Как фактор формирования инф. права
Научно-технические, социальные факторы И условия формирования информационного права
Развитию и становлению информационного права способствовали 3 фактора научно-технических достижений человечества: I. Нелинейное развитие научно-технического прогресса, которое сформировало предпосылки для создания ЭВМ как самого важного технического средства социального прогресса в целом. Это существенно повлияло на изменение роли и значения информации в обществе. II. Появление в 1970-80х нового класса высоких наукоёмких информационных технологий, которые в свою очередь стали мощным фактором социальных преобразований.
НАУКОЁМКИЕ ИТ – наиболее высокоразвитые способы изменения состояния информации, тесно связанные с научными фундаментальными открытиями и основанные на использовании творческого труда специалистов высокой квалификации.
III. Появление нового типа технологических систем передачи информации.
Названные 3 фактора развития научно-технического прогресса стали основой для формирования условий соц. характера. Почему стали основой: 1) изменили характер гос. политики в информационной сфере развития общества; 2) послужили толчком массовой информатизации в обществе; 3) активизировали правовую систему в сторону новых информационных реалий.
Благодаря массовой информатизации смог быть выявлен такой феномен как «мировое информационное пространство», о нём сейчас говорят, как о новой среде обитания человека.
Существенное изменение технологических условий общественного развития вызвали активизацию правовой системы, в том числе нормотворческой, образовательной, научной деятельности.
Формирование информационного законодательства
Началось в начале 1990х, им даже юристы толком не занимались. На себя это взяли естественники и Министерство связи. Внедрение в учебный процесс дисциплин информационно-правового цикла. В 1998 г. был создан Сектор информационного права в Институте Гос-ва и права РАН. В этом же году был принят соответствующий образовательный стандарт по специальности «юриспруденция», с обязательными математикой и информатикой. После этого появились такие дисциплины как «Правовая информатика» и «Информационное право», студенты стали получать первые знания в области правового обеспечения в области информации.
Развитие науки правового обеспечения информационной сферы
1 октября 2000 г. совместным приказом Министерства науки РФ и Министерства образования РФ была утверждена новая научная специальность «Информационное право». После этого стала активно развиваться наука инф. права, что в свою очередь дало толчок развитию информационного законодательства.
Создание вычислительных средств нового поколения, цифровых технологий передачи информации, изменение технологической основы сети Интернет значительно изменили характер информационных потребностей у всех структур общества и обусловили формирование не только массовой информатизации, но и необходимость появления систем управления этим процессом, в том числе в форме правового регулирования.
Обострение проблем и противоречий инф. общества Как фактор формирования инф. права
Проблемы развития инф. права: 1) углубление информационного противоборства как новая форма разрешения противоречий, а также новая форма общественного противостояния; 2) информационная безопасность и кибер-преступность; 3) защита частной жизни человека в информационной сфере; 4) защита авторского права;
Проблемы информационной культуры как фактор формирования инф. права
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – культура человека в информационном обществе.
Главные черты развития инф. цивилизации в будущем будут определяться степенью и уровнем развития инф. общества, которые в свою очередь будут связаны непосредственно с самим человеком, его поступками в новом технологически обустроенном мире. В связи с этим проблемы нравственности и этики будут определяющими.
Информационная культура тесно связана с понятием информационной свободы. Смысловое содержание информационной свободы сводится к возможностям человека поступать беспрепятственно, но сообразуя свои информационные действия с аналогичными потребностями и действиями других членов человеческого общества.
При этом свобода информации должна пониматься как естественная необходимость человека в получении наиболее адекватного отражения существующей действительности с тем, чтобы ориентироваться в жизненных ситуациях и находить для себя наиболее правильные варианты достойного выхода из кризиса.
В связи с этим необходимо сопоставлять две категориальные пары, выражающие человеческие потребности: 1) свобода и необходимость; 2) свобода и ответственность.
В информационной сфере деятельности человека должно действовать разумное соотношение свободы и необходимости. В этой ситуации другая категориальная пара «свобода и ответственность» будет соответствовать любой рациональной юридической конструкции в форме состава правонарушения.
Информационная сфера сегодня является наиболее неформализованной средой жизнедеятельности человека, объясняется это природой информации и свойствами человеческого сознания, которые трудно поддаются жёстким внешним алгоритмам. Исключения это те случаи, когда носитель сознания находится в состоянии несвободы. «Во всём поступай таким образом, как ты хотел бы, чтобы остальные поступали по отношению к тебе» (п. 3 ст. 17 Конституции формулирует фунд. правило-принцип: «Осуществление прав и свобод ч. и гржд. не должно нарушать права и свободы других лиц»)
Информационная свобода/ свобода в инф. обществе во многом определяется 3 факторами: 1. баланс соотношения прав и обязанностей; 2. взаимоуважение прав каждого человека; 3. высокий уровень информационной культуры.
Подводя общий итог, формирование информационной культуры повлияло на формирование инф. права, так как появилось понимание нормативной формализации определённого блока инф. отношений. С другой стороны развитие инф. права и инф. законодательства влияет на формирование инф. культуры.
Базовые категории и понятия информационного права
ИНФОРМАЦИЯ (из ФЗ «Об инфе и ИТ») – сведения, сообщения, данные, независимо от формы их представления. * образ существующей действительности, отраженный в сознании человека и выраженный в символьной форме в целях ориентации и адаптации в жизни
Информация давно является объектом правового регулирования. С начала 1990х в состав новых нормативных актов стали включаться нормы об информации, как о новом объекте правового регулирования. Включение информации в текст норм права не означает, что складывается реальный механизм правового регулирования информационных общественных отношений. Непоследовательность законодателя и противоречивость законодательства особенно проявилась при включении информации в качестве объекта гражданских прав.
Формула понимания информации как общенаучной категории (Норберт Виннер): «Информация – это обозначение содержания полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему, получаемая при этом информация координируется мозгом и нервной системой. После процесса накопления, сличения и отбора она присоединяется к уже накопленному запасу информации, оказывая влияние на наши будущие действия» 4 главных компонента взаимодействия человека с действительностью: 1. внешний мир 2. сознание человека (его мозг и нервная система) 3. образ обозначения содержания 4. цель, приспособление и адаптация
Понимание информации как образа жизни, отражённого в сознании человека, независимого от формы его представления даётся в ФЗ «Об информации». Вместо «образа» в названном законе упоминаются «сведения, сообщения, данные». И в этой лингвистической замене законодателя проявилось преобразование информации в правовую категорию.
ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ – понятие, с высоким уровнем обобщения. (лучше бы вам повторить правовые категории)
Различные виды информации понимаются и определяются в конкретных текстах, опираясь на определение, содержащееся в ФЗ «Об информации»: 1. кредитная история (ФЗ «О кредитных историях») – информация, которая характеризует исполнение заёмщиком принятых на себя обязательств по договорам займа и хранится в бюро кредитных историй; 2. инсайдерская история (ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком») – точная и конкретная информация, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров» 3. дактилоскопическая информации (ФЗ «О гос. дактилоскопической регистрации в РФ») – информация об особенностях строения капиллярных узоров пальцев рук человека и о его личности. 4. геномная информация (ФЗ «О гос. геномной регистрации в РФ») – персональные данные, включающие кодированную информацию об определённых фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа, не характеризующих их физиологические особенности.
Помимо названных видов есть рекламная информация, статистическая, массовая; информационная продукция; персональные данные и т.д.
Свойства информации как правовой категории: 1. абстрактная правовая модель существующей действительности, отдельных компонентов жизни; «Категории, будучи отражением наиболее существенных свойств и главных связей правовых явлений, представляют собой наиболее глубокие по содержанию и широкие по объёму понятия в границах правовой науки» (Сергей Сергеевич Алексеев) 2. категориальность, как свойство уплотнённости знаний о предметах и явлениях жизни проявляется в том, что информация, как теоретическая модель, включает в себя все наиболее существенные признаки модели конкретных разновидностей информации, образов момента действительности. Информация, как категория права, в модельном её представлении отражает признаки жизненных ситуаций в их конкретных образах отдельных видов информации.
Общие выводы: 1. сущность и структурно сложный состав информации, предельный уровень обобщения как категории придаёт ей фундаментальное качество. Такие свойства придают категории информации качество суперкатегории или метакатегории. 2. в информации как категории мы обнаруживаем не только наиболее обобщённые признаки в фактах и объектах жизни, но и с их помощью обнаруживаем правовые признаки объектов права как отдельных видов информации.
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ – образ существующей действительности, созданный и представленный в символьной двоичной форме с помощью специально созданного искусственного языка учетной записи в памяти ЭВМ. Конкретизация категории «эл. информации» в н.п.а. прослеживается в таких понятиях, как: эл. сообщение, эл. документ, универсальная эл. карта, эл. подпись, эл. носитель информации и др.
Электронное сообщение как объект права: Эл. информация может передаваться в форме сообщения по информационно-телекоммуникационной (технологической) сети или с помощью иных информационных систем передачи данных другому пользователю или оператору ЭВМ для использования.
ФЗ «Об информации»: Первая форма инфы – сведения: отражает содержательный компонент информации Вторая форма – сообщение: отражает преимущественно коммуникативный компонент информационной сферы человеческой деятельности. Третья форма – данные: отражает сведения, созданные и обработанные с помощью ЭВМ.
В понятие сообщения включены 2 компонента: 1) обмен, общение; 2) передача сведений или содержания или контента.
Наиболее общие правовые условия для передачи сообщения сформулированы в ФЗ «О связи», а более конкретные правовые режимы зафиксированы в подзаконных н.п.а.
Контролльная будет через 4 недели.
ВЫЗОВ – действия, совершаемые абонентом или пользователем услугами телефонной связи в целях установления соединения свеого пользовательского (оконечного) оборудования с пользовательским (оконечным) оборудованием другого абонента или пользователя услугами тел. связи, и совокупность операций, порождаемых этими действиями в сети электросвязи.
ТЕЛ СОЕДИНЕНИЕ – установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугам тел связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию. ТЕЛЕМАТИЧЕСКОЕ ЭЛ. СООБЩЕНИЕ – одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом. В определении объединено два начала сообщения: как сведение и как совокупность технологических средств (протоколов обмена), обеспечивающих взаимодействие сведений с передающим терминалом.
АБОНЕНТСКИЙ ТЕРМИНАЛ – совокупность технических и программных средств, применяемых абонентом и (или) пользователем при пользовании телематическими услугами связи для передачи, приема и отображения эл. сообщений и (или) формирования, хранения и обработки информации, содержащейся в информационной системе.
СПАМ – телематическое эл. сообщение, предназначенное неопределённому кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.
ВРЕДОНОСНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – программное обеспечение, целенаправленно приводящее к нарушению законных прав абонента и (или) пользователя, в том числе к сбору, обработке или передаче с абонентского терминала информации без согласия абонента и (или) пользователя, либо к ухудшению параметров функционирования абонентского терминала или сети связи.
ЭЛЕКТРОННОЕ СООБЩЕНИЕ (ФЗ «Об информации») – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.
ПАКЕТ ИНФОРМАЦИИ – сообщение электросвязи, которое передается по сети передачи данных и в составе которого присутствуют данные, необходимые для его коммуникации узлом связи;
ПРОТОКОЛ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ – формализованный набор требований к структуре пакетов информации и алгоритму обмена пакетами информации между устройствами сети передачи данных.
ДОСТОВЕРНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ – взаимнооднозначное соответствие пакетов информации, переданных пользовательским (оконечным) оборудованием, являющимся одной стороной установленного соединения по сети передачи данных, и принятых пользовательским (оконечным) оборудованием, являющимся другой стороной данного соединения.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ – документированная информация, представленная в эл. форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (ФЗ «Об информации»)
ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ЭЛ. ИНФОРМАЦИЯ – информация в эл. форме, образованная по правилам создания документов. Правила оформления документов требуют соблюдения процесса, наделения его обязательными элементами (реквизиты). У электронного документа выделяется специальный реквизит – эл. подпись.
ЭЛ. ПОДПИСЬ – информация в эл. форме, которая присоединена к другой информации в эл. форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. 3 признака: 1. эл. подпись – информация в эл. форме; 2. эл. подпись присоединена к другой информации в эл. форме (в т.ч. к электронному документу) 3. эл подпись используется для определения (идентификации) лица, подписывающего эл. документ (или иную подписываемую информацию) (из ФЗ от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об эл. подписи»
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛ. КАРТА – материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и эл. (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение гос. и муниц. услуг и для совершения юридически значимых действий в эл. форме (ч. 1 ст. 22 ФЗ «О предоставлении гос. услуг») Признаки: 1. универсальность цели использования карты; 2. электронный документ, удостоверяющий личность граждан; 3. материальный носитель, содержащий визуальную и электронную формы информации; 4. средство доступа к информационной системе и реализации прав, а также совершения юридически значимых действий.
БАЗА ДАННЫХ – представленная в объективной форме совокупность самостоятельных информационных материалов (групп сведений о субъектах и объектах, видах деятельности, статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных информационных элементов), сформированная и систематизированная таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены, обработаны и использованы с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ) и в условиях инф. безопасности. Признаки: 1. совокупность самостоятельных инф. материалов 2. системность 3. автоматизированная информационная система 4. безопасность использования
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА – совокупность баз данных и обеспечивающих их обработку технологий и технических средств. Три составляющих элемента: - базы данных (система самостоятельных инф. материалов) - вычислительные средства, технические каналы связи и связанная с ними инфраструктура; - информационные технологии Виды: 1. корпоративная – информационная система, участники эл. взаимодействия в которой составляют определенный круг лиц; 2. общего пользования – инф. система, участники эл. взаимодействия в которой составляют неопределённый круг лиц и в использовании которой этим лицам не может быть отказано
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОМ. СЕТЬ – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники
Интересный Указ Президента «О мерах по обеспечению инф. безопасности РФ при использовании инф.-телеком. сетей международного информационного обмена» от 17 марта 2008 г. № 351 Постановление Правительства «Об особенностях подключения фед. гос. инф. систем к инф.-телеком. сетям»
ФЗ «Об информации» (записать в тетрадь): - сайт в сети Интернет - страница сайта в сети «Интернет» - доменное имя - сетевой адрес - владелец сайта в сети «Интернет» - провайдер хостинга
ПОНЯТИЕ ИНФ. ПРАВА И ЕГО СИСТЕМА
Информационное право как новое явление юриспруденции представляет собой структурно-сложное правовое явление. Его необходимо рассматривать в нескольких аспектах: 1. отрасль законодательства 2. отрасль юр. науки 3. учебная дисциплина 4. отрасль системы права Инф. право как отрасль законодательства:
Первоначально формировалось как отрасль законодательства, появлялись отдельные нормы в составе отраслевых законодательных актов. В середине 1990х появились отдельные акты, регулирующие конкретные информационные отношения.
Этапы развития информационного законодательства: I. Начало 1990х – до 2001 г.): ФЗ «Об информации» Закон РФ «О СМИ» Закон РФ «О связи» ФЗ «О международном информационном обмене» ФЗ «О рекламе» В 1993 г. принята Конституция Внесены изменения в ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ
II. 2001 г. – наши дни Н.п.а. в информационной сфере законодателем были отнесены к специальной области законодателя
Второй этап В силу активизации информационной политики, формирования предпосылок информационного общества в это время принимается множество спец. законов в информационной сфере, которые отнесены или выведены к отдельной области законодательства «Информация и информатизация» (примеры ФЗ «Об эл. подписи», «О доступе к официальной информации», «О персональных данных») Эти законы продолжают традицию закрепления базовых норм и норм, предназначенных для правового регулирования правоотношений по поводу конкретных объектов, прав.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Объектом науки инф. права являются закономерности развития правового обеспечения инф. деятельности, природы информации и её проявления в правовой сфере, правового регулирования общественных отношений в инф. сфере, формирование методологических средств познания и правового обустройства инф. сферы, формирование, совершенствование и применение информационного законодательства, формирование правового сознания и правовой культуры в информационной сфере.
Предмет науки составляют конкретные модели решения проблем информационного права: 1) взаимодействие инф. права с другими отраслями права; 2) формирование понятийного аппарата инф. права; 3) систематизация информационного законодательства; 4) содержание права на информацию и его структура; 5) правовой статус субъектов инф. сферы; 6) состав информационных правоотношений; 7) защита интересов личности, общества и государства в информационной сфере; 8) правовая основа инф. деятельности в условиях глобализации.
Объектом учебной дисциплины являются наиболее общие знания о правовом регулировании общественных отношений и правовом обеспечении развития инф. общества. Предметом являются знания и умения по конкретным вопросам понимания сущности информации как объекта права, комплексной природы и содержания информационно-правовых норм, правового обеспечения информационной безопасности, в том числе защиты информации; юридической квалификации общественных отношений в инф. сфере.
Т.о., различия в понимании информационного права как науки и учебной дисциплины проводятся по нескольким критериям: 1. по объекту и предмету 2. по задачам 3. по содержанию и объёму знаний
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ СИСТЕМЫ ПРАВА
В настоящее время наметились признаки и черты формирования инф. права как отрасли системы права: 1. определён особый предмет – общественные отношения в области инф. деятельности; 2. расширяется круг объектов правоотношений; 3. формируется самостоятельный понятийный аппарат; 4. определены принципы информационного права; 5. используются комплексные методы правового регулирования (имп., дисп и их сочет.) 6. происходит становление комплексных правовых режимов; 7. существование различных форм информации и форм информационной деятельности;
Таким образом, инф. право – комплексная структурно-сложная система знаний в области правового обеспечения информационного общества и норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу информации и связанных с нею систем.
«Кто не писал, а играл в своём айпадике, тот – дурак» «Они же девушки, они не приспособлены для понимания…грубых слов» «Эй там, за столбом, хватит истерик»
3 группы отраслей права (Алексеев С.С.) 1. традиционные 2. специальные (трудовое, семейное, земельное и т.д. – их режимы слегка модифицированы по сравнению с традиционными) 3. комплексные (соединение разнородных институтов из различных отраслей; главная их особенность в особом предмете; нет собственных методов)
СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
Как и любая отрасль состоит из 2х частей: I. Общая – структурные элементы отрасли, имеющие базовое значение для всех институтов особенной части: 1) основные категории и понятия; 2) предмет и особенности метода инф. права; 3) принципы инф. права; 4) источники и система инф. законодательства; 5) структурные особенности и характеристика инф. правоотношений; 6) институт права на информацию и институт доступа к информации и инф. системам; II. Особенная – отдельные правовые институты: 1) институт правового режима информационных ресурсов (понятие, их классификация, особенности режима отдельных видов инф. ресурсов); 2) институт правового режима информации ограниченного доступа или тайна ведения: правовой режим гос. тайны, коммерческой, служебной, профессиональной и прочих тайн, правовой режим персональных данных; 3) институт правового регулирования инф. систем (нормативные массивы по поводу использования гос. и частных систем) 4) правовое регулирование деятельности в области телекоммуникации; 5) институт правового регулирования распространения массовой информации (ФЗ «О массовой информации»): (подвид) правовое регулирование распространения инф. продукции рекламного характера; 6) институт правового обеспечения инф. безопасности; 7) правовой режим международного информационного обмена.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |