Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки » 18 часов



2016-09-17 1060 Обсуждений (0)
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки » 18 часов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.

 

Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Обучающиеся должны понять, что эта музыка, к которой надо идти, в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.

 

Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей

 

Урок 1.Классика и современность.(1ч)

 

Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» (эпохи, национальный, индивидуальный).

 

Урок 2.В музыкальном театре.Опера.(1ч)

 

Урок 3.Опера«Иван Сусанин» (1ч)

 

Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

 

Урок 4-5.«Опера«Князь Игорь».(2ч)


Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

 

Урок 6.В музыкальном театре.Балет.(1ч)

 

Урок 7-8.Балет Б.И.Тищенко«Ярославна».(2ч)

 

Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

 

Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

 

Урок 9.Героическая тема в русской музыке. (1ч)

 

Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.

 

Урок 10-11.В музыкальном театре.Мой народ-американцы.Опера«Порги и Бесс».

 

Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)

 

Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

 

Урок 12-13.Опера Ж.Бизе«Кармен».Самая популярная опера в мире.Образ Кармен.Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)

 

Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

 

Урок 14.Балет Р.К.Щедрина«Кармен-сюита».Новое прочтение оперы Бизе.ОбразКармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)


Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.

 

Урок 15.Сюжеты и образы духовной музыки.(1ч)

 

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».

 

Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

 

Урок 16.Рок-опера Э.Л.Уэббера«Иисус Христос–суперзвезда». (1ч)

 

Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.

 

Урок 17 .Музыка к драматическому спектаклю«Ромео и Джульетта»(1ч)

 

Урок 18.«Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю«Ревизская сказка».Образы«Гоголь-

 

сюиты. Музыканты – извечные маги…». (1ч)

 

Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.

 

Тема II полугодия:

 

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» - 17 часов

 

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки

 

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия

 

– в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

 

Урок 19.Музыкальная драматургия–развитие музыки.(1ч)


Урок 20.Два направления музыкальной культуры:духовная и светская музыка(1ч)

 

Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

 

Урок 21.Камерная инструментальная музыка.Этюд(1ч)

 

Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;

 

Урок 22.Транскрипция. (1ч)

 

Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

 

Урок 23.Циклические формы инструментальной музыки.(1ч)

 

« Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке».

 

Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

 

Урок 24-25.Соната.Сонатная форма(2ч)

 

Л.В.Бетховен -Соната №8, В.А.Моцарт -Соната №11, С.С.Прокофьев -Соната №2.

 

Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»; особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

 

Урок 26 – 30.Симфоническая музыка(5ч)

 

Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро» на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

 

Симфония №103(с тремоло литавр) Й .Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева. Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».- (5ч)

 

Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов.

 

Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным
событиям истории страны понять способы создания художественного образа и

драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

 

Урок 31.Симфоническая картина«Празднества»К.Дебюсси.(1ч)

 

Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.

 

Урок 32.Инструментальный концерт.(1ч)

 

Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.

 

Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

 

Урок 33.«Рапсодия в стиле блюз»Дж.Гершвина.(1ч)

 

Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.

 

Урок 34 - 35.Музыка народов мира.Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.Пустьмузыка звучит! (2ч).

 

Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.

 

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» основными формами организации учебных занятий являются индивидуальные,

 

групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные, а также следующие виды организации учебной деятельности, используемые на уроке и направленные на полноценное общение обучающихся с высокохудожественной музыкой:

 

экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, исследовательский проект, работа по карточкам, самопроверка, взаимопроверка.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

В результате изучения предмета музыки ученик должен:

 

Знать/понимать:

 

• специфику музыки как вида искусства;

 

• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

 

• основные жанры народной и профессиональной музыки;

 

• основные формы музыки;

 

• характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

 

• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

 

• имена выдающихся композиторов и исполнителей;

 

Уметь:

 

• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

 

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

 

• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

 

• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

 

• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

 

• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

• певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

 

• размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

 

• музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.




2016-09-17 1060 Обсуждений (0)
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки » 18 часов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки » 18 часов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1060)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)