Тема 3. Правовая система Европейского Союза
Структура правовой системы Европейского Союза определяется основными направлениями его деятельности (до вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. они именовались «опорами»). К ним, как уже отмечалось выше, относятся : 1.проведение совместной экономической, финансовой и социальной политики; 2.проведение совместной внешней политики и политики безопасности; 3.взаимодействие в сфере юстиции и охраны правопорядка. Регулирование первого из этих направлений осуществляется правом Европейских сообществ, второго – нормами международного права, третьего - частично нормами международного права, частично - нормами права Европейских сообществ. Вопрос о природе права Европейских сообществ и по настоящее время является предметом научных споров. Различные точки зрения по этому вопросу будут обсуждены на посвященном ему интерактивном занятии, однако доминирующей в настоящее время является концепция, сформулированная в решениях Суда Европейских сообществ при рассмотрении конкретных дел, в частности, дела F. Costa vs. ENEL 1964 г. В соответствии с ней право Европейских сообществ нельзя отнести ни к международному, ни к внутригосударственному праву. Оно является новой, особой правовой системой, призванной регулировать отношения в рамках Европейских сообществ. В настоящее время эту новую правовую систему именуют или коммунитарным (от латинского communitas - сообщество), или интеграционным правом, поскольку оно применяется в рамках интеграционных образований, таких как Европейские сообщества. Сферой его действия является территория соответствующего интеграционного объединения, а его нормы создаются руководящими органами этого объединения в соответствии с особой процедурой. Таким образом, право Европейского Союза - это совокупность норм коммунитарного и международного права, регулирующих отношения в закрепленных в учредительных договорах сферах деятельности Европейского Союза. При этом необходимо учитывать, что удельный вес коммунитарного и международного права в праве Европейского Союза меняется. Если при создании Европейского Союза второе и третье направления его деятельности регулировались нормами международного права, то в настоящее время многие аспекты взаимодействия государств-членов в сфере юстиции и охраны правопорядка уже регулируются нормами коммунитарного права. Источники права Европейского Союза подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся договоры, заключенные между государствами-членами, в первую очередь учредительные договоры которые в настоящее время имеют следующую структуру: Договор о Европейском Союзе; Договор о функционировании ЕС (до 2009 г. – Договор, учреждающий Европейское (экономическое) сообщество); Договор, учреждающий Европейское сообщество по атомной энергии. Порядок внесения изменений в эти акты и заключение новых договоров полностью соответствует процессу заключения иных международно-правовых договоров. Они разрабатываются и подписываются правительствами государств-членов и для вступления в силу должны быть ратифицированы парламентами всех государств-членов. (Именно отказ от ратификации Конституции Европейского Союза 2004 г. всего лишь двумя государствами – Францией и Нидерландами – не позволил этому акту вступить в силу). Ко вторичному праву относятся акты, принимаемые руководящими органами Европейского Союза в соответствии с особой процедурой. К ним относятся регламенты, директивы, решения, рекомендации, мнения. Особое значение среди них имеют регламенты и директивы. Регламент – это акт, содержащий нормы, непосредственно регулирующий те или иные отношения. Директива – это акт, предписывающий государствам-членам в течение установленного срока урегулировать определенным образом те или иные отношения путем внесения изменения в свое законодательство. Интересно, что в Конституции 2004 г. регламент переименовался в «закон Европейского Союза», а директива – в «рамочный закон», но в Лиссабонский договор 2007 г. эти изменения не были включены. Принятие актов вторичного права Европейского Союза осуществляется по особой процедуре. Право законодательной инициативы имеет только Комиссия Европейского Союза. Для вступления в силу проект нормативного акта должен быть одобрен и Советом Европейского Союза, и Европейским парламентом. Акты вторичного права Европейского Союза имеют прямое действие на всей территории Европейского Союза и для вступления в силу не нуждаются в одобрении законодательных органов государств-членов. В случае их противоречия законодательству государств-членов большую силу имеют нормы права Европейского Союза. Вышеуказанные положения прямо не закреплены в учредительных договорах Европейского Союза и Европейских сообществ. Они были сформулированы в решениях Суда Европейских сообществ (ныне - Суда Европейского Союза) при рассмотрении конкретных дел, однако позднее получили поддержку в решениях верховных судов государств-членов.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |