часа – на изучение языковых тем0.00 из
5.000 оценок
Программы среднего общего образования для общеобразовательных организаций.
Русский язык
Класс
Профильная программа. Филология
Класс (3 часа в неделю, 35 недель, 105 часов)
Часов – контрольные работы
Часа – резерв
часа – на изучение языковых тем
№
Содержание образования
Умения и навыки учащихся
Предметные
Метапредметные
Личностные
Введение (1 час). Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы.
Знает уровни языка, основные
единицы и их признаки.
Имеет представление об
истории становления и развития
русского языкознания, знает
ученых-лингвистов и их работы.
Понимает место
лингвистики в кругу
филологических дисциплин.
Умеет проводить
самостоятельный поиск
информации, анализировать и
отбирать её;
расширяет круг используемых
языковых и речевых средств.
Понимает роль родного
языка для самореализации,
самовыражения личности в
различных областях
человеческой деятельности.
Синтаксический уровень языка (10 часов)
· Классификация синтаксических единиц русского языка.
· Синтаксические связи, их типы и средства выражения. Синтаксические нормы в области согласования и управления.
· Синонимия составных сказуемых.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Синонимия односоставных предложений. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Синонимия обособленных и необособленных определений. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Синонимика простых и сложных предложений
· Стилистика простого и сложного предложений.
· Изобразительно - выразительные средства синтаксиса.
Проводит анализ синтаксических явлений и фактов, примеров сходства и различия в синтаксических системах русского и изучаемого иностранного языка; Определяет изобразительно - выразительные средства синтаксиса в тексте.
Совершенствует логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения материалов на определённую тему
Совершенствует коммуникативные способности; развивает готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
Русский язык как объект научного изучения
(14 часов)
Имеет общее представление об основных направлениях развития современной русистики и методах изучения языка.
Понимает учебную задачу, планирует свои действия, осуществляет итоговый контроль.
Умеет работать с несколькими источниками информации (научным текстом, раздаточным материалом).
Строит ответы в научном или публицистическом стиле, формулирует собственное мнение и позицию в высказываниях, использует речь для регуляции своего действия, контролирует действия партнера, задает вопросы по существу.
Сохраняет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ценностное отношение к совместной учебно- познавательной деятельности по систематизации знаний.
3.1
Язык и его основные функции: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Языки естественные и искусственные.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.
Сходство и различия в фонетической, лексической и грамматической системах русского и изучаемого иностранного языка.
Углубляет знания о языке как многофункциональной развивающейся системе.
Понимает взаимосвязь основных единиц и уровней языка.
Имеет представление о языковой норме, её функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Различает основные виды, варианты норм современного русского литературного языка.
норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая).
Владеет информацией об истоках русского языка в мультикультурном информационном пространстве, его контактах с другими языками. Умеет находить заимствования из старославянского языка в словах и текстах современного русского языка. Понимает роль старославянского языка в развитии русского языка.
Использует разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки.
Пользуется русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки. Осознает феномен родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности. Использует
Использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств.
3.2
Культура речи как раздел лингвистики Литературный язык и его признаки. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Речевая культура в бытовом, учебном и научном общении. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Выбор этикетных формул в зависимости от условий речевого общения. Основные требования к речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность выразительность. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Имеет представление о культуре речи как особом разделе лингвистики и о языковых нормах как правилах использования в речи языковых средств. Имеет представление о речевой компетенции носителя языка, об уровнях речевой культуры, об основных аспектах культуры речи. Выявляет особенности территориальных, социальных и профессиональных диалектов. Анализирует и оценивает речевые высказывания с точки зрения их соответствия литературным нормам. Сопоставляет и сравнивает речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Осуществляет выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Устанавливает причины коммуникативных неудач.
Соблюдает нормы речевого поведения в социально- культурной, официально- деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы. Осуществляет речевой самоконтроль, анализирует речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Осуществляет анализ и синтез; устанавливает причинно- следственные связи; строит рассуждения; осуществляет выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности. Владеет разными способами редактирования текстов. Использует нормативные словари русского языка и справочники.
Стремится к постоянному совершенствованию собственной речи, развитию эстетического вкуса.
Совершенствует коммуникативные способности; развивает готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
3.3
Языковая норма, её основные признаки и функции. Кодификация нормы. Основные виды языковых норм русского литературного языка. Варианты норм.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Иноязычные слова в современной речи.
Грамматические нормы. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Трудные случаи орфографии.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Трудные случаи пунктуации. Вариативная расстановка знаков препинания.
Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки.
Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.
Проблемы экологии русского языка. Речевые штампы и канцеляризмы. Жаргонизмы и языковые элементы, не допускаемые нормами речевого общения.
Имеет представление о языковой норме, ее видах и вариантах. Анализирует и характеризует особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных звуков, некоторых грамматических форм, иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Анализирует и оценивает речевые высказывания с точки зрения соблюдения всех норм, придерживается норм в собственной речевой практике. Использует нормативные словари современного русского языка и справочники. Анализирует и оценивает нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания. Соблюдает в речевой практике нормы современного русского литературного языка. Использует в собственной речевой практике нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь, справочники по русскому правописанию.
Овладевает социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Осознает ответственность за языковую культуру.
Активно использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач в повседневной жизни.
Представляет речевой идеал, стремится к речевому самосовершенствованию.
Функциональная стилистика (65 часов)
4.1
Понятие о функциональных стилях. Различные трактовки понятия «стиль» и вопрос о функционально-стилистической дифференциации языка в современной русистике. Функциональные разновидности русского языка: функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка
Имеет представление об основных
классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально- стилевой дифференциации современного русского языка.
Различает речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей.
Овладевает навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Адекватно понимает и анализирует основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов разной функционально –стилевой и жанровой принадлежности, воспринимаемых зрительно или на слух.
Извлекает необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде.
Увеличивает продуктивный, рецептивный и потенциальный словарь.
4.2
Научный стиль речи: сферы использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость и обобщённость, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный, научно-популярный стили. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).
Распознает тексты научного стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам.
Анализирует научные (учебно-научные, научно- популярные) тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. Сопоставляет и сравнивает научные тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей. Создает учебно-научные тексты в устной и письменной форме. Выступает с сообщениями, небольшими докладами, презентациями; участвует в диалоге, дискуссии на учебно- научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения. Составляет аннотации, тезис
Пользуется русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки. Совершенствует умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (прежде всего на уроках по предметам гуманитарного профиля).
Понимает зависимость успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком.
4.3
Официально-деловой стиль речи, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
Устанавливает принадлежность текстов к официально-деловому стилю. Анализирует официально- деловые тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. Сопоставляет и сравнивает официально-деловые тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей. Создает официально-деловые тексты (заявление, доверенность, расписку, объявление, деловое письмо, резюме, автобиографию) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой у
Владеет разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с различными источниками информации
Владеет лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях.
4.4
Публицистический стиль речи, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля (выступление, статья, интервью, очерк, репортаж). Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Распознает тексты публицистического стиля по их внеязыковым и языковым признакам. Анализирует публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них.
лексических, морфологических, синтаксических средств. Сопоставляет и сравнивает публицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка. Создает устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров (выступление, информационная заметка, сочинение- рассуждение) в социально- культурной сфере общения. Знает требования к созданию публичного выступления. Выступает перед аудиторией сверстников с небольшой информационной, протокольно- этикетной, развлекательной, убеждающей речью с учетом особенностей адресатов, ситуации и сферы общения. Проводит дискуссии (выбор темы; подготовка альтернативных тезисов и аргументов; сбор материала из окружающей действительности, литературы, средств массовой информации: убедительных фактов, наглядных примеров, аргументов, авторитетных высказываний).
Умеет строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию
Формирует эстетические потребности, ценности и чувства.
Создает алгоритм своей деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
4.5
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Отличает разговорную речь от других функциональных разновидностей языка по ее внеязыковым и лингвистическим признакам. Анализирует разговорную речь с точки зрения специфики
использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств.
Сопоставляет и сравнивает разговорную речь с текстами других функциональных разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.
Принимает участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения.
Создает бытовые рассказы, истории, пишет дружеские письма.
Овладевает нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения.
Формирует личностный смысл учения.
Стремится к
речевому самосовершенствованию; к способности анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.
4.6
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи.
Выявляет отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка.
Умеет находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности.
Анализирует фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств.
Формирует бережное отношение к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.
Формирует целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения учебного материала.