Причины суицидального поведения.
Признаки суицидального поведения. По сути, любое суицидальное поведение можно условно отнести к одной из трех групп: истинный, демонстративный, скрытый вид.
Истинные (подлинные) суицидальные действия, хотя зачастую выглядят неожиданными, никогда не являются спонтанными. Такие попытки – тщательно продуманны и просчитаны до мелочей, им всегда предшествует значительные изменения в мышлении, поведении, высказываниях человека, решившегося на самоубийство. Чистое суицидальное поведение сформировано в результате длительных раздумий о смысле жизни и проявляется в первую очередь депрессивными симптомами: тоскливым настроением, угнетенным состоянием, сформированными идеями самообвинения и самоуничижения, рассуждениями о бессмысленности существования. Стоит отметить, что истинные суицидальные проявления – ярко выражены и затмевают по своей частоте и интенсивности любые иные эмоциональные особенности и черты характера человека. Однако эти сигналы зачастую остаются незамеченными близкими людьми и не расцениваются как веские предупреждающие знаки надвигающейся опасности. Подлинная попытка суицида – это всегда относительно взвешенное (в меру особенностей психики) решение, в верности которого индивид полностью убежден. Однако большая часть попыток покончить с жизнью относится к демонстративному суицидальному поведению. Намеки окружающим и зачастую явно театральные действия – это своеобразный, хоть и абсолютно нелогичный и неоправданный метод провести диалог с близкими людьми. Как показывают результаты многочисленных исследований, большинство «демонстративных» самоубийц вовсе не хотели и не планировали умереть, а лишь преследовали цель: достучаться и быть услышанными окружающими, привлечь внимание к своим проблемам, «попросить» о необходимой помощи. Этот циничный способ обратить на себя внимание – нестандартный метод шантажа, используемый безвольными людьми, которые не имеют иных средств воздействия либо не умеют их здраво использовать. Такую театральную попытку можно разъяснить как своеобразный приказ-условие: «Сделайте то-то, мне нужно что-то, а не то я повешусь, прыгну с моста, брошусь под машину…». И удавшаяся попытка – это трагическая случайность, катастрофическое фиаско, ведь в намерениях было исключительно припугнуть, чтобы что-то получить. Можно сказать, что главный изъян всех демонстративных самоубийц – отсутствие умения слышать, понимать и вообще воспринимать окружающих, и именно по этой причине конструктивно разрешить проблемы у них не получается. К скрытому (маскированному) суицидальному поведению прибегают те лица, которые понимают, что покончить жизнь самоубийством – неверный шаг для преодоления трудностей, однако иными вариантами решить проблемы они не могут. Человек с завуалированной формой суицида избирает ни видимые попытки самоубийства, а, иногда – неосознанно, прибегает к так называемой «суицидально обусловленной активности«. Такое поведение включает: увлечение экстремальными видами спорта, рискованный скоростной пилотаж на автомобиле, добровольное участие в военных конфликтах, опасные для жизни путешествия и походы, злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость. Можно утверждать, что «замаскированные» суициденты стремятся ощутить вкус риска и сознательно балансируют по лезвию ножа, причем, чем больше убеждений и уговоров следует в их адрес, тем сильнее и осмысленнее становится их желание. Психотерапевтическое лечение лиц из этой группы – длительное и довольно сложное. Причины суицидального поведения. Факторами риска выступают как глобальные государственные проблемы, так и индивидуальные особенности человека, его образ жизни. Основными причинами являются: · Генетическая предрасположенность (лица, в семейном генезе которых были самоубийства, склонны прибегать к суициду); · Экономическое неблагополучие государства, низкий уровень жизни в семье; · Высокий уровень безработицы в стране, невозможность трудоустроиться конкретному индивиду; · Потеря близкого родственника; · Проблемы в семейных отношениях, воспринимаемые как глобальная катастрофа; · Психологические и физические травмы, полученные в детском возрасте; · Вынужденная социальная изоляция индивида; · Психические патологии и пограничные состояния; · Алкоголизм и наркотическая зависимость; · Наличие неизлечимой болезни, хронический болевой синдром; · Пережитое сексуальное насилие; · Воздействие со стороны других людей или религиозных сект, восхваляющих смерть; · Незрелость или дефекты эмоционально-волевой сферы личности.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ СКЛОННЫЕ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Человек в состоянии депрессии представляет опасность для самого себя, так как склонна к самоуничтожению в явной и латентной форме. Когда мы встречаемся с депрессивными клиентами, не надо забывать, что слабо выраженная депрессия может превратиться в оструюс суицидальными намерениями. Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы: ¾ Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений "сострадательная партнерства". Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (то есть нужно дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия. ¾ Второй этап - установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: · "Преодоление исключительности ситуации"; · "Поддержка успехами" и др. ¾ Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: · "Планирование", то есть поощрения суицидента к словесному оформлению планов будущих поступков; · "Содержание паузы" - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу. ¾ Завершающий этап - окончательная формулировка плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы: · "Логическая аргументация"; · "Рациональное внушение уверенности". Если в ходе беседы человек активно выражала суицидальные мысли, то ее необходимо немедленно и с сопровождающим направить к психиатру в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем: · тяжелое эмоциональное состояние - явление временное; · его жизни нужно родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом; · он имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса о самоубийстве лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т. Д. Если человек сделал неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность - в первые два месяца. Современные авторы сходятся на выделении основных блоков и этапов профилактически - коррекционной работы. Выделяют три основных этапа профилактики и коррекции аффективных расстройств: · диагностический; · профилактически - коррекционный; · сопроводительное. Охарактеризуем каждый из этапов. 1. Диагностический этап. На этом этапе социальный работник должен прояснить сущность запроса в форме психологической консультации. Это момент установления контакта и сбор информации о проблемах человека. Цель диагностики на первом этапе заключается в том, чтобы выявить сущность проблемы и историю ее возникновения. Этап психодиагностичного обследования человека имеет важное значение для коррекционной работы в связи с выбором адекватных методов и методик, соответствующих выявленным проблемным зонам. Результатом обследования является психологический вывод, который определяет психологическую проблему человека и направленность профилактически - коррекционной работы. 2. Профилактически - коррекционный этап. Данный этап можно представить в виде трех основных подэтапов. Подготовительный. По результатам диагностики, которая включает в себя консультации с родственниками и коллегами и комплексной психодиагностики личности, выделяются основные проблемные сферы и разрабатывается система действий и комплекс мер по коррекционной работы. Подбираются соответствующие методики. Консультационно-коррекционный. Коррекционная работа требует системного и комплексного внедрения на всех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном, социальном. Формами коррекционной работы могут выступать как индивидуальные консультации, так и групповые занятия (если это класс коррекции). Одновременно происходит консультирование родственников и предоставление рекомендательных консультаций психолога семьи. Отслеживание изменений в поведении и проявлениях человека. Этот подэтап предусматривает систематическое отслеживание изменений в проявлениях человека с помощью обратной информации от семьи и коллег, и возможную диагностическую процедуру при чисто коррекционной работы. Эти изменения должны соответствовать критериям оценки или норм. 3. Сопроводительное этап. Данный этап связан с двумя аспектами. Во-первых, он касается психокоррекции отношений и с реадаптации человека в группе и т. Д., Включение его в совместной деятельности с коллегами. Основными методами на этом этапе выступают групповые тренинговые методы, имитационные, ситуативно-ролевые, деловые игры. На этом этапе психолог или социальный работник получает обратную связь о клиенте от семьи и коллег. Консультант, который встречается с клиентами, которые имеют суицидальные намерения, прежде всего обязан проанализировать собственные установки и чувства по отношению к самоубийству. В работе никогда не следует скрывать собственные чувства. Хороший контакт с консультантом может быть той нитью, которая связывает человека, которого оставила надежда с жизнью. Рассматривая любое намерение самоубийства, не надо забывать о возможности манипулятивной угрозы с целью убедить консультанта в важности своей проблемы и претендовать на максимум его времени. Большинство симулянтов является истерическими личностями. Некоторые клиенты говорят о самоубийстве из желания мести тем, кто, по их мнению, их не любит. Вообще, элемент враждебности присутствует почти в каждом суициде.
АНКЕНТИРОВАНИЕ Опросник Г.Айзенка. «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит – цифру 1, если не подходит – 0».
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Ключ: 1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37. 2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38. 3. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. 4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40. При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – «8 - 14». Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности. Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения: - личностная тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, порогом возникновения реакции тревоги; - фрустрация - психическое состояние характеризующаяся низким, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели; - агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям; - ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицида.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (687)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |