Система курса криминология
Криминология состоит из общей и особенной части. В общую часть криминологии входят основные ее элементы изучения, преступность, ее причины, личность преступника, механизм преступного поведения, личность жертвы преступления, общая теория предупреждения преступности. Указанные криминологические явления анализируются в целом, обобщенно, без выделения специфики преступлений. Помимо этого в общую часть криминологии входят криминологические отрасли, освещающие влияние на преступное поведение каких либо конкретных факторов: семьи (семейная криминология), политики (политическая криминология), поведения жертвы преступления (виктимология). В особенной части криминологии содержится криминологическая характеристика отдельных видов преступлений (преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений против собственности, преступлений в сфере экологии), по содержанию преступных деяний (преступлений насильственно-агрессивного характера, преступлений корыстной направленности) или по особенностям контингента преступников (преступления совершенные несовершеннолетними, женщинами, рецидивистами, профессионалами).
Понятие причин преступности. Причины преступности – такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение.Причинность – объективная, всеобщая генетическая (производящая, порождающая) связь между двумя явлениями: причиной и следствием. Многообразие проявлений преступности, ее связь со многими сторонами общественной жизни обусловливает неоходимость классификации ее причин. Правильный выбор классификационных признаков имеет важное научное и практическое значение. Проблему причин преступности, ее сущность и место в деле борьбы с преступностью необходимо рассматривать на разных уровнях: 1) индивидуальном – рассматривая личность преступника, исследуя механизм преступного поведения, можно установить и соответствующие обстоятельства, факторы, толкающие лицо на совершение преступления; 2) социологическом – здесь необходимо обратиться непосредственно к самому обществу, таким его сферам, как социальная, экономическая, политическая, духовная. Эти сферы влияют на формирование личности будущего преступника, мотивацию его поступков и реализацию задуманного; 3) философском – самой общей причиной преступности в любом обществе можно считать объективно существующие социальные противоречия (всегда существует, но не всегда формально, доминирующий, экономически сильный класс и его противоположность). Основания классификации причин преступности: 1) по механизму действия: вредные традиции, нравы, взгляды, привычки, функционирующие на уровне общества, группы или отдельных лиц (социально-психологический детерминант). 2) по уровню функционирования: общие причины преступности в целом и причины отдельных видов преступлений (или групп) и отдельных преступлений; 3) по содержанию: экономические, идеологические, политические, социальные, культурные, организационные причины; 4) по природе: объективные, объективно-субъективные и субъективные причины. 5) по близости к событию преступления или к их определенной совокупности: ближайшие, отдаленные, непосредственные, опосредованные; 6) по источникам: внутренние и внешние. В качестве ближайших причин преступности и преступлений выступают явления социально-психологического характера, а именно криминогенно деформированная общественная и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам международного, конституционного и уголовного права. Причины, влияющие на преступность, могут также быть: 1) общие – система всех обстоятельств, при совокупности которых наступает следствие. Речь идет о совокупности всех явлений и факторов, порождающих преступность, и всех условий, обусловливающих ее; 2) специфические – часть общей причины, наличие которой при определенной ситуации (определенных условий)приводит к преступлению. Нельзя говорить, что указанные причины преступности появились именно сегодня. Они существовали всегда, ведь общественные противоречия вечны – они будут там, где есть общество.
Взаимосвязь преступности с другими негативными видами отклоняющегося поведения Виды и причины отклоняющегося поведения Девиантное Общая характеристика: Это своеобразный способ решения личностью внутреннего и внешнего конфликта путем отхода от системы общепринятых норм и ценностей и выработку собственных. Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Типы (виды) · Культурные и психические отклонения: сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания. · Индивидуальные и групповые отклонения. · Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. · Культурно одобряемые отклонения: сверхинтеллектуальность, особые склонности, сверхмотивация). · Культурно осуждаемые отклонения (нарушение нравственных норм и законов). Причины формирования: · причины, связанные с социальными и психологическими проблемами. · причины, связанные с возрастными кризисами. Делинквентное Асоциальное противоправное поведение человека, проявляемое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом. Административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения ·, мелкое хулиганство, сквернословие, нецензурная брань в общественных местах и т.д.). · Дисциплинарный проступок (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков и т.д.). · Преступление. Социальные условия (слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни). · Общественные ярлыки (принципу порочного круга). · Микросоциальная ситуация (асоциальное и антисоциальное окружение). · Влияние психопатологии. Аддиктивное Аддиктивное поведение возникает на фоне физической или психологической зависимости и является частным случаем девиантного поведения. Это стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния с помощью приема веществ или деятельности, активности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Аддикция формир1) употребление алкоголя, никотина. 2) употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды; 3) участие в азартных играх, включая компьютерные; 4) сексуальное аддиктивное поведение; 5) переедание или голодание; 6) «работоголизм»; 7) телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах. 8) политика, религия, сектантство, большой спорт. 9) манипулирование со своей психикой. 10) Нездоровое увлечение литературой в стиле «фентэзи» и «дамские романы».ует дефект межличностных отношений. Страдания, которые аддикты пытаются облегчить или продлить с помощью алкоголя, наркотиков и т.д. Попытка человека уйти от жизненных реалий в свой обособленный мир. Путём реализации этой задачи является трансформация сознани
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (562)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |