проанализирована с точки зрения её структуры и объектов. Рассмотрены роли и функции социального педагога.

Подводя итог, необходимо сказать о верности сформулированной гипотезы: знание теоретических основ социальной педагогики является важной составляющей подготовки социального педагога как специалиста для работы в общеобразовательном учреждении.

 

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: "Наука" 1994.

2. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 1992.- № 7/8.

3. Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб.// Социальная работа. -1992. - № 1.

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

5. Василькова Ю.В. "Лекции по социальной педагогике". - М., 1998.

6. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб.пособие. - М.: Изд. Центр "Академия",2008.

7. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика: курс лекций.Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

8. Горячев М.Д. "Социальная педагогика". - Самара, 1996.

9. Гурова В.Г. Социальная педагогика/Педагогическая энциклопедия. Т. 4 Москва 1968 г.

10. Колобов О.А. "Социальная педагогика как профессия". Нижний Новгород. 1996.

11. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М., 1997.

12. Куличенко Р.М. "Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов в России". М., 1998.

13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики

14. Мудрик А. В.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

15. Мудрик А.В. Социализация / Магистр. 1993г. №3.

16. Никитин В.А. Социальная педагогика. М.: Владос, 2002.

17. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Под ред. Бадя. - М

 



2016-09-17 985 Обсуждений (0)
Анализ деятельности социального педагога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ деятельности социального педагога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (985)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)