Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Иерархия ценностей и целостность личности



2016-09-17 761 Обсуждений (0)
Иерархия ценностей и целостность личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Один из вопросов, который ставит аксиология, это вопрос, существует ли иерархия ценностей, деление ценностей на «высшие» и «низшие»? Иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.


Остановимся на двух позициях в отношении данного вопроса.

 

1. Макс Шелер полагает, что иерархия ценностей существует и носит априорный характер. Но тогда возникает вопрос о критерии, по которому можно определить, какая ценность является высшей, а какая низшей.

 

Шелер принимает в качестве такого критерия абсолютность или относительность ценности. В глубине души, говорит он, мы всегда знаем, какая ценность является абсолютной, а какая – относительной.

 

В итоге мы получаем «пирамиду ценностей», вершиной которой выступает цен -ность абсолютная, а подножием – ценности наиболее относительные.

 

Абсолютное

 

4.Святое

 

 

2.Витальные ценности

 

1.Ценности удовольствия

 

Относительное

 

1. Ценности удовольствия представляют низший уровень. Удовольствие основано на различении приятного и неприятного. Что именно будет переживаться нами как при -ятное или неприятное, зависит от нашего состояния, ситуации и других факторов. Поэто -му эти ценности наиболее относительны.

 

2. Витальные ценности («ценности чувства жизни») предполагают различие между благородным, высоким – и низким. Всем нам знакомо чувство жизненного подъема, когда

 

у человека как будто «вырастают крылья», и ощущение жизненного спада, когда самые привычные вещи даются с большим трудом. Здоровье Шелер относит к витальным ценностям.

 

3. Духовные ценности даны нам не через различение приятного/неприятного, а ак -том духовного предпочтения. Здесь уместно вспомнить снова «логику сердца» Паскаля . Но духовные ценности не являются абсолютными, так как они могут вступать в противо -

 

речие друг с другом. Так, красота может соперничать с добром.

 

4. Святое – это то, что является абсолютно безусловным, независимым от ситуа -ции. Святое не обязательно должно иметь религиозный смысл. Для ученого святым явля-ется истина, для художника – его творчество.

 

Тогда как же обеспечивается целостность личности при таком многообразии цен - ностей и открытости им человека? Все зависит от «центра тяжести» – к какому из уровней ценностей тяготеет личность. Если центр тяжести на уровне ценностей удовольствия, мы имеем личность «искусника удовольствия» (пример – Дон Жуан в опере Моцарта) Если центр тяжести приходится на витальные ценности, перед нами «герой», в котором есть только сила и благородство. Если центр тяжести сосредоточен в духовных ценностях, мы имеем дело с «гением», творцом духовных ценностей, наконец, на уровне ценности святого перед нами «святой».

 

2. Позиция австрийского психотерапевта Виктора Франкла противоположна пози-ции Шелера. Согласно Франклу, априорной иерархия ценностей не существует, она вы -


страивается в конкретной ситуации, в которой находится человек. В зависимости от си - туации высшими могут становиться то одни, то другие ценности.

 

Психотерапевтический подход Франкла получил название логотерапии: цель лече-ния в том, чтобы помочь пациенту обрести смысл жизни.

 

Есть три основных пути, на которых человек может обрести смысл жизни. Им со - ответствует три категории ценностей:

 

1. То, что человек дает миру в своих делах, свершениях. Это ценности созидания.

 

2. Ценности переживания: то, что человек берет от мира в своих контактах с ним.

 

3. Ценности отношения: смысл жизни может определяться позицией, которую че-ловек занимает по отношению к судьбе, т.е. к тому, что не может сам изменить.

 

Сами по себе эти ценности не иерархичны, так как нельзя сказать априори, какая ценность выше. Целостность личности проявляется в уникальности смысла жизни, кото - рый человек открывает для себя (именно открывает, а не задает произвольно). Франкл, посвятивший жизнь логотерапии, делает вывод: что жизнь не может потерять смысл ни при каких обстоятельствах. Это возможно лишь при условии, что личность человека раз - рушена. Пациент в терминальной стадии рака не может изменить свою судьбу, н о он мо-жет помочь близким пережить эту трагическую ситуацию.

 

Неизбежен вопрос, кто же прав: В.Франкл или М.Шелер? Если мы спроецируем их позиции на многоосевую модель, то убедимся, что они не исключают, а дополняют друг друга. Позиция Франкла соответствует сфере реального, где личностно переживается уникальный смысл блага, тогда как Шелер устанавливает универсальные отношения смысла ценностей, что возможно только в сфере идеального.

 



2016-09-17 761 Обсуждений (0)
Иерархия ценностей и целостность личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Иерархия ценностей и целостность личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (761)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)