Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Качественный анализ результатов интервьюирования



2018-07-06 5032 Обсуждений (0)
Качественный анализ результатов интервьюирования 4.89 из 5.00 9 оценок




ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ФЕНОМЕНА ДОВЕРИЯ С ПОМОЩЬЮ КАЧЕСТВЕННОГО СЛАБОСТРУКТУРИРОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ

 

Организация и проведение исследования

 

Качественное интервью – это, по сути, движение от частного к общему.

Качественное слабоструктурированное интервью являлось ключевым в данной работе. Так как самым интересным, на наш взгляд, выступало субъективное представление о доверии в межличностных отношениях. А лучше всего это можно узнать, спросив личное мнение у людей.

Выборка:

1. Пол: мужской.Возраст: 23 года. Студент. 4 курс. Направление подготовки: информационные системы. Стажёр-программист.

2. Пол: женский.Возраст: 19 лет. Студентка. Колледж. 4 курс. Направление подготовки: дизайн. Старший смены в кофейне.

3. Пол: мужской. 22 года. Студент. 1 курс магистратуры. Направление подготовки: Корпоративные информационные системы. Зав. кабинетом на кафедре.

4. Пол: женский.Возраст: 22 года. Студентка. 4 курс. Направление подготовки: правовое обеспечение национальной безопасности.

5. Пол: женский.Возраст: 21 год. Студентка. 4 курс. Направление подготовки: психология.

6. Пол: мужской.Возраст: 21 год. Студент. 4 курс. Направление подготовки: психология.

7. Пол: женский.Возраст: 55 лет. Высшее филологическое образование. Гид-переводчик.

8. Пол: мужской.Возраст: 23 года. Студент. 4 курс. Направление подготовки: юриспруденция. Служил в армии по контракту.

9. Пол: мужской.Возраст: 32 года. Высшее юридическое образование. Заместитель директора частной судебной экспертизы.

10. Пол: мужской.Возраст: 19 лет. Студент. 2 курс. Направление подготовки: информационные системы и технологии.

Процедура проведения интервью.

Интервью проводилось при личной встрече один на один. Был заготовлен ряд вопросов:

1. Как Вы понимаете доверие?

2. Как Вы понимаете, что доверяете?

3. Как Вы понимаете, что доверяют Вам?

4. Что Вы чувствуете, если Вам доверяют, но Вы не доверяете?

5. Что Вы чувствуете, если Вам не доверяют, но Вы доверяете?

6. Какие есть препятствия к доверию?

7. Могут ли какие-то эмоциональные состояния ускорять или замедлять процесс становления доверия?

Данный список расширялся по мере проведения интервью. Так как в процессе такого разговора и углубления раскрытия темы, появлялись вещи, о которых не было мыслей ранее. Конечно, хотелось задать эти вопросы и другим людям тоже, чтобы узнать их мнение по данному вопросу.

В среднем, интервью длилось полчаса. На наш взгляд, этого было достаточно для того, чтобы получить ответы на интересующие нас вопросы.

В самом начале интервьюируемый получал информацию о том, что проводимое интервью необходимо для диплома, его тема «Доверие» и оно будет записываться на диктофон. Также человеку сообщалось, что запись нужна будет только нам (никакие третьи лица эту запись не услышат) для последующей обработки, перевода аудио в текст и составления опросника. Говорилось, что всё конфиденциально и что будут использоваться только пол, возраст, образование и профессия (помимо высказываний, конечно). Ни один испытуемый не был против диктофонной записи и не отказался от интервью после того, как узнавал всё перечисленное выше.

После того, как все интервью были проведены, происходил их качественный анализ. Диктофонные записи переводились в текстовый вид. Далее выделялось, на наш взгляд, главное в тексте. Это то, что интересовало нас в нашем исследовании, напрямую касалось интересующего феномена. Отхождения от темы не учитывались.

Интервью были проанализированы с выделением основных тем и категорий, встречавшихся в ходе интервью. Результатом качественного анализа явился следующий текст-описание общей картины субъективного восприятия феномена доверия, снабжённый примерами из интервью.

 

Качественный анализ результатов интервьюирования

 

Доверие значит ничего не скрывать от того, кому доверяешь, и ожидать от него того же («Не скрывать ничего от человека, которому ты доверяешь.И, соответственно, ожидать от него того же»).Некоторые считают, что доверие – это возможность поделиться не всем, но многим («Ну, наверное, возможность, не всё, но многое рассказать»).Для некоторых людей довериться, в прямом смысле, значит, что-то рассказать, чем-то поделиться («Человек, которому я доверяю – это тот человек, которому я могу рассказать всё»). Это важно, так как человеку нужно делиться своими переживаниями, мыслями («Человек – социальное существо.Ему нужно делиться какими-то мнениями, переживаниями, мыслями»).

Для других доверие – это не просто возможность поделиться переживаниями, и мыслями с другим человеком, но и не бояться осуждения или непонимания («Да, да. То есть, всё равно я, как бы, я понимаю, что она меня поймет правильно»; «Ну, скажем так, разговор, да, но я в это понятие вкладываю несколько больше. То есть, переживания свои, сложные моменты»). Когда доверяют человеку, чувствуют, что ничего не хотят от него скрывать («Я чувствую, что ничего не хочу от него скрывать»; «Чувствую, что человек ничего не скрывает, что, если его что-то беспокоит, он может рассказать»).Для кого-то доверие – это вера в положительные качества другого человека: в преданность, в какие-то гарантии по отношению к себе («Доверие – это, когда человек верит… в качества другого человека. Положительные качества. В преданность, в способность от того человека в отношении себя иметь какие-то гарантии практические в жизни»).

Доверие может быть и возможностью положиться на человека, потому что он «отвечает за свои слова»(«Потому что он отвечает за свои слова»), делает так, как сказал («Ну, он говорит, типа:«Я пойду туда и ничего не сделаю». И он туда и ничего не делает. Или: «А я пойду туда и сделаю». Идёт и делает»).Доверие может пониматься как спокойная уверенность в том, что другой не нарушит ваш «негласный договор» («Доверие заключается в чувстве спокойствия... доверие заключается в чувстве того, что другой человек не будет нарушать ваш внутренний договор»). При этом формированию доверия предшествует установление норм и границ допустимого поведения. Эти представления о том, что считается недопустимым, обсуждаются(«... Нормы поведения определяются... Ну, когда, вот... Когда человек что-то делает, и ты такой даешь ему понять, соглашаешься ты с этим поведением или нет. Или когда ты заранее говоришь, что "я считаю такое поведение недопустимым". Ну, или у вас просто это в разговоре проскальзывает, что ты так к этому относишься. И другой человек или ты сам понимаешь, что, вот, есть такое поведение и что с ним делать решаешь»).

Доверие могут понимать как веру человеку «на слово», без проверок («Два человека находится в отношениях и один из партнёров, например, идёт на вечеринку или остается у кого-то на ночь… Так вот, под доверием я понимаю, что вторая половинка в этом случае просто как раз-таки доверяет. То есть, не начинают проверять, узнавать, названивать, спрашивать, искать…»).

Еще один вариант доверия – доверие к информации, которую дает человек («И на становление доверия влияет информация, которой ты владеешь.То, как ты можешь её преподнести»). Это часто связано с профессиональной деятельностью человека, которому доверяют или нет, а не просто с неформальным общением. Информации от незнакомого консультанта могут доверять не полностью («Когда консультант начинает тебе давать какую-либо информацию, ты автоматически смотришь, как он это делает. И насколько он уверенно это делает. Какие жесты, какие термины он подбирает. И вот эти все внешние факторы. Ну, мне кажется, это внешние факторы всё-таки. Которые влияют на то, ты дослушаешь его до конца, ты примешь к сведению или развернёшься и уйдёшь»).

Некоторые понимают доверие как уверенность в том, что человек сможет сделать то, о чем его просят, лучше других («Это логичные выводы, что мне доверяют. Потому что у меня просят с чем-то помочь, что-то сделать… с этим вопросом обратились именно ко мне, а не к кому-то другому. Потому что я сделаю лучше»).

Для того, чтобы дать в долг, требуется меньше доверия. Когда доверяют человеку, ему легко дадут в долг, потому что знают, что он вернёт, или знают, где его найти, если не вернет(«…если он попросит в долг или ещё что-то, да, я ему дам. Потому что я знаю, что он вернёт. А если не вернёт, я знаю, где его найти»). Чтобы дать какую-то вещь попользоваться нужен минимум доверия («Ну, с вещами проще. С вещами. Ну, не знаю. Что такое «вещь»? Да-да. Телефон. Даже если не вернул, ничего такого в этом нет»).

Выбирают человека, которому можно доверять, по разным основаниям.

Доверять или не доверять человеку выбирают, исходя из личного общения с этим человеком(«…доверять или не доверять человеку я выбираю уже, исходя из личного общения с этим человеком»).

С доверием связан феномен попутчика. Иногда случайному дорожному попутчику могут рассказать многое, если уверены, что его больше не увидят(«А потому что он тебя не знает.И ты, вот, ему расскажешь чё-нибудь, а потом вы разойдетесь, и всё»). Некоторым людям легче раскрыться перед незнакомым человеком, т. к. он не сможет манипулировать («Ты его не увидишь, и он… не сможет этим манипулировать как-то»). Раскрытие незнакомцу может, во-первых, получить облегчение от того, что выговорился, во-вторых, может помочь лучше понять то, о чем рассказал, в-третьих, увидеть другой взгляд и посмотреть по-другому на проблему («Ну, просто, вот, он чужой человек. И он, может, и забудет про это. И, как бы, ему это неважно. А ты выговорился, ты открылся, да, какие-то вещи, вот, ты рассказал, может быть, ты сам про них потом по-другому как-то подумаешь, может быть, он что-то скажет. Потому что, опять же, он со стороны, он не знает тебя долго, много. А, вот, может быть, он какие-то вещи по-другому увидит, воспримет. И ты на этом фоне тоже как-то на них по-другому посмотришь»).Но некоторые люди случайному попутчику ничего серьезного все равно не рассказывают («Вряд ли. Вот, опять же, я понимаю тот момент, тот факт, что я могу протрындеть с человеком, с которым еду в одном купе, всю ночь напролёт. Но вряд ли это будет что-то личное»; «…поболтать о чём-то и забыть. В принципе, возможно. Не могу сказать, что я именно оказывалась в таких ситуациях. Ну, я могу рассказать что-то там о своей семье. Но из разряда что-то смешное, там просто про состав семьи, про… Брат у меня чем занимается.Но ничего серьёзного я не рассказывала никогда»).

Люди могут начинать доверять человеку на основании того, что говорится или что слышат, могут на основании своих чувств, некоторым нужны совместные действия, некоторым надо увидеть поступки человека. («Это проверяется делами и временем.И поступками»; «…это, чаще всего, складывается из-за поступков людей»; «А доверие зарабатывается и определяется поступками»; «…зависит уже от поступков»)

Доверие может быть «безрассудным», не имеющим под собой основания, и «справедливым», обоснованным.При безрассудном доверии человек доверяет бессознательно, по каким-то внешним данным («Человек доверяет бессознательно, бывает. То есть, по внешним фактам. То есть, он ещё человека не знает, но он ему располагает внешне. Это вот такое безрассудное доверие»).«Справедливое» доверие может возникать на основании каких-то практических ситуаций («…можно десять лет прообщаться, вроде, очень близко общаться. А можно общаться полгода, но за эти полгода произойдёт три-четыре очень важных и таких критических ситуаций, в которых человек проявит себя сверх… Не сверх, а очень надёжным человеком. И это вызовет справедливое доверие к нему»).

В начале формирования доверия могут играть роль невербальные проявления, внешний вид, голос, запах, как человек разговаривает с тобой, кто он по национальности, пол, возраст, врёт он тебе - не врет, как он ведет себя с остальными, кем он работает («У него такой внешний вид, он так разговаривает, может быть, у неё пахнет изо рта, ну, к примеру. И ты ему как-то, вот, чё-то не доверяешь. Или что-то вот, интонация в голосе, хлопц и тебе кажется, что он тебя обманывает. Ты ему не доверяешь»; «Мнение о человеке, это, изначально, это внешний вид, с самого начала. Потом, голос, запах, насколько, как человек разговаривает с тобой, врёт он тебе - не врет, как он ведет себя с остальными, кем он работает, кто он по национальности в конце концов-то»).На процесс начала доверия к человеку может влиять то, из какой он социальной группы, его круг общения. Доверие может легче возникать по отношению к людям, похожим на представителей той социальной группы, в которой человек рос(«Ну, мне кажется, у каждого человека есть…Заложенный какой-то определённый тип людей, которым ты не сразу доверяешь, но, которые тебя…Которые располагают к себе. И, общаясь с ними, ты уже постепенно им можешь довериться. Ну, как-то от социальной группы, в целом, зависит, вот. В какой группе ты вырос и по каким нормам жил»).

Сложнее доверять тому, кто общается с неблагополучной компанией, т.к. возникает ожидание, что эта компания может на него негативно повлиять(«…если я общаюсь с человеком, который, при этом общается с, скажем так, неблагополучной компанией, то уже сложнее ему доверять, ожидая, что эта компания может на него негативно повлиять»).Получение информации о том, что человек находится не в очень хорошей компании замедлит становление доверительных отношений с этим человеком («Если социальная группа, скажем так, не очень, то доверие будет формироваться дольше, нежели, чем, если социальная группа чуть выше статусом.При этом, наоборот, если я начинаю общаться и не знаю, из какой он социальной группы, а потом узнаю, что человек не в очень хорошей компании, то, возможно, это уже замедлит какое-то становление доверительных отношений с этим человеком»).

Недоверие может возникать при получении информации о том, что родственники человека были связаны с криминалом («Или, когда узнаешь, что у человека кто-то из близких родственников был преступником, тоже неуютно становится»).

Если социальная группа другого ниже статусом, то доверие будет формироваться дольше, чем, если социальная группа чуть выше статусом.

Доверие зависит от того, как долго общался и как проходило общение («То есть, можно десять лет прообщаться, вроде, очень близко общаться. А можно общаться полгода, но за эти полгода произойдёт три-четыре очень важных и таких критических ситуаций, в которых человек проявит себя сверх… Не сверх, а очень надёжным человеком»; «…где-то нужно пять лет, чтобы выработать доверие, а где-то одну неделю»). Было ли предательство, ложь, обман(«…если какие-то подозрения, что он может предать или были уже какие-то ситуации, то, наверное, уже сложнее доверять»).Ложь доверие не уничтожает, но расшатывает, уменьшает («Ложь доверие пошатнула, но не уничтожила»).Однако некоторые считают, что не может быть градаций доверия – оно либо есть, либо его нет(«…Человек либо доверяет, либо не доверяет»). Если есть сомнение – это уже не доверие(«И те, кто сомневается. Это уже не доверие. Это уже сомнение. Другое понятие»).Другие считают, что нет стопроцентного доверия. Всегда есть какой-то процент сомнений («Я пришёл к тому, то, что, наверное, нету чего-то стопроцентного вообще в жизни… если доверие какое-то вот прямо, когда ты не думаешь, всё равно где-то, в глубине, в подсознании, какая-то доля от ста процентов всё равно что-то подумает в противоположную сторону относительно недоверия»).

При доверии складывается как бы «негласный договор» о нераспространении полученной информации. Если тот, с кем поделились чем-то личным, рассказал это другим,доверие снижается («Ну, раньше так было, что ты, допустим, скажешь что-то, откроешься человеку, просишь, а потом ты узнаешь, что всё равно это было рассказано где-то там, где тебе не хотелось бы это открывать.Я тогда закрываюсь с такими людьми»; «Ну, я просто уже для себя знаю, что я никогда уже, не скажу что-то, не сделаю что-то такое, чтобы я раскрылась перед этим человеком»).При этом из области доверия могут уйти определенные темы («Либо просто из вот этой области доверия уйдут определенные темы. Вот так может быть. Что-то останется, а что-то закроется»). То есть получается «ограниченное доверие».

«Негласный договор» может касаться того, какое поведение допустимо, а какое - нет. В случае нарушения негласного договора доверие нарушается. Обман в случае нарушения негласного договора усугубляет ситуацию(«Обман, он еще больше утяжеляет ситуацию»).

Доверие не связано с социальным статусом («…в обществе не вызывают доверие, как деньги, так и высокий социальный статус»; «…доверять или не доверять человеку я выбираю уже, исходя из личного общения с этим человеком.А общаюсь я не из-за какого-то социального статуса, не из-за денег и не из-за чего-то другого»). Но есть некоторые рамки социального статуса тех, кому могут доверять.Доверие не связано с деньгами(«Деньги? Как деньги вообще могут ускорять процесс доверия? Серьёзно?»).

Человек формирует свой круг общения и выбирает группы, с которыми общаться(«…есть выбор того, какими людьми ты будешь себя окружать, какую группу создашь вокруг себя сам.Соответственно, того, кому ты будешь доверять, кто будет доверять тебе, и будешь ли ты при этом доверять другим кружкам, другим группам»).Первично может возникать доверие к какой-то группе(«Первостепенно, наверное, к группе, если я не знаю никого по отдельности»; «…тебе группа не сможет довериться, если ты не сможешь довериться группе»), социальная группа может выступать в качестве предпосылки формирования доверия, затем на основании личного мнения формируется доверие лично к человеку, принадлежащему к этой группе.Доверие вырабатывается уже отдельно к человеку(«…если же я начинаю с кем-то из этой группы общаться, то он, грубо говоря, становится уже в моём кругу общения. Ну и, соответственно, является уже моей частью какой-то социальной группы. И, поэтому уже к нему отдельно вырабатывается какое-то доверие»).

На возникновение доверия может влиять мнение человека, которому уже доверяешь, рекомендации каких-то значимых людей («Для первого шага это будет предпосылкой. К контакту. В зависимости, что от этого человека ожидают. Его рекомендовали для чего-то. Например, люди, к которым у нас есть доверие, основанное на фактах»).

Скорость формирования доверия может быть разной. Может быть «длительное доверие» и «мгновенное», «моментальное» доверие.

Дети могут доверять априорно, всем («Я думаю, в детстве в детстве дети думают, что всем априори можно доверять, поэтому детей легко завести куда-нибудь. Потому что они всем доверяют. У них нет этого критерия доверия. Потому что они ещё не знают ситуаций каких-то, моральных норм»).

У некоторых людей по отношению к кому-то доверие может возникать «вдруг», даже к почти не знакомому человеку. Такое мгновенное доверие может быть связано с внешним видом человека, его жестами, темпом голоса(«Я думаю, идеальным примером будет, когда ты ходишь по магазинам и смотришь консультантов. И ты выбираешь консультанта, который… Ну, ты до этого ходил по магазинам и там были приятные девушки, которые открыто с тобой общались. У них были завязанные волосы, потому что тебе не нравится, когда они распущены, например. Потому что это выглядит неряшливо. И ты складываешь уже какое-то мнение, что примерно все консультанты, если они так выглядят, значит, они тебе смогут дать достоверную информацию. Это значит, что ты сможешь поделиться с ними, чтобы они смогли решить твою проблему, чтобы ты сделал правильный выбор в выборе товара. Я думаю, это, как раз, про моментальное доверие»).

Некоторые люди никогда не испытывают доверия сразу. Они не могут доверять только встреченному человеку, которого еще не узнали. Им для формирования доверия нужно время. Но иногда хватает недели, а иногда – несколько лет.

Некоторым людям перед тем, как доверять человеку, нужен период проверки («…как раз-таки проверка идет. Как изначально я говорил. Ты каждый день взаимодействуешь с этими людьми. Ты смотришь, как он ведет себя с другими»).

В экстремальных, рискованных ситуациях доверие возникает быстрее («…бывает, что люди вместе отправились на боевые действия. Ну, там, в Сирию, например. Или же они вместе совершают преступление. Тоже риск»).

В паре доверие формируется с формированием отношений(«Как формировались отношения между нами именно как между партнёрами в паре, точно так же формировалось какое-то доверие.И в какой-то момент ты уже понимаешь то, что ты человеку доверяешь»).С приятелями доверие может формироваться медленнее, чем с девушкой, так как нет близких отношений («…тут несколько иначе. Не было именно таких близких отношений, как с девушкой. Поэтому формировалось всё как-нибудь медленней, иначе»).

Некоторые доверяют на основании разговоров, другие считают, что доверять словам нельзя, только поступкам.Некоторые женщины доверяют на основании чувств, доверяют словам. Кое-кто из мужчин считает, что доверия женщины заслуживает только тот мужчина, кто на ней женится(«Вот, женщине, чтобы узнать мужчину. Она должна на нём жениться. Если он заявляет о том, что он её любит и не идёт в ЗАГС, значит, он обманывает. Сто процентов. Доверять ему нельзя»).

Доверие может быть связано с общими идеями, в «идеологическом» товариществе люди могут доверять друг другу, даже если находятся далеко. Но все равно требуется проверка («А есть товарищество. Идейное. Люди, вне зависимости от того, где они учились, где территориально проживают. Может быть, очень далеко друг от друга, но у них одна идея. Вот одна идея у них. И они её одинаково понимают и разделяют. Вот это товарищество. И в рамках этого товарищества люди тоже, например, проверяют друг друга»).

Формирование доверия зависит не столько от времени, сколько от действий(«Оно измеряется поступками»; «В действиях»).

Доверие возникает по отношению к тем, кто действует в ущерб собственной выгоде ради помощи другому(«…случается ситуация, когда один человек в ущерб себе, серьёзный ущерб, другого своего товарища он поддерживает, выгораживает или защищает. В ущерб своей личной выгоде и так далее. Вот здесь вот у того человека, который видит эти поступки, справедливо возникает чувство доверия»).

Если доверие уже есть в близких отношениях, партнеру могут доверять на слово, без контроля и проверок. Для некоторых людей попытки проверить или контролировать выступают как недоверие. При этом ревность и недоверие могут восприниматься как разное. Несмотря на ревность, человек может доверять(«Ревность - это не совсем, вот, проявление, вот, не антоним доверия.То есть, я могу ревновать, но всё-таки доверять»). Но для некоторых ревность и недоверие в личных отношениях тесно связаны.

Доверие выше в стрессовых ситуациях («Мне кажется, вот, выше оно будет, наоборот, вот, когда тяжёлые какие-то состояния... когда тяжелые какие-то, да, там оно может повыситься»). Некоторые ищут помощи(«…может быть, даже что-то такое присоветует, как-то поможет в такой ситуации.Может быть, даже не делом, а просто, вот,скажет что-то такое и, вроде, уже, так, нормально»). Другим надо выговориться, когда грустно, плохо, в тяжелой ситуации(«…когда какие-то тяжёлые события, человеку надо выговориться»). Хотя иногда это рассматривается не как доверие, а как желание раскрыться («Он, наоборот, может раскрыться. Вот. Не доверять кому-то, а, вот, себя раскрыть»).Но некоторые люди, наоборот, избегают общения при неприятностях или напряжении.

В состоянии эйфории или радости может возникать желание поделиться, но в меньшей степени («Когда радость, это, не знаю, на мой взгляд, не очень важно»). В хорошем настроении человек склонен переоценивать людей, легче может ошибиться («Человек, который находится в отличнейшем настроении, он, как правило, во всех видит хороших людей.Это необъективно»).

Некоторые люди считают, что надо контролировать желание довериться, поделиться, возникающее при переживании сильных эмоции. Некоторые считают, что доверять надо на основе рассудка, критически оценивая эмоции («Человек, не теряя рассудок, небудучи подвержен эмоциям. Эмоции есть, но он их отделяет критическим мышлением»).

В эмоциональном состоянии человек может ошибаться или обманывать себя, доверяя без оснований («Женщина находится в эмоциональном состоянии.Она чу… думает. И это вызывает эмоции, что у них любовь там. Она так думает. Эмоциональное состояние? Эмоциональное. Психофизиологическое состояние. Ну, вот, она сама себя обманывает, хотя логический вывод сделать очень легко, но она его не замечает»).В состоянии опьянения человек может доверять все и всем, не контролирует, кому доверяет(«Ты пьяный. Кто-то в это очень мало, кто, наверное, больше не доверяет людям. Но я лично сразу доверяю всем и вся. Могу вообще левому человеку рассказать какую-нибудь свою сокровенную тайну. Доверие возрастает вот так вот ко всем просто»).

Люди могут понимать, что доверяют кому-то, интуитивно. Так же интуитивно люди могут начать доверять, иногда решая подсознательно(«…чисто на уровне какой-то интуиции. Подсознание, может быть»; «…тут на уровне интуиции. Она бывает сильно развита, слабо развита, но она есть»).Иногда – потому что хочется общаться, обсудить что-то («Как-то всегда рад видеть, всегда можно зайти. Что-то обсудить. Тоже самое, позвонить в трудную минуту»). Иногда – когда общение более глубокое.

Доверие не афишируется («…это не афишируется. Я не буду подходить к каждому и такой: «О, чувак, я тебе доверяю». Это не так делается»).

Бывают доверчивые люди, которые доверяют легко. Потом жизненный опыт, когда их доверием злоупотребляли, учит людей меньше доверять. Некоторых жизненный опыт не учит(«Вот такие нехорошие люди пользуются вот такими доверчивыми, как я, например. А я действительно… после армии стал не таким доверчивым, каким был. Потому что столкнулся с некоторыми ситуациями, когда ты, не сильно знакомому человеку доверяешь, и тебя кидаю. То есть, жизненный опыт, хотя, некоторых жизнь ничему не учит. Я всё-таки как-то поменьше стал доверять»).

Некоторые доверяют друзьям, но не всем. Можно долго и много общаться, но доверие не возникает. С другом может быть хорошо, но в серьезных делах ему могут не доверять(«Как говорится, дружим-дружим, можем вместе пиво попить, но в разведку я с тобой не пойду. Но выпить могу, анекдоты потравить могу, хорошо время провести, а в разведку не пойду. Человек просто сомневается, что стоит делать какие-то серьёзные дела со своим другом»). Другие люди считают, что если нет доверия – это не дружба(«…ты можешь доверять какому-то другому человеку, который не является другом.Но для друга это критерий прям обязательный»). Дружба для некоторых подразумевает самое глубокое доверие. Т. е. разные люди по-разному понимают дружбу(«Если говорить цинично, то друзей не бывает. То есть, это просто человек, которому выгодно с тобой в тот или иной момент находиться… в эмоциональном плане ему щас с тобой выгодно. Вам друг с другом выгодно… я вообще не люблю такое понятие, как «друг»»).

Доверие не распространяется на всех, оно относится только к определенному кругу («Ошибочно доверять всем попало, каждому»).

Наличие доверия является важнейшим фактором в отношениях людей, когда предполагаются какие-то серьёзные, стратегические для этих людей цели. Доверие необходимо именно в отношениях, которые предполагают какие-то серьёзные задачи, включая вступление в брак, создание бизнеса, политической партии и др(«Доверие ключевым критерием является в отношениях, которые предполагают какие-то глобальные, серьёзные, стратегические цели в масштабе двух личностей этих… Создание семьи – это серьёзная задача. Создание бизнеса. Создание политического движения. Или служба в вооружённых силах. Ну, или где-либо ещё. Вот. То есть, серьёзные дела требуют доверия»)

Иногда доверять могут знакомому человеку, с которым нет дружеских отношений, общаются нечасто, достаточно нейтральному человеку (например, соседке, знакомому, с которым вместе иногда гуляют с собаками)(«Она не незнакомый, но и не подруга. То есть, она, вот, где-то посерединке и, наверное, я её воспринимаю как достаточно нейтрального ко мне человека. То есть, мы нормально относимся кдруг другу. У нас никогда не было никаких, там, стычек каких-то. Но вот я никогда не скажу, что это моя подруга. Это знакомая»). Возможно, разный круг общения избавляет от страха распространения информации (как в случае случайного попутчика).

Уже существовавшее доверие может со временем уменьшаться, если расходятся пути и меняются взгляды(«…с кем-то долго общаешься, но потом как-то ваши пути расходятся, взгляды меняются.И не получится уже такого доверия, как было раньше»).

Если доверие человека нарушили, предали, он может вообще какое-то время никому не доверять. Или наоборот – искать, кому доверять можно(«Его предали – полгода, год. Или больше. В зависимости от того, как это получилось. Он будет людям не доверять. Или наоборот. То есть, корень у данного эмоционального состояния определят»).

Если доверие утрачено, может быть нейтральное отношение или негативное недоверие («Чаще всего, это в нейтральную точку просто перейдёт»). Человек, которому не доверяют, может в каких-то случаях снова добиться доверия. Например, извинившись(«Человек может исправиться.Как минимум, он может извиниться»).Если доверие утрачено в случае серьезного поступка, предательства, скорее всего, доверие можно обрести до нейтрального уровня, т. е. к человеку станут лучше относиться, но не будут снова полностью доверять(«…если он тебя подвёл в каком-то очень важном и лютом деле. И ты понимаешь, что он может тебя подвести ещё раз. Это же взаимовыгодные отношения, все дела. Лучше с ним перевести в ноль»).

Противоположностью доверию может быть подозрение. В случае обмана, когда об этом человек узнает, может резко ухудшаться настроение, возможна тревога. Обман доверия может приводить к пересмотру взглядов на мир («Встревожен тем, что меня обманули. А... потом... Скорее, чуть немного подавленным. Потому что, ну, тут, как бы, вера уже задевается. В такое общее понятие отношения к миру. То, что, вот, я думал то, что можно всем довериться таким людям. А тут, значит, меня обманули, значит, я был не прав. И это заставляет меня, как правило, пересматривать вообще взгляды на мир. Это, как бы, само по себе очень трудно. Ну и переживается очень хреново, могу сказать. Потому что, ну, настроение элементарно падает. И мысли всякие появляется в голове. То, что думать много надо»).

После обмана доверия может понадобиться много времени, чтобы снова быть в состоянии начать доверять людям. Но в похожих ситуациях уже доверия не будет («Если это не будет сильно похоже на прошлую ситуацию, иначе глупость какая-то, повторение. Наверное, не смогу довериться, если как-то похоже будет на ту ситуацию»).

Препятствия к доверию:

разница во взглядах, разное видение каких-то проблем («…если вы немного по-разному смотрите на какие-то проблемы, то ты не можешь ему полностью довериться»);

подозрения, что человек может предать («…если какие-то подозрения, что он может предать или были уже какие-то ситуации, то, наверное, уже сложнее доверять»);

случаи обмана;

страх, что информация будет передана кому-то еще («…я больше никогда ей вот что-то такое не скажу потому, что я знаю, я поняла, что она это может рассказать кому-то»);

какие-то ситуации, где было нарушено доверие;

если человек в компании рассказал то, что было доверено лично ему («…ты что-то человеку рассказал, а потом вдруг какая-то компания такая. И он вот это озвучил. Всё, я больше не могу»);

если человеку оказалось не важным то, что ему доверили, если он не понял, что это очень личное («…она это или не поняла, что это было такое достаточно личное или ей это вообще просто оказалось не важно»);

степень важности проблемы (чем важнее, тем меньше доверие);

к человеку в состоянии опьянения доверия нет («…если он в алкогольном опьянении, то есть точно никакого доверия не может быть»).

Власть и деньги - испытание для доверия(«…сами отношения проверяются властью, а, значит, деньгами»). Когда дело касается денег, власти, личной выгоды – это не доверие. Некоторые считают, что наличие больших денег и высокий социальный статус – основания для недоверия («…в обществе не вызывают доверие, как деньги, так и высокий социальный статус»).

К одному и тому же человеку может быть разное доверие или недоверие в зависимости от социальной роли, к которой это относится, т.е. в чем-то ему можно доверять, а в чем-то – нет, доверять ему в одной роли и не доверять – в другой(«Если он хороший студент, то он может быть кем угодно в жизни. Это понятно»; «…он хороший, профессиональный человек, практический. Значит, с ним надо иметь дело именно на профессиональной ноте. А друг он хреновый. Значит дружба… Он уже не друг»; «Нельзя однобоко относиться к человеку. То есть, есть личные отношения, есть рабочие отношения, есть учебные отношения. На работе вы рабочее, в личном вы лично, на учёбе по учёбе. Ну, работу и учёбу я обычно объединяю. Ну, деятельность. Но нельзя это всё в одну кучу сваливать. Ты можешь с человеком друг друга ненавидеть, перегрызать друг другу глотки. Но если вы работаете вместе, вы работаете вместе»; «Я, например, его знаю с детства. Я знаю, что он лжец. Я ему не доверяю. Но на работе он показывает себя только с положительных сторон. И никто там не считает его лжецом, и там незыблемый просто авторитет у него перед начальством. Ему доверяют выполнение самых сложных задач. Вот, пожалуйста, работа - стопроцентное доверие. В кругу знакомых – ноль процентов доверия»).Хотя некоторые могут считать это лицемерием («Смотри, я понимала, что люди ко мне по-разному относятся. Разные люди по-разному относятся. В разных ситуациях по-разному относятся. Лично ко мне. Но сама я не… У меня было убеждение, что это довольно лицемерно. Так думать про одного и того же человека»).Расширение диапазона социальных ролей может помочь человеку понять, что по-разному можно относиться к людям в зависимости от их социальных ролей(«А когда приходит осознание того, что это не лицемерие, всё нормально, всё в порядке, когда ты можешь отпустить эти предрассудки… Я смогла отпустить критичность не после того, как поняла, что люди ко мне могут относиться по-другому, а я смогла отпустить критичность после того, как сама побывала во множественных ролях»; «…если я начальник, даю ему задание, он всё выполняет, ну, изменяет он там кому-то или лжёт кому-то или... устраивает драки ночами в барах. Меня это не волнует. Он всегда выполняет всё вовремя»).Но при этом, если человек не доверяет другому в одной роли, он может переносить это недоверие и на другую(«…у меня просто ухудшится о нём мнение, и я пойму, что друзьями с ним становится лучше не стоит»).

Может быть предубеждение к каким-то социальным группам, расам, к ним сразу возникает недоверие (или доверие) («Есть такая фраза, что армяне хуже евреев. Это в плане бизнеса. То есть, как такие фундаментальные вещи. Нельзя вести бизнес с евреем, потому что ты уйдешь в минус. А армяне ещё хуже. Вот это стереотипы»).

Максимальное доверие требуется там, где от другого зависит жизнь. Например, в армии. К тому, кто складывает парашют. Это доверие к профессионалам, которых можно не знать. Профессионалам могут доверять больше, чем себе(«…максимальное доверие должно быть к людям, которые тебя окружают. Потому что, когда ты едешь на войну, да даже не только на войну. А, буквально, на какие-то учения. Ты даже в этом случае доверяешь своим товарищам жизнь. А, ты можешь себе представить, какое доверие у тебя должно быть к людям, которые укладывают тебе парашют… служил там, где был специальный взвод людей, которые укладывают парашюты. Но, понимаешь, я этим людям доверял укладку своего собственного парашюта больше, чем я сам его буду укладывать, потому что, я, вот, именно, доверие в том, что они профессионалы. Я знаю то, что они, алкоголики, то, что они матершинники какие-то там, то, что они плохо сдают физическую подготовку, например. Но вот в этом плане я знаю то, что взвод укладчиков уложит так, что парашют раскроется, и всё со мной будет в порядке в воздухе»).

Чел



2018-07-06 5032 Обсуждений (0)
Качественный анализ результатов интервьюирования 4.89 из 5.00 9 оценок









Обсуждение в статье: Качественный анализ результатов интервьюирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5032)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)