Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СРЕДНЕРУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ



2018-07-06 401 Обсуждений (0)
СРЕДНЕРУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СРЕДНЕРУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ

Факультет Юридический

Специальность/направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция

Специализация/профиль/программа «Юрист для бизнеса, власти и обеспечения правчеловека»

Кафедра «Конституционное и муниципальное право»

РЕФЕРАТ по дисциплине:

На тему: Процессы памяти: сохранение, узнавание, воспроизведение, припоминание, забывание. Условия запоминания. Работа с текстовым материалом.

Автор работы:

Студент 1 курса

Заочной формы обучения

Ф.И.О. Берлинова Т.В.

подпись________________________

Проверил:

Должность, звание__________

Ф.И.О.____________________

Оценка___________________

Подпись__________________

« » 20 г

 

 

Орел 2018г

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Память. Процессы памяти.

2. Узнавание и воспроизведение.

3. Припоминание.

4. Сохранение в памяти и забывание.

5. Условия запоминания.

6. Работа с текстовым материалом.

Заключение

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Восприятие, в которых человек познает окружающий действительность, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных нами предметов, воспоминание о пережитом, припоминание былого и т. д.

В ходе своей жизни и деятельности, разрешая встающие перед нами практические задачи и более или менее глубоко переживая происходящее, человек, не ставя перед собой специально такой цели или задачи, многое запоминает, многое непроизвольно у него запечатлеется. Однако потребности действия не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием. По мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходиться, не полагаться на случайную удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания.

Отражение и воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого.

Если говорить о памяти не только как собирательном термине для определенной совокупности процессов, а как о единой функции, то речь может идти лишь о некоторой очень общей и элементарной способности к запечатлению и - при соответствующих условиях - восстановлению данных чувствительности, т.е. о том, что можно назвать мнемической функцией. Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на этой основе, но никак не сводятся к ней. Это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т.д.). Исходя из актуальности проблемы памяти на современном этапе, исходя из личного интереса к психологическим процессам памяти и к её исследованию, мы определили тему реферата «Процессы памяти: сохранение, узнавание, воспроизведение, припоминание, забывание. Условия запоминания. Работа с текстовым материалом».

Цель работы – исследовать процессы памяти как познавательный процесс.

Основными задачами, которые мы ставили перед собой, являются:

- проанализировать основные процессы;

- изучить взгляды известных учёных в области психологии на проблемы памяти;

- рассмотреть основные процессы памяти, определяемые в современных условиях, и охарактеризовать основные её виды;

- изучить основные методы исследования памяти, отдельных её процессов, охарактеризовать известные методики.

Объект исследования – процессы памяти. Предмет исследования – виды памяти: сохранение, узнавание, воспроизведение, припоминание, забывание. Условия запоминания. Работа с текстовым материалом.

Методологические основания работы – теоретические положения общей психологии, различные теории памяти (ассоциативные, нейронные, биохимические, социально-генетические).

1. ПАМЯТЬ. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ.

. Что же такое память? Память - процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Возобновляющиеся образы отдельных предметов и процессов, воспринятых в прошлом, усвоенные раннее движения и действия, пережитые прежде чувства и желания, наконец, возникшие когда-то мысли составляют прошлый опыт человека, содержание того, что помнится.

На сегодняшний день современная наука определяет память как систему запоминания, хране­ния и воспроизведения информации. Уже в древнейшие времена делались попытки объяснить механизм за­поминания. Древнегреческий философ Аристотель (IV в.до н. э.) предпо­лагал, что при восприятии испускаемые изучаемым объектом материальные частицы проникают в голову и оставляют отпечаток на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Несмотря на длительную историю изучения памяти, вплоть до начала XX в. отсутствовали сколько-нибудь строгие объяснения этого явления. Научно обоснованные данные о закономерностях памяти — важнейшей функции голов­ного мозга — получены лишь в последние десятилетия. Существует несколько гипотез механизмов запоминания информации в человеческом мозге. Неко­торые из них получили экспериментальное подтверждение.

Одна из гипотез возникла под влиянием величайшего открытия нашего времени в области биохимии — выявления уникальной роли нуклеиновых кислот в хранении и реализации генетической информации. Согласно этой ги­потезе, тайна запоминания связана с кодированием поступающей в мозг информации с помощью молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК), т. е. с изменением последовательности укладки входящих в состав этих молекул «кирпичиков» — нуклеотидов.

Другая гипотеза связывает запоминание с возрастным разрастанием нерв­ной ткани—отростков нервных клеток (нейронов) и образованием в мозге многонейронных сетей памяти. Эта гипотеза также придает исключительное значение процессам синтеза РНК и белка в нервных клетках, но не потому что в них кодируются следы памяти. По мнению ученых, дело в том, что интенсивная деятельность нервных клеток, как и других клеток организма сопровождается энергетическим расходованием белков и их восполнением в процессе биосинтеза. При определенных условиях синтез белков начинает пре­обладать над их распадом, клетка начинает расти. Подобная для всех живых клеток закономерность в нервных клетках проявляется в виде роста отрост­ков нейронов и их тончайших разветвлений, вступающих в связь с отростка­ми других нервных клеток.

Этот процесс и лежит в основе образования следов памяти в только что образовавшейся молодой нервной сети. Понятно, что подавление или уси­ление синтеза РНК и белка должно ухудшать или улучшать возрастную память в той мере, в какой эти воздействия замедляют или ускоряют рост отростков нейронов.

Успехи биологической кибернетики в разгадке работы механизмов мозга приводят к новым открытиям и гипотезам, объясняющим древнейшую и все еще не разрешенную до конца загадку природы. Однако стройной и единой теории, объясняющей механизм этого сложного явления, пока нет. В книге профессора А. Р. Лурии «Нейропсихология памяти», вышедшей в 1974 г. и обобщающей основные современные взгляды на природу памяти, говорится, что «память человека надо рассматривать как сложную функциональную си­стему, активную по своему характеру, развертывающуюся во времени, разби­вающуюся на ряд энергетических потенциальных звеньев и организованную на ряд иерархических уровней».

Если память - процесс динамический, то, очевидно, степенью активности психической деятельности человека и определяются ее качественные и коли­чественные показатели. Известный английский физиолог Грей Уолтер в своей книге «Живой мозг» дал такое определение памяти: «Память - это не бро­шенная на стол монета, а постоянно горящая свеча». Если говорить еще более кратко, можно сказать: «Память - это процесс». Процесс, который на­чинается с момента рождения человека и длится всю его жизнь. Вместе с тем из этого определения следует, что именно активизация всех потенциальных процессов обеспечивает и высокое качество памяти.

Итак, сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса. Первый из них - это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй- это собственно хранение информации и связывание ее с той информацией, которая уже есть в памяти. И, наконец, третий этап - это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили. В самом деле, если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоя­щие перед ним задачи, его память горит ярким костром, освещая все закоул­ки мозга, куда поступает и закрепляется нужная ему информация. И наобо­рот, если человек ленивый, ничего не читает и не утруждает себя размыш­лениями, его память тлеет тусклым угольком и ничего, что человек видит, чувствует, воспринимает, не запечатлевается в лабиринтах его мозга. Именно о таких людях говорят обычно: в одно ухо вошло, в другое вышло. Несмотря на большое количество разработанных упражнений по трени­ровке памяти, по мнению психологов, все эти упражнения неэффективны, так как до сих пор неясна сама природа процессов запоминания.

2. УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Основные виды, характеризующие мнемическую активность - запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение, лишь условно могут быть выделены для рассмотрения и в реальной жизни человека неотделимы друг от друга. В конечном счете это единый мнемический процесс. Нельзя говорить о запоминании, не принимая во внимание сохранение того, что запомнилось, властности главного, и вместе с тем забывание того, что является второстепенным.

Однако невозможно обсуждать вопросы, относящиеся к узнаванию и воспроизведению, если не учитывать, что эти процессы обеспечиваются сохранением того, что запомнилось при отсутствии забывания. Таким образом, расчленение мнемического процесса на его составные части имеет смысл только для осуществления цели эксперимента, изучения и обучения.

Как следует из сказанного выше, забывание прошлого - процесс, имеющий не одну, а много разных причин. Его нельзя уподобить простому сглаживанию следов на песке или стиранию записи мелом на доске. В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в различных видах деятельности различный материал забывается, как и помнится, по-разному. Чтобы понять возможность преодоления забывания, необходимо обратиться к формам восстановления в памяти человека того, что составляло его прошлый опыт, а именно к процессам узнавания и воспроизведения.

При узнавании память получает поддержку в непосредственном восприятии знакомых объектов.

Узнавание - это опознание воспринимаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту. В отличие от узнавания процесс воспроизведения представляет собою более сложную форму мнемической активности. Он требует волевых усилий, а иногда достаточно длительного напряжения умственной деятельности человека.

Воспроизведение - вид памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта и построение соответствующих ему представлений.

Поставим испытуемому вопрос: что с вами произошло месяц назад? Что читали? Где были? Какие события волновали вас в этот день? О чем писали в этот день газеты? На все эти вопросы дать ответ нелегко. Почти каждый скажет: "забыл". Но почему забыл? Ответ будет простой: прошло много времени. Это отчасти верно. Но дело не только и не всегда в этом.

Еще один вопрос: как вы провели последнюю новогоднюю ночь? На этот вопрос ответить гораздо легче. И хотя с той ночи прошло много месяцев, все-таки она не забылась. Почему? Потому что с этой ночью связаны эмоциональные впечатления. Следовательно, дело не только во времени, отделяющем человека от события или факта, который он хочет вспомнить, но и в характере этого факта: в его значимости для него, в его связи с чувствами, когда-то волновавшими человека.

При узнавании память получает поддержку в непосредственном восприятии знакомых объектов. Его сравнительная легкость в отличие от воспроизведения объясняется тем, что пути для возобновления образа прошлого были проторены и восприятие объекта сопровождается чувством чего-то знакомого.

Но далеко не все, что сохраняется, узнается сразу при новом восприятии или повторении каких-нибудь действий. Бывает, например, что ученик не узнает на экзамене тип алгебраической задачи, хотя нетрудно обнаружить, что этот тип ему знаком, что ассоциации от решения аналогичных задач в его мозгу сохранились. Однако нужные ассоциации не оживляются, а ненужные уводят мысли в сторону и мешают узнаванию. И далеко не все, что узнается с легкостью, например текст недавно прочитанной книги или детали виденной картины, воспроизводится с должной полнотой и точностью. Нередко человек не только не может рассказать «на память» об устройстве прибора, который он достаточно внимательно наблюдал несколько дней назад, но даже ясно представить его вид. А узнать этот прибор оказывается нетрудно.

Если этот процесс не имеет заранее поставленной цели, воспроизведение принимает характер свободно протекающих непреднамеренных воспоминаний. Живые, яркие образы, обычно эмоционально окрашенные, быстро, вследствие оживления ассоциаций, вызывают и сменяют друг друга; в мозгу возникают картины прошлого то более отчетливо, то смутно.

В основных видах человеческой деятельности (в частности, в труде и учебных занятиях) постоянно требуется воспроизведение более сложное. Человеку приходится помнить о тех требованиях и задачах, которые поставила перед ним жизнь. Он должен представлять себе цель своих действий и последовательно вспоминать намеченные пути ее достижения, например: разобрать, вычистить, смазать и снова собрать мотор; четко и последовательно рассказать об обстоятельствах, предшествовавших нападению гитлеровской Германии на Советский Союз в 1941 г., о причинах временных успешных действий Вермахта в начале войны.

При этом одни ассоциации закрепляются, будучи необходимыми или полезными, так как помогают ориентироваться и активно действовать; другие, наоборот, могут вызвать образы и мысли, отвлекающие человека, мешающие ему работать с определенной последовательностью и четкостью или говорить то, что следует, и потому они тормозятся.

Организованность и целенаправленность всякой серьезной деятельности в человеческом обществе придает памяти, и в частности процессам воспроизведения, избирательный и намеренный характер.

Обыкновенно люди вспоминают именно то, что требуется воспроизвести в данном жизненном положении, что имеет значение для успешного удовлетворения их потребностей. Однако нередко то, что надо воспроизвести по ходу деятельности, не возобновляется сразу же в виде чувственных образов, слов или движений. Торможение, вызванное посторонними впечатлениями и утомлением, препятствует воспроизведению. В этом случае оказывается, что у человека нет готовности воспроизвести заведомо знакомый материал. Последний временно или надолго забыт.

Во многих случаях, тем не менее, ему приходится самому, напряженно, упорно думая о том, что связано с забытыми впечатлениями, фактами, формулировками, добиваться припоминания - т.е. преднамеренного иактивного воспроизведения. При процессах припоминания забытой ли математической формулы, правила правописания, дозировки отдельных составных частей в сложном рецепте или лирического стихотворения, соответствующего настроению, легко подметить единство процессов памяти с активным размышлением, напряжением воли, сосредоточением внимания. Это обнаруживается даже в выражении лица припоминающего человека.

Известны случаи, когда временно забытое впоследствии вспоминается без усилий.

Пример: так, ученик, тщетно пытавшийся вспомнить на экзамене по географии столицы государств Латинской Америки, рассказывая дома об ответе, к своему удивлению легко вспоминает и совершенно правильно называет их.

Возможной причиной его недавней забывчивости было утомление, вызванное поздними занятиями накануне. Между тем, когда напряжение спало, произошло «всплывание» того, что требовалось воспроизвести. Для этого уже нет необходимости в каких-либо усилиях. Все происходит «само собой». Это явление имеет название реминисценция - непроизвольное возобновление образов прошлого без реализации задач припоминания.

3. ПРИПОМИНАНИЕ.

Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных воле­вых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвен­но помогают припомнить необходимое. К. Д. Ушинский да­вал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, - то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помнить­ся хорошо.

Припоминая, человек пользуется различными приемами:

1) намеренное использование ассоциаций - мы воспро­изводим в памяти разного рода обстоятельства, непосред­ственно связанные с тем, что надо припомнить, в расчете на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое (например, куда я положила ключ? выключила ли я утюг, уходя из квартиры? и пр.);

2) опора на узнавание (забыли точное отчество человека -Петр Андреевич, Петр Алексеевич, Петр Антонович - дума­ем, что попав случайно на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав чувство знакомости.

Итак, припоминание - сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости.

Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность - умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необхо­димо в данный момент. Психолог К.К. Платонов обращал внимание на то, что есть люди, много знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненуж­ное «само лезет в голову». У других же багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда вос­производится именно то, что нужно.

К. К. Платонов давал полезные советы для запомина­ния. Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама фор­мируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу уста­навливаются связи между запоминанием и теми случая­ми, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем, и в каких слу­чаях те или иные сведения могут понадобиться.

4. СОХРАНЕНИЕ В ПАМЯТИ И ЗАБЫВАНИЕ.

Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что или ранее запомнилось.

Психическим процессом, противоположным забыванию, является сохранение в памяти всего, что было достоянием прошлого опыта человека.

Разумеется, не все, что человек запоминает, сохраняется в его памяти. Очень многое исчезает бесследно, а что-то, хотя и сохраняется, но не выступает в его сознании в том виде, в каком оно запечатлелось.

Сохранение в памяти и забывание при всей их противоположности - процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В каком-то отношении можно забывание рассматривать даже как процесс благотворный. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужного - того, что стоит помнить, и того, что следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности и особенности.

Сохранение в памяти прошлого оказывается тесно связанным с чувствами. Сильные переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения. То, что волновало, помнится много лучше того, что оставило безразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера. Экспериментально выявлено, что чрезмерно сильное потрясение, бурные эмоции способны не столько обеспечить сохранение того, что присутствовало в восприятии, сколько препятствовать ему. Безразличие к происходящему ведет к забыванию того, что произошло.

Нельзя понимать сохранение буквально, как простое хранение в «кладовой» памяти того, что запомнилось. Сохраненные связи перестраиваются, обобщаются, в чем-то обогащаются или обедняются. Они видоизменяются под влиянием последующей деятельности человека.

Далеко не все, что запоминается, сохраняется в дальнейшем. То, что потеряло жизненное значение, т.е. какое-то отношение к естественным и культурным потребностям человека, существенным условиям его деятельности, иногда бесследно исчезает, иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую искаженной форме. Громадная часть впечатлений, выполнив свою роль при ориентировке в окружающей среде, забывается.

Пример: человеку нет никакой надобности помнить всех людей, которых пришлось видеть в течение жизни, или все подробности прочитанных книг. Следы памяти у одного и того же человека могут сохраняться, с одной стороны, на протяжении 50-60 лет и более почти без изменений, а с другой - тормозятся уже через несколько дней, часов, а иногда минут даже тогда, когда хочется их сохранить. Так, старик, помнящий слова и мотив песни, услышанной в далеком детстве, забывает порой о том, как назвали его новорожденную внучку. Происходит это по той причине, что сохранение и укрепление следов памяти зависит от функциональной активности коры больших полушарий, т.е. от степени возбудимости и, так сказать, работоспособности ее нервных клеток, которые значительно снижаются к старости.

5. УСЛОВИЯ ЗАПОМИНАНИЯ И ЗАБЫВАНИЯ.

Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, является мнемической. Она всегда носит избирательный характер и представляет собой специфически человеческое.

Способность человека к запоминанию зависит от многих условий. Для успешного запоминания необходимо осмысливать запоминаемый материал. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно.

Осмысление материала достигается разными приемами. Один из способов - выделение в изучаемом материале главных мыслей. Переход от одной части к следующим частям -это логическая последовательность основных мыслей текста. Основные мысли текста составляют его план, по которому происходит воспроизведение.

Другим приемом осмысления материала является сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между изучаемым материалом и уже известным.

Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений примерами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п. Существуют и другие приемы осмысления.

Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н.Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания, прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованым».

В формировании внутренних средств центральная роль принадлежит речи. «Можно предположить, - замечает А.Н. Леонтьев, - что самый переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, состоит в теснейшем связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю».

Речь играет особую роль в процессах запоминания, что позволяет сделать следующие выводы:

1. То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух.

2. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию.

3. Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал не был как следует запомнен, сколько тем, что при воспоминании к нему был затруднен доступ.

4. Если двум группам людей предложить запомнить одинаковый список слов, которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме того, обе группы людей снабдить разными обобщающими словами-стимулами, с помощью которых можно облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей словами-стимулами.

5. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Один из эффективных способов структурирования запоминания - это придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево».

6. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания.

7. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфически ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному.

8. Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации, поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации и ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается.

9. На технике улучшения восприятия материала базируются различные приемы обучения так называемому «ускоренному» чтению.

Забывание в значительной степени зависит от характера де­ятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

Отрицательное влияние предшествующей запоминанию де­ятельности получило название проактивного торможения. От­рицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выпол­няется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Забывание определяется временем, прошедшим после заучивания, то можно предположить очевид­ную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны па­радоксальные явления: пожилые люди (возраст — это времен­ная характеристика) легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот фено­мен называется «законом Рибо», законом обратного хода памя­ти.

Важным фактором забывания обычно считают степень ак­тивности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это спра­ведливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

Впечатления детства, двигательные навыки (езда на велоси­педе, игра на гитаре, умение плавать) остаются достаточно ус­тойчивыми в течение десятилетий, без каких-либо упражнений. Известен, впрочем, случай, когда человек, просидевший в тюрьме около трех лет, разучился завязывать не только галстук, но и шнурки на ботинках.

Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики,которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем бо­лее или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забыва­ется» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забыва­ние»).

6. РАБОТА С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Сразу само собой напрашивается вопрос: “Какие приемы запоминания мы знаем и обычно применяем?”. Как известно, образная (зрительная) информация запоминается без каких-либо усилий и приемов с нашей стороны (здесь речь идет об окружающих предметах и привычной обстановке). Текстовая информация запоминается, в основном, следующими приемами: механическое повторение (зубрежка), осмысление текста с составлением плана, схемы или опорного конспекта, линейное конспектирование текста, выписки отдельных мыслей из текста, многоразовое повторное чтение, пересказ после прочтения. Теперь давайте вспомним, как мы запоминаем точную информацию? В основном используем механическое повторение (зубрежку) или много раз записываем, чтобы запомнить.

Рассмотрим подробнее эффективность применяемых нами методов. О механическом запоминании, или “зубрежке”, мы уже говорили в первой главе и все ее “прелести” нам хорошо известны из жизненного опыта. К методу осмысления текста с составлением плана или схемы прибегают немногие, т.к. это требует определенных навыков логической обработки материала, которые “сами собой” без специального обучения не формируются. К сожалению, не многие учителя сами могут выделить главные мысли и структурировать любой текст, а значит, не могут этому и научить. Часто можно услышать: “Возьмите карандаш и подчеркните важную информацию в этом параграфе”. Вот только что такое важная информация и как ее найти, не объясняют. Таким образом, применение довольно эффективных методов запоминания текстов (составление плана или схемы) осуществляется не “на полную мощность”, т.е. бессистемно и поверхностно. “Это приводит к тому, что способность к запоминанию, а вместе с ней и вся умственная деятельность находится гораздо ниже фактических возможностей, и лишь применение научных методов запоминания и развитие памяти могут помочь вам значительно их повысить” (Ф. Лезер, 1979).

Теперь рассмотрим метод запоминания с составлением опорного конспекта. Как известно, родоначальником этого метода был В.Ф.Шаталов. Он показал насколько эффективно можно запоминать тексты с помощью схем, графиков, рисунков, символов и т.п. Однако широкого применения метод опорных конспектов не получил, т.к. требовал от учителей и учеников нестандартного творческого мышления. А откуда взяться такому мышлению в “нашей школе”? Где взять “готовых творческих учителей”, способных обучить применять метод опорных конспектов? Поэтому этот метод применяют для запоминания текстов не так много людей.

К тому же у опорных конспектов, на мой взгляд, есть ряд недостатков: линейное расположение на листе бумаги (т.е. по порядку, как текст и излагался в учебнике) не связанных между собой блоков информации и отсутствие “ключа” (т.е. возможности быстро проверить себя и воспроизвести информацию всю целиком, а не отдельными блоками). В самом деле, зрение плохо воспринимает любое линейное расположение (вспомните линейные конспекты, как в дрожь бросает при одном лишь взгляде на страницу, испещренную какими-то каракулями), значит блоки информации (в знаковой форме) нужно располагать не линейно и в определенном порядке. Другим не менее важным моментом является связь между блоками, которая отсутствует в опорных конспектах (в них блоки символов разбросаны на листе бумаги без какой либо причинно-следственной связи), кроме того, важная информация стоит в общем, ряду с менее важной, т.е. не выделены ключевые моменты, которые необходимы для быстрой проверки и воспроизведения информации (формирование плана - “ключа”). Указанные недостатки учтены автором этой книги и на основе опорных конспектов созданы новые методы запоминания текстов (“Паутина”, “”, “Открытка”).

Скажем сразу, - пишет известный психолог И.А.Корсаков, - что один из наиболее широко применяемых внешних приемов запоминания – метод записывания или переписывания – редко бывает эффективным, за исключением тех случаев, когда он применяется для формирования навыков письма. Ошибочно думать: записал – значит, запомнил. Практика составления конспектов по прочитанной литературе дает эффективное запоминание лишь в том случае, если при этом человек осмысливает текст, ставит вопросы, комментирует цитаты, привлекая данные других источников или собственные мысли, возникшие по этому поводу. Короче говоря, если при составлении конспекта работает мысль, привлекаются и прошлые знания.

Таким образом, метод запоминания текста с помощью линейного конспектирования, т.е. пословного, имеет также ряд недостатков. Прежде всего, недостатком линейного конспектирования является низкая скорость, что рассеивает внимание, а значит и ухудшает запоминание текста. Установлено, что скорость, с которой мозг обрабатывает поступающую информацию, приблизительно в 4 раза выше нашей обычной, т. е. медленной скорости чтения. Если на чтение одной страницы мы тратим 2 минуты, то мозг “справляется” с обработкой за полминуты. А далее мы конспектируем то, что прочитали еще 8-10 минут (в среднем 15-20 слов в минуту, а если писать сокращённо и не всё выписывать, скорость можно довести до 30-40 слов). За это время мы усилием воли пытаемся удержать внимание, напрягаемся и сильно устаем, при этом, забывая, о чем речь шла в тексте.

Другим недостатком линейного конспектирования является его форма, т.е. запись слов по порядку одного за другим в линию. В этом случае конспект становится записью текста, а не смысла и теряет свое предназначение: быть опорой для запоминания текста. Как отмечал Л.Ф. Штернберг: “…конспект должен облегчить и запоминание текста, т.е. приемы записи должны быть мнемоничны (способствовать запоминанию)”.

Кроме того, конспект должен легко и быстро читаться. Попробуйте-ка быстро найти нужный для вас факт в линейном конспекте! Да, это дело не из легких, а тем более быстрых!

Следующим видом запоминания информации, часто используемым многими, является выписки отдельных мыслей из текста. Этот метод позволяет глубже вникнуть в прочитанное, т.к. выписки делаются кратко, часто своими словами и позволяют в будущем быстро восстановить в памяти забытое. Однако искусство составления выписок является нелегким. Во-первых, вид записи выбирается в зависимости от поставленной цели. Например, различают следующие виды записей: выдержки (или выписки), рабочие пометки, записи, план, тезисы и конспект. Во-вторых, делая записи, нужно придерживаться определенных правил. В-третьих, ведение записей требует от читателя некоторых умений: анализировать структуру произведения, делать обобщения, выделять суть материала и в



2018-07-06 401 Обсуждений (0)
СРЕДНЕРУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СРЕДНЕРУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)