Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования, предъявляемые к учебнику



2018-07-06 999 Обсуждений (0)
Требования, предъявляемые к учебнику 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенности работы с учебником на уроках «Человек и мир».

Дидактические функции учебника

Исследованием проблемы школьного учебника занимался Д.Д.Зуев. Он выделил и всесторонне описал его функции:

- информационная функция — обеспечение школьников необ­ходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практическо­го освоения мира;

- трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей уча­щихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творче­ского освоения;

- систематизирующая функция реализует требование обязатель­ного систематического и последовательного изложения материа­ла в логике учебного предмета;

- функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

- интегрирующая функция заключается в том, что учебник по­могает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям до­полнительную информацию из смежных наук;

- координирующая функция способствует привлечению в про­цессе работы над материалом других средств обучения (карт, ил­люстраций, диапозитивов, натур);

- развивающее - воспитательная функция состоит в духовно-цен­ностном влиянии содержания учебника на учащихся, формиро­вании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;

- обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

И.П. Подласый выделяет еще следующие дидактические функции:

1. Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе.

2. Контрольно - корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

В учебнике и других средствах обучения, дополняющих его (хрестоматии, книги для чтения, энциклопедические словари и пр.), основной содержательной единицей является текст (статья) и иллюстрация (рисунок, репродукция, графическое изображе­ние). Особенностью учебников по окружающему миру для младших школьников является обилие иллюстраций, которые тоже выполняют дидактическую задачу.

Учебник, безусловно, является главным средством обу­чения, особенно в 3-4-х классах начальной школы. Но Н.Ф. Виноградова утверждает, что использование только это­го средства не приносит желаемого результата.

Во-первых, потому что школьник должен изучать объ­екты окружающего мира, прежде всего, непосредственно, а не по рассказам и картинкам. Это связано с тем, что мно­гие особенности того или иного объекта невозможно ни описать, ни нарисовать. Ну как, например, показать раз­нообразие движений животного, звуки, которые он издает, увидеть мгновенное изменение окраски или процесс по­глощения пищи? Как зафиксировать в объяснении или в рисунке момент раскрытия бутона цветка или его запах?

Во-вторых, окружающий мир настолько разнообразен, что «вместить» в учебник описание даже части объектов, которые ребенок может изучить за 4 года, невозможно.

В-третьих, знания, приобретаемые школьником, важ­ны не сами по себе (нам нужен мозг не только хорошо наполненный, но, главное, хорошо устроенный!). Тре­буется, чтобы ученик умел применять их в самостоя­тельной и разнообразной деятельности.

В-четвертых, учитывая психологические особенности младшего школьника (учится «не глазами и ушами, а руками»!), на уроках по изучению окружающего мира следует находить место для «ручной» деятельности (ри­сование, конструирование, моделирование и др.).

Сделаем вывод: при изучении окружающего мира необходимо сочетание средств обучения. Нельзя ограни­чиваться тем, чтобы школьники только читали и запо­минали статьи учебника.

В последние годы особое значение приобрело вы­полнение заданий в рабочей тетради (тетрадь на печат­ной основе). Оно занимает не менее 20% времени, отве­денного на урок. Рабочие тетради созданы ко всем имеющимся сейчас учебникам. Кроме того, изданы разнообразные автор­ские тетради, которые используют в качестве вспомога­тельных средств обучения.

Требования, предъявляемые к учебнику

По мнению Т.А. Ильиной, учебник - это книга для ученика, являющаяся важнейшим инструментом его учения. Он должен не только помочь учащемуся в усвоении разбираемого в классе (или выделенного для самостоя­тельного изучения) учебного материала, но и прививать интерес к данному предмету, стимулировать желание учащегося к самостоя­тельному приобретению знаний в данной области.

Учебник вместе с тем служит и методическим ориентиром для учителя, определяя последовательность введения понятий, глубину их раскрытия, распределение времени между отдельными частя­ми вводимого учебного материала.

Как считает Т.А. Ильина, учебник должен удовлетворять следующим общим педагоги­ческим требованиям:

- сообщать научно достоверные данные в соответствии с со­временным уровнем развития данной области научных знаний в пределах, обозначенных программой;

- развивать мышление учащихся; формировать основные приемы умственной деятельности;

- обеспечивать подготовку к самостоятельному приобретению зна­ний в будущем.

В методическом плане он должен:

- соответствовать возрастным особенностям учащихся, как по содер­жанию, так и по используемым языковым средствам, приемам эмоционального воздействия;

- иметь четкое структурное членение и графическое выражение выводов, важнейших положений и т.п.

- содержать достаточное количество иллюстраций, облагораживающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;

- содержать необходимое количество повторений, ссылок на ранее изученный материал по данному предмету (внутрипредметные связи) или по другим дисциплинам (межпредметные связи);

- включать задания, стимулирующие развитие самостоятельности, творческого подхода к поиску средств и методов решения по­ставленных проблем, формирование умений свободно пользовать­ся запасом имеющихся знаний, умений и навыков для решения нестандартных задач;

- иметь продуманное методическое оформление (рубрикация, оглавление, предметно-именной указатель, сноски и ссылки).

С полиграфической точки зрения учебник должен иметь хоро­шее внешнее оформление (удобный формат, красивый переплет, качественная бумага, прочная брошюровка), четкие шрифты, яс­ное и четкое воспроизведение рисунков, фотосхем, диаграмм и другого иллюстративного материала.

С.П. Баранов утверждает, что основными признаками хорошего учебника являются:

■доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы;

■ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер практических навыков и умений;

■удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала;

■интересные упражнения практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли;

■связь учебного материала с трудовой жизнью и бытом советских людей, с достижениями в строительстве коммунистического общества;

■хорошее оформление;

■соответствие учебника школьной программе.

Многие учебники для начальных, средних и старших классов отличаются этими качествами.

Таким образом, учебник содержит изложение основ наук, и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, он учит учиться. В этой связи к нему предъявляются требования, касающиеся только построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Он должен представлять собой изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, раз­вивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

 

 



2018-07-06 999 Обсуждений (0)
Требования, предъявляемые к учебнику 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования, предъявляемые к учебнику

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (999)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)