Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники семейного права



2018-07-06 481 Обсуждений (0)
Источники семейного права 0.00 из 5.00 0 оценок




Источники семейного права – это форма выражения и закрепления семейно-правовых норм, с целью предания им юридического общеобязательного характера.

Конституция РФ. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В Конституции РФ закреплены основные принципы семейного права. Так, ст. 19, 38 Конституции РФ провозглашают государственную защиту семьи, материнства, отцовства и детства; равенство прав супругов в семье, прав родителей по воспитанию детей, которые одновременно являются и родительскими обязанностями.

Семейный кодекс РФ – основной кодифицированный источник семейного права, вступил в действиес 1 марта 1996 г. Он определяет основные принципы семейного права, устанавливает основные начала правового регулирования семейных отношений.Отдельные положения СК РФ вводятся в действие не с 1 марта 1996 г., а в иные сроки (например, о судебном порядке усыновления детей, об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу). Эти сроки определяются либо конкретной датой, либо связаны с принятием отдельного законодательного акта.Гражданский кодекс регулирует целый ряд вопросов, связанных с семейными отношениями, соответственно и в Семейном кодексе есть гражданско-правовые нормы.

(Нормы Семейного кодекса РФ применяются к семейным отношениям, возникшим после 1 марта 1996 г. Однако законодатель предусматривает некоторые исключения из этого правила.Согласно п. 3 ст. 169 СК РФ положения ст. 25 СК РФ о моменте прекращения брака со дня вступления решения суда в законную силу применяются при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 г. Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния.)

Федеральные законы. Семейное законодательство согласно п. 2 ст. 3 СК РФ состоит также из принимаемых в соответствии с Семейным кодексом других федеральных законов: «Об опеке и попечительстве», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и др. Следующими в иерархии нормативных правовых актов идут указы Президента РФ, к примеру, Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» и др. Указы Президента РФ не должны противоречить Семейному кодексу РФ и иным федеральным законам.

Постановления Правительства РФ также являются источниками семейного права и имеют важное значение в регулировании отдельных вопросов семейных правоотношений. Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы семейного права, только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента РФ. Например, согласно ст. 82 СК РФ постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 определены виды заработка и иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью.К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

  • определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;
  • установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;
  • порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);
  • утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);
  • установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

Законы субъектов РФ регулируют отношения, которые входят в предмет семейно-правового регулирования, в двух случаях, когда вопрос:

– отнесен к ведению субъекта РФ (например, условия и порядок вступления в браклиц, не достигших 16 лет);

– непосредственно не урегулирован Семейным кодексом РФ.

Действие нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ распространяется лишь на подведомственную им территорию. Согласно абз. 3 п.2 ст. 3 СК РФ нормы, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать Семейному кодексу РФ. В связи с этим, например, нормативный правовой акт субъекта РФ о допустимости многоженства не может быть признан действительным, так как противоречит федеральному законодательству.

Согласно названным актам нормативные акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, официальной публикации в газете "Российская газета" или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и размещению на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), которые должны осуществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Семейные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов Федерации (республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами Москвой, Санкт-Петербургом и Севастополем, автономной областью, а также автономными округами). В свою очередь акты субъектов Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать решения, влияющие на семейные отношения, однако их компетенция существенно ограничена (см., например, ст. 13 СК).

Международные договоры, участницей которых является Российская Федерация, также могут регулировать семейные отношения (см. § 1 гл. 8 настоящей работы). На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Так, прокурором одного из субъектов РФ в судебном порядке были опротестованы нормативные правовые акты в сфере семейного права, принятые Законодательным собранием этого субъекта Федерации. Среди них:

– закон о снижении брачного возраста лицам, проживающим на территории данного субъекта, до 16 лет;

– закон о перечне доходов, с которых взыскиваются алименты на несовершеннолетних детей, на территории данного субъекта Федерации;

– закон о запрете приобретения супругами при вступлении в брак двойных фамилий.

(Суд определил, какие из этих актов должны быть признаны недействующими, и обосновал это следующим образом:

1) согласно п. 1 ст. 13 СК РФ брачный возраст устанавливается в 18 лет и не может быть изменен актами субъектов РФ. В соответствии с абз.3 п. 2 ст. 3 СК РФ нормы законов субъектов РФ должны соответствовать Семейному кодексу РФ. Согласно п. 2 ст. 13 СК РФ законами субъектов Федерации могут быть приняты акты, которыми устанавливаются порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших 16 лет, а не общий брачный возраст. Поэтому закон о снижении брачного возраста лицам, проживающим на территории данного субъекта, до 16 лет должен быть признан недействующим;

2) закон о перечне доходов, с которых взыскиваются алименты на несовершеннолетних детей, на территории данного субъекта Федерации также должен быть признан недействующим, поскольку согласно ст. 82 СК РФ виды заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, определяются Правительством РФ, а не субъектами Федерации. Принятие субъектом РФ вышеназванного закона противоречит Семейному кодексу;

3) принятие закона о запрете приобретения супругами при вступлении в брак двойных фамилий не противоречит федеральному законодательству. Более того, ст. 32 СК РФ прямо предусматривает, что супруги могут присоединить к своей фамилии фамилию другого супруга, если иное не установлено законом субъекта Федерации. Таким образом, протест прокурора относительно признания закона в этой части недействующим не подлежит удовлетворению как противоречащий Семейному кодексу РФ.)

 



2018-07-06 481 Обсуждений (0)
Источники семейного права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники семейного права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (481)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)