Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как фактор формирования инф. права



2016-09-17 667 Обсуждений (0)
Как фактор формирования инф. права 0.00 из 5.00 0 оценок




Научно-технические, социальные факторы

И условия формирования информационного права

 

Развитию и становлению информационного права способствовали 3 фактора научно-технических достижений человечества:

I. Нелинейное развитие научно-технического прогресса, которое сформировало предпосылки для создания ЭВМ как самого важного технического средства социального прогресса в целом.

Это существенно повлияло на изменение роли и значения информации в обществе.

II. Появление в 1970-80х нового класса высоких наукоёмких информационных технологий, которые в свою очередь стали мощным фактором социальных преобразований.

 

НАУКОЁМКИЕ ИТ – наиболее высокоразвитые способы изменения состояния информации, тесно связанные с научными фундаментальными открытиями и основанные на использовании творческого труда специалистов высокой квалификации.

 

III. Появление нового типа технологических систем передачи информации.

 

Названные 3 фактора развития научно-технического прогресса стали основой для формирования условий соц. характера.

Почему стали основой:

1) изменили характер гос. политики в информационной сфере развития общества;

2) послужили толчком массовой информатизации в обществе;

3) активизировали правовую систему в сторону новых информационных реалий.

 

Благодаря массовой информатизации смог быть выявлен такой феномен как «мировое информационное пространство», о нём сейчас говорят, как о новой среде обитания человека.

 

Существенное изменение технологических условий общественного развития вызвали активизацию правовой системы, в том числе нормотворческой, образовательной, научной деятельности.

 

Формирование информационного законодательства

 

Началось в начале 1990х, им даже юристы толком не занимались. На себя это взяли естественники и Министерство связи.

Внедрение в учебный процесс дисциплин информационно-правового цикла. В 1998 г. был создан Сектор информационного права в Институте Гос-ва и права РАН. В этом же году был принят соответствующий образовательный стандарт по специальности «юриспруденция», с обязательными математикой и информатикой. После этого появились такие дисциплины как «Правовая информатика» и «Информационное право», студенты стали получать первые знания в области правового обеспечения в области информации.

 

Развитие науки правового обеспечения информационной сферы

 

1 октября 2000 г. совместным приказом Министерства науки РФ и Министерства образования РФ была утверждена новая научная специальность «Информационное право». После этого стала активно развиваться наука инф. права, что в свою очередь дало толчок развитию информационного законодательства.

 

Создание вычислительных средств нового поколения, цифровых технологий передачи информации, изменение технологической основы сети Интернет значительно изменили характер информационных потребностей у всех структур общества и обусловили формирование не только массовой информатизации, но и необходимость появления систем управления этим процессом, в том числе в форме правового регулирования.

 

Обострение проблем и противоречий инф. общества

Как фактор формирования инф. права

 

Проблемы развития инф. права:

1) углубление информационного противоборства как новая форма разрешения противоречий, а также новая форма общественного противостояния;

2) информационная безопасность и кибер-преступность;

3) защита частной жизни человека в информационной сфере;

4) защита авторского права;

 

Проблемы информационной культуры

как фактор формирования инф. права

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – культура человека в информационном обществе.

 

Главные черты развития инф. цивилизации в будущем будут определяться степенью и уровнем развития инф. общества, которые в свою очередь будут связаны непосредственно с самим человеком, его поступками в новом технологически обустроенном мире.

В связи с этим проблемы нравственности и этики будут определяющими.

 

Информационная культура тесно связана с понятием информационной свободы.

Смысловое содержание информационной свободы сводится к возможностям человека поступать беспрепятственно, но сообразуя свои информационные действия с аналогичными потребностями и действиями других членов человеческого общества.

 

При этом свобода информации должна пониматься как естественная необходимость человека в получении наиболее адекватного отражения существующей действительности с тем, чтобы ориентироваться в жизненных ситуациях и находить для себя наиболее правильные варианты достойного выхода из кризиса.

 

В связи с этим необходимо сопоставлять две категориальные пары, выражающие человеческие потребности:

1) свобода и необходимость;

2) свобода и ответственность.

 

В информационной сфере деятельности человека должно действовать разумное соотношение свободы и необходимости. В этой ситуации другая категориальная пара «свобода и ответственность» будет соответствовать любой рациональной юридической конструкции в форме состава правонарушения.

 

Информационная сфера сегодня является наиболее неформализованной средой жизнедеятельности человека, объясняется это природой информации и свойствами человеческого сознания, которые трудно поддаются жёстким внешним алгоритмам. Исключения это те случаи, когда носитель сознания находится в состоянии несвободы.

«Во всём поступай таким образом, как ты хотел бы, чтобы остальные поступали по отношению к тебе»

(п. 3 ст. 17 Конституции формулирует фунд. правило-принцип: «Осуществление прав и свобод ч. и гржд. не должно нарушать права и свободы других лиц»)

 

Информационная свобода/ свобода в инф. обществе во многом определяется 3 факторами:

1. баланс соотношения прав и обязанностей;

2. взаимоуважение прав каждого человека;

3. высокий уровень информационной культуры.

 

Подводя общий итог, формирование информационной культуры повлияло на формирование инф. права, так как появилось понимание нормативной формализации определённого блока инф. отношений.

С другой стороны развитие инф. права и инф. законодательства влияет на формирование инф. культуры.

 

Базовые категории и понятия

информационного права

 

ИНФОРМАЦИЯ (из ФЗ «Об инфе и ИТ») – сведения, сообщения, данные, независимо

от формы их представления.

* образ существующей действительности,

отраженный в сознании человека и

выраженный в символьной форме в целях

ориентации и адаптации в жизни

 

Информация давно является объектом правового регулирования.

С начала 1990х в состав новых нормативных актов стали включаться нормы об информации, как о новом объекте правового регулирования.

Включение информации в текст норм права не означает, что складывается реальный механизм правового регулирования информационных общественных отношений.

Непоследовательность законодателя и противоречивость законодательства особенно проявилась при включении информации в качестве объекта гражданских прав.

 

Формула понимания информации как общенаучной категории (Норберт Виннер): «Информация – это обозначение содержания полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему, получаемая при этом информация координируется мозгом и нервной системой. После процесса накопления, сличения и отбора она присоединяется к уже накопленному запасу информации, оказывая влияние на наши будущие действия»

4 главных компонента взаимодействия человека с действительностью:

1. внешний мир

2. сознание человека (его мозг и нервная система)

3. образ обозначения содержания

4. цель, приспособление и адаптация

 

Понимание информации как образа жизни, отражённого в сознании человека, независимого от формы его представления даётся в ФЗ «Об информации». Вместо «образа» в названном законе упоминаются «сведения, сообщения, данные». И в этой лингвистической замене законодателя проявилось преобразование информации в правовую категорию.

 

ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ – понятие, с высоким уровнем обобщения.

(лучше бы вам повторить правовые категории)

 

Различные виды информации понимаются и определяются в конкретных текстах, опираясь на определение, содержащееся в ФЗ «Об информации»:

1. кредитная история (ФЗ «О кредитных историях») – информация, которая характеризует исполнение заёмщиком принятых на себя обязательств по договорам займа и хранится в бюро кредитных историй;

2. инсайдерская история (ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком») – точная и конкретная информация, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров»

3. дактилоскопическая информации (ФЗ «О гос. дактилоскопической регистрации в РФ») – информация об особенностях строения капиллярных узоров пальцев рук человека и о его личности.

4. геномная информация (ФЗ «О гос. геномной регистрации в РФ») – персональные данные, включающие кодированную информацию об определённых фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа, не характеризующих их физиологические особенности.

 

Помимо названных видов есть рекламная информация, статистическая, массовая; информационная продукция; персональные данные и т.д.

 

Свойства информации как правовой категории:

1. абстрактная правовая модель существующей действительности, отдельных компонентов жизни;

«Категории, будучи отражением наиболее существенных свойств и главных связей правовых явлений, представляют собой наиболее глубокие по содержанию и широкие по объёму понятия в границах правовой науки» (Сергей Сергеевич Алексеев)

2. категориальность, как свойство уплотнённости знаний о предметах и явлениях жизни проявляется в том, что информация, как теоретическая модель, включает в себя все наиболее существенные признаки модели конкретных разновидностей информации, образов момента действительности.

Информация, как категория права, в модельном её представлении отражает признаки жизненных ситуаций в их конкретных образах отдельных видов информации.

 

Общие выводы:

1. сущность и структурно сложный состав информации, предельный уровень обобщения как категории придаёт ей фундаментальное качество. Такие свойства придают категории информации качество суперкатегории или метакатегории.

2. в информации как категории мы обнаруживаем не только наиболее обобщённые признаки в фактах и объектах жизни, но и с их помощью обнаруживаем правовые признаки объектов права как отдельных видов информации.

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ – образ существующей действительности, созданный и представленный в символьной двоичной форме с помощью специально созданного искусственного языка учетной записи в памяти ЭВМ.

Конкретизация категории «эл. информации» в н.п.а. прослеживается в таких понятиях, как: эл. сообщение, эл. документ, универсальная эл. карта, эл. подпись, эл. носитель информации и др.

 

Электронное сообщение как объект права:

Эл. информация может передаваться в форме сообщения по информационно-телекоммуникационной (технологической) сети или с помощью иных информационных систем передачи данных другому пользователю или оператору ЭВМ для использования.

 

ФЗ «Об информации»:

Первая форма инфы – сведения: отражает содержательный компонент информации

Вторая форма – сообщение: отражает преимущественно коммуникативный компонент

информационной сферы человеческой деятельности.

Третья форма – данные: отражает сведения, созданные и обработанные с помощью ЭВМ.

 

В понятие сообщения включены 2 компонента:

1) обмен, общение;

2) передача сведений или содержания или контента.

 

Наиболее общие правовые условия для передачи сообщения сформулированы в ФЗ «О связи», а более конкретные правовые режимы зафиксированы в подзаконных н.п.а.

 

Контролльная будет через 4 недели.

 

ВЫЗОВ – действия, совершаемые абонентом или пользователем услугами телефонной связи в целях установления соединения свеого пользовательского (оконечного) оборудования с пользовательским (оконечным) оборудованием другого абонента или пользователя услугами тел. связи, и совокупность операций, порождаемых этими действиями в сети электросвязи.

 

ТЕЛ СОЕДИНЕНИЕ – установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугам тел связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию.

ТЕЛЕМАТИЧЕСКОЕ ЭЛ. СООБЩЕНИЕ – одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом.

В определении объединено два начала сообщения: как сведение и как совокупность технологических средств (протоколов обмена), обеспечивающих взаимодействие сведений с передающим терминалом.

 

АБОНЕНТСКИЙ ТЕРМИНАЛ – совокупность технических и программных средств, применяемых абонентом и (или) пользователем при пользовании телематическими услугами связи для передачи, приема и отображения эл. сообщений и (или) формирования, хранения и обработки информации, содержащейся в информационной системе.

 

СПАМ – телематическое эл. сообщение, предназначенное неопределённому кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.

 

ВРЕДОНОСНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – программное обеспечение, целенаправленно приводящее к нарушению законных прав абонента и (или) пользователя, в том числе к сбору, обработке или передаче с абонентского терминала информации без согласия абонента и (или) пользователя, либо к ухудшению параметров функционирования абонентского терминала или сети связи.

 

ЭЛЕКТРОННОЕ СООБЩЕНИЕ (ФЗ «Об информации») – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.

 

ПАКЕТ ИНФОРМАЦИИ – сообщение электросвязи, которое передается по сети передачи данных и в составе которого присутствуют данные, необходимые для его коммуникации узлом связи;

 

ПРОТОКОЛ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ – формализованный набор требований к структуре пакетов информации и алгоритму обмена пакетами информации между устройствами сети передачи данных.

 

ДОСТОВЕРНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ – взаимнооднозначное соответствие пакетов информации, переданных пользовательским (оконечным) оборудованием, являющимся одной стороной установленного соединения по сети передачи данных, и принятых пользовательским (оконечным) оборудованием, являющимся другой стороной данного соединения.

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ – документированная информация, представленная в эл. форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (ФЗ «Об информации»)

 

ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ЭЛ. ИНФОРМАЦИЯ – информация в эл. форме, образованная по правилам создания документов.

Правила оформления документов требуют соблюдения процесса, наделения его обязательными элементами (реквизиты).

У электронного документа выделяется специальный реквизит – эл. подпись.

 

ЭЛ. ПОДПИСЬ – информация в эл. форме, которая присоединена к другой информации в эл. форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

3 признака:

1. эл. подпись – информация в эл. форме;

2. эл. подпись присоединена к другой информации в эл. форме (в т.ч. к электронному документу)

3. эл подпись используется для определения (идентификации) лица, подписывающего эл. документ (или иную подписываемую информацию)

(из ФЗ от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об эл. подписи»

 

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛ. КАРТА – материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и эл. (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение гос. и муниц. услуг и для совершения юридически значимых действий в эл. форме (ч. 1 ст. 22 ФЗ «О предоставлении гос. услуг»)

Признаки:

1. универсальность цели использования карты;

2. электронный документ, удостоверяющий личность граждан;

3. материальный носитель, содержащий визуальную и электронную формы информации;

4. средство доступа к информационной системе и реализации прав, а также совершения юридически значимых действий.

 

БАЗА ДАННЫХ – представленная в объективной форме совокупность самостоятельных информационных материалов (групп сведений о субъектах и объектах, видах деятельности, статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных информационных элементов), сформированная и систематизированная таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены, обработаны и использованы с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ) и в условиях инф. безопасности.

Признаки:

1. совокупность самостоятельных инф. материалов

2. системность

3. автоматизированная информационная система

4. безопасность использования

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА – совокупность баз данных и обеспечивающих их обработку технологий и технических средств.

Три составляющих элемента:

- базы данных (система самостоятельных инф. материалов)

- вычислительные средства, технические каналы связи и связанная с ними инфраструктура;

- информационные технологии

Виды:

1. корпоративная – информационная система, участники эл. взаимодействия в которой составляют определенный круг лиц;

2. общего пользования – инф. система, участники эл. взаимодействия в которой составляют неопределённый круг лиц и в использовании которой этим лицам не может быть отказано

 

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОМ. СЕТЬ – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники

 

Интересный Указ Президента «О мерах по обеспечению инф. безопасности РФ при использовании инф.-телеком. сетей международного информационного обмена» от 17 марта 2008 г. № 351

Постановление Правительства «Об особенностях подключения фед. гос. инф. систем к инф.-телеком. сетям»

 

ФЗ «Об информации» (записать в тетрадь):

- сайт в сети Интернет

- страница сайта в сети «Интернет»

- доменное имя

- сетевой адрес

- владелец сайта в сети «Интернет»

- провайдер хостинга

 

ПОНЯТИЕ ИНФ. ПРАВА И ЕГО СИСТЕМА

 

Информационное право как новое явление юриспруденции представляет собой структурно-сложное правовое явление.

Его необходимо рассматривать в нескольких аспектах:

1. отрасль законодательства

2. отрасль юр. науки

3. учебная дисциплина

4. отрасль системы права

Инф. право как отрасль законодательства:

 

Первоначально формировалось как отрасль законодательства, появлялись отдельные нормы в составе отраслевых законодательных актов. В середине 1990х появились отдельные акты, регулирующие конкретные информационные отношения.

 

Этапы развития информационного законодательства:

I. Начало 1990х – до 2001 г.):

ФЗ «Об информации»

Закон РФ «О СМИ»

Закон РФ «О связи»

ФЗ «О международном информационном обмене»

ФЗ «О рекламе»

В 1993 г. принята Конституция

Внесены изменения в ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ

 

II. 2001 г. – наши дни

Н.п.а. в информационной сфере законодателем были отнесены к специальной области законодателя

 

Второй этап

В силу активизации информационной политики, формирования предпосылок информационного общества в это время принимается множество спец. законов в информационной сфере, которые отнесены или выведены к отдельной области законодательства «Информация и информатизация»

(примеры ФЗ «Об эл. подписи», «О доступе к официальной информации», «О персональных данных»)

Эти законы продолжают традицию закрепления базовых норм и норм, предназначенных для правового регулирования правоотношений по поводу конкретных объектов, прав.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА

И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

Объектом науки инф. права являются закономерности развития правового обеспечения инф. деятельности, природы информации и её проявления в правовой сфере, правового регулирования общественных отношений в инф. сфере, формирование методологических средств познания и правового обустройства инф. сферы, формирование, совершенствование и применение информационного законодательства, формирование правового сознания и правовой культуры в информационной сфере.

 

Предмет науки составляют конкретные модели решения проблем информационного права:

1) взаимодействие инф. права с другими отраслями права;

2) формирование понятийного аппарата инф. права;

3) систематизация информационного законодательства;

4) содержание права на информацию и его структура;

5) правовой статус субъектов инф. сферы;

6) состав информационных правоотношений;

7) защита интересов личности, общества и государства в информационной сфере;

8) правовая основа инф. деятельности в условиях глобализации.

 

Объектом учебной дисциплины являются наиболее общие знания о правовом регулировании общественных отношений и правовом обеспечении развития инф. общества.

Предметом являются знания и умения по конкретным вопросам понимания сущности информации как объекта права, комплексной природы и содержания информационно-правовых норм, правового обеспечения информационной безопасности, в том числе защиты информации; юридической квалификации общественных отношений в инф. сфере.

 

Т.о., различия в понимании информационного права как науки и учебной дисциплины проводятся по нескольким критериям:

1. по объекту и предмету

2. по задачам

3. по содержанию и объёму знаний

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК

ОТРАСЛЬ СИСТЕМЫ ПРАВА

 

В настоящее время наметились признаки и черты формирования инф. права как отрасли системы права:

1. определён особый предмет – общественные отношения в области инф. деятельности;

2. расширяется круг объектов правоотношений;

3. формируется самостоятельный понятийный аппарат;

4. определены принципы информационного права;

5. используются комплексные методы правового регулирования (имп., дисп и их сочет.)

6. происходит становление комплексных правовых режимов;

7. существование различных форм информации и форм информационной деятельности;

 

Таким образом, инф. право – комплексная структурно-сложная система знаний в области правового обеспечения информационного общества и норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу информации и связанных с нею систем.

 

«Кто не писал, а играл в своём айпадике, тот – дурак»

«Они же девушки, они не приспособлены для понимания…грубых слов»

«Эй там, за столбом, хватит истерик»

 

3 группы отраслей права (Алексеев С.С.)

1. традиционные

2. специальные (трудовое, семейное, земельное и т.д. – их режимы слегка

модифицированы по сравнению с традиционными)

3. комплексные (соединение разнородных институтов из различных отраслей; главная их

особенность в особом предмете; нет собственных методов)

 

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

 

Как и любая отрасль состоит из 2х частей:

I. Общая – структурные элементы отрасли, имеющие базовое значение для всех

институтов особенной части:

1) основные категории и понятия;

2) предмет и особенности метода инф. права;

3) принципы инф. права;

4) источники и система инф. законодательства;

5) структурные особенности и характеристика инф. правоотношений;

6) институт права на информацию и институт доступа к информации и инф. системам;

II. Особенная – отдельные правовые институты:

1) институт правового режима информационных ресурсов (понятие, их классификация,

особенности режима отдельных видов инф. ресурсов);

2) институт правового режима информации ограниченного доступа или тайна ведения:

правовой режим гос. тайны, коммерческой, служебной, профессиональной и прочих

тайн, правовой режим персональных данных;

3) институт правового регулирования инф. систем (нормативные массивы по поводу

использования гос. и частных систем)

4) правовое регулирование деятельности в области телекоммуникации;

5) институт правового регулирования распространения массовой информации

(ФЗ «О массовой информации»):

(подвид) правовое регулирование распространения инф. продукции рекламного

характера;

6) институт правового обеспечения инф. безопасности;

7) правовой режим международного информационного обмена.

 



2016-09-17 667 Обсуждений (0)
Как фактор формирования инф. права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как фактор формирования инф. права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)