Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профилактика суицидов в молодежной среде России



2018-07-06 1385 Обсуждений (0)
Профилактика суицидов в молодежной среде России 0.00 из 5.00 0 оценок




Указом Президента Российской Федерации был создан координационный центр при главе государства по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы [1]. Там немало внимания уделено профилактике детских суицидов. А также Указ Президента «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [2], в котором особо уделано внимание мероприятиям по сокращению уровня смертности от самоубийств, за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов.

Результатом исполнения данных Указов Президента РФ стала разработка межведомственных планов мероприятий по профилактике суицида среди несовершеннолетних и молодежи в регионах, где заложены целевые программы предотвращения данного явления, успешно внедряемых на территории областей и субъектов РФ. Основная роль, конечно же, отводится школьным психологам, которые есть практически в каждой школе и финансирование, выделяемое для этой цели, с каждым годом увеличивается. Хочется отметить также, что в плане мероприятий уделяется также большое внимание профилактики суицида среди несовершеннолетних и проведение межведомственных индивидуальных профилактических мероприятий по выявлению у несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, суицидальных настроений.

Принято различать первичную, вторичную и третичную профилактику (см.Приложение 1).

 

Давно известно, что предупредить болезнь легче, чем ее лечить. Этот постулат имеет прямое отношение к профилактике суицидной поведения молодежи. Суицидной превенция - это превентивная профилактика самоубийств, цель которой заключается в информационно-пропагандистской работе с молодежью, нацеленной на предупреждении самоубийств, осуществление социально-психологической помощи.

Задачей первичной профилактики являются:

- Учить и предупреждать молодежь о том, что суицид может случиться с каждым человеком;

- Информировать о признаках самоубийств с тем, чтобы вовремя увидеть и оказать помощь;

- Сообщать о местах и адреса предоставления такой социальной помощи.

Вторичная профилактика - суицидальная интервенция, которая представляет собой помощь при потенциальном суициде. Ее цель направлена на предотвращение акта саморазрушения, самоуничтожения и сохранить жизнь молодому поколению как высшей общественной ценности.

Итак, вступает в действие следующий этап - третичная профилактика, которая называется суицидальной поственции, в рамках которой применяются меры медикаментозной терапии, психологической адаптации, психотерапии. Суицидальная поственция имеет три направления: индивидуальная психотерапия; семейная психотерапия; социальная и правовая помощь. Результатом профилактической работы должно стать убеждение личности в том, что:

- Тяжелое эмоциональное состояние временное и со временем обязательно улучшится;

- Другие люди в аналогичных ситуациях чувствовали себя также тяжело, но со временем их состояние полностью нормализовалось;

- Жизнь человека является ценностью и нужна его родным и близким, а уход его из жизни станет для них глубокой и неизлечимой травмой.

Исходя из выше изложенного, первичное звено направлено на все общество и имеет своей целью профилактику факторов суицидального риска. Вторичное звено заключается в помощи непосредственно суицидентам. Третичная профилактика – это реабилитация суицидента после выведения его из критического состояния, а также помощь близким и родственникам суицидента, которые также являются представителями группы суицидального риска [4, с.47]. Сегодня в распоряжении имеется большое число учебных материалов, направленных на профилактику молодежных суицидов: тесты, разработки по проведению коррекционно-развивающих занятий (уроки, тренинги, в том числе для молодых людей, входящих в группу риска). Вместе с тем приходится констатировать, что целенаправленная профилактика суицидального поведения осуществляется далеко не в полной мере. Где-то нет психолога, не хватает социальных работников, где-то нет приемлемых профилактических программ или необходимого количества учебного времени для проведения систематических занятий. Для предотвращения суицида в молодежной среде можно рекомендовать следующие мероприятия:

1.Сообщить о суицидальном поведении подростка в органы управления образованием и областной научно-методический центр практической психологии и социальной работы.

2. Социальному педагогу создать безопасную, личностно-ориентированную и доверительную ситуацию вокруг подростка и начать постоянный ежедневный контакт с ним: общение с использованием вопросов «Что случилось? Я заметил, что у тебя что-то происходит? Какие проблемы тебя беспокоят? Я хочу тебе помочь, что у тебя на душе? Что тебя беспокоит?» и т.п. Найти время слушать все, что будет говорить подросток.

3. Попробовать определить ту сложную кризисную ситуацию, которая вызвала мысли о собственной смерти.

4. Выяснить, есть ли в семье подростка взрослый, которого он уважает и любит, который является авторитетом или социально близким человеком. Найти и привлечь его к постоянной поддержке на определенное время.

5. Практическому психологу, на основе своих рабочих данных, описать «Психологический портрет школьника» и совместно с индивидуальной карточкой послать для экспертного прогностического вывода в областной научно-методический центр практической психологии и социальной работы по факту обнаружения признаков суицидального поведения.

6. В случае имеющихся случаев суицидов в семье, предыдущих суицидальных попыток, употребления наркотиков и других токсических веществ, имеющихся психопатических или депрессивных расстройств личности, патологии психического расстройства - обоснованно и толерантно рекомендовать родителям подростка обратиться к психиатру, или психотерапевта, или психоневролога.

7. Практическому психологу образовательного учреждения организовать ежедневное постоянное поддерживающее общение с подростком, педагогами и семьей. Разработать индивидуальную программу психологической помощи по формированию защитных антисуицидальных факторов. В случае отсутствия соответствующих умений и навыков у работника психологической службы - его обязанность найти квалифицированного специалиста и привлечь к работе до полного исчезновения суицидальных признаков в поведении.

8. Выявить факторы риска в семье и окружении для конкретного подростка. Разработать рекомендации для педагогов и семьи - как организовать поддерживающее общение с подростком и изменить во взаимоотношениях «взрослый - подросток». В случае завершенного суицида организовать системную групповую работу, где учился суицидент, чтобы избежать эффекта Вертера[1] - подражание суицидального поведения в проблемных ситуациях [7, с.15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Суицид является актуальной проблемой со времен существования человечества. Поэтому многие современные ученые пытаются ее решить с точки зрения психологии, педагогики, социальной педагогики, медицины, философии.

Спецификой молодежи является повышенная восприимчивость, иногда внушаемость, совпадающая с периодом вхождения во взрослую жизнь. Часто данные факторы способствуют тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни, как наиболее «легкий» способ разрешения кажущихся непреодолимыми трудностей.

Для России проблема молодежной смертности крайне актуальна. Необходимо проводить социально-педагогическую работу среди молодежи с целью предотвращения суицидальных проявлений, покушений, формирование жизненных установок активной жизненной позиции, повышение жизнеутверждающих ценностей.

Чтобы исправить ситуацию, в российских школах Министерство образования РФ рекомендовало ввести должность «специалистов по выявлению склонности к суициду» [3].

Работа по профилактике молодежного суицида позволит избежать летального исхода. Главными действующими лицами в работе по предупреждению числа суицидальных действий среди молодежи являются родители, социальные педагоги и психологи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

2. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

3. Министерство образования РФ (М.). О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков: письмо №03-51-102ин/22-03 от 29.05.2003 // ОвД. -2003. -№: 20.-C. 79-80.; ОБЖ. -2004. -№: 7.-C. 5-7.

4. Алимова М.А.Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. – Барнаул,2014.

5. Вопросы здравоохранения: самоубийства // Официальный сайт Всемирной Организации Здравоохранения. Режим доступа: http://www.who.int/topics/suicide/ru

6. Гетсби. Статистика самоубийств. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm

7. Зубова Л.В., Щербинина О.А. Теоретические предпосылки исследования суицида как формы асоциального поведения личности // Вестник ОГУ. 2014. №9 (170). - С.11-17.

8. Казакова Д.Ю. Проблема подросткового суицида в современной России / Д.Ю. Казакова, В.А. Лапидус // Фундаментальные проблемы исследования: проблемы и результаты. – 2013. – № 6. – С. 131–135.

9. Ноздрина Н.А., Платонов М.Р., Федоренко С.А. Статистика суицидов//A posteriori. 2017. № 4. С. 19-22

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Структура профилактика суицидального поведения [4, с.46]

 


[1]массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещённого телевидением или другими СМИ, либо описанного в популярном произведении литературы или кинематографа



2018-07-06 1385 Обсуждений (0)
Профилактика суицидов в молодежной среде России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профилактика суицидов в молодежной среде России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)