Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОПЫТ №1 «МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ?»



2018-07-06 846 Обсуждений (0)
ОПЫТ №1 «МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ?» 0.00 из 5.00 0 оценок




Сборник для воспитателей по использованию опытов как средства развития коммуникативных умений у дошкольников с нарушением зрения

Выполнила:студентка IVкурса,

320 гр. Магеррамова М.Я

Анжеро-Судженск, 2018


СОЖЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………………... Опыты с песком ……………………………………………………………...
Опыты с водой ………………………………………………………………. Опыты с воздухом …………………………………………………………… Опыты с растениями ………………………………………...………………12      

Пояснительная записка .

Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. В современном мире требуется люди умеющим общаться друг с другом, уметь договариваться. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Но современные дети стали мало общаться со сверстниками, с родителями. Проблема формирования коммуникативных способностей, а так же коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками.

В свете модернизации дошкольного образования введен Федеративный государства образовательный стандарт, в котором выделена образовательная область «социально-коммуникативное развитие». Содержание данной области направлено на достижение целей овладения коммуникативными умениями дошкольников. Поэтому в современных программах ДОУ особое внимание уделяется этому направлению работы.

Изучая опыт работы по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития коммуникативных умений дошкольников с нарушением зрения» мы узнали, что для развития коммуникативных умений широко используются игры, игровые упражнения, музыкально-театральная деятельность, есть примеры того, как экспериментальная деятельность влияет на развитие речи, памяти, мыслительных процессов, но не нашли примеров использования экспериментальной деятельности для развития коммуникативных умений у дошкольников.

 

ОПЫТЫ С ПЕСКОМ

№1 «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»

 

Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. Учить детей просить помощь друг у друга

 

Материал: 3 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья – с прозрачной водой), лопатка, пластинка, 3 оргстекла.

Ход:

Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть?

  1. Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть.

Вывод: песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.

  1. Почему песок тонет?

В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

Вывод: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.

№2 «СОРЕВНОВАНИЕ»

Цель: познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

Развивать коммуникативные умение у детей

Материал: две стеклянные банки с почвой (одна с рыхлой, другая – с уплотнённой), палочка, черенок традесканции.

Ход:

Где мягче почва – на газоне или на тропинке? Давайте проверим все версии.

1 Дети трогают почву в банках, определяют состояние почвы палочкой. По совету воспитателя делают луночки. В какую почву палочка проходит легко, в какую с трудом?

Сажают в луночки черенки традесканции, поливают их умеренно.

2 Баночки оставляют на несколько дней. Наблюдают, где почва высохнет быстрее? Почему?

Вывод: уплотнённая почва не подходит растениям – плохо пропускает воздух и воду; рыхлая хорошо пропускает воду и воздух; быстро высыхает.

 

 

№3 «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

Цель: познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность. Развивать коммуникативные умение у детей

 

Материал: две баночки (одна с сухим, другая – с мокрым песком), пустая баночка, вода в лейке.

Ход:

Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую (песок сыпучий);

Из сухого песка слепить колобок – не получается (сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль);

Рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий), сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок (влажный быстро пропускает влагу, а сухой – некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит в глубь).

Вывод: песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

 

 

№4 «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА»

 

Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.Развивать коммуникативные умение у детей

Материал: две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой), пластинка из оргстекла, лопаточка.

Ход:

Почва бывает разной: Чёрной, жёлтой, красной,

Глинистой, песчаной, подзолистой, болотистой,

Серой лесной, ещё чернозёмной.

  1. Как узнать в какой баночке почва сухая, а в какой влажная? (обследовать пальцами, сравнить цвет, запах)

Вывод: сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая, липкая.

  1. Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой и влажной почвой? Баночки закрывают пластинками из оргстекла на 1-2 минуты; на пластине, которой закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги, а на пластине, которой закрыта баночка с сухой почвой – нет.

Вывод: сухая почва не содержит влагу; из влажной почвы испарение происходит в окружающую среду.

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

 

№ 1 «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. Развивать коммуникативные умение у детей

Материал: пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Ход:

Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой.

  1. Воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки).

Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

  1. Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?
  2. Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает)

 

№2 «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами. Учить отвечать на вопросы

Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

Ход:

В –ль: Какую песенку поет вода?

Дети: Буль, буль, буль.

В – ль: Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?

  1. Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.
  2. Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?
  3. Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

 

№ 3«ПАР – ЭТО ВОДА»

Цель: познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду. Учить детей просить помощь друг у друга.

Материал: чайник, оргстекло.

Ход:

Воспитатель ставит перед кипящим чайником стекло. Все наблюдают, как постепенно по нему начинают стекать струйки воды.

 

 

№4 «ЧТО БЫВАЕТ С ПАРОМ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ?»

Цель: показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов. Развивать коммуникативные умение у детей

 

Ход:

1. Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.

Делают вывод: пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.

2. Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

 

№5 «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Развивать умение своевременно вступать в общение

Ход:

Воспитатель вместе с детьми набирает в тарелку снег и предлагает им сказать, что будет со снегом в помещении. Тарелку уносят в группу. Вечером вместе рассматривают талую воду, обсуждают, что и почему произошло, откуда взялся мусор?

 

 

ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ

 

ОПЫТ № 1
Цель опыта: Подвести детей к пониманию и значению воздуха Воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Умение отвечать на вопросы.
Ход: Берем стакан с водой, вставив соломинку и выдыхаем воздух. В стакане появляются пузырьки.

 

ОПЫТ № 2
Цель опыта: Подвести детей к пониманию и значению воздуха. Умение задавать вопросы в ходе общения
Ход: Сделайте маленький парашют. Покажите, что, когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддерживав! его, поэтому снижение происходит плавно.

 

ОПЫТ № 3
Цель опыта: Подвести детей к пониманию характеристик воздуха. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Умение слушать собеседника

Ход: Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

 

ОПЫТ № 4
Цель опыта: Подвести детей к пониманию веса воздуха. Воздух имеет вес.

Ход: Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит

 

ОПЫТ № 5
Цель опыта: Подвести детей к пониманию и значению воздуха. Умение задавать вопросы в ходе общения

Ход: Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем, поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится так как воздух при охлаждении сжимается.
ОПЫТ № 6
Цель опыта: Помочь выявить свойство воздуха (упругость, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).Умение своевременно вступать в общение
Ход: Воспитатель предлагает детям провести опыт с воздушным шариком: посмотреть, как он будет лететь, если развязать нитку, которая удерживает в нем воздух. Дети с помощью воспитателя надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть.

 

ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ

 

ОПЫТ №1 «МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ?»

 

Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Умение задавать вопросы в ходе общения

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Процесс. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями

Вывод. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

 



2018-07-06 846 Обсуждений (0)
ОПЫТ №1 «МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ?» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОПЫТ №1 «МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ?»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (846)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)