Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трансформация подходов к управлению библиотечной деятельностью и внедрение принципов менеджмента качества в библиотечную сферу



2018-07-06 589 Обсуждений (0)
Трансформация подходов к управлению библиотечной деятельностью и внедрение принципов менеджмента качества в библиотечную сферу 0.00 из 5.00 0 оценок




ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ БИД»

  1. Теоретические концепции ведущих западных школ в управлении (школа научного управления; административная школа; школа человеческих отношений и поведенческих наук и др.)
  2. Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте
  3. Применение различных концепций менеджмента в реформировании управления библиотечно-информационной деятельностью
  4. Современная модель библиоменеджера: образование, навыки, требования
  5. Стили управления
  6. Методы управления
  7. Организация как функция управления
  8. Планирование как функция управления
  9. Контроль как функция управления
  10. Мотивация как функция управления
  11. Власть и лидерство в сфере управления
  12. Трансформация подходов к управлению библиотечной деятельностью и внедрение принципов менеджмента качества в библиотечную сферу
  13. Реализация инновационного процесса в библиотеке (инновационные проекты; сервисные, продуктовые инновации)
  14. Инновационные структурные подразделения (службы, центры, медиатеки и т.п.): ресурсное обеспечение и направление деятельности
  15. Стратегическое планирование библиотечной деятельностью
  16. Основы управления персоналом в библиотеке (процедуры найма, отбора, адаптации и профориентации, служебного продвижения в библиотеках)
  17. Социальный престиж библиоменеджера и методы его формирования
  18. Особенности технологии производственных совещаний
  19. Информационные службы и агентства на рынке информации
  20. Понятие и виды карьеры в библиотечно-инофрмационной сфере.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:

 

  1. Суслова, И.М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности / И.М. Суслова.- М., 2000.-136 с.
  2. Ястребова, Е.М. Культура современного руководителя (Постановка проблемы) / Е.М. Ястребова // Библиотековед. – 1995.- № 6.- С. 52-59
  3. Михнова, И.Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и их решения.- М., 2000.- 124 с.
  4. Деловые библиотеки России: от проектов к внедрению: сб. материалов и документов / ред.-сост. И.Б. Михнова.- М.- 191 с.
  5. Служба деловой информации в библиотеке: отечественная и зарубежная практика / под общей ред. И.Б. Михновой.- М., 1996.- 112 с.
  6. Хорошилов, А.В. Мировые информационные ресурсы / А.В. Хорошилов, С.Н. Селетков.- М.-СПб., 2004.- 176 с.
  7. Справочник библиотекаря.- СПб., 2000.-432 с.
  8. Справочник библиографа.- СПб, 2003.- 560 с.
  9. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю. Качанова.- СПб, 2003.- 318 с.
  10. Управление библиотекой.- СПб, 2002.- 302 с.
  11. Дубровина, Л.А. Минимум управления, максимум управляемости. Руководителям библиотек о Всеобщем управлении на основе качества.- М, 2004.- 400 с.
  12. Всеобщее управление на основе качества.- М., 2003.- 340 с.
  13. Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: сб. справочно-нормативных и рекомендательных материалов / сост. Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов.- М., 2001
  14. Суслова, И.М. Стратегическое управление библиотечной деятельностью / И.М. Суслова.- М, 1998.- 145 с.
  15. Публичные библиотеки в зарубежных странах: информационный сборник / Сост. В.Р. Фирсов, И.А. Трушина.- СПб., 2003
  16. Социологические исследования в библиотеках / Васильев И.Г., Илле М.Е., Раввинский Д.К.- СПб., 2001.- 174 с.
  17. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю. Качанова.- СПб, 2003.- 318 с.
  18. Акилина, М.И. Инновационное развитие библиотек : концептуальный подход / М.И. Акилина, С.Д. Колегаева, С.Г. Матлина, Е.И. Ратникова //Библиотековед. 2004.- № 2.- С.27-28
  19. Акилина, М.И. Публичные библиотеки: тенденции обновления / М.И. Акилина // Библиотековедение.- 2001.- № 2.- С.13-18
  20. Беркутова, Л.С. Публичная библиотека: инновационные изменения / Л.С. Беркутова // Информационный бюллетень РБА.- 2003.- № 25.- С.62-64
  21. Михнова, И.Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и их решения / Михнова И.Б.- М., 2000.- 124 с.
  22. Кезин, А.В. Менеджмент: теории управления организациями / А.В. Кезин.- М., 2002.- 270 с.
  23. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов.- М., 1999
  24. Куликова, Управление и экономика библиотек в переходный период / Куликова Л.В., Могилевер .- СПб, 1995 .- 152 с.
  25. Пашин А.И. Управление библиотечным делом Российской Федерации: современная концепция / А.И. Пашин.- М., 1998.- 96 с.

 


Трансформация подходов к управлению библиотечной деятельностью и внедрение принципов менеджмента качества в библиотечную сферу

 

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management TQM) – философия менеджмента, которая руководствуется потребностями и ожиданиями клиента и сосредоточена на постоянном совершенствовании рабочих процессов.

Возникла в 1980-1990-х гг. Истоки – подход Ф.Тейлора (с 1930-х гг.) и изучение опыта японских компаний (с 1950-х гг.). Предполагает быструю реакцию на изменение потребностей и ожиданий клиента. Цель – создать постоянно совершенствующуюся организацию и достичь необходимого конкурентного преимущества, которое обеспечить стабильное/лидирующее положение на рынке.

Основные концепции TQM:

- особое внимание уделяется клиенту, под кот. понимается все люди и организации пользующиеся услугами / продуктами компании.

- забота о непрерывном совершенствовании

- повышении качества продукции / услуг, сервисного обслуживания, постпродажного обслуживания, реакции на жалобы и претензии и т.п.

- точность измерений (использование специальных методик контроля за качеством / стандартов, норм, эталоном)

- передача полномочий работникам, т.е. вовлечение сотрудников в процесс совершенствования работы (коллективные методы работ).

 

В 1980-90-х гг. TQM внедряется в сферу науки, информатики и информационной деятельности, т.к. именно развитие этих областей обеспечивает конкурентоспособность национальной экономики и позволяет государству реализовывать свои политические и социальные цели и амбиции. Так, 60 % прироста ВНП США произошло за счет привлечения иностранных специалистов и ученых, особенно из стран СССР и Третьего мира. Происходят два процесса:

-сайентизация экономики (наука влияет на развитие экономики, появляются инновационные отрасли)

- эдукологизация (потребность в постоянном обучении в связи с изменениями в НТсфере).

Эти процессы отражаются и на библ.сфере, т.к. располагает значительными информационными ресурсами и организует доступ к ним. Библиотека также является центром непрерывного и дополнительного образования. Для наиболее адекватного выполнения своей социальной миссии публичная библиотека должна максимально расширять поле сотрудничества с др. б-ками, информацион.службами и т.п., оперативно предоставляя информацию об их деятельности потребителю.

Принципы TQM в б-ках:

- принятие научно обоснованных и стратегически верных решений за счет анализ полной и объективной информации, собранной с помощью современных методов

- отказ от авторитарного стиля управления и переход к лидерству

-делегирование полномочий, сопровождаемое делегированием ответсвенности

- постоянное обучение

- следование принципу – одно дело на всех

- признание 100% ответственности руководителя за работу системы.

 

Современные методы управления качеством охватывают все этапы жизненного цикла продукта / услуги (временной интервал от зарождения идее до утилизации).

Для библиотек спираль качества подразумевает:

- изучении информационных и прочих потребностей пользователей ( маркетинг )

- определение оптимального перечня услуг и продуктов

-определение необходимых информационных ресурсов (источников) и оборудования

- разработка технологии обслуживания

-формирования фондов

-монтаж оборудование

-разработка фирменного стиля, комфортности обслуживания

-обслуживание потребителей

-соблюдение этических и технических параметров деятельности

-контроль и измерение

-утилизация оборудования и фондов

-модернизация деятельности

 

 

Реализация инновационного процесса в библиотеке (инновационные проекты; сервисные, продуктовые инновации)

 

Еще до II Мировой Войны, когда мир качественно менялся и было осознано новое состояние общества (новый вид энергии – нефть, новые технологии – телефон, телеграф, синематогрф и т.п., новые виды техники – паровоз, автомобиль, аэроплан/самолет; новые модели организации общества – социализм и коммунизм) появилась потребность исследовании различные инновации и родилась научная дисциплина – инноватика. Термин «инновация» предложил в 1930-х гг. И. Шумпетер – различные изменения на основе внедрения новых товаров, средств, рынков и форм организации промышленности. При этом по И. Шумпетеру масштабные инновации способны привести к разрушению прежних социально-политических и экономических систем.

В настоящее время используют три термина:

-инновация – реализованная идея

-нововведение – промежуточный результат внедрения новшества, когда оно еще не стало инновацией и находится на стадии производительного освоения

-новшество – результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенной в опытном образце техники, продукции или материале, описания технологии или услуги.

5 этапов развития инноваций:

- осознание необходимости изменений и формирование образа новшества

-анализ рынка новшеств, поиск и отбор готовых инновационных решений, их оценка и экспертиза заимствования и адаптации

- заказ разработки новшества или самостоятельная разработка на основе методов инновационного проектирования (если этап № 2 отпадает)

- апробирование новшества и его экспериментальное внедрение, оценка возможностей трансляции (распространения) и коммерциализации (продажи), разработка программы методического и проектного обеспечения производственного освоения

-использование (освоение) инновации, ее продвижение, слияние с существующим производством / прекращение использования и осознание новых инновационных потребностей и возврат на этап 1

Причины проникновения инноваций в библиотечную сферу связаны с результатами НТР, социально-полит., эконом. и культур. изменениями. Причем в библиотечной среде используются многие заимствованные инновации (из информационной, научной, культурно-досуговой сферы).

Виды инноваций в библ. среде – 3 больших группы:

- продуктовые, сервисные, организационные и социально-технологические инновации

(Библиотека работает в условиях использования традиционной технологии. Нет средств на модернизацию оборудования, обновление технологий, дефицит инновационных ресурсов. Требуется активный поиск новых возможностей обслуживания, партнеров. Это должно в итоге стимулировать персонал и принести необходимые средства.)

- технологические, социальные, организационные, продуктовые инновации

(Б-ка обладает высоким инновационным потенциалом, устойчивыми ресурсами и прочными инновационными отношениями с партнерами, имеет возможность обновлять технологию и поддерживать развитие б-ки на высоком уровне )

- социальные, организационные, технолог., продукт. И. (Б.-ка имеет низкую общественную репутацию, дефицит основных видов ресурсов, низкую инновационную активность персонала. Требуется вмешательство извне, смена руководства, формирование проектной рабочей группы, изменение методов работы и т.п.)

Под продуктовыми и сервисными инновациями подразумевается заимствование из сопредельных сфер деятельности новых услуг и продуктов, поиск новых рынков и клиентов; разработка новых видов обслуживания на базе новых продуктов и услуг и потребностей клиентов; использование специализации (отраслевой, жанровой и т.п.)

Под организационными инновациями подразумевают создание новых отделов / секторов/ команд; изменение оргструктуры; изменение в практике планирования; изменение в методике изучения и оценки рынка, спроса, ресурсов (возможностей); изменение в применении приемов, средств и методов общественной коммуникации (реклама, PR, фандрайзинг (увелечение фондов,т.е. финансовых ресурсов) и т.п.); изменение библ. Ценностей, идеалов, принципов функционирования, традиций.

Под социальными инновациями подразумевают приемы управления персоналом; повышение квалификации сотрудников и создание условий для служебного продвижения и карьерного роста; профессиональные коммуникации (связи с коллегами) и «сетевое» взаимодействие библиотек (конференции, семинары, стажировки, корпоративные праздники и т.п.)

Под технологическими инновациями подразумевают внедрение новых технологий, средств связи, оргтехники. Необходимо уделять внимание универсальным технологиям (для пользователей и сотрудников), включающим в себя возможности ПК и специфическим библиотечным, подразумевающим автоматизацию библиотечно-библиографических процессов (новые средства каталогизации, библиографирования документов, защиты фондов и т.п.). К технологическим инновациям относят также комплектование новыми видами носителей информации.

Комплекс библиотечно-инфомационных услуг / продуктов делят на несколько групп:

- традиционные БИУ – предоставление документов из фонда для пользования в ч/з или аб., необходимые консультации, рекомендации при выдачи книг и их поиске в традиционных каталогах/картотеках; предоставление возможности для самостоятельного поиска документов в ЭК, каталога /картотеках, библиогр.пособиях.

-сервисные услуги – связаны с организацией удобства обслуживания (прием заказа на документы по телефону/элект.почте, факсу; подбор документов по предварительной заявке, постановка на очередь дефицитных документов; переводы; продажа канцтоваров)

-консалтинговые (консультационные) и образовательные услуги (консультирование по методике поиска документов (где искать?); организация тренингов по методикам быстрого чтения, основам информационной грамотности, навигации по ресурсам Интернет; курсы по различным направлениям; организация консультаций врачей, юристов и т.п. в б-ке)

- рекламные и посреднические услуги (организация выставок, презентаций, ярмарок, творческих встреч, книжного магазина / лавки;)

- досуговые услуги (организация клубов, студий, вечеров; разработка сценариев праздников и их проведение; организация турист.любительских центров, связанных с местным краеведением, экскурсий и экспедиций)

-издательско-полиграфические услуги (копирование, тиражирование, сканирование, печать; редакционные услуги; изготовление визиток, буклетов, реклам.материалов и малотиражных изданий по заявкам заказчиков).

Платные услуги – это услуги, на производство которых требует значительные усилия (материальные, с использованием техники, интеллектуальные, временные). Эти услуги изначально трудоемки или дороги (из-за использования тех. средств), они могут быть переведены в категорию платные. Эти услуги также могут быть предоставляемы бесплатно, если под них выделено целевой финансирование (например, выход в Интернет, образовательные курсы м.б. бесплатными).

Бесплатные услуги – это традиционные услуги, не требующие длительных усилий и трудозатрат.

Библиотека не должна стремиться сделать все свои услуги платными и окупать затраты на них за счет пользователя, это нарушает принципы социального маркетинга и закрывает доступ к информации социально незащищенным слоям населения (в более глобальных последствиях это провоцирует социальную напряженность в обществе, увеличивает процент малообразованных людей, пополняющих ряды безработных). Необходимо привлекать деньги и средства из других источников (гранты, социально-творческие заказы, дары) и вкладывать их в развитие новых услуг.

 

Комплексные технологические, сервисные, продуктовые, социальные инновации неизбежно приводят к организационным, к возникновению новых отделов и подразделений, к реорганизации системы управления библиотекой.

Так. В библиотеках могут быть открыты:

- бизнес-залы / центры деловой информации

- Интернет-центры / медиатеки

- центры социальной информации

- центры информации по конкретным отраслям и сферам (медицина, техника, образование и педагогика, музыка и культура, язык и культуры и т.п.)

 

В любой организации инновационная деятельность состоится при реализации следующих условий:

- разработка инновационной стратегии и контроль за ее воплощением

- создание команды наиболее активных, дееспособных сотрудников

- создание атмосферы творчества, открытости, коммуникабельности и веры в успех

- обеспечение финансовыми ресурсами

- организации системы контроля и учета эффективности и качества инноваций

-организация коммуникаций

-формирование собственного стиля управления (с долей харизматичности)

-ориентация на собственный творческий вклад и саморазвитие

 

 




2018-07-06 589 Обсуждений (0)
Трансформация подходов к управлению библиотечной деятельностью и внедрение принципов менеджмента качества в библиотечную сферу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трансформация подходов к управлению библиотечной деятельностью и внедрение принципов менеджмента качества в библиотечную сферу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)