Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Искусство Западной Европы XIX в.



2018-07-06 343 Обсуждений (0)
Искусство Западной Европы XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок




К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов -- буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени. В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. Человек отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд. Важным и необходимым этапом в утверждении капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30 -40 гг. XVIII вв. Англии, а в конце XVIII-начале XIX вв. - во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские страны. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и много другого составило переворот в науке и технике и имело громадное историческое значение, Приоритет ценностей, присущих буржуазному индустриальному обществу: достижение и успех, частная собственность, индивидуализм, право, активность и труд, потребительство, универсализм, вера в прогресс, уважение к науке и технологии. Эпоха становления капитализма - это и новая эпоха в развитии европейской художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались классицизм, романтизм, критический реализм и импрессионизм.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) начал складываться еще в XVIII в., главным образом во французской культуре и отражал идеи французского абсолютизма. В XVIII в. классицизм был связан с буржуазным просвещением и выражал буржуазно-революционные устремления общества. Стиль классицизма, основывающийся на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образов. Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.

Гениальным испанским живописцем и гравером был Франциска Гойя (1746 -11826). Его искусство отличалось смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией и социально направленным гротеском.

Развитие его как художника было сложным, он испытал сильное влияние Веласкеса. Манера письма Гойи была свободной, мазок очень широкий, что вызывало недовольство современников. Тяжкая болезнь в 1792 (Гойя оглох) обострила его восприятие, пробудила особую чуткость к чужим страданиям. Гойя родился в провинции Арагоне, бывал в Сарагосе, Мадриде, Италии. Будучи подмастерьем, расписывал церкви. Дар его проявился поздно. Желание славы привело художника в Мадрид, где с 1799 года он становится придворным живописцем короля, повторяя судьбу Веласкеса.

Главная тема Гойи – трагическая и героическая судьба испанского народа. Именно реальная жизнь была источником творчества Гойи. Современная Гойе действительность была столь поразительной, что художник нередко обращался к приемам гротеска, фантастике, чтобы передать ее.

Гойя создал замечательные гравюрные произведения, избрав технику офорта. Бессмертным созданием великого испанца стали офорты "Каприччос" (80 листов), работа над которыми заняла пять лет. В них острая социальная сатира, позиция художника направлена против бесправия, суеверия, невежества, тупости.

«Семья короля Карла Четвертого» (1800). На этой картине раскрыто физическое вырождение и духовное убожество правителей Испании. Роскошные мундиры с орденами, неподвижные позы, неприятные, напряженные лица – все это поразительно реально передает застывший с времен Веласкеса мир придворной королевской жизни испанских правителей.

Испанский король запечатлен в кругу своей семьи, он на троне свыше 10 лет, но уже не в силах совладать с событиями, которые сметут его с трона. Слабый и нерешительный Карл был под каблуком своей супруги – Марии Луизы. Блеск его мундира и орденов контрастирует с ничтожеством его личности. Один критик назвал портрет «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Настолько ничтожны и самодовольны персонажи, но есть свидетельства, что все модели остались довольны своими изображениями. В 1808 году Наполеон разобьет войска Карла и посадит на престол Испании своего брата Жозефа Бонапарта, а Карл Четвертый умрет в изгнании, в Неаполе. В левой части картины перед мольбертом изображен сам художник, который, конечно, не принадлежал к королевской семье, но считал себя частью придворной жизни. Замечательна цветовая гамма картины: женские платья написаны в бело-золотисто-серебристых тонах, мужские – в черных, голубых и алых. Свободный мазок передает блеск атласа, мягкость бархата, воздушность кружев, сияние драгоценностей. Фигуры окружена светом и воздухом.

«Маха одетая» и «Маха обнаженная».Две этих картины изображают девушек из простонародья, тип щеголихи, живой чувственной красоты, вероятно, сказалось влияние «Венеры перед зеркалом» Веласкеса. В Испании в это время все еще был запрет на изображение обнаженного тела. Замечательны острохарактерные портреты Гойи: «Портрет Исабельи Кобос де Порсель», «Портрет молодого человека». На первом изображена молодая цветущая женщина с огненными карими глазами, в национальной одежде из черных кружев. Поза ее горделивая, свободная – истинная испанка. «Молочница из Бордо» вновь рисует обаятельный образ молодой девушки, женщины из простонародья. Мазки сильные, много света, манера свободная.

«Расстрел в ночь на 3 мая 1808 года».Это поразительный по силе и драматизму документ высочайшей художественной силы, на котором представлен итог восстания против французов 2 мая 1808года в Мадриде. Гойя был свидетелем восстания. Ночь, Мадрид, желтоватый, мертвенный свет фонаря вырывает группы людей. Перед нами момент кульминации – сейчас раздастся залп. Взгляд сразу же приковывает человек в центре с раскинутыми, как у распятого руками. Возможно, это напоминание о безвинной крови Христа. Потерявший слух художник особенно внимателен к передаче достоверности жеста. Распятый кричит, это немой вопль в защиту милосердия, против тирании и жестокости, особенно отчаянный из-за своей беспомощности и беззащитности. Слева фигура францисканского монаха. Его руки сцеплены в бессильной мольбе. Едва ли он принял участие в восстании, но оккупанты расстреляли огромное количество ни в чем не повинных людей. На переднем плане труп в луже крови, его поза повторяет позу распятого и не оставляет сомнений в том, что ждет того человека. Справа от распятого – пугающий образ человека с сверкающими белками, который в ужасе грызет руки. Гойя не показывает лиц стреляющих – это автоматы смерти, исполняющие чью-то злую волю. На них шапки французского образца, сабли с прямыми рукоятями и брюки. Слабое освещение заставляло солдат стрелять с близкого расстояния, но у Гойи они стреляют почти в упор. Так создается впечатление жуткой бойни. Ужасная расправа над восставшими происходит ночью, и треть холста вверху занято черным зловещим небом. Гойя намеренно не показал ни одного реального здания Мадрида, рядом с которым происходили казни. На его картине всеобщий ужас расправы. Пятна светло-коричневого, желтого, красного усиливают впечатление драматизма. Мазок необыкновенно широкий. Гойя открыл новые пути реалистической живописи, по которым пойдут импрессионисты во второй половине 19 в.

«Бедствия войны» страшная графика 10-20-ых гг. Знаменит лист «Какое мужество!». На нем представлен эпизод защиты Сарагосы- родного города Гойи. Перед нами юная защитница города – Мария Агостина. Хрупкая фигура замечательно четко вырисовывается на фоне светлого неба. Взгляд устремлен в сторону врага, в руке запал. Сейчас она поднесет его к отверстию в орудии, и раздастся выстрел. Других защитников не осталось.

В 1824 году реакционный режим короля Фердинанда, потопившего в крови революцию, вынудил Гойю покинуть родину. Он уехал во Францию, в город Бордо, где спустя четыре года умер. В творчестве Гойи дает себя знать новое направление, которое стало господствовать в культуре Европы в начале 19 века – романтизм, с его мятежностью, стихийностью, страстностью, поиском нового языка, драматизмом в столкновении цветовых пятен.

В скульптуре представителями классицизма были немец И.Г. Шадов (1764 -1850), которому был близок просветительский классицизм; итальянецА. Канова (1757 - 1822), создавший надгробие папы Климента III и мифологическую статую "Амур и Психея", датчанин Б. Торвальдсен (1768 - 1844), произведениям которого свойственна пластическая завершенность, холодная сдержанность и идеализация образов (например, скульптура "Янсон").

К середине XIX в. классицизм переродился в буржуазный академизм и утратил свое значение.

РОМАНТИЗМ - идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей XVIII в. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира. Своего расцвета романтизм достиг в 20 - 30- е годы XIX в.

Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791 - 1824). Одна из его главных работ - полотно "Плот "Медузы". Замечательнейшее явление романтизма - живопись Эжена Делакруа (1798 - 1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Так, в разгар революционных событий 1830 г. он пишет шедевр - картину, воплотившую бунтарский пафос, характерный для романтизма, которую назвал "Свобода, ведущая народ".

В архитектуре XIX в.романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30 - 40-х годах XIX в. вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. Так, в 1853 г. по инициативе префекта Оссмана началась перепланировка Парижа, которая неузнаваемо изменила облик города.

РЕАЛИЗМутверждается в 30 - 40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему, обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Реалистическое направлениев живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX столетия в творчествеЖ.Ф.Милле(1814 - 1875), создавшего цикл реалистических полотен, изображавших жизнь крестьян, и выдающегося мастера жанровой живописи Г.Курбе (1819-1877). Творчество этих художников было заметным явлением на фоне помпезной академической живописи эпохи. Второй империи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионистов, с которых начинается новый этап в развитии художественного творчества.

Архитектура

Первая половина XIX века проходит как период позднегорассвета неоклассицизма. В середине XIX века архитекторы находятся в поисках стиля, в связи с чем пытаются возродить в обновленном виде различные стили прошлого: необарокко, неоренессанс, неоготика. Именно в первой половине XIX века европейские столицы обрели свой архитектурный облик. Революционная эпоха выбрала неоклассицизм своим официальным стилем. Была образованна Комиссия художников, планировавшая изменения в облике города.Неоклассицизм сохранился и в наполеоновскую эпоху и получил название ампир. Этот стиль выражал величие империи созданной Наполеоном. Предпринимается реконструкция Парижа и обновление планировки столицы. Проектировщики вдохновлялись древнеримскими памятниками, прославляя военные победы Бонапарта. Так поступил Жан Франсуа Шангрен, сооружая Триумфальную арку на площади Звезды(1806-1807 гг.).

ЕслиФранция избрала неоклассицизм, то в Англии утвердилась неоготика. Ее примером является здание парламента в Лондоне. Архитектором был Сер Чарльз Бэрри(1795-1860). Здание напоминает памятник английской готики 16 века, оно отличается четкостью планировки и особой роскошью.

В Германии архитектурным центром была столица - Берлин. Берлинские постройки чаше всего были вариациями на тему различных исторических стилей. Примером может служить Старый музей в Берлине (архитектор Карл Фридрих Шинкель (1781-1841).

В скульптуре господствующим стилем также оставался неоклассицизм, поддерживавшийся живейшим интересом к античным шедеврам. Романтизм способствовал проявлению интереса к личности, что отразилось в появлении многочисленных памятников великим людям прошлого. Среди самых значительных имен скульпторов XIX века следует назвать итальянца Антонио Канова (1757-1822). Скульптор работал в Италии и во Франции, где создал изображение императора и его близких. Бертель Торвальдсен (1770-1822), датский скульптор, работавший в основном в Италии, затем и по всей Европе. Он создал скульптурные образы Коперника, Гуттенберга, Байрона. В конце жизни он вернулся в Копенгаген и возглавил там Академию художеств.

В середине века облик многих европейских столиц изменился, города росли и перестраивались. Наиболее удачно перестройки были осуществлены в Париже и Вене. Символом Парижа стала знаменитая Эйфелева башня, построенная в 1889 году к открытию Всемирной выставки. Эйфелева башня продемонстрировала технические возможности нового материала - металла. Однако оригинальное художественное решение было признано далеко не сразу, башню призывали снести, называли чудовищной. Время расставило все по местам. Теперь башня - это символ Парижа.

В европейской архитектуре появляетсяэклектизм. Эклектизм соединяет элементы различных стилей как в одной постройке, так и в ансамблях. Примером эклектичного архитектурного ансамбля сталвенский Ринг, примером отдельного здания - театр «Гранд-Опера» Шарля Гарнье(1825-1898),церковь Секре-Кер в Париже, построенная Полем Абади.

Завершает вереницу архитектурных стилей XIX века стиль модерн, своеобразие которого проявилось в освобождении от влияния античного ордера и в удивительном разнообразии декоративного оформления зданий. Модерн развивался в разных вариантах, поскольку главным для архитекторов стал принцип импровизации.



2018-07-06 343 Обсуждений (0)
Искусство Западной Европы XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Искусство Западной Европы XIX в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)