СУБНОРМАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ
А. Гезелл РИСОВАНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ
Быть может, правильней было бы вместо «рисования» говорить об «обращении ребенка с карандашом и бумагой», ибо момент, когда ребенок начинает рисовать в прямом смысле этого слова, еще, собственно, не установлен. В сущности говор, карандаш в руках ребенка является сам по себе прекрасном регистрирующим инструментом; нужно только снабжать ребенка карандашом больших размеров, которому не угрожает опасность быть проглоченным. Шкала реакция, которыми ребенок отвечает на карандаш и бумагу, начиная с первого месяца жизни и вплоть до конца до школьного периода, изумительным образом подтверждает закономерное наступление последовательных фаз развития. В сотнях детских рисунков нам редко удавалось найти что-нибудь неожиданное и исключительное. Ребенок с поразительным постоянством держится как раз на уровне характерной для его возраста психомоторики; дети, достигшие одинаковой ступени нервно-типичной зрелости, чрезвычайно напоминают друг друга своими рисунками. Существуют и любопытные индивидуальные различия, не гораздо более глубокое впечатление производит обнаруживающаяся в каждом отдельном случае детерминированность развития: Создается впечатление, что совершенствование детского рисунка в гораздо большей степени отвечает внутренним законам психического развития, чем влиянию среды или нашим логическим ожиданиям. Представляется, например, вполне «логичным», чтобы ребенок 18 месяцев в процессе подражательного рисования делал горизонтальный штрих с такой же легкостью, как и вертикальный, однако фактически этого не происходит. Нижеследующая таблица отражает последовательный прогресс в обращении с карандашом и бумагой:
Приведенная таблица, в сжатом виде рисующая картину последовательного прогресса в рисовании, не должна пониматься в том смысле, что развертывание этого вида поведения совершается скачкообразным путем. Мы имеем, наоборот, постепенный переход от одной ступени к другой, частичное покрывание друг друга рядом лежащими возрастами. Переход носит настолько постепенный характер, что потребуется еще немало дополнительных исследований, чтобы установить точно градуированную шкалу реакций, которая имела бы достаточную диагностическую ценность. Кроме того, сама техника применения тестов Рис. 1. Нормальные этапы в рисовании
СУБНОРМАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ Подтверждение только что сказанному мы находим в. серии, представленной на рисунке 2. Данные рисунки являются точным воспроизведением рисунков С. D. и заимствованы из клинических записей, относящихся к этому случаю. На первый: взгляд эти рисунки имеют вполне приемлемый нормальный вид,. Они указывают как будто на правильное, генетически преем- Рис.2. Картина субнормальных достижений ственное продвижение вперед. Так оно в действительности и есть, но, как покашвает графа возраста, все они даны с заметным запозданием. Рисунки эти полезно сравнить со стандартными достижениями (рис. 1). Если отвлечься от возрастного момента, то рисунки С. D. можно рассматривать как вполне нормальные. Все де>\о, однако, именно в том, что эти рисунки обнаруживают хронологический сдвиг, вскрывая таким образом систематическое психомоторное отставание. В 4 года рисунки С. D. едва достигают трехлетней ступени. Она может провести как вертикальную, так и горизонтальную черту, но не в состоянии образовать крест из этих двух линий. Она делает недурной круг, но «человечек» в ее изображении ни на что не похож. Она доступный, послушный, желающий понравиться и охотно рисующий ребенок – и тем не менее то, как она доканчивает дорисованную фигуру, убедительно доказывает ее субнормальностъ. Экспериментатор показал ей незаконченный рисунок человека и сказал: «Вот видишь, дядя, который делал этого человека, нарисовал не все. Пририсуй то, чего здесь нет. Сделай так, чтобы получился настоящий хороший человек». CD. реагировала на Рис 3. эту просьбу с большой готовностью (рис. 3). Нет никаких оснований рассматривать то, что она пририсовала, как попытку изобразить внутренности человека. Это не больше как про стая мазня. Следует прибавить, что по выполнению и этого теста, они приближается к уровню трехлетки и что нормальный четырехлетний ребенок делает не меньше трех добавлений к рисунку в виде глаза, руки и ноги {или других недостающих частей тела, пуговиц, ботинка и т. п.). Когда психическая задержка распространяется равномерно на все области поведения, то и рисование ребенка соответствует достигнутому уровню развития. Это же оказывается правильным и применительно к самым глубоким степеням отсталости. Таков случай W. X, рослой, хорошо физически развитой девушки 23 лет. Несмотря на ее соматическую зрелость, для определения ее психического уровня пришлось прибегнуть к нашей шкале развития, предназначенной для раннего детства. Она выполнила все 44 теста для двенадцатимесячного возраста. Она не смогла выполнить 26 тестов из тридцати шести, предлагаемых двухлетнему ребенку. Из серии, предназначенной для 18 месяцев, она дала удовлетворительные результаты по 35 тестам и не могла выполнить 9. Таким образом, мы имеем полное право рассматривать ее как умственно отсталую, стоящую на уровне 18 месяцев. Ее рисунки подтверждают эту характеристику. Она проводит в порядке подражания вертикальную черту. Пытаясь повторить рисуемый экспериментатором крест, она дает две отдельные непересекающиеся линии. Характер получаемых в данном случае рисунков вряд ли может быть объяснен факторами среды или упражнения. Невольно возникает убеждение, что если бы мы могли заглянуть во внутреннюю архитектуру ее нервной системы, то обнаружили бы огромное сходство с нервной системой нормального восемнадцатимесячного ребенка.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |