Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Дела нравственного направления





Название: «Жар-птица возвращается».

Форма:коллективно-творческое дело.

Возраст участников: 11-15 лет.

Педагогические задачи:формирование у ребят отношение к журналистике как способу самовыражения, саморазвития, познания мира; выявление способностей детей к журналистике.

Краткое описание:

1. Вступительная часть. Участники дела становятся спасателями Жар-птицы – источника хороших вестей в Звездной стране, которая потеряла силу из-за того, что люди стали использовать Слово во вред. Необходимо доказать делом, что ребята - люди, владеющие словом, - смогут вернуть Жар-птицу.

2. Участники разбиваются на три группы спасателей (по цветам перьев). Перья такого же цвета (с написанным на них качеством, которое проявили ребята) появляются на символичной Жар-птице по мере выполнения индивидуальных и групповых заданий.

3. Представитель от каждой команды за 5 минут готовит мини-доклад на тему: «Журналист – это звучит…»

4. Игра «Краткий конспект». Ведущий раздает текст. Игроки внимательно читают его, иллюстрируя его на полях рисунками, символами, схемами. Слов и предложений в конспектах не должно быть. Затем игроки из другой команды передают смысл информации, пользуясь конспектами. Команда предлагает свой вариант. Оценивается оригинальность и четкость передачи информации.

5. Одному человек от каждой команды должен нарисовать пальцами художественный шедевр на тему «Истина где-то рядом», прокомментировать работу.

6. Команда спасателей должна ответить на 10 вопросов, связанных с журналистикой.

7. Один человеку от команды должен взять интервью, например, у XXI Кумира века, президента страны и т.п. на тему: «Три вопроса, которые потрясли мир».

8. «Вариации на тему». Участникам предлагается выбрать из текста ключевые слова и записать их в столбик. Затем команда должна придумать свою версию забавной истории, используя эти слова. Оценивается использование всех слов и непохожесть на первоначальный вариант.

9. Вызывается самый любознательный. Необходимо провести экспресс-опрос и найти самую горячую «звездную» новость.



10. «Всадник без головы». Каждой команде дается текст без заголовка. После быстрого и внимательного прочтения нужно придумать заголовки: одно емкое слово, строчка из песни, строчка из стихотворения, призыв, восклицание, вопрос, крылатое выражение, пословица, междометье.

11. Вызываются по 2 человека от команды, один из которых читает текст, другой его комментирует.

12. Что такое «репортаж»? Репортаж дает объемное представление о событии. Желающие (4 человека) распределив доставшиеся роли героев сказки, инсценируют кульминационный момент сказки.. Ведущий прерывает: «И тут на место событий послан проныра – журналист». Задание: прокомментировать действие с точки зрения своего героя.

13. Итоговая часть. Жюри оценивает выполнение заданий, вручает перья, на которых написаны качества, проявленные при выполнении заданий, дарит высказывания мудрых людей. Ведущий говорит о том, что Жар-птица возвращается.

Название: «Фамильный герб».

Форма:коллективно-творческое дело.

Возраст участников: 11-13 лет.

Педагогическая задача:знакомство с духовными и нравственными ценностями, которые приняты в семьях ребят; формирование отношения доверия, снятие напряженности в отряде.

Необходимое оборудование: контуры фамильного герба (по количеству детей), фломастеры, карандаши, краски.

Краткое описание:

1. Ведущий раздает ребятам вырезанные из бумаги контуры фамильного герба, разделенного на 5 частей, которые затем надо будет наполнить внутренним содержанием. Во вступительном слове он говорит об истории происхождения гербов, их форме (например, у русских дружинников - щит, у татарских всадников - круг), о гербах знаменитых родов России, о российском гербе.

А есть ли герб у вашей семьи? О чем бы вы хотели поведать окружающим, чтобы, взглянув на ваш герб, любой человек проникся к вам доверием, мог бы обратиться за помощью или, наоборот, бежал бы прочь, опасаясь вашего гнева, вашей нетерпимости к предательству и лжи?

Давайте попробуем отразить это на своем гербе. Все части герба (за исключением девиза) должны быть выражены рисунками или символами. Главное при этом не столько качество изображения, сколько выражение себя, своего состояния, своей жизненной позиции.

В первой части герба давайте отразим событие, которое вы считаете самым значимым в истории вашей семьи. Это может быть и история обретения вашей семьей фамилии, если вы знаете историю вашей фамилии.

Во второй - ваше личное достижение или духовный поступок, который вы как продолжатель своего рода, оцениваете как самое знаменательное, самое достойное, что роднит вас со своими предками.

В третьей - вещь или предмет, при помощи которых вас может сделать счастливым другой человек, другие люди.

В четвертой - событие или чьи-либо поступки, которые вам запомнились как самое неприятное в жизни.

В пятой, верхней, части - своеобразный девиз, три главных ценности, ради которых вы готовы пожертвовать всем, даже жизнью

2. Самостоятельная работа ребят.

3. После того как гербы выполнены, их можно развесить на стену, превратить комнату в так называемый "гербовый зал". Сначала ребята смотрят, находят сходство и различие в других гербах, а затем каждый объясняет, что он хотел выразить своими рисунками, представляет себя.

Второй вариант: гербы перемешиваются и вновь раздаются ребятам, и тогда ребенок, получивший чужой герб, пытается его расшифровать, сказать, что он узнал о человеке, "прочитав" его послание на гербе. Автор герба затем дополняет говорящего, дает собственную трактовку нарисованных символов.

4. Когда все ребята выступили, вожатый продолжает беседу: "Скажите, какие гербы вам кажутся наиболее понятными? Чьи символы оказались близкими по выражению? Какой герб был труден для понимания и почему? Рисунки какого герба вам бы хотелось изменить и почему?"

5. В заключение вожатый говорит о том, какие все разные и в то же время, как много у всех общего. И если будем жить отрядом, единой семьей, то мы должны решить, что станет главным для нас, какие события и поступки мы должны совершить, чтобы поместить их на отрядном гербе.

Название: «Окно в мой мир».

Форма:дискуссия.

Возраст участников: 13-15 лет.

Педагогическая задача:выявить ценностные ориентации детей.

Краткое описание:

1. Вводная часть. Чтобы быть успешным в современном мире, каждому человеку важно понимать, чем он отличается от других, в чем его особенности, увидеть свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Но мы очень редко обращаемся к такому разговору с собой, заглядываем к себе в душу, а тем более открываем ее другим людям. Это первый шаг к познанию мира в себе и вокруг. Основной вопрос для обсуждения: «Что ценно для каждого в жизни, что дает силы, а что отнимает?».

2. Подготовительная часть. Каждый ребенок получает макет окна, состоящего из 5 частей. Каждая часть соответствует направлению разговора на огоньке:

* Мир для меня

* Что я ценю в себе

* Моя мечта

* Три главных ценности в моей жизни

* Девиз моей жизни (кредо)

Дается время, чтобы подумать и изобразить знаками, рисунками, символами ответы.

3. Практическая часть.

1 вариант. Каждый ребенок складывает свое окно и представляет себя через рассказ об ОКНЕ.

2 вариант. Работы ребят перемешиваются, каждый получает для изучения чью-либо работу, и представляет остальным его ОКНО, исходя из собственных толкований символов. Автор может поправить или дополнить выступающего.

4. Дискуссионная часть. Работа только с ответами на вопрос «Мир для меня…». Ребята делятся на три группы, каждая из которых имеет свое направление обсуждения:

* Что есть мир во мне? Что нужно, чтобы был мир внутри, во мне?

* Что нужно, чтобы был мир в ближайшем окружении (имеется в виду семья, близкие, друзья…).

* Что нужно, чтобы был мир в глобальном смысле? Чтобы сотворить свой, новый мир?

Группы высказываются. Ответы фиксируются. Обсуждение.

 

 

Познавательные дела

Название: «Машина времени».

Форма:познавательная ролевая игра.

Возраст участников: 13-15 лет.

Педагогические задачи:познакомить ребят с правами и обязанностями ребенка и вожатого в лагере; научить видеть последствия своих действий, научить ответственности за свои поступки.

Необходимое оборудование и оформление: 5 экземпляров Устава лагеря, карточки с описанием проблемных ситуаций, 5 ручек, 5 листов.

Краткое описание:

1. Вступительное слово вожатого. Обсуждение вопроса: чем отличаются права человека от его обязанностей?

2. Работа по 4 группам. Знакомство с Уставом ВДЦ «Орленок», зафиксированными в нем правами и обязанностями ребенка и вожатого:

группа № 1 изучает права ребенка;

группа № 2 изучает права вожатого;

группа № 3 изучает обязанности ребенка;

группа № 4 изучает обязанности вожатого.

3. Введение в игру. Каждый из нас порой хотел бы повернуть время назад и исправить некоторые свои жизненные ошибки, или заглянуть в будущее и узнать, правильно ли я поступил. Сегодня у вас есть такая возможность. С помощью «машины времени» мы попадем в любой временный промежуток и сможем проанализировать увиденное.

4. Игровая разбивка на 5 групп. Объяснение правил игры:

* Каждая группа – это «Кнопки машины времени»:

нажимая на «кнопку № 1», мы узнаем, что будет сейчас;

«кнопку № 2» – что будет через час;

«кнопку № 3» – что будет через неделю;

«кнопку № 4» – что будет через годы;

«кнопку № 5» - что будет в конце жизни.

* Каждая кнопка имеет 2 функции:

1 функция (половина группы) - разбирает ситуации с точки зрения прав ребенка и вожатого;

2 функция (другая половина группа) – с точки зрения обязанностей ребенка и вожатого.

* Участник группы №1 вытягивают карточку с описанием проблемной ситуации, зачитывает ее.

* Все группы обсуждают ситуацию.

* Участник группы №1 выбирает кнопку, на которую он хотел бы нажать, чтобы представители этой группы познакомили всех участников игры с решением проблемной ситуации в соответствии со своим временным периодом.

* Ответивший участник выбирает следующую кнопку и т.д., чтобы высказались представители всех групп.

* Представитель группы №1 комментирует решения других «кнопок» и дает свой вариант решения.

* Все группы отвечают на вопрос ведущего игры: «Почему ты принял такое решение? Что тобой двигало: принцип, правило…?»

* Обсуждение следующей ситуации. Все действия повторяются.

5. Подведение итогов игры: насколько ребята усвоили права и обязанности детей, зафиксированные в Уставе Центра.

Варианты ситуаций:

* Я очень хотел(а) поесть чипсы, поэтому убежал в магазин через дорогу, так как заранее знал, что вожатый мне не разрешит.

* Вожатая обнаружила у меня складной нож и забрала его.

* Ко мне на выходные приехали родители и привезли целый пакет сладостей, но врачи и вожатые запретили их есть.

* Сегодня ночью, пока не было вожатых, мы так веселились! Дрались подушками, измазали все шторы и двери пастой. Еще и девчонок соседнего домика напугали.

* Я очень хотела купаться, и вожатый разрешил мне сделать это в тихий час.

Название: «Что в имени тебе моем».

Форма:коллективное творческое дело.

Возраст участников: 11-15 лет.

Педагогические задачи:помочь ребятам лучше узнать друг друга, задуматься над своими личностными качествами, чертами характера.

Краткое описание:

1. «Общее». Вожатый предлагает ребятам разбиться на 4 группы по тем временам года, в которые они родились: весной, летом, осенью, зимой. Затем каждая группа, посоветовшись между собой, должна составить общую характеристику лиц обоего пола, родившихся в данный сезон природы.

Насколько совпадает человеческий характер с характером природы, подвластны ли люди, родившиеся в это время, годовому циклу, чем они отличаются от других людей, какими способностями и талантами обладают? Ребята должны продемонстрировать умозаключения на собственном примере. Затем вожатый зачитывает характеристики натур, данные известным психологом и писателем Борисом Хигиром, ребята соотносят эти описания со своими чертами характера, удивляются, соглашаются, спорят.

2. «От общего к индивидуальному». Разговор пойдет о собственных именах ребят отряда.

Имя человека - одно из важнейших составляющих его индивидуальности. В древности наши предки наделяли имя магической силой. Существовали особые запреты на произнесение имени. А у некоторых племен самым страшным наказанием было лишение человека имени.

Вожатый спрашивает ребят, знают ли они историю своего имени, в честь кого они были названы, кого из знаменитых тезок они могут назвать.

Разговор идет по кругу. Чтобы он получился и все в разговоре приняли участие, можно составить и написать схему выступления, пользуясь методом неоконченных предложений.

Мое имя означает …

Больше всего мне нравится в себе …

Я чувствую себя счастливым, когда …

Я чувствую печаль, когда …

Я бы хотел быть похожим на …

Моя мечта …

Я хочу стать …

Я хотел бы узнать о …

Когда-нибудь, я надеюсь …

Если ребята затрудняются в объяснении происхождении своего имени, вожатый может им помочь с помощью книг.

3. Заканчивая этот разговор, вожатый еще раз обращает внимание на общие и индивидуальные признаки каждого, на серьезность тех характеристик, которые заложены в имени каждого человека, а также на то, что право на имя и гражданство ребенка зафиксировано в статье 7 «Конвенции о правах Ребенка», которая была принята 20 января 1979 года Генеральной Ассамблеей ООН. Звучит она так: «С момента рождения ребенок получает право на имя, на гражданство, право знать своих родителей и право на их заботу».

Название: «Джуманджи».

Форма:интеллектуально-творческая игра.

Возраст участников: 14-15 лет.

Педагогические задачи:помочь ребенку выбрать направление творческой работы; диагностика творческих способностей ребенка; пополнение банка идей отрядных дел.

Необходимое оборудование и оформление: ватман, краски, кисточки, фломастеры, стяги, карта «Джуманджи», игральная кость с цифрами от 1 до 3.

Предварительная подготовка:

1. Создается детская творческая группа. Участники группы являются организаторами и ведущими станций. Ведущие станций придумывают по 5 творческих заданий, оформляют свою станцию.

2. Отряд делиться на три команды, в каждой выбирается капитан.

Правила игры:

1. Капитаны жребием определяют очередность выхода на маршрут

2. Карта разделена на 6 секторов. Капитан с помощью игральной кости определяет, на сколько секторов может переместиться его команда.

3. Каждый сектор карты имеет свой цвет – обозначение станции, на которую предстоит отправиться команде.

4. После выполнения задания на одной станции команда должна вернуться к карте, чтобы капитан определил следующий сектор - станцию.

5. Хозяин Игры мешает командам выполнять задания на станциях.

6. Выигрывает команда, которая первой доберется до финиша.

Краткое описание:

1. Вступительное слово Хозяина Игры. Объяснение правил.

2. Посещение станций: Интеллектуальная, Художественная, Спортивная, Сценическая, Центральная.

3. Подведение итогов игры.

 

 

.Название: «Твои права».

Форма:занятие.

Возраст участников: 13-15 лет.

Педагогические задачи:формирование у подростков знаний и умений по защите и отстаиванию своих прав и прав других людей; знакомство с «Конвенцией о правах Ребенка».

Краткое описание:

1. Знакомство. Подросткам предлагается продолжить фразу: «Я пришел на занятие, чтобы…», которая выявляет цель участия в занятии.

2. Знакомство с правилами занятия:

* Каждый участник имеет право быть активным.

* Каждый участник имеет право говорить НЕТ, но при этом должен предложить свой вариант.

* Каждый участник имеет право на откровенность.

* Каждый участник имеет право быть услышанным.

* Каждый участник имеет право высказывать свое мнение.

* Каждый участник имеет право говорить от своего имени.

3.Рассказ об истории создания, содержании, основных положениях «Конвенции о правах Ребенка».

4. Упражнение «Хорошо – плохо». Ведущий предлагает объект или явление. Необходимо, чтобы один участник нашел в нем как можно больше положительных признаков, а второй - как можно больше отрицательных. Например: Свобода – это хорошо, можно делать что хочешь, ни от кого не зависеть, поступать, как думаешь. Свобода – это плохо, нужно думать о том, как выжить самому, отвечать за себя, понимать, зачем ты свободен.

5. Беседа по направлениям:

* права подростков декларируются, но не соблюдаются;

* мы живем в правовом государстве, но в нашем государстве нарушают права человека даже высшие чиновники;

* о детях необходимо заботиться, но мало кто это делает;

* многие подростки лишены бесплатного дополнительного образования и т.д.

1. Работа микрогрупп. Ведущий делит участников на группы по 5–6 человек. Каждой группе дается задание в течение 3-5 минут придумать ситуацию, в которой, по их мнению, были нарушены права ребенка, записать ситуацию на карточке, отдать ее ведущему. Ведущий раздает карточки с описанием ситуаций группам. Каждой группе дается задание в течение 10 минут ответить на вопросы:

* Какие права ребенка были нарушены в данной ситуации?

* Может ли ребенок в данной ситуации сам защитить свои права?

* К кому ребенок может обратиться за помощью защиты своих прав?

* Как можно выйти из данной ситуации, не нарушая ничьих прав?

Затем все участники выражают свое согласие или несогласие и предлагают, если возможно, свой вариант ответа.

7. Подведение итогов.

Творческие конкурсы

Глаза на пальцах. Определить, что это такое с завязанными глазами и разложить в указанном порядке. Например: “стоял повар, за ним портной, за ним музыкант...” – разложить ложку, катушку ниток, свирель… Время 1 мин.

Глаза-фотоаппараты. Заметить, что изменил ведущий в расположении вещей на столе.

Через глазок. Картина закрыта листом бумаги вдвое большего размера - с небольшим глазком-вырезом, через который надо рассмотреть картину и ответить на вопросы (сколько здесь людей, в какой одежде и т.д.

У червячка нет рук. Надо съесть яблоко, висящее на нитке или лежащее в миске с водой.

Зубы в руки. Достань коробок зубами, не слезая с табуретки и не касаясь пола руками.

Имитатор. Скопируй позу ведущего.

Мягкая посадка. Вернуться на стул с завязанными глазами, сделав 4 шага + поворот направо четырежды.

Глаза на затылке. Увидеть расставленные предметы, а затем обойти их спиной вперед.

Мудрецы и вода. Держать за спиной палку со стаканом воды и отвечать на вопрос, делая три шага. Замеряется, сколько воды осталось непролитой в стакане.
Узнай наощупь. В темный мешок кладут предметы - надо определить, что это.

 




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.033 сек.)