Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материалы из пособия Б.С. Волкова, Н.В. Волковой



2016-09-16 524 Обсуждений (0)
Материалы из пособия Б.С. Волкова, Н.В. Волковой 0.00 из 5.00 0 оценок




«Практические вопросы детской психологии». – 4-е изд., Спб. – Питер, 2009

Ученые, внесшие вклад в разработку вопросов

возрастной и педагогической психологии


Ученые Разрабатываемые вопросы Основные публикации
Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) Заложил фундамент к изучению психики детей. Доказал рефлекторную природу психического. Основываясь на генетическом подходе изучения психики ребенка, разработал вопрос о развитии самосознания ребенка. Показал особенности развития чувствительности и движений детей «Рефлексы головного мозга»
Выготский Лев Семенович (1896-1934) Разработал вопросы: 1) периодизации и динамики развития психики ребенка; 2) соотношения обучения и развития; 3) развития житейских и научных понятий; 4) развития речи и мышления и др. Основа взглядов — концепция культурно-исторического развития. Особенность развития психики — создание особых средств-знаков. Такими знаками, как своеобразными психическими орудиями, являются языковые знаки «Проблемы психического развития ребенка»; «История развития ВПФ»; «Мышление и речь»; «Этюды по истории поведения»; собр. соч. в 6 т.
Блонский Павел Петрович (1884-1941) Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению ребенка. Придавал большое значение умственной активности и творческим силам детей. Анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения «Педология»; «Очерки детской способности»; «Память и мышление» .
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) Разработал деятельностный подход в психологии и педагогике: человек и его психика формируются и проявляются изначально в практической деятельности и потому должны изучаться через «Основы общей психологии»; «Бытие и сознание»

Ученые Разрабатываемые вопросы Основные публикации
  их проявления в основных видах деятельности (в труде, позна­нии, учении, игре и т. д.). Деятельность определяется ее объек­том не прямо, а лишь опосредованно через внутренние специфи­ческие закономерности (через цели, мотивы и т. д.). При объяснении любых психических явлений личность выступа­ет как целостная система внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия (педагогические и т. д.)  
Лурия Александр Романович (1902-1977) Вместе с Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым разрабатывал культурно-историческую теорию человеческой психики. Особое внимание уделял проблеме социальной обусловленности мышления. Главные теоретические и экспериментальные исследования А. Р. Лурия посвящены проблемам мозговой локализации высших психических функций «Этюды по истории поведения»; «Об историческом развитии познавательных процессов»; «Основы нейропсихологии»
Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и разработал общепсихологическую теорию деятельности. Провел анализ развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающий механизм происхождения сознания и его роль в регуляции деятельности человека. Структуру деятельности (деятельность — действие — психофизиологическая функция) соотнес со структу­рой мотивациошгой сферы (мотив — цель — условие), изучал широкий круг психических явлений. Концепция деятельности А. Н. Леонтьева стимулировала рост исследований в различных отраслях общей психологии, в том числе и возрастной «Проблемы развития психики»; «Деятельность. Сознание. Личность»
Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) Разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Рассматривал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности. В связи с этим выявил особенно­сти освоения ребенком общественного опыта.! Изучал проблемы соотношения обучения и умственного развития и формирование «Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий»; «Введение в психологию»

 


Ученые Разрабатываемые вопросы Основные публикации
  творческого мышления. Разрабатывал принципы дифференци­альной диагностики интеллектуального развития ребенка  
Запорожец Алек­сандр Владимирович (1905-1981) Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте. Раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов. Выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой была разработана система сенсорного воспитания] Занимаясь исследо­ванием произвольных действий ребенка, он выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. В последние годы разрабатывал теорию эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности «Развитие произвольных движений»
Щелованов Николай Матвеевич (3892-1964) Изучал следующие основные проблемы: 1) первенство развития слуха и зрения ребенка; 2) развитие ребенка до 3 лет; 3) возникновение госпитализма в результате дефицита общения ребенка со взрослыми «Воспитание ребенка раннего возраста»; «Физиология высшей нервной деятельности»
Люблинская Анна Александровна (1903-1983) Разрабатывала вопросы детской и педагогической психологии «Очерки психического развития ребенка»; «Детская психология»
Божович Лидия Ильинична (1908-1981) Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Изучала аффекты неадекватности, анализируя конфликты детей. Исследовала функции самооценки, уровень притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, а также пути формирования устойчивости личности. Л. И. Божович вслед за Л. С. Выготским выстраивала линию возрастного развития кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста «Личность и ее формирование в детском возрасте»

 

Ученые Разрабатываемые вопросы Основные публикации
Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущая деятельность». Предло­жил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слов. С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявил ее роль в процессе развития ребенка. Разрабатывал теорию развивающе­го обучения учащихся начальной школы «Детская психология»; «Психология игры»; «Психология обучения младшего школьника»
Венгер Леонид Абрамович (1925-1992) Область исследований: закономерности развития восприятия и наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте, форми­рование общих испециальных способностей, диагностика умственного развития «Воспитание и обучение»; «Педагогика способностей»; «Диагностика умственного развития дошкольника» (ред.); «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» (ред.)
Давыдов Василий Васильевич (1930-1996) Изучал возрастную периодизацию, психологию детей дошколь­ного, младшего школьного и подросткового возрастов. Исследо­вал соотношение обучения и развития, развитие личности ребенка, формирование мышления, речи, овладение им учебной деятельностью. Совместно с Д. Б. Элькониным разрабатывал теорию обучения на основе общепсихологической теории деятельности «Детская психология»; «Виды обобщений в обучении»; «Теория развивающего обучения»; «Психическое развитие в детских возрастах»
Петровский Артур Владимирович (1931-2006) Личность рассматривал через группу, через социум. Потребно­сти в персонификации, по А. В. Петровскому, являются отправ­ным пунктом анализа развития. Он выделил 3 основных процесса, определяющих ход развития: 1) адаптацию; 2) индивидуализацию; 3) интеграцию. «Психология развивающейся личности»; «Личность. Деятельность. Коллектив. Психологическая теория коллектива»
Ученые Разрабатываемые вопросы Основные публикации
  В периодизации возрастного развития выделял эпохи детства, отрочества и юности  
Фельдштейн Давид Иосифович (род. в 1929 г.) Изучает проблемы онтогенеза психического и личностного развития ребенка, подростка. Предложил возрастную периодиза­цию психического развития. Исследует общественно-полезную деятельность подростков, закономерности личностного, профес­сионального самоопределения подростков и юношества «Трудный подросток»; «Проблемы возрастной и педагогической психологии»; «Психология становления личности»
Лисина Майя Ивановна (1929-1983) На основе общепсихологической теории деятельности рассмат­ривала общение как коммуникативную деятельность. Потреб­ность в общении М. И. Лисина считала самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. По ее теории, в качестве мотивов деятельности общения выступает партнер по общению. В периодизации развития общения выделила следующие формы: 1) ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (0-6 месяцев); 2) ситуативно-деловое общение (6 месяцев — 1 год); 3) внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет); 4) внеситуативно-личностное общение (6-7 лет) «Проблемы онтогенеза обще­ния»
Мухина Валерия Сергеевна (род. в 1935 г.) Разрабатывает концепцию становления самосознания личности на разных этапах онтогенеза, а также исследует проблему психологической коррекции развития личности в детстве «Близнецы»; «Р1зобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта»; «Возрастная психология»

 



2016-09-16 524 Обсуждений (0)
Материалы из пособия Б.С. Волкова, Н.В. Волковой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материалы из пособия Б.С. Волкова, Н.В. Волковой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (524)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)