Проблема единства мира и ее решение в философии: плюрализм, дуализм, монизм
На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира. Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм и монизм. Плюрализм (от лат. «pluralis» - множественный, много) - признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал.Плюрализм отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия. Плюрализмом называют правомерность существования разных и даже - противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное. Плюралистичны некоторые философские учения Древнего а и античности. Например, Эмпедокл сводил все многообразие вещей к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню. Точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время - как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний. Согласно плюралистической системе, которую создал Лейбниц,все состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций — монад, образующих умопостигаемый мир; производным от этого мира является «физический космос». Плюрализм — характерная черта многих течений современной западной философии, в том числе персонализма с его идеей уникальности каждой личности. Монизм (греч. «монос» — один, единственный) концепция, признающая основой мира одну субстанцию. Монизм первоначально имел форму наивного представления о "первовеществе", из которого возникли все вещи, например "вода" (у Фалеса), "огонь" (у Гераклита). В отличие от дуализма, не способного объяснить взаимосвязь материального и духовного, монизм исходит из единого начала. Решая эту проблему, он утверждает единство мира, единую основу бытия. В зависимости от того, что признается такой основой — духовная или материальная субстанция, — различают идеалистический и материалистический монизм. Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Мир един, так как является результатом этой активности. Идеалистический монизм в его различных формах характерен для философии Сократа и Платона, полагавших основой бытия особый мир идей и нравственно-эстетических понятий; Шеллинга и Гегеля, считавших единой основой бытия абсолютную идею, результатом развития которой, ее «инобытием», является весь материальный и духовный мир.
Материалистический монизм основывается на признании материального единства мира, считает материю основой всего существующего. Эта позиция характерна для материалистических учений античности: философов милетской школы, Гераклита. В эпоху Возрождения он утверждается в философских системах Н. Кузанского и Дж. Бруно. В Новое время Спиноза, отождествив природу с Богом, рассматривал ее как вечную и бесконечную субстанцию, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каком другом начале. Неотъемлемыми свойствами этой субстанции (ее атрибутами) являются протяженность и мышление. Признав единую субстанцию, Спинозу вместе с тем признает ее проявления в бесконечном множестве отдельных вещей (модусов). Материю как единую субстанцию признавали Гоббс, французские материалисты, Л. Фейербах, в русской философии — Герцен, Чернышевский и другие мыслители. Дуализм (лат.— двойственный) исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Термин "дуализм" был введён немецким философом X. Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Крупнейшим представителем этой концепции является Р. Декарт, выдвинувший идею о двух равноправных и независимых друг от друга субстанциях: мыслящего, но непротяженного духа, и протяженной, но немыслящей материи. Считая обе субстанции конечными, Декарт объединяет их с помощью абсолютной бесконечной субстанции — Бога. Связь душевного состояния и физиологических процессов в организме человека Дуализм лежит в основе психофизического параллелизма — учения, согласно которому психические и физиологические процессы независимы и несводимы друг к другу. Для философии нового времени характерны формы гносеологического дуализма, который, в отличие от онтологического, исходит не из противопоставления субстанций, а из противоположения познающего субъекта познаваемому объекту. Так, сознание у Дж. Локка и Д. Юма выступает как совокупность единичных восприятий, чувств, мыслей, не имеющих объединяющей субстанциальной основы. Ещё одну разновидность гносеологического дуализма представил И. Кант, который рассматривал сознание как деятельность, упорядочивающую данные опыта по своим собственным, независимым от внешнего мира законам - в соответствии с априорными формами чувственного созерцания и рассудка. Гносеологический дуализм неизбежно связан с агностицизмом - убеждением в непознаваемости мира для сознания.
34 вопоос. Материализм и идеализм
Вопрос Общество не может быть механической суммой составляющих его людей.Всякое общество конкретно. В нем представлены конкретные люди со своимипотребностями и интересами, организованные совместной деятельностью, исложившимися на ее основе отношениями друг к другу. Любое общество -продукт взаимодействия людей. Сущность общества выражают конкретныепроцессы взаимодействий и взаимоотношений людей. Бытие людей в обществе характеризуется различными конкретными формамижизнедеятельности и общения. Каждое новое поколение людей ставит и решаетсвои задачи, исходя в своей деятельности из ранее уже достигнутого, врезультате чего создается связь, преемственность разных поколений людей,имеет место история их общественной жизни. Можно выделить по крайней мере четыре разные подхода к определениюосновы бытия общества. Натурализм - часто еще называют географическим и биологическимнаправлением анализа общественного развития. Согласно нему развитиеобщества определяется природными условиями ( климатом, ландшафтом и т.п. ).Сторонники этой теории ( Ш.Монтескье, Л.И.Мечников ) считали, что природнаясреда диктует установление того или иного политического строя, объясняетхарактер людей и их притязания, определяет различия в уровне развитияхозяйственной и иной общественной деятельности разных стран и континентов.К натуралистическому направлению в философии относятся и различного родагеополитические взгляды, в соответствии с которым политика государствовсецело ставится в зависимость от его “жизненного пространства” -территории, местоположения. Другой подход - подход идеалистического учения - признание абсолютногоприоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческойдеятельности. Считается, что в основе любых действий людей лежат идеальныепобудительные цели, мотивы, установки, которые постоянно предшествуют ихреальным действиям. Например, Гегель полагал, что источник развитияобщества лежит в некоем абсолютном духе, который творит историю, ипредопределяют все действия людей. Противоположным подходом является материалистическая теорияобщественной жизни. Основное в ней то, что источник развития обществаусматривается в самом обществе, в развитии его материального производства.Доказывается, что общественное развитие определяется либо экономикой (марксисты ), либо изменениями техники хозяйственной деятельности ( Р.Арон,Д.Белл, У.Ростоу ). Материалистическая теория считает сознание людейвторичным, производным от экономической или технологической сферыобщественной жизни. В настоящий момент наиболее популярна теория, согласно которой историярассматривается как переплетение самых различных факторов , одни из которыхв конкретных ситуациях оказываются сильнее других и выступают в качестверешающей стороны общественного развития. Сравнение различных теоретических подходов в определении основыразвития бытия общества показывает, что не следует переоценивать значениетой или иной стороны общественной жизни людей, необходимо видеть ихвзаимозависимость и взаимообусловленность.
36вопросПонятия пространства и времени — центральные понятия, составляющие каркас человеческого миропонимания, — отсюда повышенный интерес к ним во все времена, причем наибольший интерес вызывает проблема времени. Проблемы постижения феномена “время” концепция времени у Платона исходит из Абсолютного бытия и ее можно назвать субстанциональной. Проблема времени еще с античности тесно связывалась с проблемой этики (в религии этика и эсхатология вообще неразделимы). Эпикур При выборе удовольствий и избежании страданий всегда нужно иметь в виду не только настоящее, но и будущее, т.е. последствия удовлетворенных сегодня желаний, перспективу получения большого удовольствия. Лейбниц подчеркивал, что время есть способ существования человека. У Канта проблема времени также “человекоразмерна”. Пространство и время в концепции Канта — это априорные формы чувственности человека, которые в его “Критике чистого разума” отнесены к теоретическому разделу, названному “Трансцендентальная эстетика”. Такой подход Канта не позволяет принимать какую бы то ни было эволюционную теорию как относящуюся к Природе “самой по себе”.
А.Шопенгауэр рассматривает время с точки зрения человеческого существования как объективации Мировой Воли. Здесь он соприкасается с мировой традицией в смысле понимания времени как момента Вечности
При рассмотрении естественнонаучных концепций пространства и времени обычно выделяют два рода концепций:
В начале 20 в создана теория относительности,которая заставила пересмотреть традиционное воззрение на пространство и время. Реляционная концепция, как и субстанциональная, также может быть и материалистической, и идеалистической. Она возникает уже в поздней Античности у Лукреция Кара (99-55 г. до н.э.). Он пишет о времени: А концепция пространства у него субстанциональная: В эпоху Нового времени схожие идеи возникли в учении Лейбница (1646 – 1716) утверждал, что пространство и время являются особыми формы проявления монад. пытался истолковать пространство и время как некие законы сосуществования вещей и явлений. Наиболее последовательно реляционная концепция пространства и времени проведена в неэвклидовой геометрии Н.И.Лобачевского и Б.Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружили несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Окончательное утверждение реляционных представлений о пространстве и времени в естествознании происходит после А. Эйнштейна (1879 – 1955).Он не просто отрицал субстанциальность пространства и времени, он отрицал также и различие между ними как характеристиками отношений между предметами и процессами
37 вопросПринцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хаосом. Детерминизм – учение о всеобщей взаимообусловленности явлений мира. Отказ от детерминизма – индетерминизм – приводит к картине мира, в котором становится возможным все, что угодно, в котором невозможны разумные объяснения связей между явлениями и ориентация в происходящих событиях. Согласно принципу детерминизма каждое явление, событие имеет свою причину, то есть порождается другим событием, явлением. Простейшая форма причинности – элементарная причинная связь причина -> следствие, характеризуемая следующими чертами: 1. Последовательность во времени: причина предшествует следствию. Это необходимое, но недостаточное условие причинной связи. 2. Отношение порождения: причина не просто предшествует следствию, а порождает, вызывает его к жизни, генетически обуславливает его возникновение и существование. 3. Непрерывность: между причиной и следствием не должно быть временного или пространственного разрыва. В процессе перехода от причины к следствию происходит перенос вещества, энергии и информации. 4. Необратимость: если причина есть причина следствия, то следствие не может быть причиной причины. Хотя любое явление может выступать и в роли причины (курица), и в роли следствия (яйцо), в ходе самого процесса причинения причина и следствие не могут меняться местами. 5. Необходимость и всеобщность: одна и та же причина в одних и тех же условиях с необходимостью порождает одно и тоже следствие. Если какая-либо причина вызвала однажды определенное следствие, то она будет при определенных условиях порождать его всегда. Это позволяет предвидеть события и управлять ими. Признание всеобщности причинно-следственных отношений означает, что в мире не существует явлений и событий, которые бы не имели причины своего возникновения и существования. Существование беспричинного события фактически означало бы его независимость от всего материального мира, тем самым нарушался бы принцип материального единства мира. "Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто" – этот закон причинности составляет фундамент принципа детерминизма. Каждая причина является следствием другой причины, а каждое следствие – причиной другого следствия. Поэтому всякая элементарная причинная связь оказывается лишь звеном причинной цепи. Такой причинной цепи, которая была бы полностью изолирована от других, не существует. В точке пересечения причинных цепей возникают события, которые для каждой из них, взятой отдельно, являются случайными. При этом подобное событие становится началом новой причинной цепи, отличной от цепей, ее породивших.
В реальной действительности каждый объект представляет собой сложный "клубок" множества причинных цепей. Испытывая воздействие со стороны других объектов, он вместе с тем оказывает обратное – реактивное – воздействие на них. Происходящие в материальных объектах изменения являются следствием не только внешней причинности, но и внутренней: они зависят от внутреннего строения объекта, от его состояния в данный момент, от происходящих в нем процессов. Поэтому в каких-то звеньях причинной цепи внешнее воздействие на объект может привести к результату, который нельзя заранее предсказать, так как он обусловлен не только этим воздействием, но и внутренней причинностью самого объекта Наиболее сложный характер имеет причинная детерминация самоорганизующихся систем. Существенную роль играет в них самодетерминация – обусловленность системы не только воздействиями среды, но и ее собственными предшествующими состояниями. Самодетерминация личности является основой человеческой свободы. К сложным типам причинно-следственных связей относится информационное отражение. При этом следствие сохраняет в своей структуре, свойствах следы воздействия причины, то есть происходит перенос структурных особенностей причины в следствие. Таким образом, наряду с переносом вещества и энергии по цепям причинения переносится и структурная информация. Итак, для того чтобы познать объект, надо в конечном счете распутать клубок причинных связей, образовавшихся путем сочетания, пересечения и разветвления "внешних" и "внутренних" причинных цепей. В их взаимодействии и кроется сущность всех явлений, поэтому понять взаимодействия – значит понять объект в целом. Но поскольку всякий объект взаимодействует с другими, постольку для познания всех его взаимодействий приходится переходить к познанию других объектов. Процесс познания взаимодействия, определяющего природу отдельного объекта, оказывается бесконечным. При анализе причинности различают причины главные и второстепенные, прямые и косвенные. Учитываются также условия, поводы, а в социальных процессах – интересы, мотивы, цели людей. Условия – совокупность не зависимых от причины явлений, которые превращают возможность порождения следствия в действительность. Причина определяет реальную возможность события, а условия способствуют или не способствуют превращению этой возможности в действительность. Поводы– явления, сами по себе не вызывающие следствий, но срабатывающие как пусковой механизм, толчок, импульс, открывающий действие всей причинной цепи. Совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие – причин, условий, поводов – называют причинным основанием. При наличии достаточного причинного основания потенциальная возможность явления реализуется в его актуальную действительность. Возможность и действительность – две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию. Категории возможности и действительности диалектически взаимосвязаны: всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и в то же время является результатом реализации ранее существовавших возможностей.
Различают возможности: а) абстрактные, когда возникновение события не противоречит объективным законам (возможность прилета на Землю инопланетян); б) реальные, когда к соответствию законам добавляются необходимые условия реализации возможностей (возможность полета человека на Марс). Не всякая реальная возможность обязательно должна реализоваться. Различные возможности имеют разную вероятность своего осуществления. Вероятность – количественная мера возможности. Нередко реальные возможности конкурируют между собой, являясь альтернативой друг другу. Превращение возможности в действительность происходит двумя путями:
1. «Реализация одной из многих возможностей есть случайность». При данных условиях законы действительности допускают реализацию любой из различных конкурирующих возможностей. 2. «Реализация единственной имеющейся возможности есть необходимость». При данных условиях законы допускают только одну возможность, которая и превращается в действительность. Случайность и необходимость – различные способы превращения возможности в действительность. Однако в мире нет "чистых" случайностей и необходимостей, они не существуют отдельно, независимо друг от друга. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Связь случайности и необходимости отчетливо проявляется при познании массовых процессов, происходящих при переменных условиях. Колебание рыночных цен случайны, но в среднем эти цены с необходимостью должны соответствовать конъюнктуре спроса и предложения. Во множестве массовых случайных событий обнаруживается статистическая детерминированность как результат взаимодействия большого числа элементов. Случайность здесь выступает как форма проявления необходимости. Также, помимо причинности, принцип детерминизма определяет закономерность. Закономерность утверждает регулярный, упорядочный характер отношений детерминации. Закономерный характер действительности означает подчиненность всех явлений объективным законам. Закон – общая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями. Законы объективной реальности существуют и действуют независимо от человеческого сознания. Закономерности, которые открывает и осмысливает философия, носят предельно общий, универсальный характер. Область их действия в отличие от законов, устанавливаемых в специальных науках, безгранична. Философия обобщает практические и научные представления о законах, разрабатывает общее учение о закономерности и детерминации явлений.
38 вопросБытие человека. Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично, уникально. Однако в этом бытии есть стороны существования, общие и для человека, и для любой преходящей вещи природы. В этом смысле оправдан подход естественных наук, согласно которому человек предстает как бы вещью среди вещей - телом среди тел. Разумеется, этот подход оправдан только в случае, если сущность человека не сводится к жизни и к проявлениям его тела. И тем более если он не перерастает в безнравственное, антигуманное отношение к человеку как к "вещи", "объекту", которым можно манипулировать, то есть обращаться с ним как вздумается. Но в общефилософском учении о бытии важно прежде всего ответить на вопрос, как именно человек существует. А он ведь непосредственно существует как живой, конкретный индивид, причем первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела. Бытие отдельного человека - непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них - с психикой, с духовной жизнью индивида. Работа духа в известном пределе зависит от здоровья тела человека. Недаром пословица гласит: в здоровом теле - здоровый дух. Однако пословица верна далеко не всегда, что не требует специальных доказательств. Хорошо известно и то, сколь велика бывает роль человеч
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3133)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |