Основные стратегии развития
ЧПОУ «ЯКУТСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ» имени К. О. Гаврилова КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РИСК РОССИЙСКИХ БАНКОВ (на примереПАО «ВТБ24»)»
Студент гр. БД-15 Константинов Эдгард Александрович Руководитель Карбушев Максим Геннадьевич
Допущен к защите Защита ______________________ Зав. кафедрой экономики и Протокол ГИА№______________ бухгалтерского учета_______ Оценка ГИА__________________ Секретарь____________________
Якутск 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РИСК РОССИЙСКИХ БАНКОВ.. 5 1.1. Основные стратегии развития. 5 1.2. Управление стратегическим риском банка. 15 1.3. Цели, задачи и принципы управления стратегическим риском. 20 ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ БАНКА ВТБ24. 26 2.1. Организационно-экономическая Характеристика банка ВТБ. 26 2.2. Этапы разработки стратегии и основные аспекты в соответствие с жизненным циклом ПАО «ВТБ». 36 2.3 Реализация финансовой стратегии банка. 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 53 ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью любой организации является поддержание, развитие и упрочение позиций выбранного бизнеса в сложных рыночных и политических условиях и увеличение собственного потенциала. Для этого необходимо определить стратегию дальнейшего развития. Стратегическое планирование и стратегическое управление – наиболее важные и глобальные задачи менеджеров организация. Основными задачами стратегического управления является: - видение предприятия в перспективе – представления его положения и состояния, как в разрезе внутреннего функционирования, так и в плане места в окружающей среде как элемента социальной, политической структуры общества и самостоятельной бизнес – единицы; - планирование развития предприятия, направленное на усиление его конкурентоспособности и занятия доминирующих позиций на избранных в стратегии рыночных сегментах; - планирование, направленное на достижение поставленных целей, формирования новой и коррекции старой стратегии. Стратегическое развитие предприятия – это завоевание, удержание и укрепление рыночных конкурентных позиций организация в долгосрочной перспективе. Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы. Анализ финансово – хозяйственной деятельности организация можно считать важнейшим средством руководства и контроля производственно – хозяйственной деятельности организация любой организационно правовой формы, в любой из отраслей хозяйства. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности организация, его подразделений и работников.
Структура работы определена целями и задачами работы. В первой части работы приведены теоретические аспекты стратегического менеджмента, принципы формирования стратегии, виды стратегий, а также технология и этапы разработки стратегических управленческих решений. Во второй части изучается и описывается структура организация, анализируются его слабые и сильные стороны, оценивается его финансовое положение, анализируется маркетинговая деятельность. Только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня тот необходимый экономический эффект и вывести российские организация на новый уровень развития. Это обусловило практическую необходимость написания данной работы, посвященной обобщению теоретических исследований и практических разработок стратегического управления в современных экономических условиях. Объект исследования: - Цель выпускная квалификационная работа - Задачи - Объект наблюдение – банк ВТБ Банк
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ ИСТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И РОССИЙСКИХ БАНКОВ
Основные стратегии развития Стратегия роста впервые подробно была разработана Игорем Ансоффом. Им же была построена модель роста фирмы. Она состоит из пяти этапов: Стадия планирования. Компания находится в состоянии готовности к формулированию стратегии роста, то есть существует некоторое совмещение внешних условий и внутренних возможностей. Начальная стадия. Обычно фирма проходит этап очень быстро. В течение этого этапа возникают и ликвидируется узкие места в процессах и структуре реализации конкретных проектов, которые не были предусмотрены в плане. Также растёт объём продаж, хотя дохода фирма практически не получает: - Стадии проникновения. - Ускоренный рост. - Переходная стадия. - Начальная стратегия. Целью начальной стратегии является умеренный рост для того, чтобы обеспечить организацию, выход на оптимальную эффективность. Руководство занимает бдительную позицию по отношению к ускорению темпов развития, стараясь обеспечить выявление узких мест и их ликвидацию, чтобы в дальнейшем занять настойчивую наступательную позицию на рынке. Как уже отмечалось, руководство должно быть готово к тому, что на первом этапе могут возникнуть сложности в производстве, административные трения, напряжённое финансовое состояние, связанное с большими затратами и отсутствием доходности. Однако одной из целей начальной стратегии является быстрота данного этапа и переход к следующей стратегии. - Стратегия проникновения. Данная стратегия направляет усилия организация на более глубокое проникновение на рынок и дополнительные усилия по увеличению темпов роста объёма продаж. Если для этого требуются приобретения и поглощения, то они производятся в рамках данной стратегии. Долговременные программы предусматривают укрепляющие и развивающие действия по всем направлениям функционирования организация, особенно обращая внимание на усиление финансовых позиций, модернизацию основных фондов, НИОКР.После достижения этих целей и проведя все необходимые внутренние перестроения, организацие может перейти к следующей стратегии. - Стратегия ускоренного роста. Целью этой стратегии является полное использование внутренних и внешних возможностей. Данный этап цикла роста должен производиться как можно дольше, так как именно на нём происходит полное использование ресурсов, рост доходов начинает превосходить рост продаж, доля рынка приближается к запланированной. Но на этапе ускоренного роста начинают возникать и накапливаться негативные тенденции в деятельности организация, поэтому одной из целей данной стратегии является как можно более раннее их выявление и попытки разрешения. Если решить возникшие проблемы не представляется возможным, то руководство организация в рамках данной стратегии начинает плавный переход к реализации следующей стратегии. - Стратегия переходного периода. Целью этой стратегии является обеспечение после периода ускоренного роста период перегруппировки и перестройки деятельности организация для вхождения в новый цикл роста как можно быстрее, то есть не допуская длительной стагнации. Стратегия предусматривает экономию, отказ от новых производств. Происходит глубокий анализ существующего положения дел на предприятии с целью уменьшения затрат, повышения доходности изделий, перестройки системы управления. Сама по себе стратегия роста может применяться в различных ситуациях: - начало предпринимательской деятельности; - молодая компания, борющаяся за своё выживание; - однопродуктовое специализированное организацие; - диверсифицированное предприятие, где стратегия роста организации в целом может поддерживаться стратегией роста по отдельному виду продукта. Именно поэтому стратегических альтернатив роста в хозяйственной практике может быть предложено очень много.Перечислю лишь некоторые, являющиеся базовыми, стратегические альтернативы: интенсификация рынка, диверсификация, межфирменное сотрудничество и кооперация, внешнеэкономическая деятельность, - Стратегия стабилизации и выживания. В условиях расстроенной экономики в соответствии с циклами деловой активности и циклами развития предприятия последние могут испытывать болезненный период нестабильности, когда начинают падать объёмы продаж и прибыли. Возникает необходимость разработки специальных процедур анализа, позволяющих уловить период перехода организация от стадии роста к стадии падения, то есть переориентации из наступательной в наступательно-оборонительную стратегию - стратегию стабилизации. Стратегия стабилизации направлена на достижение раннего выравнивания объёма продаж и прибылей с последующим их повышением, то есть с переходом на следующий этап роста. В зависимости от скорости падения организацие может использовать один из трёх наиболее вероятных подходов: - экономия с чётким намерением быстрого оживления; - сдвиги в продолжительном спаде с меньшими надеждами на быстрое оживление; - стабилизация, когда необходимы долговременные программы для достижения сбалансированного состояния организация на рынке. Стратегия выживания - чисто оборонительная стратегия и применяется в случаях полного расстройства экономической деятельности организация, в состоянии, близком к банкротству. Целью стратегии является стабилизация обстановки, то есть переход к стратегии стабилизации и, в дальнейшем, к стратегии роста. Понятно, что данная стратегия не может быть долгосрочной. Она требует, с одной стороны, быстрых, решительных, полностью скоординированных действий, с другой - осмотрительности и реалистичности в принятии решений. Именно поэтому в условиях реализации стратегии выживания происходит жесткая централизация управления, создаётся “антикризисный комитет”, который наряду с принятием быстрых по реакции ответных мер на возмущения внешней среды разрабатывает и жестко проводит в жизнь следующие программы: перестройка управления, финансовая перестройка, перестройка маркетинга. Таким образом, необходимо особое внимание уделить методологии разработки последующей стратегии развития организация. Виды стратегий организации: Базисная стратегия — стратегия, формирующаяся в зависимости от изменений внешней и внутренней среды; представляет собой общую концепцию поведения фирмы на данном этапе ее функционирования. Стратегии роста — стратегии, предполагающие увеличение размеров фирмы и требующие достаточных ресурсов. Стратегии стабильности - сосредоточение на существующих направлениях и их поддержка. Стратегии выживания - попытка приспособления к существующим рыночным условиям и отказ от прежних методов хозяйствования. Стратегии сокращения - стратегии, применяемые в тех случаях, когда существование фирмы находится под угрозой. Оборонительные стратегии - стратегии, отражающие реакцию фирмы на действия конкурентов и косвенно — на потребности и поведение потребителя. Наступательные стратегии - стратегии, требующие кредитных инвестиций и, следовательно, более применимые на фирмах, располагающих достаточно высоким финансовым потенциалом, квалифицированным кадровым составом. Стратегии первого типа - стратегии, направленные на получение долгосрочной прибыли, повышение устойчивости финансового положения фирмы, ее конкурентоспособности в течение относительно длительного периода времени. Стратегии второго типа — стратегии, направленные на оптимизацию текущих финансовых показателей, максимизацию краткосрочной прибыли. Конкурентная стратегия — долгосрочные меры наступательного или оборонительного характера, призванные укреплять положение фирмы с учетом факторов интенсивной конкуренции. По содержанию стратегия предприятия должна охватывать решения в области структуры и объемов производства, поведения организация на рынках товаров и факторов, стратегические аспекты внутрифирменного управления и т.п. Верхний уровень составляют восемь следующих относительно самостоятельных направлений (видов) стратегии. - Товарно-рыночная стратегия – совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения организация на товарном рынке. - Ресурсно-рыночная стратегия – совокупность стратегических решений, определяющих поведение организация на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства. - Технологическая стратегия – стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов. - Интеграционная стратегия – совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия организация с другими организациями. - Финансово-инвестиционная стратегия – совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов. - Социальная стратегия – совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами. - Стратегия управления – совокупность решений, определяющих характер управления организациям при реализации избранной стратегии. - В последнее время многие организация перестраивают свою внутреннюю производственно-технологическую и организационно-управленческую структуру, осуществляют перераспределение прав и обязанностей различных подразделений и подсистем. В связи с этим представляется целесообразным на данном этапе развития экономики выделить дополнительный раздел стратегии. - Стратегия реструктуризации – совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования организация. Для стратегического планирования характерно использование типовых классификационных группировок отдельных частных вариантов выбора направлений и характера развития. Формирование стратегий предполагает выбор одного из нескольких (обычно не более десяти) заранее разработанных вариантов в той или иной сфере в зависимости от внешних стратегических факторов и сделанного ранее выбора. В целом комплекс стратегического планирования включает в себя следующие элементы: - определение классификационных признаков стратегических вариантов; - классификацию стратегий; - формирование элементарных (базисных) стратегических вариантов; - определение структуры множества базисных вариантов для их комбинирования при создании комплексных вариантов; - формирование комплексных стратегических вариантов; - определение критериев сравнения вариантов; - анализ и сравнение комплексных вариантов для определения осуществимости и эффективности; - выбор комплексной стратегии; - определение критериев для пересмотра принятой стратегии; - создание упрощенных версий принятой стратегии для информирования различных категорий заинтересованных в деятельности предприятия лиц; - разработка механизмов реализации стратегии; - разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на организации решений избранной стратегии. На практике разработка стратегии – это выполнение следующих этапов: - уточнение границ организация, его идентификацию в хозяйственной, деловой, административной и иных средах в системе рыночной экономики; - анализ стратегического потенциала организация; - определение в соответствии с потенциалом предприятия возможных зон хозяйствования; - позиционирование организация в зоне хозяйствования; - определение технологической стратегии; - формирование вариантов и выбор товарно-рыночной стратегии предприятия; - разработка финансово-инвестиционной стратегии предприятия.
Эти этапы могут повторяться и корректироваться в ходе формирования стратегии. Однако хотелось бы подчеркнуть следующий принципиальный момент: в первоначальной, базовой последовательности этапов анализ потенциала предприятия должен предшествовать анализу рынка. Развитие элементов стратегического управления экономическими объектами различных уровней и становление так называемого стратегического стиля управления в нашей стране непосредственно связаны с переходом от централизованно управляемой экономики к рыночной. Практически полная самостоятельность в принятии не только оперативных (как в определенной степени было и ранее), но и долгосрочных и дорогостоящих решений до сих пор ставит перед бизнесменами, руководителями организаций сложные проблемы. Трудности в решении этих проблем, порой неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и продуманных стратегических решений являются одним из важных факторов таких процессов, как неплатежи, нарушение договорных обязательств, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП в народном хозяйстве, общий спад промышленного производства. Понятие и основные концепции развития предприятияв рыночной экономике Начиная теоретическую часть представленной работы, необходимо в первую очередь отметить, что стратегия развития предприятия вырабатывается в ходе реализации процесса стратегического планирования (далее - СП), проводимого на предприятии. По существу это результирующий объект работ по СП. Вообще же понятию стратегии развития в данном контексте сопутствуют два этапа стратегической деятельности специализированной команды организация: - работы по СП - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии организация и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами; - работы по стратегическому управлению - реализация определённой стратегии во времени, корректировка стратегии в свете новых обстоятельств. - Томпсон и Стрикленд выделяют "5 задач стратегического менеджмента: - определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития - т.е. необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития; - превращение общих целей в конкретные направления работы; - эффективная реализация выбранной стратегии; - оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или ее осуществление в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей". Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов: - анализ среды; - определение миссии и целей; - выбор стратегии; - выполнение стратегии; - оценка и контроль выполнения. Самым первым в реализации процесса СП должна стать выработка стратегического видения или миссии фирмы, ее предназначения. Важно отметить, что миссия организации должна формулироваться в качественных, а не в количественных терминах. Так иногда компании ошибочно формулируют свою миссию в терминах прибыли, что является результатом выбранной стратегии и тактики фирмы. Миссия же - это ориентир, к которому намеревается двигаться компания в своем развитии, причина ее существования. Миссия детализирует статус организация и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее: - сфера деятельности организация; - задача организация с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий; - внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы организация; - культура организации (тип рабочего климата, существующего внутри организация). После формулировки миссии следует определение целей, направленных на претворение в жизнь выбранной миссии. Цели подразумевают под собой перечень уже конкретных достижений, планируемых фирмой на видимый срок. Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Причем вторые имеют приоритет в реализации перед первыми (исключая вариант с кризисным состоянием компании). Кроме того, существуют стратегические и финансовые цели. Первые относятся к конкурентоспособности фирмы, а вторые - к таким показателям деятельности, как объем прибыли, размеры дивидендов и т.д. В случае многоуровневой организации со сложной организационной структурой необходимо общие цели разбить на несколько конкретных задач для каждого подразделения. Таким образом, достигается очень важная составляющая плодотворной работы - появляется общая заинтересованность в достижении результатов. Хорошо проработанные цели должны обладать рядом характеристик: - Цели должны быть достижимыми. - Цели должны быть гибкими - оставлять возможность для изменения и корректировки. - Цели должны быть измеримы - они должны быть сформулированы так, что бы можно было количественно измерить. - Цели должны быть конкретными - должны быть зафиксированы, определены сроки и методы их достижения. - Цели должны быть совместимыми - совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные - долгосрочным. - Цели не должны противоречить друг другу и быть взаимно комплексно увязаны. Важно поставить сложные, но достижимые цели, т.к. это подталкивает организацию к постоянному развитию, совершенствованию. Определившись с целями, т.е. с желаемыми результатами, менеджеры должны выработать стратегию по их достижению. Здесь остановимся подробнее на понятии стратегии. Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”, которое с большим успехом использовал еще Александр Македонский. А.Чандлер, автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия - “это определение основных долгосрочных целей и задач организацияи утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей”. Определение стратегии Чандлера дополняется требованием экономичности для принимаемых курсов действий: “Стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учётом приемлемого уровня риска”3. Таким образом, стратегию можно рассматривать как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Одна из важных задач стратегии состоит в том, чтобы путем разработки комплексного плана с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды максимально повысить возможность достижения поставленных целей. Учитывая комплексный характер разработки стратегии, вырабатываются: - стратегия маркетинга, - финансовая стратегия, - стратегия НИОКР, - стратегия производства, - социальная стратегия, - стратегия организационных изменений, - экологическая стратегия.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |