Характеристика элементов кадровой политики
При разработке кадровой политики служба управления персоналом должна принять следующие меры. 1. Добиться понимания корпоративных и общих ценностей. 2. Проанализировать существующую кадровую политику. 3. Проанализировать внешние факторы. 4. Оценить области, в которых необходима новая кадровая политика. 5. Выяснить взгляды линейных и функциональных менеджеров на кадровую политику в различных областях и на то, как, по их мнению, ее можно улучшить. 6. Выяснить мнение персонала о кадровой политике, особенно о том, в какой степени она справедлива и насколько последовательно реализуется. 7. Учесть мнение профсоюза. 8. Проанализировав полученную информацию, подготовить концепцию новой политики. 9. Провести консультации, обсуждения и согласовать дальнейшие действия с руководством и профсоюзом. 10. Представить концепцию политики с соответствующими пояснениями по ее реализации и дополнить эго представление соответствующим обучением. Выделяют четыре основных этапа разработки кадровой политики. Первый этап включает анализ внешней среды и внутренних возможностей. На основании данной информации разрабатывается стратегия развития организации и определяются соответствующие ей цели и задачи кадровой политики. Второй этап охватывает определение количественных и качественных требований к персоналу, на основе чего разрабатываются основные принципы и направления кадровой политики. На третьем этапе определяются основные формы и методы управления персоналом, осуществляется выбор научно-методического инструментария для разработки и внедрения кадровой политики. На четвертом этапе составляется план кадровых мероприятий, основными из которых являются следующие: • разработка концепции кадровой политики; • определение основных задач и требований кадровой стратегии; • подбор и комплектование кадров; • формирование и подготовка резерва на управленческие должности; • развитие персонала; • оценка и аттестация кадров; • развитие мотивации персонала; • социальное обеспечение персонала; • совершенствование службы управления персоналом; • кадровое и документационное обеспечение службы управления персоналом; • информационно-техническое обеспечение управления персоналом; • нормативно-методическое и правовое обеспечение службы управления персоналом. Кадровая политика в крупных организациях, в отличие от малых, разрабатывается советом акционеров, топ-менеджментом компании и кадровой службой. Она официально декларируется и фиксируется в подробных общефирменных документах – меморандумах, правилах и инструкциях, регламентирующих важнейшие аспекты работы функциональных и линейных подразделений, их руководителей с разными категориями персонала (устав предприятия, философия предприятия, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, контракт сотрудника, положение об оплате труда, положение об аттестации кадров и др.) и должна сопровождаться составлением и утверждением соответствующего документа – "Кадровая политика". Ключевыми аспектами данного документа являются следующие. 1. Разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов и целей. 2. Организационно-штатная политика – планирование потребности в персонале, формирование структуры и штата, создание резерва, ротация. 3. Информационная политика – создание и поддержка системы движения кадровой информации. 4. Финансовая политика – формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы вознаграждения персонала, обеспечение страховки и т.д. 5. Политика развития персонала – обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации. 6. Анализ кадровой работы за прошедший год с учетом всех выводов и замечаний по кадровой работе, представляемых службой управления персоналом. Самое важное при анализе – определить, насколько действующая работа с персоналом способствует увеличению прибыльности компании, какие изменения следует внести в ее организацию для улучшения эффективности этой работы. 7. Участие в анализе руководителей линейных подразделений как лиц, полностью несущих ответственность за качество работы и поведение своих сотрудников. Их предложения, в частности, в области взаимодействия со службой управления персоналом компании требуют внимательного рассмотрения и внесения в новый документ. 8. Анализ кадровых решений, принимаемых во внешней среде – у основных конкурентов, в научных исследованиях. Только зная и понимая отраслевые и общемировые тенденции в управлении человеческими ресурсами, можно определить собственный подход к решению кадровых проблем. 9. Определение реальных ресурсных возможностей компании в организации кадровой работы (штаты, техническое, информационное и финансовое обеспечение), а также личностных возможностей и профессиональных навыков руководителей кадровой службы. 10. Проработка в данном документе следующих вопросов: • формирования сплоченной команды руководителей, без чего невозможно успешное выполнение стратегических и тактических задач компании; • устранения негативных явлений, возникших в производственном процессе по вине персонала; • четкого определения целей и задач в обучении, мотивации, ротации персонала, его социальной поддержки, оценке работы и других вопросов; • развития и совершенствования корпоративной культуры компании; • развития службы управления персоналом. 11. Определение четких контрольных сроков и лиц, ответственных за координацию работ и исполнение конкретных ее разделов. Следует отметить, что преимуществом такого документа является участие в работе с персоналом всех подразделений компании (с участием всех руководителей), а также наличие на каждый год конкретных целей и приоритетов в кадровой работе. Если в этот документ заложить эффективные формы обратной связи с людьми (социологические опросы, анализ жалоб и предложений), то можно постоянно улучшать и качественную сторону работы с персоналом. Письменное оформление кадровой политики позволяет четко и наглядно отразить взгляды администрации, улучшить взаимодействие подразделений, внести единообразие и последовательность в процесс принятия кадровых решений, информировать персонал о правилах внутреннего распорядка и взаимоотношений. "Кадровая политика" является общекорпоративным документом, открытым для всеобщего ознакомления. Его размещают на сайте компании и вручают каждому новому сотруднику наряду с другими документами. Иногда соответствующий документ носит название "Концепция системы управления персоналом". Тот факт, что кадровая политика чаще всего оформляется в виде самостоятельного документа, вводит в заблуждение многих специалистов по стандартизации управления персоналом. На самом деле кадровая политика формируется как сумма политик решения конкретных кадровых проблем. В англоязычных изданиях для обозначения соответствующего документа чаще всего используется термин "Personnel policies", что переводится на русский как "Кадровые политики". Не обязательно, чтобы политика существовала в виде самостоятельного отдельного документа. В большинстве организаций политика осуществления какого-либо процесса или выполнения конкретной функции излагается в соответствующем стандарте (регламенте, положении). Чаще всего ее можно прочитать в преамбуле к соответствующему документу или в той его части, которая называется "Общие положения" либо "Цели и задачи". Письменное изложение кадровой политики решает и ряд других задач. Во-первых, наемные работники получают возможность узнать принципы и правила, которыми руководствуется администрация при выработке и реализации решений в сфере управления персоналом. Тем самым обеспечивается предсказуемость действий администрации по отношению к персоналу. Во-вторых, улучшается имидж организации, как среди сотрудников, гак и на внешнем рынке. Публикуя свою кадровую политику, организация тем самым публично демонстрирует: а) уважение к потребностям работников; б) демократические отношения; в) согласие и единство администрации и наемных работников в достижении целей компании. Таким образом, философия или видение управления дополняется более конкретной и менее декларативной информацией о системе управления персоналом, в результате чего повышается престиж организации. Для разработки политики компании по конкретному вопросу за рубежом используются следующие документы. 1. "Планировщик политики". 2. Руководство по написанию политики компании. В основе документа "Планировщик политики" лежат четыре исходных шага для написания черновика политики компании, а именно: 1) определение заголовка политики. Он должен быть нс более шести слов и выделять данную политику как самостоятельную область деятельности, отличную от других областей деятельности; 2) описание границ политики; 3) перечисление основных положений политики, включая исключения из нее; 4) определение должностного лица, подписывающего текст политики. Руководство по написанию политики компании содержит требования к окончательному варианту документа и заканчивается предложением ответить на ряд вопросов (табл. 2.4). Таблица 2.4 Требования к окончательному варианту документа "Кадровая политика"
Таким образом, на бумаге излагаются принципы разработки управленческих решений. На основе принципов затем разрабатываются документы более низкого уровня – стандарты, регламенты, описания процессов, а па основе последних – технологические инструкции. В табл. 2.5 приводится пример политики "Установление окладов и часовых тарифных ставок", подготовленной с использованием четырехэтапной методики. Таблица 2.5 Пример подготовки первого варианта кадровой политики
Реализуется кадровая политика через специально разработанные технологии и процедуры подбора и продвижения кадров, обмена кадровой информацией; прогнозирования потребности в кадрах, оценки персонала, формирования команд для решения определенных задач. Косновополагающим принципам разработки кадровой политикиотносятся следующие. 1. Научность – использование всех современных научных разработок в данной области, которые могли бы обеспечить максимальный экономический и социальный эффект. 2. Комплексность – охват всех сфер кадровой деятельности и всех категорий работников. 3. Системность – учет взаимозависимости и взаимосвязи отдельных составляющих деятельности компании. 4. Эффективность – любые затраты на мероприятия в данной отрасли должны окупаться через результаты хозяйственной деятельности. 5. Методичность – качественный анализ выбранных вариантов решения, особенно в тех случаях, когда имеется ряд взаимоисключающих методик. К дополнительным принципам разработки кадровой политики можно отнести следующие: • перспективность – опережающий характер кадровой политики, рассчитанной на формирование кадров с учетом социального прогресса, в том числе изменения содержания и характера труда; • демократичность по целям и механизму решения кадровых проблем; • духовно-нравственное воспитание – воспитание в каждом работнике человеколюбия, честности, убежденности в правоте и ответственности за порученное дело и личное поведение; • соблюдение норм существующего законодательства – кадровая политика должна осуществляться в рамках закона, создающего правовые гарантии объективного и справедливого решения кадровых вопросов. Более подробно можно рассмотреть принципы формирования кадровой политики по предложенной А. Я. Кибановым схеме, т.е. в зависимости от направлений кадровой политики (табл. 2.6). Таблица 2.6 Характеристика важнейших принципов разработки кадровой политики организации[1]
Данные принципы являются основополагающими для организаций, однако, разумеется, последние могут адаптировать принципы своей кадровой политики к характерным для них целям и задачам. Например, компания ОАО "Седьмой континент", придерживающаяся стратегического подхода к управлению персоналом, сформулировала следующие принципы разработки кадровой политики: • стратегическое управление и развитие персонала в организации; • интеграция кадровой политики на всех уровнях управления; • использование инновационных методов и систем подготовки и переподготовки персонала; • скоординированные тарифная политика и оплата труда; • разработка экономических стимулов и социальных гарантий; • защита прав и гарантий работников, работа с представителями трудового коллектива; • подготовка нормативных и методических материалов для обеспечения высокого уровня управления персоналом. Другим примером является опыт переустройства системы управления персоналом крупного чебоксарского предприятия ОАО "ЧАЗ", который позволяет выделить следующие основополагающие принципы предприятия в сфере управления персоналом: • качество, а не количество персонала. Данный принцип предполагает, что все кандидаты, принимаемые на работу, имеют равные возможности. При этом используется широкий спектр методов подбора кандидатов для различных специальностей. Цель – иметь на предприятии сотрудников, которые будут содействовать созданию максимально благоприятного климата в подразделениях и обеспечат инновационные изменения по необходимым предприятию направлениям; • создание единой команды. Объединение людей происходит на основе общности интересов, установления дружеских связей, осознания своей принадлежности к единому целому и усвоения корпоративных ценностей. Цель – максимальное сближение интересов предприятия и интересов каждого сотрудника, что создает благоприятную основу для эффективной работы, рассчитанной на перспективу; • профессионализм и компетентность работников. К профессионализму и компетентности работников предъявляются высокие требования, поддержанные системой регулярного обучения и повышения их квалификации. Основными направлениями разработки кадровой политики являются следующие. 1. Разработка общих принципов, определение приоритетов. 2. Организационная штатная политика, которая подразумевает планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, создание резерва, ротацию. 3. Информационная политика – создание и поддержка системы движения кадровой информации. 4. Финансовая политика – формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда. 5. Политика развития персонала – профессиональная адаптация, разработка программы развития, планирование карьеры сотрудника, формирование команд, повышение квалификации. 6. Оценка результатов деятельности организации – анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала. Необходимо также упомянуть важнейшие условия формирования кадровой политики, к которым принято относить[2]: • соответствие кадровой политики организации государственной социально-экономической политике, правовым и общественным нормам; • рассмотрение человека в единстве технологического, экономического, социального, организационного, демографического и других аспектов развития как цели и как средства этого развития; • учет временно́го горизонта планирования; • ориентация на достижение максимального количества показателей работы; • сочетание в кадровой политике стратегических и текущих целей и средств их достижения; • демократичность кадровой политики; • сбалансированность в кадровой политике стимулов к работе и ответственности работников. В качестве примера можно рассмотреть опыт реализации кадровой политики одной из нефтегазодобывающих компаний, представленный в табл. 2.7. Таблица 2.7 Пути реализации кадровой политики нефтегазодобывающей компании[3]
[1] Кибаноа А.Я. Основы управления персоналом : учебник. С. 97. [2] Симонова И., Эскерханов М. Ошибки кадровой политики: пути преодоления // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. №2. С. 20-26.
[3] Симонова И., Эскерханов М. Ошибки кадровой политики: пути преодоления. С. 24.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |