Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место и роль магистратуры в системе высшего образования



2016-09-16 1846 Обсуждений (0)
Место и роль магистратуры в системе высшего образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Пономарев М.В. (ИИиП МПГУ)

(учебный текст)

 

Российская система профессиональной подготовки кадров регламентирована Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2016). Ее основу составляет система профессионального образования, включающая среднее профессиональное образование (подготовка квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена) и высшее образование(подготовка высококвалифицированных кадров). В свою очередь, систему высшего образования образуют три уровня профессиональной подготовки: бакалавриат (по некоторым направлениям подготовки – специалитет), магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, адъюнктура, ординатура, программы ассистентуры-стажировки). Закон также устанавливает статус профессионального обучения (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих) и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка, направленные на удовлетворение индивидуальных образовательных и профессиональных потребностей). Перечни профессий и направлений профессиональной подготовки с указанием присваиваемой квалификации утверждаются Министерством науки и образования РФ.

Иерархичная и вариативная структура системы профессиональной подготовки призвана удовлетворить потребности общества и государства в кадровых ресурсах по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, обеспечить реализацию интересов личности в сфере интеллектуального, культурного и нравственного развития, углубления и расширения образования, повышения научно-педагогической квалификации. Эта общая целевая установка приобретает специфику на каждом уровне профессионального образования и обучения, а также в соответствии с конкретными направлениями подготовки. Немаловажное значение имеют и особенности тех организаций, которые проектируют и обеспечивают образовательный процесс. Поэтому ключевую роль в функционировании системы образования на всех ее уровнях играют образовательные программыкомплексы учебно-методических документов, регламентирующие цели, ожидаемые результаты, содержание и условия реализации образовательного процесса (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин и модулей, фонды оценочных средств и т.д.).

Статус образовательных программ соотносится с общей иерархией уровней образования: в системе профессионального образования и профессионального обучения реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы. Программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки) определяются по своему статусу как образовательные программы высшего образования (ОПВО).

Разработку каждой образовательной программы осуществляет та образовательная организация высшего образования или научная организация, которая обладает соответствующей государственной аккредитацией и возлагает на себя ответственность за реализацию данной программы. Все образовательные программы должны строго соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам(ФГОС) по направлениям подготовки[1]. Но поскольку требования стандартов по большей части носят рамочный характер, то образовательные организации имеют значительную долю самостоятельности в проектировании образовательного процесса и образовательной среды. Образцами для такого проектирования могут служить примерные основные образовательные программы (статус «примерных» присваивается программам, прошедшим специальную экспертизу и вошедшим в соответствующий реестр, который является государственной информационной системой).

Требования ФГОС предельно универсализированы для каждой из ступеней высшего образования. Это позволяет сформировать достаточно четкое представление о задачах и принципах обучения бакалавров, магистрантов и аспирантов, о тех условиях, которые не только гарантируют высокое качество уровневой профессиональной подготовки, но и позволяют обеспечить преемственность основных образовательных программ, сохранить единство образовательного пространства Российской Федерации.

Каково место магистратуры в этой системе? Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право на получение образования в магистратуре для лиц, «имеющих высшее образование любого уровня» (статья 69). Преимущественно речь идет о бакалаврах, поскольку обучение по программе магистратуры для лиц, уже имеющих диплом магистра, является «вторым высшим образованием» и осуществляется на платной основе. Исключение сделано для лиц, имеющих высшее профессиональное образование с квалификацией «дипломированный специалист» (то есть получивших высшее образование еще до перехода на нынешнюю трехуровневую систему) – для них возможно зачисление в магистратуру на основе общего конкурса. В свою очередь, только лица, имеющие квалификацию специалиста и магистра, имеют право на поступление в аспирантуру. Таким образом, законодательство не только четко обозначает роль магистратуры как второй ступени высшего образования, но и четко дистанцирует ее от системы профессиональной переподготовки.

Обучение в магистратуре может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Вне зависимости от формы обучения объем любой магистерской программы составляет 120 зачетных единиц, то есть 4320 академических часов (содержание 1 з.е. равно 36 ч. общей трудоемкости, включающей как аудиторную, так и самостоятельную работу студентов). При очной форме срок обучения составляет два года, при очно-заочной или заочной формах он увеличивается на 3-6 месяцев. ФГОС регламентирует области, объекты и виды профессиональной деятельности, на которые ориентировано направление подготовки, включает перечень основных профессиональных задач, к решению которых должен быть подготовлен выпускник, устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы (в формате общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций).

В соответствии с типовой моделью ФГОС каждая магистерская программа должна включать базовую и вариативную часть. К первой из них относятся дисциплины, связанные со спецификой направления подготовки, а также государственная итоговая аттестация, ко второй – дисциплины, отражающие особенности профиля подготовки (тематику данной образовательной программы), практики и научно-исследовательская работа. Но во ФГОС устанавливается только соотношение общей трудоемкости этих структурных компонентов. Конкретный перечень учебных дисциплин и их содержательную основу, а также специфику практик, принципы организации научно-исследовательской работы студентов должна определять сама образовательная организация. Более строго ФГОС регламентирует условия образовательного процесса – состояние материально-технической базы, электронной информационно-образовательной среды, учебно-методического обеспечения, кадрового состава руководящих и научно-педагогических работников.

На первый взгляд, описанная выше нормативно-институциональная модель создает вполне четкое представление о специфике магистратуры как уровня высшего образования. Однако этот вопрос по-прежнему вызывает неоднозначные и, подчас, весьма критические суждения со стороны преподавательского сообщества. Основная причина заключается в том, что при переходе к уровневой системе высшего образования именно магистратура оказалась наиболее «чужеродным» элементом, не имевшим аналогов в существовавшей ранее системе высшего профессионального образования (ВПО). Поэтому сомнения высказываются уже относительно самой целесообразности замены специалитета на бакалавриат и магистратуру. Скептики подчеркивают, что вместо фундаментальной, комплексной подготовки специалиста были введены сокращенные по трудоемкости программы бакалавриата и «непонятные» по предназначению программы магистратуры (и следует признать, что определенная логика в таких рассуждениях присутствует – если высшее образование, хотя и в «сокращенном варианте», студенты получают в бакалавриате, научные кадры по-прежнему готовит аспирантура, а потребность в переподготовке и повышении квалификации обеспечивает система дополнительного образования, то для чего создана магистратура?).

Переход к уровневой модели высшего образования сопровождался и рядом других новаций, выглядящих для скептиков крайне сомнительно. Так, например, основой образовательных стандартов стал не перечень учебных дисциплин и обязательный минимум их содержания, а набор компетенций, не имеющих явной взаимосвязи ни с учебным планом, ни с содержательной основой изучаемых дисциплин. Система расчета трудоемкости «в часах», очень наглядно взаимосвязанная и с учебным расписанием, и планированием нагрузки профессорско-преподавательского состава, сменилась малопонятными «зачетными единицами» и «студенто-кредитами». Классическая сессия с «живым общением» на зачетах и экзаменах вытесняется формализованной балльно-рейтинговой системой, а многие привычные формы учебной работы неожиданно оказались «устаревшими» в силу «низкого уровня интерактивности». Не случайно, что в преподавательской среде широко распространилось мнение о том, что все эти изменения не имеют внятной смысловой логики и обусловлены только международными обязательствами, принятыми в рамках «болонского процесса».

Роль «болонского процесса» в современной реформе российской высшей школы, действительно, очень велика. В 2003 г. Российская Федерация подписала Болонскую декларацию, направленную на создание европейского пространства высшего образования путем усиления академической мобильности студентов и преподавателей, повышения уровня совместимости образовательных программ (в том числе, за счет широкого введения бакалавриата и магистратуры как двухуровневой системы обучения, перехода к универсальным критериям оценки обученности, выраженным в «кредитах» как суммарных единицах трудоемкости, распространения сетевых и дистанционных форм обучения, активного вовлечения преподавателей в деятельность международных исследовательских коллективов и транснациональных периодических изданий). Все эти направления и стали ориентирами для реформы российской системы высшего образования, развернувшейся с 2008 г. и законодательно закрепленной в 2010-2012 гг.

Противники реформы изначально восприняли ее как привнесение в российскую систему образования совершенно чужеродных элементов и «губительное разрушение традиций советской высшей школы». Однако следует помнить, что участие России в «болонском процессе» полностью соответствовало стратегии «внешне-ориентированной модернизации», которая реализовывалась в нашей стране в 2000-х гг. и подразумевала всестороннюю интеграцию в мировое экономическое, политико-правовое, культурное, образовательное пространство. Так что подписание Болонской декларации вполне можно сравнить со вступлением в ВТО (по крайней мере, с точки зрения декларируемых задач и ожидаемых результатов). Но в середине 2010-х гг. произошла радикальная смена модернизационной стратегии России, на фоне чего прежние приоритеты образовательной политики начали вызывать сомнения не только у скептиков. Насколько целесообразна уровневая модель высшего образования и остальные новации, связанные с ее внедрением, в этих новых условиях? Для того, чтобы ответить на такой вопрос, необходимо учесть, что суть состоявшейся реформы заключается не в механическом дроблении системы высшего образования на уровни, а в радикальной смене самой педагогической парадигмы – на смену «знаниевой» модели обучения приходит компетентностное образование.

«Знаниевое» обучение является в своей основе экстраактивным, то есть студент выступает преимущественно в пассивной роли объекта педагогического воздействия, а учебный процесс основан на трансляции «знаний» как целостных информационных массивов, упорядоченных в соответствии со спецификой предметных областей и научных дисциплин (отсюда более важная роль лекций по сравнению с семинарами, классическая модель семинарских занятий, основанная на обсуждении перечней вопросов с опорой на изученную научную литературу, проведение экзаменов и зачетов в формате итогового собеседования «по билетам»). Результатом такого обучения становится приобретение «квалификации» как стандартизированного комплекса знаний, умений и навыков. Компетентностное обучение носит интерактивный характер, то есть предполагает активное и нелинейное взаимодействие студентов и преподавателей (здесь вполне применимо слово «творческое», так как дидактический результат такого взаимодействия можно запланировать или спрогнозировать только отчасти). Образовательный процесс приобретает ярко выраженную деятельностную и коммуникативную направленность, а формируемые компетенции, помимо квалификационных знаний, умений и навыков, включают разнообразные личностные характеристики – мотивационные и ценностные установки, поведенческие паттерны, маркеры информационно-коммуникативной культуры. «Компетентность» выпускника можно определить как способность и готовность применять и варьировать разнообразные способы деятельности в контексте профессиональных и социальных ситуаций. Иными словами, если «квалифицированный специалист» обучен действовать эффективно в шаблонных условиях, то «компетентный работник» отличается способностью гибко адаптироваться к новым условиям и задачам, позитивно и креативно реагировать на инновационные изменения профессиональной и социальной среды.

Сравнение «знаниевой» и «компетентностной» образовательных моделей приводит к внешне парадоксальному выводу: любой из уровней современной системы высшего образования действительно можно считать в определенном смысле «незавершенным». Но если в логике прежней педагогической парадигмы «незавершенность» профессиональной подготовки означала ее фрагментарность, ограниченность и неэффективность, то теперь речь идет о ее «открытости», то есть признании того факта, что полученный в стенах вуза объем знаний сам по себе отнюдь не гарантирует профессиональную востребованность и успешность. Акцент переносится на формирование тех личностных качеств и освоение таких инструментальных алгоритмов, которые обеспечивают возможность свободного и вариативного профессионального роста далеко за пределами освоенной программы образования. Таким образом, нынешняя реформа призвана превратить высшую школу в систему «открытого образования». Принцип «образование на всю жизнь» сменяется принципом «образование через всю жизнь». Как никогда актуальным становится афоризм нобелевского лауреата Макса фон Лауэ: «Образование – то, что остается, когда все выученное уже забыто».

Итак, если в контексте прежней «знаниевой» системы ВПО введение магистратуры выглядело весьма алогичным и даже деструктивным шагом, то в рамках «открытого», «компетентностного» профессионального образования магистратура приобретает особое значение. В отличие от «базовой» профессиональной подготовки бакалавров магистерские программы в большей степени могут обеспечить вариативность и профильность обучения, его динамичную обновляемость и педагогическую адресность. Что особенно важно, к освоению магистерских программ студенты могут приступить не сразу после окончание бакалавриата, а получив первый профессиональный опыт и осознанно сформировав траекторию дальнейшей профессиональной карьеры. Однако возникает вполне логичный вопрос: почему эту роль не могут сыграть программы дополнительного профессионального образования? Ведь по своему юридическому статусу выпускник бакалавриата является дипломированным квалифицированным работником с высшим образованием, и на рынке труда он формально не уступает магистру. Эта двусмысленная ситуация создает определенные риски при проектировании магистерских программ.

Во-первых, магистерская программа может быть спроектирована таким образом, что по своим образовательным задачам она будет фактически дублировать то или иное направление подготовки бакалавриата. Так, например, на историческом факультете МГУ реализуются программы магистратуры по направлениям «История» и «История искусств», которые предназначены для лиц, имеющих высшее образование любого уровня, но не историческое и искусствоведческое. Формально такой подход вполне возможен – предполагается, что абитуриенты уже обладают общекультурными компетенциями на уровне бакалавра, и за два года обучения в магистратуре могут освоить комплекс знаний, умений и навыков в новой для себя области профессиональной деятельности. Но, тем самым, на магистратуру возлагаются задачи профессиональной переподготовки, что противоречит закону «Об образовании в Российской Федерации». Более того, на практике складывается неприятная дилемма: либо образовательная программа проектируется по принципу «два в одном», когда за два года студентам предлагается освоить и бакалаврский, и магистерский уровни компетентностной подготовки в новой для них области профессиональной деятельности (это логично, но практически невозможно из-за ограниченной трудоемкости), либо образовательная программа проектируется так, что магистранты получают такой же полный объем базовой профессиональной подготовки, как и в соответствующем бакалавриате, но это происходит за счет минимизации уровня их исследовательской и управленческой компетенции (а это не только противоречит самой идее магистратуры, но и приводит к тому, что на рынок труда выходят работники с уровнем подготовки бакалавра, но степенью магистра).

Во-вторых, возможен обратный вариант, когда магистерская программа позиционируется в качестве системы «углубленной специализации» в определенной профессиональной или предметной области, и к абитуриентам предъявляется обязательное требование соответствовать уровню подготовки выпускника профильного бакалавриата (в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от абитуриента нельзя требовать наличия профильного бакалаврского диплома, но необходимый уровень подготовки устанавливается в ходе приемных испытаний). Сама по себе такая модель проектирования магистерских программ в большей степени соответствует задачам второй ступени высшего образования. Но и здесь возможны два малоэффективных подхода. В самом худшем случае такие программы включают примерно те же дисциплины или модули, что и программы бакалавриата, но подразумевают преподавание их на «углубленном уровне» или с учетом «актуальных тенденций». Тем самым, магистерская программа оказывается прямым продолжением бакалаврской подготовки, то ли предназначенным для «восполнения пробелов», то ли схожим по задачам с курсами повышения квалификации. Такой подход не только прямо противоречит закону «Об образовании в Российской Федерации» (в соответствии с ним бакалавриат и магистратура являют совершенно самостоятельными ступенями высшего образования), но и не имеет практического смысла для продвижения выпускников на рынке труда. Более корректно выглядят те программы магистратуры, которые действительно имеют узкоспециализированный или прикладной характер (например, программы «Россия в войнах и социальных конфликтах ХХ-ХХI веков» и «Музейное кураторство», реализуемые Институтом истории С.-Петербургского университета, «История идей и интеллектуальной культуры», «Историческая экспертиза инновационного социального проектирования», реализуемые в РГГУ). Однако и в этом случае сложно провести грань между магистратурой и дополнительными профессиональными программами переподготовки и повышения квалификации. Для чего студентам осваивать особый уровень высшего образования, если речь идет лишь об ознакомлении с определенной проблемной областью или овладении специфическими профессиональными навыками?

Для того, чтобы минимизировать такие риски при проектировании образовательных программ магистратуры, необходимо исходить не из специфики их предметного содержания, а из компетентностных задач, которые принципиально отличают магистратуру не только от бакалавриата, но и от остальных компонентов системы профессионального образования и обучения. Правда, следует признать, что те перечни компетенций, которые зафиксированы во многих ФГОС бакалавриата и магистратуры в качестве квалификационных характеристик, не всегда позволяют четко выявить эту грань. С появлением же Профессиональных стандартов[2], четкое разделение уровней и форм профессионального образования и обучения вообще теряет особый смысл с точки зрения практических потребностей рынка труда – речь идет о соответствии работника перечню трудовых функций, и уже не так важно, в рамках какого сегмента профессионального образования он приобрел соответствующую подготовку. В тех случаях, когда Профессиональные стандарты все же включают требование к уровню подготовки, то это, как правило, касается либо самого факта наличия высшего образования (тогда оговаривается наличие квалификации бакалавра), либо высшей научной квалификации (это касается кандидатов и докторов наук). А вот подготовка магистров, с точки зрения перечней трудовых функций, никакой особой специфики не имеет. Получается, что компетентностная модель обучения студентов магистратуры строится по сомнительному принципу «сложнее, чем в бакалавриате, но проще, чем в аспирантуре»?

Этот смысловой тупик возникает в том случае, если задачи профессионального образования рассматриваются в сугубо технократическом ключе (по аналогии с профессиональным обучением, то есть профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации). Тогда компетентностное обучение означает лишь наращивание тех или иных квалификационных характеристик – объема знаний, уровня освоения умений, опыта владения навыками и т.п. Но совершенно иначе ситуация выглядит, если профессиональное образование проектируется как многоуровневая система когнитивного развития личности.

Когнитивная (от англ. cognitive – «познавательный») педагогика по аналогии с когнитивной психологией рассматривает личность человека как особый эпистемологический феномен, то есть «познающую систему». Основными факторами становления личности считается рефлексивное самосознание и разнообразные процессы информационного обмена с окружающей средой. Поэтому помимо освоения тех или иных «знаний» и «умений», развития «мышления» и «памяти», когнитивное обучение в приоритетном порядке направленно на творческое освоение различных способов восприятия, переработки, хранения и применения информации. Ключевым критерием обученности на каждой из ступней когнитивной образовательной системы является достигнутый уровень информационно-коммуникативной компетентности, что рассматривается и как особый уровень личностного развития. Понятно, что парадигма когнитивной педагогики является лишь одной из существующих в современном образовательном пространстве. Но ее актуальность особенно очевидна в условиях становления информационного (сетевого) общества, а для проектирования системы «открытого образования» логика когнитивного обучения является наиболее аутентичной.

Если исходить из задач когнитивного обучения, то все уровни и формы высшего образования приобретают ярко выраженную, качественную специфику. Бакалавриат можно рассматривать как своего рода «социальное взросление» и «вхождение в мир профессии», что требует не столько освоения тех или иных трудовых функций, сколько формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций (показательным примером, с этой точки зрения, является широко обсуждаемая в последние годы модель «широкого бакалавриата», или «artesliberales»). Неизбежным следствием такого «крена» становится относительно низкий уровень сформированности профильных профессиональных компетенций у выпускников бакалавриата. Но это не является признаком профессиональной «недоученности». Бакалавр должен, прежде всего, выйти на тот уровень когнитивного развития, который и считается признаком современного высшего образования – обладать развитой инструментальной и информационно-коммуникативной культурой, сочетанием аналитического и образного мышления, способностью гибко адаптироваться к меняющейся профессиональной и социальной среде, целостной системой поведенческих, ценностных, мировоззренческих установок в сочетании со склонностью к активной рефлексии и постоянному саморазвитию. А вот необходимое для карьеры качество профессиональной подготовки на студенческой скамье достигнуто быть не может. И дело заключается не только в ограниченной трудоемкости образовательных программ бакалавриата. Современный рынок труда настольно сегментирован и изменчив, то молодому специалисту неизбежно требуется «доводка» с учетом специфики места работы, конкретизированного круга профессиональных обязанностей, требований производственного коллектива. С этой задачей должна справиться система повышения квалификации (и не только хрестоматийно известные «курсы», но и разнообразные семинары, вебинары, тренинги, профессиональные конкурсы, участие в сетевых профессиональные сообществах и т.п.). Если же работнику требуется освоение принципиально новой области профессиональной деятельности, то это является задачей системы переподготовки, а также специализированных программ профессионального обучения. Таким образом, и бакалавриат, и все формы дополнительного профессионального образования «работают» на одном и том же уровне когнитивного развития личности.

Магистратура призвана перенести когнитивное развитие студента на принципиально новый уровень – именно поэтому речь не может идти лишь об «углубленном изучении» тех или иных предметных областей или узкой профессиональной специализации. Магистр должен выступать на рынке труда в роли «человеческого капитала», то есть работника, способного продуцировать новые знания и успешно реализовывать инновационные методики. Если выпускник бакалавриата должен обладать таким уровнем личностного развития, который позволяет компетентно и комфортно интегрироваться в окружающую информационную, социальную и производственную среду, то выпускник магистратуры должен быть готов сам активно менять окружающее пространство. Поэтому ключевым критерием качества подготовки магистра является формирование особой интеллектуальной культуры, позволяющей понимать природу познания и социального творчества, владеть алгоритмами проблематизации и креативного новаторства, гибко оперировать разнообразными информационными массивами, направлять свою рефлексивную и коммуникативную активность на решение ситуативных задач в сочетании с преемственным личностным развитием и самообразованием. Фактически речь идет не только о решении тех или иных задач профессионального образования, но и о формировании личности исследователя.

Особая роль исследовательской подготовки магистрантов прослеживается и в перечнях компетенций, закрепленных во ФГОС в качестве критериев обученности, и в структуре учебных планов. При всей значимости дисциплинарной подготовки именно научно-исследовательская работа (НИР) считается ключевым элементом этой образовательной системы. И не случайно, что во многих российских вузах приоритетной задачей всего срока обучения студента в магистратуре считается подготовка диссертации как выпускной квалификационной работы (показателен даже тот факт, что темы диссертаций, как правило, утверждаются уже в самом начале учебы). Однако, с точки зрения логики когнитивного обучения было бы ошибочным рассматривать обучение магистрантов именно как специализированную подготовку к профессиональной деятельности в научно-исследовательской области – речь идет, прежде всего, о формировании специфических личностных качеств «исследователя». Такой подход позволяет не только правильно оценить потенциал системы НИР в магистратуре, но и вполне четко разграничить образовательные задачи магистратуры и аспирантуры.

Поскольку и магистратура, и аспирантура в приоритетом порядке ориентированы на исследовательскую подготовку студентов, то вопрос об их специфике как уровней высшего образования является чрезвычайно важным. Универсальные компетенции выпускника аспирантуры, закрепленные во ФГОС, весьма схожи с общекультурными компетенциями магистров (аналитические способности, готовность к решению новых задач и применению новых методов исследования, способность к принятию самостоятельных решений в нестандартных ситуациях). Добавляется лишь акцент на междисциплинарность исследовательской культуры и установка на способность принимать участие в работе исследовательских коллективов. Что касается общепрофессиональных компетенций аспиранта, то они напоминают синтез профессиональных компетенций магистра в научно-исследовательской, проектной и педагогической деятельности. Такая ситуация приводит к тому, что для многих преподавателей и студентов различие между магистратурой и аспирантурой ассоциируется лишь со степенью «сложности» диссертационной работы. Но если исходить не из формальных критериев обученности, а из логики когнитивного развития студентов, то проблема решается вполне понятным способом. Основной и совершенно эксклюзивной задачей аспирантуры является непосредственная интеграция студента в научное сообщество. Это предполагает позиционирование кандидатской диссертации как исследования, которое не столько связано с процессом обучения, сколько претендует на развитие научной мысли в той или иной сфере, имеет практическое значение для различных социальных или управленческих практик. Если участие магистранта в профессиональных коммуникациях носит тренинговый характер, то для аспиранта принципиально важно стать самостоятельным субъектом научного сообщества, обрести профессиональную идентичность и круг общения. Показательным шагом с этой точки зрения стало ужесточение требований к апробации кандидатских диссертаций и к процессу их защиты (количество и статус публикаций, квалификационные характеристики членов диссертационных советов и оппонентов, организация видеосъемки в ходе защиты, распространение материалов в сетевом пространстве и т.д.). Таким образом, если аспирант в результате своего обучения становится «действующим исследователем», то магистр может рассматриваться скорее в качестве «потенциального исследователя», то есть человека, обладающего интеллектуальными, инструментальными и мотивационными качествами, необходимыми для исследовательской деятельности. Найдут ли применение эти качества магистра именно в научной сфере – вопрос непринципиальный. В любом случае, обучение в магистратуре нельзя рассматривать как подготовку к поступлению в аспирантуру. Магистратура должна дать возможность выйти на уровень инновационного, творческого мышления и освоить технологии креативного решения проблем. Профессиональное же применение такого «человеческого капитала» возможно в любой сфере.

 


[1] До 2000 г. в Российской Федерации применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства от 12.08.1994 г. № 940. По каждой специальности принимались государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, а затем начали создаваться и Государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки (ГОС ВПО «первого поколения»). Приказом Минобразования РФ от 14.09.1999 № 286 и в соответствии с редакцией ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 2000 г. были введены ГОС ВПО «второго поколения», устанавливающие требования к Основным образовательным программам не только направлений, но и уровней подготовки (к 2005 г. было разработано 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров по 120 направлениям, 215 стандартов специалистов). В дальнейшем был взят курс на закрепление двухуровневой системы ВПО (приказ Минобрнауки РФ № 62 от 22.03.2006 г. «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления уровней высшего профессионального образования» № 232 от 24.10.2007 г.). С 2009 г. начался переход на Федеральные государственные образовательные стандарты «третьего поколения» (ФГОС), основанные не только на уровневом принципе, но и компетентностной модели обучения, а также соответствующие обновленной номенклатуре специальностей и направлений подготовки (приказ Минобрнауки РФ от 17.09.2009 г. № 337). Поскольку разработка их затянулась, полномасштабное внедрение ФГОС произошло только с 2011 г., а с 2013 г. началось формирование системы ныне действующих стандартов – ФГОС ВО 3+ («обновленное» третье поколение), призванных учесть все новации, связанные с принятием ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 вновь изменилась и номенклатура направлений подготовки высшего образования. Так, например, на смену ФГОС ВПО 050100 для бакалавриата и магистратуры пришли ФГОС ВО 44.03.01 «Педагогическое образование» (бакалавриат) и ФГОС ВО 44.04.01 «Педагогическое образование» (магистратура); на смену ФГОС ВПО 030600 для бакалавриата и магистратуры – ФГОС ВО 46.03.01 «История» (бакалавриат) и ФГОС ВО «История» 46.04.01(магистратура). Впервые были разработаны и стандарты для аспирантуры (ФГОС ВО 44.06.01 «Образование и педагогические науки»; ФГОС ВО 46.06.01 «Исторические науки и археология»).

[2] Необходимость введения Профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. Профессиональный стандарт представляет собой набор квалификационных характеристик, соответствующих определенной должности или профессии. Его основная задача заключается в упорядочивании кадровой политики, аттестационных процедур, порядка оплаты труда. Система профессиональных стандартов не имеет прямой взаимосвязи с системой ФГОС, в том числе не соотносится с уровневой структурой высшего образования.



2016-09-16 1846 Обсуждений (0)
Место и роль магистратуры в системе высшего образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место и роль магистратуры в системе высшего образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1846)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)