Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ»



2018-07-06 1494 Обсуждений (0)
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ» 0.00 из 5.00 0 оценок




Таблица 1.

Основные подходы к определению девиантности

 

Характеристика подхода Определение девиантности
Статистический подход:
Исходит из понимания статистической нормы. Статистическая норма — то, что присуще большинству (не менее, чем половине) популяции. Девиантность рассматривается как отклонение от статистической нормы. Всё (поведение, физические состояния, типы людей), что статистически редко встречается в обществе, определяется как девиантность.
Абсолютистский подход:
Исходит из признания существования некоторых абсолютных норм, которые разделяются всеми членами общества. Девиантность рассматривается как отклонение от освященных традицией абсолютных норм. Некоторые поступки или состояния определяются как девиантные, потому что «так было всегда».
Реакционистский подход:
Исходит из того, что социальные нормы и девиантность конструируются в процессе социального взаимодействия. Это ярко выраженный конструктивистский подход. Девиантность — это своего рода клеймо (ярлык), которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп. Девиант — это тот, к кому данный ярлык был успешно приклеен.
Нормативный подход:
Исходит из понимания социального контекста поступка, под которым рассматривается множество факторов (или переменных), влияющих на оценку поступка как нормального или девиантного. Это умеренно-конструктивистский подход, который иногда называют контекстуальным или ситуационным. Девиантность конституируется множеством переменных, действующих разнонаправлено. Каждый поступок оценивается как нормальный или девиантный в конкретном социальном контексте его совершения. Девиантность — это поступки людей, которые в определенных условиях (ситуации) рассматриваются группой как нарушение нормы.

 

Таблица 2.

Основные концептуальные модели объяснения девиантности в функционалистской перспективе

Теория Автор Основная идея
Теория аномии (AnomieTheory) Э.Дюркгейм В периоды быстрых и неожиданных изменений в обществе или в личной жизни людей, когда старые социальные нормы рушатся, а для формирования новых необходимо какое-то время, возникает ситуация аномии (безнормности). Поведение людей становится дезорганизованным, у одних возникает чувство безысходности, ведущее к самоубийству, у других — чувство вседозволенности, способствующее девиантному поведению в целом.
Теория социальной дезорганизации (SocialDisorganizationTheory) К. Шоу и Г. Мак-Кэй Делинквентное поведение подростков обусловлено социальной дезорганизацией — состоянием общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Её социальными индикаторами являются: экономический статус, уровень мобильности населения и уровень расовой (этнической) гетерогенности городского района. Эти параметры влияют на делинквентность опосредованно — через воздействие на структурные характеристики общности: ее способность контролировать группы подростков, внутреннюю сплоченность, уровень участия в общественных организациях. Высокий уровень делинквентности в общности является следствием передачи (трансляции) традиций девиантного поведения, передаваемых от одного поколения другому.
Теория аномии (AnomieTheory) Р.Мертон Девиация нарастает в ситуации, когда система культурных ценностей превозносит до небес, ставит буквально выше всего некоторые общие цели успеха и навязывает их всему населению в целом, в то время как социальная структура жестко ограничивает или полностью перекрывает для значительной части того же самого населения доступ к одобряемым способам достижения этих целей.
Теория «статус-фрустрация» (Status- Frustration Theory) А.Коэн Молодежь из низших слоев общества обнаруживает, что для того, чтобы достичь определенного положения в школе, получить определенный статус, необходимо соответствовать стандартам среднего социального класса, обычно предъявляемым учителем. Их происхождение и опыт социализации не позволяют им легко овладеть всеми этими характеристиками. Как следствие такая молодежь переживает унижение и так называемую «статус-фрустрацию».Приспособление, завоевание «репутации» осуществляется путем объединения в «шайки», составляющие делинквентную субкультуру, основными чертами которой являются: неутилитарность, негативизм, злоумышленность, недальновидный гедонизм, автономия.
Теория нелегитимных возможностей (IlligitimateOpportunityTheory) Р. Клауорд и Л. Оулин Дифференцированные возможности присущи не только легитимным, но и нелегитимным социальным структурам. Девиантное поведение является результатом блокирования легитимных способов достижения цели успеха, а его формы и типы определяются нелегитимными возможностями, заложенными в данном сообществе. Приспособление подростков из низших слоев общества осуществляется путем их включения в один из типов делинквентной субкультуры: криминальный, конфликтный, ретритистский.

 

Таблица 3.

Основные концептуальные модели объяснения девиантности в интеракционистской перспективе

Теория Автор Основная идея
Теориявторичнойдевиации (Secondary Deviance Theory) Э. Лемерт Первичная девиация — это отдельный девиантный поступок, на который окружающие смотрят сквозь пальцы. Они не считают человека девиантом, да и он сам себя, скорее всего, таковым не считает. Вторичная девиация — это объявление человека девиантом (его стигматизация). Его дальнейшее поведение идет по пути усиления девиантности, которая является реакцией на стигматизацию и наказание. В конечном счете человек принимает статус девианта и предпринимает усилия по приспособлению к нему.
Теория навешивания ярлыков (LabelingTheory) Г. Беккер Девиантность конструируется в процессе взаимодействия (интеракции) людей. Она является не качеством поступка, совершенного человеком, а скорее следствием применения другими правил и санкций к «нарушителю». Девиант– это человек, к которому этот ярлык был успешно приклеен; девиантное поведение – это поведение, которое люди так обозначают.
Теория стигматизации (StigmatizeTheory) И. Гоффман Стигма — это могущественный негативный социальный ярлык, который меняет социальную идентичность человека и его Я-концепцию. Этим термином обозначают качество, выдающее какое-то постыдное свойство индивида; причем характер этого качества определяется не самим качеством, а отношениями по поводу него, и в этом смысле само по себе качество не является ни лестным, ни постыдным. Стигматизация — это негативное выделение обществом индивида (или социальной группы) по какому-либо признаку (качеству) с последующим стереотипным набором социальных реакций на данного индивида (или представителей данной группы).

 

Таблица 4.

Основные концептуальные модели объяснения девиантности в конфликтологической перспективе

Теория Автор Основная идея
Новаякриминология (The New Criminology) П. Уолтон Р. Квинни Я. Тейлор О. Турк Дж. Янг Объясняют преступность с позиций марксистской теории конфликта в капиталистическом обществе. Считают, что социальные нормы (законы права) создаются группами, имеющими власть в обществе, и используются ими для поддержания своего господства. Сотрудники полиции с большей готовностью применяют законы, направленные против бедняков и тех, кто не имеет власти. Девианты — лишенные богатства и власти бунтари, выступающие против социального неравенства и капиталистической системы.
Марксистскаятеориядевиантности (A Marxian Theory of Deviance) С. Спитцер Капиталистическое общество, в силу присущей ему системы производства, постоянно воспроизводит «проблемную популяцию», которую, в целях обеспечения устойчивости данной системы, необходимо держать под контролем. Проблемную популяцию составляют два типа девиантов: «социальные отбросы» и «социальный динамит». Первые контролируются через систему здравоохранения и систему социальной поддержки, вторые - посредством юридических мер. Идеология господствующего класса, материализованная в нормах официальной морали, усиленной предписанием закона, тормозит революционное сознание «социального динамита» и таким образом участвует в воспроизводстве существующих условий.
Теория культивирования (CultivationTheory) Дж. Гербнер Телевизионные программы содержат больше жестокости и насилия, чем реальный мир. СМИ и, прежде всего — ТВ, являются главным механизмом нагнетания страха перед преступностью. Страх — инструмент социального контроля, который используется господствующими группами в своих интересах. Телевизионная драма призвана культивировать этот страх.
Статусная теория девиантности (StatusTheory) Дж. Гасфилд Социальный статус (престиж) определяется не только экономическими характеристиками, но также способностью одной группы (сообщества) насаждать свои религиозные установки и жизненный стиль другим группам (сообществам). Отсюда, если ценности и жизненный стиль каких-либо сообществ несут в себе угрозу ценностям и жизненному стилю других, уже утвердившихся сообществ, то последние будут пытаться вводить законы, которые не позволят внедрить конкурирующие жизненный стиль и ценности. В таком случае модели поведения, соответствующие идеологии и жизненному стилю конкурирующих сообществ, оцениваются представителями утвердившихся или доминирующих сообществ как девиантные.
Теория моральных паник (MoralPanicTheory) С. Коэн Временами значительная часть общества испытывает интенсивное чувство тревоги относительно определенной угрозы, степень опасности которой, оцениваемая по ее последствиям, является либо несущественной, либо значительно меньшей, чем это можно было бы вообразить. Подобная ситуация получила название «моральной паники». Моральная паника создается СМИ, которые своими материалами представляют отдельную социальную группу как общественное зло, и общественность начинает требовать от властей принятия каких-то ответных мер. Согласно «модели элиты», господствующие классы фабрикуют моральную панику по отношению к несущественным, тривиальным обстоятельствам для того, чтобы отвлечь внимание масс от вопросов, которые, будучи подняты, могут угрожать их собственным частным интересам. Согласно «модели групповых интересов», ключевыми фигурами в создании моральных «крестовых походов» являются представители среднего класса, объединенные в политические и религиозные группы, ассоциации, профессиональные и образовательные организации. Мотивом инициирования подобных кампаний выступают материальные или статусные групповые интересы.

 

Таблица 5.

Основные концептуальные модели объяснения контроля над девиантностью

Теория Автор Основная идея
Теория нейтрализации (NeutralizationTheory) Г. Сайкс Д. Матза Молодой человек из низших слоев общества осознает, что нет необходимости делать выбор между делинквентным и законопослушным поведением. Он может «дрейфовать» где-то между этими двумя полюсами, прибегая для оправдания своей делинквентности к ссылке на смягчающие обстоятельства. Чтобы освободиться от сознания преступного характера тех или иных действий, девианты считают, что большинство делинквентных поступков по существу не являются таковыми, и дают этим поступкам оправдание, которое сами считают убедительным. К техникам оправдания (нейтрализации) относятся: отрицание ответственности; отрицание вреда; отрицание наличия жертвы; осуждение осуждающих; обращение к более важным обстоятельствам.
Теориясдерживания (Social Bonding Theory) Тревис Хирши Любой человек имеет склонность к девиантному поведению и даже способен совершить преступление. Однако преступления и делинквентность имеют место лишь тогда, когда приверженность человека к общепринятому порядку или стандартам поведения слаба или в значительной степени отсутствует. Решающую роль в сдерживании человека от совершения делинквентных поступков играют привязанность, обязательство, вовлеченность и вера.

 

Таблица 6.

Основные концептуальные модели объяснения девиантного поведения в перспективе социального научения

Теория Автор Основная идея
Теориядифференцированнойассоциации (Differential Association Theory) Э. Сатерленд Делинквентному поведению обучаются в процессе межличностного общения в кругу близких людей. Процесс обучения делинквентному поведению включает в себя усвоение техники совершения делинквентных действий и формирование специфической направленности мотивов, социальных установок, определений. Человек становится делинквентом в результате преобладания у него определений, благоприятствующих нарушению норм права, над определениями, не благоприятствующими их нарушению. Это и есть принцип дифференцированной связи. Дифференцированные связи могут быть различными по частоте, продолжительности, приоритетам и интенсивности.
Теория дифференцированного подкрепления ассоциаций (DifferentialAssociationReinforcementTheory) Р. Экерс Девиантное поведение формируется в результате научения и благодаря социальным подкреплениям, полученным со стороны значимых других. Формированию девиантного поведения способствуют позитивные и нейтрализующие или оправдывающие дискриминативные стимулы. В результате поведение, которое осуждается обществом и которое сам индивид вначале мог считать плохим, начинает ему казаться правильным, справедливым, оправданным, необходимым. Чем увереннее люди определяют свое поведение как позитивное или, по крайней мере, как справедливое, тем больше вероятность совершения ими соответствующих действий. Закрепление и сохранение девиантного поведения зависит главным образом от частоты и личной значимости социального подкрепления, обеспечиваемого ассоциированием с другими.

 



2018-07-06 1494 Обсуждений (0)
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)