Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины суицидального поведения.



2018-07-06 687 Обсуждений (0)
Причины суицидального поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Признаки суицидального поведения.

По сути, любое суицидальное поведение можно условно отнести к одной из трех групп: истинный, демонстративный, скрытый вид.

 

Истинные (подлинные) суицидальные действия, хотя зачастую выглядят неожиданными, никогда не являются спонтанными. Такие попытки – тщательно продуманны и просчитаны до мелочей, им всегда предшествует значительные изменения в мышлении, поведении, высказываниях человека, решившегося на самоубийство. Чистое суицидальное поведение сформировано в результате длительных раздумий о смысле жизни и проявляется в первую очередь депрессивными симптомами: тоскливым настроением, угнетенным состоянием, сформированными идеями самообвинения и самоуничижения, рассуждениями о бессмысленности существования. Стоит отметить, что истинные суицидальные проявления – ярко выражены и затмевают по своей частоте и интенсивности любые иные эмоциональные особенности и черты характера человека. Однако эти сигналы зачастую остаются незамеченными близкими людьми и не расцениваются как веские предупреждающие знаки надвигающейся опасности. Подлинная попытка суицида – это всегда относительно взвешенное (в меру особенностей психики) решение, в верности которого индивид полностью убежден.

Однако большая часть попыток покончить с жизнью относится к демонстративному суицидальному поведению. Намеки окружающим и зачастую явно театральные действия – это своеобразный, хоть и абсолютно нелогичный и неоправданный метод провести диалог с близкими людьми. Как показывают результаты многочисленных исследований, большинство «демонстративных» самоубийц вовсе не хотели и не планировали умереть, а лишь преследовали цель: достучаться и быть услышанными окружающими, привлечь внимание к своим проблемам, «попросить» о необходимой помощи. Этот циничный способ обратить на себя внимание – нестандартный метод шантажа, используемый безвольными людьми, которые не имеют иных средств воздействия либо не умеют их здраво использовать. Такую театральную попытку можно разъяснить как своеобразный приказ-условие: «Сделайте то-то, мне нужно что-то, а не то я повешусь, прыгну с моста, брошусь под машину…». И удавшаяся попытка – это трагическая случайность, катастрофическое фиаско, ведь в намерениях было исключительно припугнуть, чтобы что-то получить. Можно сказать, что главный изъян всех демонстративных самоубийц – отсутствие умения слышать, понимать и вообще воспринимать окружающих, и именно по этой причине конструктивно разрешить проблемы у них не получается.

К скрытому (маскированному) суицидальному поведению прибегают те лица, которые понимают, что покончить жизнь самоубийством – неверный шаг для преодоления трудностей, однако иными вариантами решить проблемы они не могут. Человек с завуалированной формой суицида избирает ни видимые попытки самоубийства, а, иногда – неосознанно, прибегает к так называемой «суицидально обусловленной активности«. Такое поведение включает: увлечение экстремальными видами спорта, рискованный скоростной пилотаж на автомобиле, добровольное участие в военных конфликтах, опасные для жизни путешествия и походы, злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость. Можно утверждать, что «замаскированные» суициденты стремятся ощутить вкус риска и сознательно балансируют по лезвию ножа, причем, чем больше убеждений и уговоров следует в их адрес, тем сильнее и осмысленнее становится их желание. Психотерапевтическое лечение лиц из этой группы – длительное и довольно сложное.

Причины суицидального поведения.

Факторами риска выступают как глобальные государственные проблемы, так и индивидуальные особенности человека, его образ жизни. Основными причинами являются:

· Генетическая предрасположенность (лица, в семейном генезе которых были самоубийства, склонны прибегать к суициду);

· Экономическое неблагополучие государства, низкий уровень жизни в семье;

· Высокий уровень безработицы в стране, невозможность трудоустроиться конкретному индивиду;

· Потеря близкого родственника;

· Проблемы в семейных отношениях, воспринимаемые как глобальная катастрофа;

· Психологические и физические травмы, полученные в детском возрасте;

· Вынужденная социальная изоляция индивида;

· Психические патологии и пограничные состояния;

· Алкоголизм и наркотическая зависимость;

· Наличие неизлечимой болезни, хронический болевой синдром;

· Пережитое сексуальное насилие;

· Воздействие со стороны других людей или религиозных сект, восхваляющих смерть;

· Незрелость или дефекты эмоционально-волевой сферы личности.


 

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ СКЛОННЫЕ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Человек в состоянии депрессии представляет опасность для самого себя, так как склонна к самоуничтожению в явной и латентной форме. Когда мы встречаемся с депрессивными клиентами, не надо забывать, что слабо выраженная депрессия может превратиться в оструюс суицидальными намерениями.

Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы:

¾ Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений "сострадательная партнерства". Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (то есть нужно дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

¾ Второй этап - установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы:

· "Преодоление исключительности ситуации";

· "Поддержка успехами" и др.

¾ Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются:

· "Планирование", то есть поощрения суицидента к словесному оформлению планов будущих поступков;

· "Содержание паузы" - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.

¾ Завершающий этап - окончательная формулировка плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы:

· "Логическая аргументация";

· "Рациональное внушение уверенности".

Если в ходе беседы человек активно выражала суицидальные мысли, то ее необходимо немедленно и с сопровождающим направить к психиатру в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем:

· тяжелое эмоциональное состояние - явление временное;

· его жизни нужно родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;

· он имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса о самоубийстве лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т. Д. Если человек сделал неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность - в первые два месяца.

Современные авторы сходятся на выделении основных блоков и этапов профилактически - коррекционной работы. Выделяют три основных этапа профилактики и коррекции аффективных расстройств:

· диагностический;

· профилактически - коррекционный;

· сопроводительное.

Охарактеризуем каждый из этапов.

1. Диагностический этап.

На этом этапе социальный работник должен прояснить сущность запроса в форме психологической консультации. Это момент установления контакта и сбор информации о проблемах человека. Цель диагностики на первом этапе заключается в том, чтобы выявить сущность проблемы и историю ее возникновения. Этап психодиагностичного обследования человека имеет важное значение для коррекционной работы в связи с выбором адекватных методов и методик, соответствующих выявленным проблемным зонам. Результатом обследования является психологический вывод, который определяет психологическую проблему человека и направленность профилактически - коррекционной работы.

2. Профилактически - коррекционный этап.

Данный этап можно представить в виде трех основных подэтапов.

Подготовительный. По результатам диагностики, которая включает в себя консультации с родственниками и коллегами и комплексной психодиагностики личности, выделяются основные проблемные сферы и разрабатывается система действий и комплекс мер по коррекционной работы. Подбираются соответствующие методики.

Консультационно-коррекционный. Коррекционная работа требует системного и комплексного внедрения на всех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном, социальном.

Формами коррекционной работы могут выступать как индивидуальные консультации, так и групповые занятия (если это класс коррекции). Одновременно происходит консультирование родственников и предоставление рекомендательных консультаций психолога семьи.

Отслеживание изменений в поведении и проявлениях человека. Этот подэтап предусматривает систематическое отслеживание изменений в проявлениях человека с помощью обратной информации от семьи и коллег, и возможную диагностическую процедуру при чисто коррекционной работы. Эти изменения должны соответствовать критериям оценки или норм.

3. Сопроводительное этап.

Данный этап связан с двумя аспектами. Во-первых, он касается психокоррекции отношений и с реадаптации человека в группе и т. Д., Включение его в совместной деятельности с коллегами. Основными методами на этом этапе выступают групповые тренинговые методы, имитационные, ситуативно-ролевые, деловые игры. На этом этапе психолог или социальный работник получает обратную связь о клиенте от семьи и коллег.

Консультант, который встречается с клиентами, которые имеют суицидальные намерения, прежде всего обязан проанализировать собственные установки и чувства по отношению к самоубийству. В работе никогда не следует скрывать собственные чувства. Хороший контакт с консультантом может быть той нитью, которая связывает человека, которого оставила надежда с жизнью.

Рассматривая любое намерение самоубийства, не надо забывать о возможности манипулятивной угрозы с целью убедить консультанта в важности своей проблемы и претендовать на максимум его времени. Большинство симулянтов является истерическими личностями. Некоторые клиенты говорят о самоубийстве из желания мести тем, кто, по их мнению, их не любит. Вообще, элемент враждебности присутствует почти в каждом суициде.

 

АНКЕНТИРОВАНИЕ

Опросник Г.Айзенка.

«Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит – цифру 1, если не подходит – 0».

Вопросы анкеты Подходит Не совсем Не подходит
1. Часто я не уверен в своих силах
2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход
3. Я часто оставляю за собой последнее слово
4. Мне трудно менять свои привычки
5. Я часто из-за пустяков краснею
6. Неприятности меня сильно расстраивают и я падаю духом
7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.
8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое
9. Я часто просыпаюсь ночью
10. При крупных неприятностях я виню только себя.
11. Меня легко рассердить
12. Я очень осторожен по отношению к переменам в своей жизни
13. Я легко впадаю в уныние
14. несчастия и неудачи меня ничему не учат
15. Мне приходится часто делать замечания другим
16. В споре меня трудно переубедить
17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности
18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной
19. Я хочу быть авторитетом для окружающих
20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться
21. Меня пугают трудности, с которыми мне придется встретиться в жизни
22. Нередко я чувствую себя беззащитным
23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха
24. Я легко сближаюсь с людьми
25. Я часто копаюсь в своих недостатках
26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния
27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь
28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется
29. меня легко убедить
30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности
31. Я предпочитаю руководить, а не подчиняться
32. Нередко я проявляю упрямство
33. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски
34. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.
35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция
36. Я неохотно иду на риск
37. Я с трудом переношу время ожидания
38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки
39. Я мстителен
40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Ключ:

1.​ Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

2.​ Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

3.​ Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

4.​ Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – «8 - 14». Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.

Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:

-​ личностная тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, порогом возникновения реакции тревоги;

-​ фрустрация - психическое состояние характеризующаяся низким, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;

-​ агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;

-​ ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицида.

 

 



2018-07-06 687 Обсуждений (0)
Причины суицидального поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины суицидального поведения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (687)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)