Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Различительные признаки синтаксических единиц



2016-09-17 2982 Обсуждений (0)
Различительные признаки синтаксических единиц 4.75 из 5.00 4 оценки




ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СИНТАКСИСА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

План

1. Объект, предмет, цель и задачи изучения синтаксиса.

2. Единицы синтаксиса.

3. Синтаксические связи и отношения.

4. Синтаксическая семантика.

5. Из истории изучения синтаксиса

Литература

1. Белошапкова, В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В. А. Белошапкова, В.Н.Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. ‑ 295 с.

2. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

3. Распопов, И. П. Очерки по теории синтаксиса / И. П. Распопов. – Воронеж: ВГУ, 1973. – 219 с.

4. Русская грамматика: в 2 т. / гл. ред. Н. Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – Т. 2: Синтаксис.

 

 

1.

Термин синтаксис (от греч. ‘построение, порядок, составление’) употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке.

Синтаксис языка ‑ это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

Синтаксис как наука ‑ это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса.

Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

Объект синтаксиса ‑ это существующие в языке типы словосочетаний и предложений, то есть то, что называют синтаксическим строем языка.

Предмет синтаксиса ‑ изучение правил связывания слов и форм слов в словосочетания и предложения и анализ всех тех языковых единиц, в пределах которых эти правила реализуются.

Цель синтаксиса ‑ изучить строение (грамматическую форму) и значение (грамматическое значение) синтаксических единиц. Цель синтаксиса определяет постановку и решение следующих задач:

1. Определение понятия «синтаксические единицы» и их состава.

2. Изучение грамматической формы, грамматического значения и грамматических категорий синтаксических единиц.

3. Описание структурных и функциональных типов синтаксических единиц.

4. Выявление и анализ структурно-семантических разновидностей синтаксических единиц.

5. Изучение структурно-семантических компонентов, составляющих синтаксические единицы, в частности, членов предложения.

6. Описание средств связи и способов выражения синтаксических отношений внутри синтаксических единиц и между ними и т.д.

 

2.

Фундаментальные понятия синтаксиса ‑ понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.

Единицы синтаксиса:

· словосочетание

· простое предложение

· сложное предложение

Синтаксис как область грамматического строя языка объединяет в своих границах такие единицы, которые или непосредственно формируют сообщение, или служат компонентами формирующей его конструкции. Такими синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение и сложное предложение. В сферу синтаксиса входят также единицы сообщения, которые не имеют собственных грамматических характеристик и объединяются с грамматическими предложениями функционально.

Кроме названных единиц, принадлежащих только синтаксису, в его сферу входят также единицы, принадлежащие другим областям языка и участвующие в образовании синтаксических единиц; это слово и форма слова. Эти единицы принадлежат не только синтаксису, но также лексике и морфологии; в синтаксисе они определяются и характеризуются только со стороны своих синтаксических свойств.

Знаменательное слово ‑ это единица, которая, благодаря своим грамматическим и лексико-семантическим свойствам, способна подчинять себе другое слово в той или иной его форме (формах) или в той или иной своей форме (формах) само подчиняться другому слову. Вступая с другими словами в синтаксические связи, слово принимает участие в образовании синтаксических конструкций, которые являются компонентами оформленной единицы сообщения.

Так, например, слово читать своими лексико-семантическими и грамматическими свойствами (принадлежность к глаголу как части речи, переходность, лексическое значение) предопределяет возможность своей связи с формой вин. п. имени в объектном значении, подчиняет себе эту форму и на основе этой связи образует сочетание (читать книгу, письмо, стихи...), которое входит в единицу сообщения как ее компонент: Он читает книгу; Читать книгу интересно; Сел читать книгу; Читая книгу, уснул; Человек, читающий книгу, поднял голову. Слово город своими категориальными свойствами предопределяет связи типа новый город, город у моря, город ночью, подчиняет себе формы других слов и образует сочетания, которые входят в качестве компонентов в такие конструкции, как Построен новый город; Я хорошо знаю этот город у моря; Город ночью ‑ это совсем не то, что город днем. В этих же соединениях формы слова читать и город могут оказаться подчиненными другим словам: читающий человек, сел читать, знаю город.

Грамматический характер таких связей различен; они объединяются в типы связей, которые называются присловными подчинительными связями. Свойства знаменательного слова подчинять себе другие слова в тех или других формах, весь потенциал связей, принадлежащих слову, составляет область синтаксиса слова (о связях, возникающих на основе подчинения форм слов, см. ниже).

Важно понимать, что предложения и словосочетания – это единицы разного уровня. Почему ими занимается одна лингвистическая дисциплина – синтаксис? Потому что для синтаксиса важно, как из слов на основе синтаксических связей создаются разные синтаксические конструкции. Слова соединяются в словосочетания, а словосочетания складываются в предложения.

Словосочетание ‑ это непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью. Словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.

Любить животных, любимое дело, очень интересно, школа и колледж.

Словосочетания формируются в предложениях и выделяются из него:

Проявляйте уважение к мнению других людей.

Предложение– это синтаксическая конструкция более высокого уровня, чем словосочетание. Предложение ‑ основная синтаксическая единица языка, синтаксиса, в нем оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать).

Оно иначе организовано: в каждом предложении выделяется грамматическая основа. В простых предложениях грамматическая основа одна.

Если в предложении более одной грамматической основы, то это предложение сложное.

Простое предложение – это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова.

Сложное предложение – это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные единицы, соединенные между собой синтаксической связью.

Различия между синтаксическими единицами носят только грамматический характер, по своему вещественному содержанию они могут совпадать, условием такого совпадение является равенство лексического состава.

Различительные признаки синтаксических единиц.

Отсутствие соотнесенности с ситуацией речи, оценки говорящего – непредикативность (словосочетание). – Соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания – монопредикативность (простое предложение). – Соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания по частям – полипредикативность (сложное предложение).

Словосочетание – это непредикативная единица, то есть оно не оценивает содержание с точки зрения реальности, достоверности, возможности. А предложение – предикативная единица. Поэтому содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации.

Словосочетание и предложение различны и по характеру функций. Словосочетание представляет собой наименование сложного, расчлененного понятия. Поэтому словосочетание выполняет назывную, номинативную функцию. В речи оно, как и слово, не способно быть коммуникативной единицей (единицей общения) и поэтому используется лишь как материал для построения предложения.Предложение тоже выполняет номинативную функцию, только оно называет не отдельные предметы, признаки и пр., а событие, ситуацию. И эта номинация предназначена для общения людей друг с другом. Поэтому собственная языковая функция предложения – коммуникативная (функция общения, сообщения).

Предложение как коммуникативная единица имеет интонационное оформление. Словосочетанию интонация не свойственна.

Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание – уровень докоммуникативный, предложение – уровень коммуникативный, причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение. Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Например, в сочетании осенняя листва объединяются две формы слова – форма женского рода единственного числа именительного падежа существительного и такая же форма прилагательного. Следовательно, первичной синтаксической единицей можно признать форму слова или синтаксическую форму слова. Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования, например: очень плодотворно, весьма приятно.

 

3.

Синтаксическая связь служит для выражения синтаксических отношений между словами, создает синтаксическую структуру предложения и словосочетания, создает условия для реализации лексического значения слова.

Основные виды (типы) синтаксической связи ‑ сочинение и подчинение.

Подчинение передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания двух слов, в котором одно выступает как главное, второе - как зависимое. Так, в словосочетании моя подруга словоформа подруга является главной, моя – зависимой (выступает в том же роде, числе и падеже, что и главная). В сложноподчиненном предложении Мне нравится, что Вы больны не мной (Цветаева) главной частью является Мне нравится (что?), зависимой (придаточным изъяснительным) – что Вы больны не мной.

Сочинение передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания слов, в котором все слова выступают как равноправные по отношению друг к другу: синий и зеленый.

На базе основных типов связи в лингвистической литературе выделяется: 1) пояснительная связь; 2) двунаправленная связь; 3) детерминантная связь.

Рассмотрим их подробнее.

Пояснительная связь характерна только для словоформ в составе предложения. Это связь словоформ, при которой второй компонент как бы "накладывается" на первый и благодаря этому уподобляется ему в синтаксических отношениях с другими компонентами предложения. Пояснительные синтаксические отношения выражают разные названия одного и того же явления: Она выходила на улицу в стареньком, очень потрепанном, платье. Налево, у дороги, стояло одинокое дерево.

Пояснительную связь можно усмотреть в случаях, которые обычно трактуются как обособление приложений: Я, Петров Сергей, доверяю Долженко Алексею Владимировичу получить мою стипендию.

Двунаправленная связь характерна только для предложения, это одновременная связь зависимой словоформы с двумя другими стержневыми для нее словоформами, выражает определительные и обстоятельственные, определительные и объектные синтаксические отношения. Пример: Уткнувшись лицом в полотенце, он заплакал навзрыд, как плакал в этой комнате, когда маленького его несправедливо и жестоко наказывал отец (Федин).

Словоформа маленького выражает одновременно атрибутивное отношение к словоформе его (он какой?) и обстоятельственное временное к словоформе наказывал (когда?).

Детерминантная связь ‑ связь свободного присоединения словоформы к предложению в целом, выражает объектные и обстоятельственные синтаксические отношения. Примеры: В писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Для большого писателя мало знать родной язык.

Выделенные единицы являются объектным детерминантом.

С балкона в комнату пахнуло свежестью. В распахнутые окна дул теплый ветер ‑ пример обстоятельственного детерминанта.

Поскольку синтаксические связи служат для выражения синтаксических отношений, следует дать определение последним.

Синтаксические отношения ‑ есть те смысловые отношения, которые в школьном синтаксисе квалифицируются как грамматические значения словосочетания, это те отношения, которые определяют специфику синтаксической структуры предложения, составляют значение членов предложения, значение придаточных предложений, значение сложносочиненных и бессоюзных предложений и т.д.

Отношения между предметами и явлениями реального мира конкретизируются и предстают в языке как отношения между предметом и предметом, между признаком и предметом, между признаком и признаком, между действием и предметом, между действием и признаком, между действием и действием.

Структурные, собственно языковые, отношения призваны определенным образом оформлять, представлять в языке объективные отношения (там же).

Основным следует признать деление синтаксических отношений на предикативные и непредикативные. Предикативные синтаксические отношения характерны для грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого.

Непредикативные синтаксические отношения делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные, обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами всех синтаксических единиц.

4.

В морфологии у частей речи разграничиваются лексические и грамматические (категориальные, общеграмматические) значения. Так же и в синтаксисе. Все синтаксические единицы и их компоненты имеют лексические (речевые, индивидуальные) и грамматические (языковые, синтаксические, категориальные и т. д.) значения.

Рассмотрим в самом общем виде различие между лексической и грамматической семантикой на примере некоторых словосочетаний и предложений.

Возьмем два ряда словосочетаний: 1) теплый день, великолепный дворец, ироническая улыбка; 2) петь песни, лить слезы, сдавать зачеты. Каждое из этих словосочетаний имеет свое лексическое значение, обусловленное лексическими значениями слов, входящих в эти словосочетания. Кроме того, первая группа словосочетаний отличается от второй грамматическим значением, обусловленным различным строением этих словосочетаний. Так, первый ряд имеет общее грамматическое значение — «предмет и его признак» (определительные отношения), общим грамматическим значением второго ряда является «действие и предмет, на который переходит действие» (объектные отношения) Эти общие значения и называются грамматическими значениями словосочетаний.

Вопрос о семантике предложений является в настоящее время предметом острых споров, однако некоторые положения уже вошли в практику вузовского и школьного преподавания, так как без внимания к семантике нельзя изучать синтаксические единицы.

В предложениях Студенты слушают лекции; Ученики учат уроки; Колхозники убирают урожай грамматическое значение — это сообщение о предмете и его действии (предикативном признаке).

В предложениях Слушают ли лекции студенты? Учат ли уроки ученики? Убирают ли урожай колхозники? грамматическое значение — вопрос о предмете и его действии.

В предложениях Студенты, слушайте лекции! Ученики, учите уроки! Колхозники, убирайте урожай! грамматическое значение — побуждение к действию.

Эти общие значения предложений можно дополнить грамматическим значением словосочетаний: слушают лекции, учат уроки, убирают урожай («действие, переходящее на предмет»)

Сравним следующий ряд предложений: Студенты слушают лекции; Студенты работают с книгой; Лучшие наши студенты работают много; Студенты работают по вечерам; Студенты работают в библиотеке и т. д. У всех этих предложений общее грамматическое значение — «сообщение о предмете и его действии». Различие определяется не только разным речевым, но и разным типовым значением словосочетаний: объектных, определительных, обстоятельственных.

Таким образом, грамматическая (языковая, синтаксическая) семантика — это общее значение синтаксических единиц одинакового строения. Лексическая семантика — это речевое, конкретное, индивидуальное значение той или иной синтаксической единицы, связанное с лексическими значениями слов и словоформ.

6.

История изучения русского синтаксиса берет свое начало с "Российской грамматики" М.В. Ломоносова (1755). Расцвет русской синтаксической науки наступает в 19-нач.20 в., когда получают развитие основные направления отечественного языкознания: логико-грамматическое (Ф.И. Буслаев, Н.И. Греч, К.С. Аксаков), психологическое (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский), формально-грамматическое (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский).

Все эти направления внесли значительный вклад в разработку лингвистических проблем, но отличаются односторонним подходом к синтаксису.

Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным расцветом лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Многие актуальные вопросы синтаксиса рассматривались и ранее, но в отличие от традиционного языкознания для современного периода характерен процесс интеграции и дифференциации, отличающий развитие всей науки в современную эпоху. Одним из достижений современного синтаксиса является выявление и разграничение аспектов изучения синтаксических единиц. Одни аспекты связаны с семантикой предложений, другие - с их структурой. Трудно сказать, какой аспект главнее, несомненно, что основным является и структурный, и семантический аспект, и это отразилось в современных синтаксических теориях. Выделенные аспекты не исчерпывают всего многообразия существующих подходов к изучению синтаксических единиц, возможно и выявление новых аспектов, которые позволят с новых позиций дать анализ каких-либо свойств единиц синтаксиса.

 

Логический аспект изучения синтаксических единиц связан с лучшими традициями русской лингвистики, так как классики отечественного языкознания рассматривали проблему соотношения языка, мышления и бытия. В советском языкознании эта проблема стала объектом исследования и описания общего языкознания.

В работах по общему языкознанию язык рассматривается как средство формирования, выражения и сообщения мысли. Наиболее существенной чертой предложения является его способность формировать и выражать мысль. Философы и лингвисты, разделяющие это положение, различают 3 вида мысли: "мысль-сообщение", "мысль-вопрос", "мысль-побуждение". Различия этих видов мысли обусловливают особые структурные и семантические свойства предложений, выделяемых обычно только по цели высказывания: повествовательных, вопросительных и побудительных.

История развития отечественного языкознания показывает, что философы и лингвисты искали и ищут те формы мысли, которые лежат в основе предложения; исследуют структуру мысли, определяющей синтаксическую членимость предложения. Мысль, выражаемая в предложении, у лингвистов 19 и 20 вв. получает разные толкования и названия: у Ф.И. Буслаева - суждение, у А.А. Потебни - апперцепция, у А.А. Шахматова - психологическая коммуникация и т.д. Важно, что большинство ученых отмечает двучленный характер мысли, выражаемой в любом предложении, так как в любом предложении есть предмет мысли-речи, то есть то, о чем говорится, и то, что говорится о предмете. В современной лингвистике широко используются логические термины: субъект, предикати др. Термин субъект используется как синоним следующих слов и словосочетаний: деятель, производитель действия, действующее лицо, говорящий, предмет мысли, носитель признака. Логический термин предикат употребляется как синоним термина сказуемое, а также с ним связано понятие предикативность.

Логический аспект важен прежде всего потому, что степень членимости мысли определяет степень членимости предложения, является основой для выделения структурно-семантических типов простого предложения: двусоставных, односоставных, нечленимых.

 

Структурный аспект, или конструктивный синтаксис, структурный синтаксис, пассивный синтаксис и т.п. Специфика этого лингвистического направления в том, что ученые при изучении синтаксических единиц особое внимание уделяют их моделям, структурным схемам, то есть стереотипным образцам, по которым строятся в речи единицы разных уровней синтаксической системы.

В структурные схемы простого предложения входят лишь те строевые элементы, которые отражают логическую структуру мысли, определяющей синтаксические позиции членов предложения. В результате в центре внимания оказались лишь подлежащее и сказуемое, а второстепенные члены перешли в синтаксис словосочетания. Изучение структуры синтаксических единиц имеет много и плюсов, и минусов. С одной стороны, невозможно в структурной схеме отразить все семантическое многообразие синтаксических построений, а с другой стороны, структурные схемы отражают основные механизмы построения высказываний и демонстрируют средства, обслуживающие грамматические значения синтаксических единиц и их компонентов.

 

Коммуникативный аспект связан прежде всего со способностью предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении выделяется данное (тема, основа высказывания) и новое (рема). (Об актуальном членении см. работы И.П. Распопова, И.И. Ковтуновой).

Коммуникативный аспект оказывает влияние и на решение вопроса об объеме члена предложения (ср.: Искусство писать - это искусство сокращать). Способы актуализации информативного центра высказывания - логическое ударение, порядок слов, лексический повтор, частицы и т.п.

Все рассмотренные аспекты очень тесно взаимосвязаны.

 

Структурно-семантическое направление - очередной этап эволюции традиционного языкознания. В нем бережно сохраняются и развиваются лучшие традиции русской синтаксической теории, обогащаясь новыми идеями.

Развитие структурно-семантического направления стимулируется потребностями преподавания русского языка, где необходимо многоаспектное, объемное рассмотрение речевых и языковых средств.

Одним из основных принципов структурно-семантического направления является принцип системности языкового строя. Язык как система представляет собой целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов; не может быть явлений, выпадающих из системы языка, явлений вне системы. Отсюда наиболее важной и существенной чертой современного синтаксиса является многоаспектный подход к изучению синтаксических единиц, как и других единиц языка.

 

 

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

1. В чем различие объекта и предмета изучения синтаксиса и морфологии?

2. В чем различие единиц фонетики, лексикологии, морфемики, морфологии и синтаксиса?

3. Как отличить словосочетание от предложения?

4. В чем суть синтаксических связей и отношений?

5. Что представляет собой грамматическое значение (семантика) синтаксических единиц?

6. Назовите основные направления (аспекты) изучения русского синтаксиса.

 



2016-09-17 2982 Обсуждений (0)
Различительные признаки синтаксических единиц 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Различительные признаки синтаксических единиц

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2982)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)