Заложил фундамент к изучению психики детей. Доказал рефлекторную природу психического. Основываясь на генетическом подходе изучения психики ребенка, разработал вопрос
о развитии самосознания ребенка. Показал особенности развития чувствительности и движений детей
«Рефлексы головного мозга»
Выготский Лев
Семенович
(1896-1934)
Разработал вопросы:
1) периодизации и динамики развития психики ребенка;
2) соотношения обучения и развития;
3) развития житейских и научных понятий;
4) развития речи и мышления и др.
Основа взглядов — концепция культурно-исторического развития.
Особенность развития психики — создание особых средств-знаков. Такими знаками, как своеобразными психическими орудиями, являются языковые знаки
«Проблемы психического
развития ребенка»;
«История развития ВПФ»;
«Мышление и речь»;
«Этюды по истории поведения»;
собр. соч. в 6 т.
Блонский Павел
Петрович
(1884-1941)
Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению ребенка.
Придавал большое значение умственной активности и творческим силам детей. Анализировал познавательные и волевые
процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения
«Педология»;
«Очерки детской способности»;
«Память и мышление» .
Рубинштейн Сергей
Леонидович
(1889-1960)
Разработал деятельностный подход в психологии и педагогике: человек и его психика формируются и проявляются изначально в практической деятельности и потому должны изучаться через
«Основы общей психологии»;
«Бытие и сознание»
Ученые
Разрабатываемые вопросы
Основные публикации
их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т. д.). Деятельность определяется ее объектом не прямо, а лишь опосредованно через внутренние специфические закономерности (через цели, мотивы и т. д.). При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия (педагогические и т. д.)
Лурия Александр Романович (1902-1977)
Вместе с Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым разрабатывал культурно-историческую теорию человеческой психики. Особое внимание уделял проблеме социальной обусловленности мышления. Главные теоретические и экспериментальные исследования А. Р. Лурия посвящены проблемам мозговой локализации высших психических функций
«Этюды по истории поведения»; «Об историческом развитии познавательных процессов»; «Основы нейропсихологии»
Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979)
Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и разработал общепсихологическую теорию деятельности. Провел анализ развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающий механизм происхождения сознания и его роль в регуляции деятельности человека. Структуру деятельности (деятельность — действие — психофизиологическая функция) соотнес со структурой мотивациошгой сферы (мотив — цель — условие), изучал широкий круг психических явлений. Концепция деятельности А. Н. Леонтьева стимулировала рост исследований в различных отраслях общей психологии, в том числе и возрастной
«Проблемы развития психики»; «Деятельность. Сознание. Личность»
Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988)
Разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Рассматривал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности. В связи с этим выявил особенности освоения ребенком общественного опыта.! Изучал проблемы соотношения обучения и умственного развития и формирование
«Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий»; «Введение в психологию»
Ученые
Разрабатываемые вопросы
Основные публикации
творческого мышления. Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка
Запорожец Александр Владимирович (1905-1981)
Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте. Раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов. Выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой была разработана система сенсорного воспитания] Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, он выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. В последние годы разрабатывал теорию эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности
«Развитие произвольных движений»
Щелованов Николай Матвеевич (3892-1964)
Изучал следующие основные проблемы: 1) первенство развития слуха и зрения ребенка; 2) развитие ребенка до 3 лет; 3) возникновение госпитализма в результате дефицита общения ребенка со взрослыми
«Воспитание ребенка раннего возраста»; «Физиология высшей нервной деятельности»
Люблинская Анна Александровна (1903-1983)
Разрабатывала вопросы детской и педагогической психологии
«Очерки психического развития ребенка»; «Детская психология»
Божович Лидия
Ильинична (1908-1981)
Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Изучала аффекты неадекватности, анализируя конфликты детей. Исследовала функции самооценки, уровень притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, а также пути формирования устойчивости личности. Л. И. Божович вслед за Л. С. Выготским выстраивала линию возрастного развития кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста
«Личность и ее формирование в детском возрасте»
Ученые
Разрабатываемые вопросы
Основные публикации
Эльконин Даниил Борисович (1904-1984)
Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущая деятельность». Предложил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слов. С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявил ее роль в процессе развития ребенка. Разрабатывал теорию развивающего обучения учащихся начальной школы
«Детская психология»; «Психология игры»; «Психология обучения младшего школьника»
Венгер Леонид Абрамович (1925-1992)
Область исследований: закономерности развития восприятия и наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте, формирование общих испециальных способностей, диагностика умственного развития
«Воспитание и обучение»; «Педагогика способностей»; «Диагностика умственного развития дошкольника» (ред.); «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» (ред.)
Давыдов Василий Васильевич (1930-1996)
Изучал возрастную периодизацию, психологию детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Исследовал соотношение обучения и развития, развитие личности ребенка, формирование мышления, речи, овладение им учебной деятельностью. Совместно с Д. Б. Элькониным разрабатывал теорию обучения на основе общепсихологической теории деятельности
«Детская психология»; «Виды обобщений в обучении»; «Теория развивающего обучения»; «Психическое развитие в детских возрастах»
Петровский Артур Владимирович (1931-2006)
Личность рассматривал через группу, через социум. Потребности в персонификации, по А. В. Петровскому, являются отправным пунктом анализа развития. Он выделил 3 основных процесса, определяющих ход развития: 1) адаптацию; 2) индивидуализацию; 3) интеграцию.
«Психология развивающейся личности»; «Личность. Деятельность. Коллектив. Психологическая теория коллектива»
Ученые
Разрабатываемые вопросы
Основные публикации
В периодизации возрастного развития выделял эпохи детства, отрочества и юности
Фельдштейн Давид Иосифович (род. в 1929 г.)
Изучает проблемы онтогенеза психического и личностного развития ребенка, подростка. Предложил возрастную периодизацию психического развития. Исследует общественно-полезную деятельность подростков, закономерности личностного, профессионального самоопределения подростков и юношества
«Трудный подросток»; «Проблемы возрастной и педагогической психологии»; «Психология становления личности»
Лисина Майя Ивановна (1929-1983)
На основе общепсихологической теории деятельности рассматривала общение как коммуникативную деятельность. Потребность в общении М. И. Лисина считала самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. По ее теории, в качестве мотивов деятельности общения выступает партнер по общению. В периодизации развития общения выделила следующие формы: 1) ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (0-6 месяцев); 2) ситуативно-деловое общение (6 месяцев — 1 год); 3) внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет); 4) внеситуативно-личностное общение (6-7 лет)
«Проблемы онтогенеза общения»
Мухина Валерия Сергеевна (род. в 1935 г.)
Разрабатывает концепцию становления самосознания личности на разных этапах онтогенеза, а также исследует проблему психологической коррекции развития личности в детстве
«Близнецы»; «Р1зобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта»; «Возрастная психология»
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...