Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ.



2018-07-06 1551 Обсуждений (0)
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФЕРАТ

по дисциплине: физическая культура

на тему: оздоровительное и прикладное значения плавания. Характеристика техник плавания.

 

Выполнил: ст. группы ЗРФ-12

Бердыева А. К

Проверил: Зав. кафедрой

Гукасян С.А.

 

Москва

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Введение

2. История плавания

3. Оздоровительное значение плавания.

4. Прикладное значение плавания.

5. Общая характеристика отдельных техник плавания.

a) Брасс.

b) Кроль на груди.

c) Кроль на спине.

d) Баттерфляй.

6. Заключение.

7. Литература.

 

ВВЕДЕНИЕ.

В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание — жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Если для малышей умение плавать — средство для всестороннего физического развития и залог безопасности, то для взрослых — и гарантия того, что они могут успешно выполнять свою работу, будь то работа геолога или солдата, моряка или строителя, рыбака или летчика.

Автор данного реферата на досуге из многочисленных видов спорта предпочитает плавание. В связи с этим при работе над данным рефератом автором была поставлена цель увлекательно рассказать о таком виде спорта, как плавание. При успешном выполнении поставленной цели, возможно, кто-то из студентов заинтересуется плаванием и станет постоянным посетителем бассейна.

Частными задачами на пути достижения указанной цели является:

1. Изучение истории возникновения и развития плавания как вида спорта;

2. Анализ оздоровительного и прикладного значения плавания;

3.Общая характеристика отдельных техник плавания.

 

 

ИСТОРИЯ ПЛАВАНИЯ.

Сейчас трудно определить, когда человек впервые проявил способности к плаванию. Лишь найденные в наши дни различные наскальные рисунки (один из них обнаружен археологами в Ли­вийской пустыне) позволяют утверждать, что как минимум четы­ре тысячи лет назад люди умели держаться на воде без вспомо­гательных средств, умели преодолевать водные рубежи.

До наших дней дошло немало изречений древних философов. Так, слова знаменитого Платона свидетельствуют, насколько в Древней Греции ценили умение плавать: “Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого... плавать и читать не умеют, вверить службу?”

Не случайно в дальнейшем, подчеркивая никчемность того или иного согражданина, древние греки замечали: “Он не умеет ни читать, ни плавать”.

Интересно высказывание и римского писателя Плиния-стар­шего (124—79 гг. до н. э.), который утверждал: “Римляне от всех болезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей”.

В Древней Греции и Древнем Риме плавание занимало важное место в военном деле. Однако первые школы плавания появились в древнеримских гимнасиях. И все же европейцы не были перво­открывателями плавания. Еще задолго до них умение плавать отличало специальные отряды ассирийских воинов, которые при форсировании рек использовали, судя по фрескам, способ плава­ния, отдаленно напоминающий современный кроль.

Безусловно, со времен глубокой древности плавание всегда было у людей в почете. Сегодня можно наблюдать, как у народов, живущих на островах и по берегам теплых рек, озер и морей, дети начинают самостоятельно плавать раньше, чем ходить.

В середине семнадцатого века на Японских островах появились первые, в отличие от древнеримских, доступные более широкому кругу людей им­ператорские школы плавания. Сам 17-летний импе­ратор Го Иози стал в 1603 году участником соревнований по плаванию.

Великий преобразователь Российского государства Петр Пер­вый, создавая морской и сухопутный кадетские корпуса, повеле­вал ввести в качестве обязательной дисциплины для обучения будущих офицеров войска русского плавание. Но как ни строг был царь, а его указание “утонуло” в массе проблем, возникших в переустройстве всего уклада российского общества. Учили плавать в петровские времена тех, кто пребывал на царской службе, да и то не везде, а лишь в столице.

...Минули десятилетия. И сама жизнь заставила поднять вопрос о широком обучении плаванию, в первую очередь доблест­ных защитников Отечества. Вызвано это было печальными итога­ми боевых походов — тысячи солдат гибли не от пуль неприятеля, а при форсировании рек. Особенно остро об этом заговорили после Отечественной войны 1812 года. И все же только спустя почти 17 лет состоялись первые состязания по плаванию. Симво­лично, что местом их проведения стал огражденный деревянными плотами небольшой участок реки Березины. И если бы мы наблю­дали за ходом тех заплывов, то, несомненно, пришли бы в не­доумение. И вот почему.

Участники по команде судьи прыгали в воду, принимали вер­тикальное положение и начинали “ходьбу” в воде, не касаясь ногами дна. Дистанция в 25 саженей, а сажень, как известно, равна 2 метрам 13,36 сантиметра, преодолевалась наперегонки. В дальнейшем эта дистанция преобразовалась в сугубо приклад­ное упражнение: “выстрел из ружья в цель” на берегу из положе­ния плавая стоя. Был еще один вид состязаний — дистанция в 100 саженей, а плыли участники эту более чем 200-метровую дистанцию лежа на спине.

Участниками первых в России соревнований на Березине были солдаты, а судьями — офицеры второй саперной бригады русской армии. Состязания проводились в полном соответствии с изданной в том году инструкцией, а предписывалась та инст­рукция от имени “Его Императорского Высочества Цесаревича и Великого князя Константина Павловича”. Цель турнира — опре­делить лучших и наиболее разносторонне подготовленных в плавании солдат - была достигнута. И из их числа укомплектовыва­лись специальные подразделения.

Известный специалист в области плавания, кандидат педаго­гических наук, доцент ЛГУ Н. Д. Третьяков разыскал в одной из библиотек Ленинграда ту самую инструкцию 1829 года. Приведем несколько выдержек из нее.

“Для поощрения в плавании учреждаются состязания на при­зы, которые должны проводиться летом, до наступления утрен­них холодов в присутствии начальников саперных бригад. К со­стязаниям на призы допускаются только лучшие пловцы, при­надлежащие к разряду отличных”.

Далее инструкция определяла, кто из пловцов может быть назван отличным:

“Если он, плывя на животе, держит плечи высоко над водой и разводит при том руками и ногами плавно и сильно, а плывя на спине, держит грудь над водой;

— если он может плыть стоя, держась над водой по грудь;

— если он бросается в воду, как головою, так и ногами вперед, притом в определенный пункт (в ивовый обруч диаметром 1 ар­шин) (1 аршин = 71,12 см);

— если он ныряет и может найти на дне потонувшую вещь (железную гирю весом от 2 до 3 фунтов (1 фунт = 0,409 кг) с привязанным к ней деревянным валиком длиною 1 фут (1фут = 0,3 м) и полтора дюйма (1 дюйм = 2,54 см) в диаметре);

— если он бросается в воду в сапогах, без портянок, в исподних брюках и рубашке, застегнутой у ворота, и, плывя по течению, может снять с себя всю одежду, бросая все снимаемое на берег;

— если затем, плывя по течению, он приведет к берегу дере­вянное тело весом до 4 пудов (1 пуд = 16 кг)”.

Занятия по обучению плаванию солдат включали: освоение приемов плавания на сухопутных лямках (сейчас такими поль­зуются для обучения плаванию малышей); изучение плавания на груди, на спине и стоя; плавание в военной одежде; обучение прыжкам в воду; ныряние и поднятие со дна водоема небольших тяжестей; обучение навыкам, необходимым для переправ вплавь через реку (индивидуально и в составе подразделений); переправы вплавь с лошадьми.

Инструкция определяла и требования к месту для обучения плаванию, проведения состязаний, предписывая, что “под наблю­дением обер-офицера, заведующего плавательной командой, на бе­регу реки с малым течением устанавливается плот длиной 12,5 и шириной в 3 сажени. На его конце строится площадка высотой 7 футов для прыжков в воду. Плоты изнутри обиваются досками и вокруг плотов ставятся перила”.

Начиная с лета 1829 года состязания по плаванию в таких бассейнах проводились ежегодно в первой и во второй саперной бригаде, а плавание, плавательная подготовка нашли широкое применение в боевой подготовке русских войск.

Как видите, внимание к плаванию как необходимому для воинов российской армии навыку было на достаточно высоком уровне. Не меньший интерес проявляло к водным процедурам и купанию население многих городов. Так, в Москве по берегам Яузы, Неглинки и, конечно же, Москвы-реки в жаркие летние дни бывало множество зрителей, вода буквально кишела обнажен­ными телами.

И в России, и в Западной Европе, особенно в Англии, век восем­надцатый и начало девятнадцатого века послужили периодом возрождения плавания как одного из популярных оздоровитель­ных занятий. К сожалению, еще долго сказывались последствия многовекового преследования церковью любого проявления эл­линского (греческого) культа красоты и здоровья. Именно из-за пренебрежения водными процедурами в средневековой Европе не раз вспыхивали жуткие эпидемии чумы и холеры.

Из поколения в поколение передовые люди Европы — снача­ла французский гуманист, автор “Гаргантюа и Пантагрюэля” Франсуа Рабле (1494—1553), затем английский философ-мате­риалист Джордж Локк (1632—1704) и, наконец, французский философ Жан-Жак Руссо (1712—1778) — последовательно разби­вали церковные запреты, пропагандировали плавание как крайне полезный навык.

И вот уже появляются первые школы плавания в Англии и Германии, чуть позднее во Франции и Австрии. Строятся первые искусственные бассейны с подогревом воды (Лондон, 1743 год).

Приоритет законодателей плавательной моды можно пол­ностью отдать военнослужащим и студентам Ливерпуля, Лондона и других городов туманного Альбиона. Именно в Лондоне в 1869 году была создана первая в мире спортивная организация плов­цов — Ассоциация любителей спортивного плавания в Англии.

Вскоре состоялся первый национальный чемпионат по плава­нию. Это стало отправной точкой, появились спортивные органи­зации по плаванию в Швеции, Германии и Венгрии, во Франции, Голландии. В 1888 году спортивное плавание получило признание в США, а еще через год в Будапеште состоялся Первый Между­народный турнир по плаванию. Стали строиться специальные плавательные бассейны для проведения международных соревно­ваний. Программа тех соревнований была крайне разнообразной. Дистанции выбирались произвольно в зависимости от условий. Состязались на 50 метров, на 100, на 500, на 1000 и 2000 метров.

Для тех, кто не находил удовлетворения, соревнуясь в бассей­нах, устраивали проплывы в открытом море. Первым героем ма­рафонских проплывов стал капитан английского флота Матью Вэбб. В 1875 году он проплыл 34,6 километра за 21 час 44 минуты 55 секунд. Его дистанция простиралась от берегов Англии к бере­гам Франции в проливе Ла-Манш. С тех пор более 200 пловцов успешно преодолели этот водный рубеж. А сама трасса марафон­ского плавания стала одной из самых престижных для пловцов.

Замечу, что ныне пролив преодолевают почти в 3 раза быстрее. А 13-летняя египтянка Абли Хайби в 1974 году показала резуль­тат 12 часов 30 минут.

Дальние проплывы пользовались популярностью и в России. Были смельчаки и среди батумских портовых рабочих. Один из них, Мамед Бедия, даже рискнул отправиться вплавь от Батуми до Поти и с успехом преодолел это фантастическое (для плавания) по тем временам расстояние — почти в 60 километров.

Интересен и такой факт. В июле 1912 года учитель одной из ба­кинских гимназий Леонид Романченко проплыл по Каспийскому морю от Шиховой косы до городской купальни (более 48 км), затратив всего 24 часа 10 минут. Если учесть, что достигнутая тем самым скорость плавания и преодоленное расстояние данным пловцом превосходили показатели зарубежных марафонцев, то результат Романченко можно отнести к разряду мировых рекордов.

Когда же все-таки в России состоялись первые соревнования по спортивному плаванию?

Летом 1894 года Петербургский “Кружок любителей спорта” организовал заплывы на реке Славянке. Были поставлены плоты, выверена дистанция, фиксировалось время. Однако сегодня трудно согласиться, что до того времени подобных состязаний не проводилось. И вот почему. Еще в 1834 году в Петербурге на Неве, рядом с Летним садом, открыли первую общедоступную школу плавания. Работа­ла она, естественно, только в жаркие дни, которых за лето наби­ралось не так уж и много. Среди посетителей школы часто бывал и Александр Сергеевич Пушкин. Вспомним его современника, знаменитого английского поэта Д. Байрона, прекрасного пловца (он переплыл пролив Дарданеллы) и фехтовальщика, поражав­шего своим мужеством Пушкина, и увлечение плаванием великого русского поэта станет вполне объяснимым.

Руководитель школы плавания на Неве шведский специалист Густав Муар де Паули навсегда вошел в историю нашего вида спорта. Именно он написал книгу, положившую начало специаль­ной литературе о плавании, которая была опубликована в Петер­бурге в 1838 году под названием “Руководство к плаванию с показанием пользы этого искусства в войне”. Впервые чита­тель нашел на ее страницах подробное описание техники плава­ния брассом, на боку, “по-собачьи”, “саженками”, ныряния, прыжков в воду и, что особенно было актуально в ту пору, оказа­ния помощи утопающим.

Первая школа и первые соревнования... Их разделяют почти 60 лет! Так что можно утверждать, что спортивное плавание с трудом пробивало себе дорогу к признанию.

Главным тормозом для широкого развития школ плавания служило ничтожно малое количество крытых плавательных бас­сейнов. Так, к концу прошлого века даже в столице действовали лишь 4 небольших, размером всего 12,5 X 5,4 м, бассейна при кадетских корпусах и военных училищах. Правда, в 1906 году получили возможность посещать уроки плавания и будущие офицеры флота. Для них был построен, как тогда считалось, первоклассный бассейн — 17,5 X 8 м. Открылись небольшие ванны и в ряде других российских городов. Но это даже частично не решало вопроса. По-прежнему плавать учили избранных. Вот почему все преданные плаванию люди стремились найти скорей­ший выход из положения, когда большая часть граждан России не умела плавать.

Одним из энтузиастов-первооткрывателей по праву называют морского офицера, доктора медицины Владимира Николаевича Пескова (1873—1937). Неутомимый организатор, Песков в 1906 году разработал подробный проект строительства школ плавания на открытых водоемах. Два года хождений по различным инстан­циям не увенчались успехом, проект не устраивал чинуш царских министерств. Выручили во Всероссийском обществе спасания на водах. Выделили средства. И 6 мая 1908 года недалеко от Петербурга начала свою работу школа плавания нового типа.

Располагалась она на берегу Суздальского озера, около местеч­ка Шувалове, отсюда и название школы — шуваловская. Всего за одно лето детище Пескова стало популярнейшим местом отды­ха, соревнований и всевозможных водных праздников. Вскоре морское ведомство, отдавая должное руководителю школы, пере­стало скупиться на расходы. В воскресные дни на берегу рас­полагался оркестр второго флотского экипажа. Звучала бравурная музыка, и малыши, и взрослые учились плавать, а те, кто уже освоился в воде, совершал дальние проплывы по озеру.

Так зарождалось спортивное плавание в нашей стране.

Большинство воспитанников шуваловской школы проявили себя в рекордных заплывах. Они были участниками Олимпийских игр в Стокгольме, а на первом чемпионате России в 1913 году шуваловцы завоевали командный кубок.

После Октябрьской революции вновь отличаются на водных дорожках те, кто прошел уроки Пе­скова. Военспец, кадровый офицер, он полностью был на стороне революции. Возглавив инспекцию спорта в Политуправлении Балтийского флота, Владимир Николаевич Песков наряду со службой продолжал особое внимание уделять организации мас­сового обучения плаванию. По его инициативе создается первый советский спортивный клуб пловцов “Дельфин”. Все, кто зани­мался в “Дельфине”, на всю жизнь запомнили главный принцип, установленный Песковым еще в шуваловской школе: “Научился плавать сам — учи других”.

 

 

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ.

Плавание — одно из эффективных средств закалива­ния человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек на­ходится в воде, его тело излучает на 50—80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздей­ствию температурных колебаний, воспитывают стой­кость к простудным заболеваниям. Если плавание прово­дится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы — солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осан­ки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.

Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-­сосудистой и дыхательной систем. У людей, системати­чески занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравне­ния: у не занимающихся спортом частота сердечных со­кращений обычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мин.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего ды­хания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увели­чивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха — из-за давления воды на грудную клетку, выдо­ха — из-за сопротивления воды. Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000см3).

Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применя­ются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.

Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воз­действие плавания на детский организм. Плаванию мож­но обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, раз­вивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют “мышеч­ный корсет”, способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют воз­будимость и раздражительность. Дети, регулярно зани­мающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстни­ков, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Регулярные занятия плаванием поддерживают уро­вень физического состояния у взрослых людей, повыша­ют жизненный тонус. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здо­ровья, где среди других видов физических упражнений применяется плавание.

Плавание полезно и пожилым людям. Как уже гово­рилось, вода является хорошим проводником тепла, поэ­тому только за 15 мин пребывания в воде (при темпера­туре 24°С) человек теряет около 100 ккал тепла. Иными словами, для людей пожилого возраста, которым трудно выполнять интенсивную физическую работу, плавание является средством повышения интенсивности процес­сов обмена веществ в организме.

 

 



2018-07-06 1551 Обсуждений (0)
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1551)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)