Требования, предъявляемые к учебнику
Особенности работы с учебником на уроках «Человек и мир». Дидактические функции учебника Исследованием проблемы школьного учебника занимался Д.Д.Зуев. Он выделил и всесторонне описал его функции: - информационная функция — обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира; - трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения; - систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета; - функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов; - интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук; - координирующая функция способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур); - развивающее - воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству; - обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования. И.П. Подласый выделяет еще следующие дидактические функции: 1. Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе. 2. Контрольно - корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков. В учебнике и других средствах обучения, дополняющих его (хрестоматии, книги для чтения, энциклопедические словари и пр.), основной содержательной единицей является текст (статья) и иллюстрация (рисунок, репродукция, графическое изображение). Особенностью учебников по окружающему миру для младших школьников является обилие иллюстраций, которые тоже выполняют дидактическую задачу. Учебник, безусловно, является главным средством обучения, особенно в 3-4-х классах начальной школы. Но Н.Ф. Виноградова утверждает, что использование только этого средства не приносит желаемого результата. Во-первых, потому что школьник должен изучать объекты окружающего мира, прежде всего, непосредственно, а не по рассказам и картинкам. Это связано с тем, что многие особенности того или иного объекта невозможно ни описать, ни нарисовать. Ну как, например, показать разнообразие движений животного, звуки, которые он издает, увидеть мгновенное изменение окраски или процесс поглощения пищи? Как зафиксировать в объяснении или в рисунке момент раскрытия бутона цветка или его запах? Во-вторых, окружающий мир настолько разнообразен, что «вместить» в учебник описание даже части объектов, которые ребенок может изучить за 4 года, невозможно. В-третьих, знания, приобретаемые школьником, важны не сами по себе (нам нужен мозг не только хорошо наполненный, но, главное, хорошо устроенный!). Требуется, чтобы ученик умел применять их в самостоятельной и разнообразной деятельности. В-четвертых, учитывая психологические особенности младшего школьника (учится «не глазами и ушами, а руками»!), на уроках по изучению окружающего мира следует находить место для «ручной» деятельности (рисование, конструирование, моделирование и др.). Сделаем вывод: при изучении окружающего мира необходимо сочетание средств обучения. Нельзя ограничиваться тем, чтобы школьники только читали и запоминали статьи учебника. В последние годы особое значение приобрело выполнение заданий в рабочей тетради (тетрадь на печатной основе). Оно занимает не менее 20% времени, отведенного на урок. Рабочие тетради созданы ко всем имеющимся сейчас учебникам. Кроме того, изданы разнообразные авторские тетради, которые используют в качестве вспомогательных средств обучения. Требования, предъявляемые к учебнику По мнению Т.А. Ильиной, учебник - это книга для ученика, являющаяся важнейшим инструментом его учения. Он должен не только помочь учащемуся в усвоении разбираемого в классе (или выделенного для самостоятельного изучения) учебного материала, но и прививать интерес к данному предмету, стимулировать желание учащегося к самостоятельному приобретению знаний в данной области. Учебник вместе с тем служит и методическим ориентиром для учителя, определяя последовательность введения понятий, глубину их раскрытия, распределение времени между отдельными частями вводимого учебного материала. Как считает Т.А. Ильина, учебник должен удовлетворять следующим общим педагогическим требованиям: - сообщать научно достоверные данные в соответствии с современным уровнем развития данной области научных знаний в пределах, обозначенных программой; - развивать мышление учащихся; формировать основные приемы умственной деятельности; - обеспечивать подготовку к самостоятельному приобретению знаний в будущем. В методическом плане он должен: - соответствовать возрастным особенностям учащихся, как по содержанию, так и по используемым языковым средствам, приемам эмоционального воздействия; - иметь четкое структурное членение и графическое выражение выводов, важнейших положений и т.п. - содержать достаточное количество иллюстраций, облагораживающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом; - содержать необходимое количество повторений, ссылок на ранее изученный материал по данному предмету (внутрипредметные связи) или по другим дисциплинам (межпредметные связи); - включать задания, стимулирующие развитие самостоятельности, творческого подхода к поиску средств и методов решения поставленных проблем, формирование умений свободно пользоваться запасом имеющихся знаний, умений и навыков для решения нестандартных задач; - иметь продуманное методическое оформление (рубрикация, оглавление, предметно-именной указатель, сноски и ссылки). С полиграфической точки зрения учебник должен иметь хорошее внешнее оформление (удобный формат, красивый переплет, качественная бумага, прочная брошюровка), четкие шрифты, ясное и четкое воспроизведение рисунков, фотосхем, диаграмм и другого иллюстративного материала. С.П. Баранов утверждает, что основными признаками хорошего учебника являются: ■доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы; ■ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер практических навыков и умений; ■удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала; ■интересные упражнения практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли; ■связь учебного материала с трудовой жизнью и бытом советских людей, с достижениями в строительстве коммунистического общества; ■хорошее оформление; ■соответствие учебника школьной программе. Многие учебники для начальных, средних и старших классов отличаются этими качествами. Таким образом, учебник содержит изложение основ наук, и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, он учит учиться. В этой связи к нему предъявляются требования, касающиеся только построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Он должен представлять собой изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности. Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (999)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |