Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация черт характера



2018-07-06 943 Обсуждений (0)
Классификация черт характера 0.00 из 5.00 0 оценок




Типа темперамента по Павлову

Из всего этого взаимоотношения Павлов и выделяет 4 основных типа:

Первый, он же «безудержный», характеризуется силой, подвижностью, неуравновешенностью типа высшей нервной деятельности. Именуется — холериком.

Второй, названный «живым», обладает как силой, так и подвижностью, но при всём при этом отличается от прошлого тем, что он-то является уравновешенным. Обзывается в прошлом соотношении «жизненных соков» сангвиником.

Третий — «спокойный». Сильный, как и предыдущий уравновешенный, достаточно инертный тип, разумеется, соответствует флегматику.

И наконец, четвёртый. Единственный слабый, так же, как и первый неуравновешенный, но малоподвижный тип – меланхолик.
В принципе, ныне в определённой среде считается, что меланхолика, как такового не существует, а его наличие обуславливается тем, что в процессе становления личности, его характера, какой-то из типов просто «ломается», образуя этого самого меланхолика. Однако стопроцентно доверять сей информации не стоит ввиду её непроверенности.

Хар-ка

· Сангвинистический темперамент.

Представитель этого типа - живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

· Флегматический темперамент.

Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни:флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе.

· Холерический темперамент.

Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности : он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе.

Положительные стороны холерического темперамента - энергия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления - общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам - часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

· Меланхолический темперамент.

У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, пессимизм. Такой человек чуждается коллектива, уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственные переживания. Но в благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве - музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.

Характер — система устойчивых мотивов и спосо­бов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Классификация черт характера

Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям:

♦ направленность индивида, система его отношений в социуме:

♦ особенности волевой регуляции;

♦ эмоциональные особенности;

♦ интеллектуальные особенности.

В системе отношений человека выделяются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.Отношение человека к обществу, другим людям определяет фун­даментальное качество характера человека, его нравственность.

Нравственность — моральное сознание индивида, реализуемое в его поведении, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям. Уровень нравственности личности определяется мерой совпадения общесоциальпых и внутренне мотивационных требований к ее поведению.Принятая индивидом система отношений к другим людям может с водиться к четырем основным схемам.

♦ «Я хороший и все люди хорошие»;

♦ «Я плохой, а все люди хорошие»;

♦ «Я хороший, а все люди плохие»;

♦ «Я плохой и все люди плохие».У каждого человека имеется установка по отношению к самому себе - «Я-копцепция». Образ собственного «Я» состоит из ряда ком­понентов:

когнитивного осознание своего облика, своих нравственных качеств, психических особенностей, социальной значимости;

эмоционального — самоуважение, самодовольство, самоуничиже­ние и др.;

притязательно-волевого — желание самоутверждения, призна­ния своих достоинств другими людьми.

Наряду с реальным «Я» существует «Я» идеальное и «Я» динами­ческое, саморазвивающееся.Отношение личности к труду и другим видам деятельности обус­ловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовест­ность и др. Эта группа отношений также включает в себя склонности, призвание и талант как характерологические качества личности.К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, ло­дырничество, бродяжничество и др.Отношение к вещам как продуктам человеческого труда выра­жается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе некоторые качества характера носят криминогенный характер: корыстность, жад­ность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандар­там «роскошной жизни».Ценностные ориентации индивида в известной мере определяют и волевую регуляцию его поведения.*Волевые черты характера — ус­тойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Наиболее существенна такая способность ин­дивида, как решительность — в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованные решения и исполнять их. Она выражается также в способности человека прекратить выпол­нение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным.Противоположное качество — нерешительность, проявляющаяся в излишних колебаниях, затягивании принятия решения или излиш­ней поспешности решения, когда человек стремится избежать напря­жения, связанного с борьбой мотивов.Особенно важны такие волевые качества человека, как выдержка и самообладание — способность индивида контролировать свое пове­дение в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненуж­ных действий, контролировать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присут­ствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.В жизни каждого человека существенны смелость и мужество. Про­тивостоящие отрицательные качества — трусость, малодушие, пренеб­режение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.Волевые особенности личности определяют основные качества ха­рактера - цельность, силу, твердость и уравновешенность:

цельность характера— устойчивость позиций и взглядов в раз­личных ситуациях, согласованность слов и поступков;

сила характера — энергичность человека, способность к длитель­ному напряжению, преодолению трудностей в сложных ситуа­циях;

твердость характера — сила характера в сочетании с личностной принципиальностью;

уравновешенность характера — ровность, сдержанность поведе­ния, эмоционально-волевая устойчивость личности.

*Эмоциональные особенности характера индивида — наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психи­ческих свойств. Человек проявляется в том, что его смешит и радует, заставляет восторгаться и печалит, что вызывает у него гнев и стресс и что заставляет его успокаиваться и приходить в умиление.

По эмоциональным особенностям своего характера индивиды отли­чаются рядом параметров: эмоциональной реактивностью, глубиной, длительностью и устойчивостью эмоциональных процессов, домини­рующими чувствами и их предметной отнесенностью. Эмоциональ­ный настрой индивида — показатель тонуса всей его жизнедеятельности.Эмоциональная сфера индивида — механизм экстренного спонтанно­го уравновешивания его внутренних состояний с внезапно возникающи­ми изменениями в окружающей среде. По эмоциональным реакциям лич­ности (внешне выраженным пли тщательно скрываемым) можно судить о тонких нюансах ее животрепещущих связей с действительностью.

По эмоциональным качествам различаются натуры:

♦ импрессивные — эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность);

♦ сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоцио­нальность);

♦ экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бур­ной, стремительно!! деятельностью);

♦ малоэмоциональные.

* Интеллектуальные черты характера — устойчивые инднвпдуальпо-типологичеекие особенности интеллекта. По интеллектуаль­ным качествам различаются натуры с теоретическим или практиче­ским складом ума, различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов.

Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, владение обобщен­ными способами мышления, устойчивая интеллектуальная направлен­ность личности (любознательность), рассудительность, вдумчивость и др.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления).

некоторые черты характера являются устойчивыми в течение всей жизни человека и обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.

 

Способности -это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Они даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.

Задатки - это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

Задатки и способности личности можно разделить природные и специфические. Природные заложены в человеке биологически, и формируются через жизненный опыт. Например, если развить хорошие физические задатки, можно добиться неплохих результатов в спорте. Специфические способности и задатки человека в свою очередь можно разделить на три составляющих:

Классификация

· теоретические и практические. Первый вид способностей определяет склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Второй вид определяет практические действия. У разносторонне развитых людей обе эти способности прекрасно сочетаются и дополняют друг друга;

· общие и специальные способности. Наличием первого типа способностей определяются различные виды деятельности и коммуникации человека. Например, умственные способности и функции памяти и речи. Специальные способности позволяют добиться успеха в конкретных сферах деятельности. Например, в спорте, музыке, технике, математических и литературных направлениях;

учебные и творческие способности. Первые помогают человеку с легкостью усваивать навыки и знания, а также способствуют формированию личности. Вторые, т.е. творческие способности помогают создавать произведения искусства и культуры, а также делать различные открытия.
Уровни развития способностей

Считается, что развитие какой-либо способности происходит в несколько стадий:

  • Задатки
  • Способности
  • Одаренность
  • Талант
  • Гениальность

Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Сама по себе одарённость не обеспечивает успеха в какой-либо деятельности, а лишь дает возможность достижения успеха. Иными словами, для достижения результатов в деятельности человек должен приобрести необходимые знания, умения и навыки. Одарённость, так же как и способности, может быть общей и специальной. Довольно часто общая одарённость проявляется в сочетании со специальной. К признакам, свидетельствующим об одаренности, относится раннее или более выраженное по сравнению с представителями той же социальной среды развитие способностей.

Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. Несмотря на то, что в жизни, безусловно, не составляет труда найти людей, занимающихся той или иной творческой или научной деятельностью одинаково успешно, однако, врят ли удастся выделить из них хотя бы двух, выполняющих ее одинаковым способом.

Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякой деятельности характерна его индивидуальность и самобытность. Без этой особенности было бы немыслимо осуществление творческого и научного прогресса.

Одаренность как общая характеристика сферы способностей требует комплексного (психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического) изучения.

Следующим уровнем развития способностей является талант. Его определяют как способность, присущую от рождения. Но раскрывается он не сразу, а по мере постепенного приобретения необходимых навыков и опыта. В современной психологии выделяют несколько типов таланта, которые могут быть присущи человеку в той или иной степени. В 80-ых годах XX века ГовардомГарднером была написана книга под названием «рамки ума», в которой он описал восемь различных типов таланта:

  1. вербально-лингвистический талант, который отражает способности к писательской деятельности, им могут обладать журналисты, писатели и юристы
  2. цифровой талант, характерный для представителей точных наук, таких как математика или программирование
  3. слуховой талант, которым в высокой степени должны обладать музыканты, лингвисты, языковеды
  4. пространственный талант, присущий дизайнерам и художникам
  5. физический талант, свойственный спортсменам и танцорам,
  6. личностный или эмоциональный талант
  7. межличностный талант, присущий политиками, ораторами, торговцами, актерами
  8. талант окружающей среды, которым бывают наделены дрессировщики или земледельцы.

О наличии таланта свидетельствует высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных, а также достижение человеком высоких результатов в деятельности. Результаты работы обладающего талантом человека отличаются принципиальной новизной и оригинальностью. Талант обычно руководствуется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Гениальность является практическим воплощением повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других. Часто гениальность выражается в новых уникальных творениях, с опозданием признаваемых шедеврами. Иногда гениальность проявляется в новом и неожиданном методологическом подходе к творческому процессу. Как правило, гениальная личность появляется тогда, когда это становиться необходимым в ту или иную эпоху в определенных социальных условиях.

Гений творит значительно быстрее и продуктивнее своих ровесников, достигающих признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности

 

направленность личности – система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структкры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.

Специалисты выделяют три вида направленности, которые охватывают основные сферы жизни человека, но наряду с ними выделяют и другие варианты. Рассмотрим и те, и другие.

Личная направленность. Эта направленность выстраивается на мотивах личного благополучия, стремления к победе, первенству.

Направленность на взаимные действия. В этом случае речь идет о личности, поступки которой определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с людьми

Деловая направленность. Такая личность легко увлекается процессом деятельности, стремится к познанию, овладению новыми навыками.

Эмоциональная направленность личности. Такой человек направлен на чувства и переживания, причем возможно на свои личные, а возможно - на переживания окружающих.

Социальная направленность личности. Этот тип склонен к служению отечеству, развитию одной науки и т.д., стремится максимально реализовать себя, поскольку это принесет пользу его стране.

Мотивационная сфера личности

Что же такое мотивационная сфера личности? У каждого живого существа есть свои определённые потребности, которые стимулируют то или иное поведение, направленное на удовлетворение своих потребностей. Количество и уровень потребностей у каждого человека разный, что обусловлено разным образом жизни, условиями существования, уровнем организации и места в обществе. Однако, потребность - это обособленное понятие, а удовлетворение потребностей невозможно без управления своим поведением, своими действиями. Таким образом, потребности вызывают мотивацию, которая, в свою очередь, формирует то или иное поведение, для удовлетворения потребностей. Например, человек пошёл в магазин - это поведение, мотивация - для того, чтобы купить продукты, а продукты нужны для того, чтобы удовлетворить человеческую потребность в еде. То есть, мотивация - это система причин, которые объясняют поведение людей. А, как мы понимаем, если каждому присущи потребности (пусть даже самые примитивные), то значит каждый обязательно имеет побудительные мотивы своих поступков.

Пирамида потребностей

В основе мотивов лежат потребности – состояния, которые возникают у человека, когда он нуждается в чем-то, необходимом для его существования. Таким образом, потребности являются источником активности индивида. Человек – существо желающее, и вряд ли в реальности можно представить себе ситуацию, когда все потребности удовлетворены полностью: едва человек обретает нечто, в чем нуждался, как тут же на первый план выходит новая потребность

Таким образом, чем выше человек поднимается в иерархии своих потребностей, то есть чем в более высоких потребностях отдает себе отчет и стремится их удовлетворить, тем ярче проявляются его индивидуальность, истинно человеческие качества, и тем прочнее его душевное здоровье.

Характеристики мотивационной сферы:

- гибкость (выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более высокого уровня может быть использовано больше разнообразных мотивов более низкого уровня;

- иерархизированность мотивов (одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – слабее и актуализируются реже);

- широта (качественное разнообразие мотивационных факторов, потребностей и целей, способных служить средством удовлетворения потребностей).



2018-07-06 943 Обсуждений (0)
Классификация черт характера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация черт характера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (943)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)