Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общегосударственные финансы



2016-09-17 282 Обсуждений (0)
Общегосударственные финансы 0.00 из 5.00 0 оценок




Определение финансов как экономической категории

Ф особая сфера денежных отношений, планомерно организуемых гос-м в процессе выполнения им своих функций.

В совокупности отношений воспр-ва (пр-во, распределение, обмен и потребление) они непосредственно связаны с распределительными отношениями. Их ф-ное назначение состоит в распределении части совокупного общественного продукта и нац дохода, форм-и и исп-и фондов денежных средств целевого назначения у гос-ва и субъектов хоз-ния.

В общей массе ден отношений фин отношения можно выделить по специф признакам, отличающих их от др эк категорий: деньги, кредит, цена.

Фин отношения всегда распределительные по своему хар-ру. Они выражают отношения распределения стоимости, показывают движение денег; переход их от одного владельца к др.

Материальной основой фин отношений выступают фонды денежных средств целевого назначения.Фин отношения имеют условно безвозвратный и неэквивалентный хар-р.Сущность Ф проявляется в ф-ях, которые выполняет эта категория. Ф имеют 2 ф-и: распредел и контрольную.

 

Роль финансов

Ф активно исп-сь на всех этапах развития гос-ва, играют опр роль в его становлении и развитии, обеспечивают расширенное воспр-во, повышение его эф-сти, рост материального и культурного благосостояния населения.

Воздействие Ф на повышение эф-сти общественного пр-тва осущ-тся в 2х формах:1) обеспечение источников эк роста на основе распределения и перераспределения фин ресурсов в соответствии с заданными структурными пропорциями развития общественного пр-ва, непр-ной сферы, соц целями;

2) непосредственное воздействие на пр-во путем применения различных методов регулирования процесса формирования собственных фин ресурсов и изъятия доходов в бюджет.

Эти методы должны заинтересовывать пр-ные коллективы в лучшем исп-нии всех факторов пр-ва и увеличении денежных накоплений.

Перераспределение средств через бюджет позволяет:- контролировать ресурсы, необходимые для фин-ния непр-ной сферы;- обеспечивать реализацию намеченных структурных сдвигов, приоритетное развитие отраслей промышленности, выпускающих товары народного потребления, АПК;- концентрировать капитальные вложения в отраслях, обеспечивающих более высокие темпы роста нац дохода.

На уровне предприятий применение различных методов распределения прибыли предприятий создает хозрасчетную заинтересованность трудовых коллективов в росте эф-ти общественного пр-ва на основе сочетания личных, коллективных и общественных интересов. Значительную стимулирующую роль в этом должны сыграть нормативные методы организации ф отношений, активная налоговая политика, степень развития товарно-денежных отношений и хозрасчета.

 

Финансовая система государства

Фин система гос-ва – сов-сть денежных отношений, фондов ден средств и органов упр-я ими.Она ф-ет на 2х уровнях –центр-ом и децентр-ом

В основе построения фин системы положены такие принципы, как ф-ное назначение звеньев фин системы, демократический централизм, ед-во фин системы.Каждое звено фин системы решает свои задачи, ему соот-ет особый фин аппарат и законод акты, рег-щие деятельность. Наличие различных форм централизованного руководства Фми со стороны гос-ва не исключает больших прав, предоставленных предприятиям и местным органам власти.

Управление всеми звеньями базируется на единых законод и нормативных актах гос-ва. В рамках фин системы применяется единая система фин планов, взаимосвязанных между собой.Исходным звеном являются Ф предприятий пр-ной сферы. Именно на этих предприятиях в процессе пр-ва создается решающая доля нац дохода страны. От состояния данного участка фин системы во многом зависит фин положение страны в целом.

Ф хоз субъектов состоят из 2х подсфер: Ф организаций материального пр-ва и Ф учреждений и организаций непр-ной сферы.

По отраслевой принадлежности Ф предприятий мат пр-ва распределяются по следующим звеньям: Ф предприятий промышленности, с\х, строительства, грузового транспорта, связи, торговли, заготовок и др.

В непр-ной подсфере различают: Ф образования, культуры и искусства; здравоохранения и физ культуры, науки, пассажирского транспорта, жкх и бытового обслуживания, страховых, кредитных и др учреждений.

 

Общегосударственные финансы

Общегос Ф– система ден отношений, связанных с форм-ем централиз доходов и фондов ден средств, исп-мых на общегос потребности. Ведущим звеном здесь является гос бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть фин ресурсов гос-ва. Осн источником форм-я доходной части бюджета являются налоги с юр и физ лиц. Большая часть бюджета исп-тся на фин-е отраслей мат пр-ва и соц-культурные мероприятия. Небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата упр-я и обеспечения обороны страны.

При составлении гос бюджета большое внимание уделяется его сбалансированности, чтобы расходы не превышали доходы. Если расходная часть превысит доходную, то образуется дефицит (фин затруднения).

Гос бюджет является одновременно одним из главных инструментов осущ-ния фин политики гос-ва.

В период эк реформ он все шире используется для преодоления кризисных явлений в эк-ке, снижения инфляции, оказания соц поддержки отдельным слоям населения, развития рыночных отношений. Средства госбюджета участвуют в развитии и укреплении предпринимательских структур, приватизации гос собственности, развитии внешнеэк деят-сти предприятий.

Бюджет РБ включает бюджеты отдельных областей и бюджет г. Минска. В совокупности это представляет собой консолидированный бюджет страны.

Важным звеном общегос Ф являются внебюджетные фонды- средства правительства и местных органов власти, предназначенные для фин-я расходов, не включенных в бюджет.

Исп-е средств внебюджетных фондов обусловлено рядом причин, прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Их форм-е позволяет привлечь доп фин ресурсы, которые затем исп-тся на фин-е отдельных мероприятий и социально значимых расходов. По эк содержанию данные фонды – форма перераспределения и исп-я фин ресурсов. Они имеют строго целевое назначение, включая:- мобилизацию средств для пенсионного обеспечения;

- фин-е мероприятий, связанных с проблемами занятости населения;

- материальное обеспечение обязательного медицинского страхования;

- поддержку развития приоритетных отраслей экономики и т.д.

Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируются зак-ом.

Среди звеньев центр Ф особую роль выполняет гос кредит. Посредством его осуществляется накопление доп фин ресурсов гос-ва за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Гос кредит - совокупность денежных отношений, возникающих между гос-м как заемщиком денежных средств и физ (юр) лицами, а также иностр правительствами в процессе форм-я и исп-я общереспубликанского фонда денежных средств.

Гос кредит может быть внутренним и внешним. Внутренний- гос кредит, размещаемый внутри страны, а внешний - размещаемый в др странах. В РБ преимущественное развитие получил внутренний гос кредит.

Третьей сферой фин системы является фин аппарат, в который включаются такие республиканские органы управления Фми, как Министерство Ф, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, фин управления (отделы) отраслевых министерств и ведомств.

 

 



2016-09-17 282 Обсуждений (0)
Общегосударственные финансы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общегосударственные финансы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)