Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип формирования функциональной системы в обходпострадавшего звена.



2018-07-06 323 Обсуждений (0)
Принцип формирования функциональной системы в обходпострадавшего звена. 0.00 из 5.00 0 оценок




Предлагаемая модель обучения рассказыванию с использованием

мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:

- использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре логопедических занятий;

- решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;

- специальную организацию пространственно-развивающей среды;

- развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;

- взаимодействие специалистов - участников образовательного процесса (логопед, дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель и др.).

Принцип формирования функциональной системы в обходпострадавшего звена.

На коррекционных занятиях происходит сложный многоаспектный процесс перестройки психологических функций. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в развитии компенсации играет ЦНС.

В практике отмечено, что у детей с различными нарушениями речи наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий).

При нарушении слуховой дифференциации в работе с детьми необходимо использовать принцип обходного пути, который предусматривает формирование функциональной системы в обход пострадавшего звена. Технология использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с нарушениями речи предусматривает ведущую роль зрительного анализатора, зрительный контроль.

Методические требования к мнемотаблицам

Основы методики использования мнемотаблиц при составлении описательных рассказов разработаны Л.Н. Ефименковой («Формирование речи у дошкольников», 1985г.) и Т. Ткаченко (ж. «Дошкольное воспитание» №10, 1990г.). Исследование данных мнемотаблиц, большая заинтересованность побудили меня к использованию в своей работе данного направления.

 

 

Использование мнемотехники для младших школьников в период обучения грамоте в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания.

Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Все ответы на эти вопросы я нашла в методике мнемотехника. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

 

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного развития ребёнка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Для детей, особенно, в первый год обучения необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т. д.

Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:

1 этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап – Осуществляется перекодирование информации, т.е преобразование из символов в образы,

3 этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа) с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.

Этапы работы со схемой- моделью

1. Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками- символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда, и т. д.), - если дети сами умеют читать и писать.

2. Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель как план пересказа.

3. Закрепить изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Дети даже сами с удовольствием придумывают свои собственные модели-схемы и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интеркс к заучиванию стихов и потешек, я использую приём мнемотехники, ориентированный на наглядно- образное мышление детей. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить всё то.что я считаю нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, при заучивании стихотворения про весну А.Н. Плещеева:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

 

Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что Всё очень просто и понятно детям Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания.

Таким образом, с помощью схем-моделей - и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

у детей появилось желание пересказывать сказки - как на занятии, так и в повседневной жизни;

расширился круг знаний об окружающем мире;

активизировался словарный запас;

дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед классной аудиторией.

Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше будет развитой связная речь-показатель умственных способностей.

 

МНЕМОТЕХНИКА — ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

Задачи

Во-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений...

На занятиях должно быть использовано множество разнообразных средств для тренинга названных чувств.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Эффективны следующие методы:

• метод "крокирования" (от франц. croquis — чертеж, схема, набросок);

• метод, использующий образное мышление (эйдетизм);

• метод ассоциативных цепочек (или метод "чепухи");

• метод трансформации (превращения);

• метод Цицерона;

• метод опор.

В-третьих, наша задача — научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным. Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка.

Когда начинать заниматься мнемотехникой Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас.

Как заниматься? Предлагаем вашему вниманию наш опыт организации занятий.

Шаг1.Необходимо провести тестирование зрительной и слуховой памяти, а также внимания детей (варианты тестирования даются в курсе "Методика мнемотехники"). Результаты фиксируются.

Шаг2.На основании результатов тестирования составляется целевой перспективный план (на 10-12 опорных занятий).

Структура занятий

1-е занятие

1. Игра "Фотоаппараты" — на развитие внимания. (Детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.)

2. Упражнение "Рисуем слова" — подготовка к методу крокирования.

3. Игра "Кукловоды", активизирующая двигательную память. (Подробное описание игры см. ниже.)

4. Игра "Объяснялки", развивающая фантазию. (См. телепередачу "Устами младенца".Суть ее в том, чтобы по краткому описанию определить, о чем речь.)

5Упражнение, активизирую-"двуполушарную" деятельность мозга (двумя руками синхронно рисовать различные геометрические фигурки).

2-е занятие

1. Игра "Опиши соседа", развивающая внимание (припоминать нужно с закрытыми глазами).

2. Обучение методу ассоциативных цепочек (метод "чепухи"), использовать мнемотаблички из 16 картинок.

3. Упражнение "Прятки" на развитие тактильного восприятия (используются 10-12 тактильных дощечек; подробное описание упражнения см. ниже).

4. Игра "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").

3-е занятие

1. Упражнение "Волшебный круг", вырабатывающее навык сосредоточения. (Подробное описание упражнения см. ниже.)

2. Развиваем фантазию — "На что похожа цифра?"

3. Закрепление метода "чепухи" в процессе восприятия слуховой информации. (Произносится произвольный ряд из 15 и более слов.)

4. Игра со спичками "Не урони" — на развитие мелкой моторики. (Подробное описание игры см. ниже.)

5. Тренинг метода "чепухи" на любом коллаже.

4-е занятие

1. Игра "Слухачи", активизирующая способность управлять слуховым вниманием. (Подробное описание игры см. ниже.)

2. Развиваем фантазию и внимание — игра "Сделай, как я!" (Подробное описание игры см. ниже.)

3, Пантомима "Мишки в лесу", стимулирующая образное мышление (эйдетику).

4. Знакомство детей с коллекцией запахов. Используются 20 флаконов с травами (в дальнейшем "запахи" служат пособием для совершенствования обоняния и для формирования навыков запоминания любой информации).

5. Упражнение на разработку сложнокоординированных движений — одновременное вращение рук в противоположных направлениях и т. д.

Кукловод

Цель игры: активизировать двигательную память ребенка.

Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — "кукловод", другой — "кукла".

Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

"Сделай, как я!" (со спичками)

Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

 

Наглядное моделирование– это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям младшего школьного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности младших школьников.Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с младшими школьниками состоит в том, что:

· во-первых, ребенок-школьник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

· во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

· в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи проводится комплексно, по следующим направлениям:

· коррекция звукопроизношения;

· формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

· формирование лексико-грамматических категорий;

· формирование связной речи;

· профилактика дисграфии и дислексии.

На всех этапах коррекционной работы используется метод наглядного моделирования. В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

 

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод:метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

 

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для решения познавательных задач, формировании представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции (Н.И.Ветрова, Е.Л.Агеева и др.), формировании представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л.И. Цеханская, Ю.Ф.Гаркушина), в конструировании (Л.А.Парамонова).

В обучении применяются разные виды моделей:

1.Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута

Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи у детей возраста т.к. это наиболее сложный раздел коррекционного обучения.

Дети младшего школьного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Можно отметить следующие недостатки:

- связные высказывания короткие;

- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

- планы и условные обозначения, используемые в них и многие другие.

На начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Рассмотрим приемы наглядного моделирования при составлении творческого рассказа.

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

- предметные картинки;

- силуэтные изображения;

- геометрические фигуры.

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

1.Ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом.

2. Педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно.

3.Конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа.

4. Ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, «Весенняя сказка».

5.Ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

- применение наглядного моделированияоказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.



2018-07-06 323 Обсуждений (0)
Принцип формирования функциональной системы в обходпострадавшего звена. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип формирования функциональной системы в обходпострадавшего звена.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)