Реализация технологии «проектное обучение» в рамках современного урока в начальной школе
Очень помогает сделать увлекательным и запоминающимся информационный материал иллюстративно-демонстрационные проекты. Теоретические и практические концепции проектного обучения отражены в работах П.П. Блонского, В.Д. Симоненко, П.Ф. Каптерева, Н.В. Матяш, В.Н Шульгина и других. Фигура учителя меняется при внедрении технологии проектирования. Ипостась программоносителя познаний замещается ипостасью, организующей когнитивный труд школьников. Что важно, педагог осуществляет культурную, в данном случае – непрямую трансмиссию. Применяя на практике проектное обучение, под чётким и экспериментирующим взглядом педагога, у ученика рождаются структурно новые образования психологического фона, процесс мышления активизируется и ускоряется, расширяется горизонт видения окружающего мира, формируются волевые процессы, реализуется и процесс инкультурации. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что проектная технология удовлетворяет и образовательным процессам, и способствует формированию и повышению онтогенеза личности, заключая в себе когнитивный, игровой и творческий процессы. Метод проектов репрезентирует в себе гибкий вектор дидактического процесса. Направленный на развитие детской личности, он имеет парадигмальность в своих взглядах: - это модель атрибуции достижений (Б. Вайнер), с помощью который учитель помогает ученикам предсказать результат целедостижения или его объяснить ( внутренний и внешний локусы контроля, имеется контороль или нет, имеется стабильность или нет и т.д.). Т.е., рассматривая более детально, педагог помогает понять ученикам, что причиной неудачи является интернальный фактор. Хороший подход есть у японцев: « Причиной несчастья считай самого себя»; - формирование индивидуалистической или коллективистической ориентации ребёнка (концентрация ребёнка на своём «Я» или на группе, общине); - степень активности в культуре (стремление каждого ребёнка внести посильный вклад в культуру); - степень допустимой эмоциональной репрезентативности в поступках; - гендерная ( и дифференциальная) социализация, эталоны поведения; - культурные и субкультурные нормы; - дуальное отношение к миру, гибкое отношение к ситуациям; - методы самоуправления, саморегуляции, стремление к вечному познанию; самореализация в труде.
Проблема, ставящаяся ребёнку, должна быть необычной. Или же, ребёнок должен найти креативное её решение. Стержнем работы ставится независимый труд школьников. Он может проходить в индивидуальной, групповой или бинарной формах. Создавая исследование ученикам, учитель берёт во внимание: - интерес детей к поставленной дилемме; - степень готовности к реализации данного процесса; - реальную значимость исследования; - имеющиеся знания у школьников, для готового результата деятельности и открытость к познанию новой информации; -творческое оформление проекта; -доступная реализация задачи. Реконструирующейся школе требуется проектный метод обучения для раскрытия в ученике как природных – естественных – способностей, так и специфических , которые обеспечивали бы развитие и жизнь в обществе. Ребёнок формирует стиль жизни, понимая, что учёба с практической значимости жизнедеятельности – консолидированы. Результаты деятельности ребёнка проявляются как тело и душа: внешние достижения имеют осязаемую, видимую оболочку, которая представляет в себе знания, применимые на практике. Душа же – более тонкая атмосфера результативности ученика. Она в себе скрывает навыки, компетентность ученика, как будущей профессиональной личности, созиждителя мироздания. В проектной технологии знания, умения и навыки формируются в процессе решения задач, которые имеют разноуровневую сложность, начиная от простейшего примера и постепенно усложняясь. Однако, учёные полагают, что весь процесс обучения не рационально путём сукцессии переводить на абсолютное проектное обучение.
Практика показывает, что педагоги наиболее часто употребляют миксерный подход, показывающий наибольшее многоцветье результатов. Согласна Д. Л. Фрайд-Бусу, существует 3 степени осуществления деятельности: 1. Проектирование. 2. Осуществление плана задачи. 3. Конструирование творческого изделия – результата деятельности. Н.Ю. Пахомова характеризует такие компоненты технологичности процесса проектирования: - эмпатийное осуществление проекта (отождествление значимости процесса со своим «Я»): педагог ставит цель проблемы, условия выполнения, её значимость, содержание (наполненность), школьник внедряет своё «Я» в структуру проблемы, ставит задачи, уточняет вопросы у педагога, утверждает задание; - прогнозирование труда и его корректное осуществление: учитель создаёт группы, каждому ребёнку отводит индивидуальную роль, проектирует работу детей по достижению целей и результатов исследования, выясняет, в каком образе дети будут защищать проект. Также педагог помогает в консультировании, аккуратно смотрит за выполнением проекта, помогает ученикам построить выступление проекта. Ученики распределятся по группам, принимают свою роль в проекте, продумывают шаги по разрешению задач и способ изображения результатов. Ученики ищут новую информацию, актуализируют её, спрашивают помощи у педагога, если она требуется. Продумывают составляющие защиты проекта. -репрезентация процесса достижения цели: Учитель подводит итог работе, ставит выводы, даёт характеристику и оценочное достижение поведения школьников, поощряет положительные черты детей, проявившиеся в работе, словами-дескрипторами. Ученики демонстрируют возможность работать сообща, в группе, и параллельно – нести ответственность за свой индивидуальный труд. Показывают соединение себя с проектом: на сколько поняли глубину поставленных задач, цели, методов достижения результата. И самое важное – происходит рефлексия. Учителю в проектированной деятельности предстоит переживание сразу целого ряда ролей: - активист ( помогает детям энергичней работать, мотивирует деятельность, подбадривает, хвалит); - эксперт ( знания, умения, навыки – то есть, профессиональная компетентность в широкой сфере деятельности); - референт ( помогает получать информацию из всех возможных источников) - путеводитель (управляющий): восприятие и актуализация времени; - «эврицист» : здесь деятельность педагога в анкетировании или же, в более широком смысле, задачей педагога является понять глубину осознания и принятия проекта детьми, помощь в достижении результата путём задавания вопросов, которые будут способствовать к самостоятельному нахождению ответов. Бинарная связь поддерживается. -шеф и куратор общей деятельности; -«дока»: маркирует результат исследования ( здесь – ставит oценку анализу, синтезу, индукции).
Заключение: Наиболее близкое мне понятие педагогической технологии из всего многоцветья определений принадлежит Б. Т. Лихачёву: «ПТ- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса.» Исследования подтвердили гипотезу: педагогические технологии повышают качества образования. Технологизируя школьную жизнь, на выходе дети, как реактивные создания, получают не только временную мотивированность к самостоятельному познанию окружающего мира, приобретению новых знаний, но сродняются с когнитивным образом жизни. У детей формируются и укрепляются такие качества, перерождающиеся потом в черты характера и профессиональную компетентность, как абстрактно-логическое мышление, умение дидуктивному и индуктивному методам, эмпатии, рефлексии и интроспекции, стремление к самоатуализации не только индивидуальности своей, но и группы, семьи, общества. Заложенные знания синестезируются в творчестве. Основное психологическое достижение – сила воли. Формируются способности: трудолюбие, дисциплинированность, гибкость ума, собранность, наблюдательность, целенаправленность. Самое главное – укрепляются нравственные и эстетические качества, ценности, идеалы, устремления. Мы можем видеть, что педагогу подвластно создавать характер ребёнка, который есть смесь врождённых особенностей ВНД и приобретённых черт личности.
Какая душа станет после общения с нами, какими цветами будет наполнен Сад, под названием Земля – наша, и только наша задача.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |