Трансформация подходов к управлению библиотечной деятельностью и внедрение принципов менеджмента качества в библиотечную сферу
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ БИД»
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:
Трансформация подходов к управлению библиотечной деятельностью и внедрение принципов менеджмента качества в библиотечную сферу
Всеобщее управление качеством (Total Quality Management TQM) – философия менеджмента, которая руководствуется потребностями и ожиданиями клиента и сосредоточена на постоянном совершенствовании рабочих процессов. Возникла в 1980-1990-х гг. Истоки – подход Ф.Тейлора (с 1930-х гг.) и изучение опыта японских компаний (с 1950-х гг.). Предполагает быструю реакцию на изменение потребностей и ожиданий клиента. Цель – создать постоянно совершенствующуюся организацию и достичь необходимого конкурентного преимущества, которое обеспечить стабильное/лидирующее положение на рынке. Основные концепции TQM: - особое внимание уделяется клиенту, под кот. понимается все люди и организации пользующиеся услугами / продуктами компании. - забота о непрерывном совершенствовании - повышении качества продукции / услуг, сервисного обслуживания, постпродажного обслуживания, реакции на жалобы и претензии и т.п. - точность измерений (использование специальных методик контроля за качеством / стандартов, норм, эталоном) - передача полномочий работникам, т.е. вовлечение сотрудников в процесс совершенствования работы (коллективные методы работ).
В 1980-90-х гг. TQM внедряется в сферу науки, информатики и информационной деятельности, т.к. именно развитие этих областей обеспечивает конкурентоспособность национальной экономики и позволяет государству реализовывать свои политические и социальные цели и амбиции. Так, 60 % прироста ВНП США произошло за счет привлечения иностранных специалистов и ученых, особенно из стран СССР и Третьего мира. Происходят два процесса: -сайентизация экономики (наука влияет на развитие экономики, появляются инновационные отрасли) - эдукологизация (потребность в постоянном обучении в связи с изменениями в НТсфере). Эти процессы отражаются и на библ.сфере, т.к. располагает значительными информационными ресурсами и организует доступ к ним. Библиотека также является центром непрерывного и дополнительного образования. Для наиболее адекватного выполнения своей социальной миссии публичная библиотека должна максимально расширять поле сотрудничества с др. б-ками, информацион.службами и т.п., оперативно предоставляя информацию об их деятельности потребителю. Принципы TQM в б-ках: - принятие научно обоснованных и стратегически верных решений за счет анализ полной и объективной информации, собранной с помощью современных методов - отказ от авторитарного стиля управления и переход к лидерству -делегирование полномочий, сопровождаемое делегированием ответсвенности - постоянное обучение - следование принципу – одно дело на всех - признание 100% ответственности руководителя за работу системы.
Современные методы управления качеством охватывают все этапы жизненного цикла продукта / услуги (временной интервал от зарождения идее до утилизации). Для библиотек спираль качества подразумевает: - изучении информационных и прочих потребностей пользователей ( маркетинг ) - определение оптимального перечня услуг и продуктов -определение необходимых информационных ресурсов (источников) и оборудования - разработка технологии обслуживания -формирования фондов -монтаж оборудование -разработка фирменного стиля, комфортности обслуживания -обслуживание потребителей -соблюдение этических и технических параметров деятельности -контроль и измерение -утилизация оборудования и фондов -модернизация деятельности
Реализация инновационного процесса в библиотеке (инновационные проекты; сервисные, продуктовые инновации)
Еще до II Мировой Войны, когда мир качественно менялся и было осознано новое состояние общества (новый вид энергии – нефть, новые технологии – телефон, телеграф, синематогрф и т.п., новые виды техники – паровоз, автомобиль, аэроплан/самолет; новые модели организации общества – социализм и коммунизм) появилась потребность исследовании различные инновации и родилась научная дисциплина – инноватика. Термин «инновация» предложил в 1930-х гг. И. Шумпетер – различные изменения на основе внедрения новых товаров, средств, рынков и форм организации промышленности. При этом по И. Шумпетеру масштабные инновации способны привести к разрушению прежних социально-политических и экономических систем. В настоящее время используют три термина: -инновация – реализованная идея -нововведение – промежуточный результат внедрения новшества, когда оно еще не стало инновацией и находится на стадии производительного освоения -новшество – результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенной в опытном образце техники, продукции или материале, описания технологии или услуги. 5 этапов развития инноваций: - осознание необходимости изменений и формирование образа новшества -анализ рынка новшеств, поиск и отбор готовых инновационных решений, их оценка и экспертиза заимствования и адаптации - заказ разработки новшества или самостоятельная разработка на основе методов инновационного проектирования (если этап № 2 отпадает) - апробирование новшества и его экспериментальное внедрение, оценка возможностей трансляции (распространения) и коммерциализации (продажи), разработка программы методического и проектного обеспечения производственного освоения -использование (освоение) инновации, ее продвижение, слияние с существующим производством / прекращение использования и осознание новых инновационных потребностей и возврат на этап 1 Причины проникновения инноваций в библиотечную сферу связаны с результатами НТР, социально-полит., эконом. и культур. изменениями. Причем в библиотечной среде используются многие заимствованные инновации (из информационной, научной, культурно-досуговой сферы). Виды инноваций в библ. среде – 3 больших группы: - продуктовые, сервисные, организационные и социально-технологические инновации (Библиотека работает в условиях использования традиционной технологии. Нет средств на модернизацию оборудования, обновление технологий, дефицит инновационных ресурсов. Требуется активный поиск новых возможностей обслуживания, партнеров. Это должно в итоге стимулировать персонал и принести необходимые средства.) - технологические, социальные, организационные, продуктовые инновации (Б-ка обладает высоким инновационным потенциалом, устойчивыми ресурсами и прочными инновационными отношениями с партнерами, имеет возможность обновлять технологию и поддерживать развитие б-ки на высоком уровне ) - социальные, организационные, технолог., продукт. И. (Б.-ка имеет низкую общественную репутацию, дефицит основных видов ресурсов, низкую инновационную активность персонала. Требуется вмешательство извне, смена руководства, формирование проектной рабочей группы, изменение методов работы и т.п.) Под продуктовыми и сервисными инновациями подразумевается заимствование из сопредельных сфер деятельности новых услуг и продуктов, поиск новых рынков и клиентов; разработка новых видов обслуживания на базе новых продуктов и услуг и потребностей клиентов; использование специализации (отраслевой, жанровой и т.п.) Под организационными инновациями подразумевают создание новых отделов / секторов/ команд; изменение оргструктуры; изменение в практике планирования; изменение в методике изучения и оценки рынка, спроса, ресурсов (возможностей); изменение в применении приемов, средств и методов общественной коммуникации (реклама, PR, фандрайзинг (увелечение фондов,т.е. финансовых ресурсов) и т.п.); изменение библ. Ценностей, идеалов, принципов функционирования, традиций. Под социальными инновациями подразумевают приемы управления персоналом; повышение квалификации сотрудников и создание условий для служебного продвижения и карьерного роста; профессиональные коммуникации (связи с коллегами) и «сетевое» взаимодействие библиотек (конференции, семинары, стажировки, корпоративные праздники и т.п.) Под технологическими инновациями подразумевают внедрение новых технологий, средств связи, оргтехники. Необходимо уделять внимание универсальным технологиям (для пользователей и сотрудников), включающим в себя возможности ПК и специфическим библиотечным, подразумевающим автоматизацию библиотечно-библиографических процессов (новые средства каталогизации, библиографирования документов, защиты фондов и т.п.). К технологическим инновациям относят также комплектование новыми видами носителей информации. Комплекс библиотечно-инфомационных услуг / продуктов делят на несколько групп: - традиционные БИУ – предоставление документов из фонда для пользования в ч/з или аб., необходимые консультации, рекомендации при выдачи книг и их поиске в традиционных каталогах/картотеках; предоставление возможности для самостоятельного поиска документов в ЭК, каталога /картотеках, библиогр.пособиях. -сервисные услуги – связаны с организацией удобства обслуживания (прием заказа на документы по телефону/элект.почте, факсу; подбор документов по предварительной заявке, постановка на очередь дефицитных документов; переводы; продажа канцтоваров) -консалтинговые (консультационные) и образовательные услуги (консультирование по методике поиска документов (где искать?); организация тренингов по методикам быстрого чтения, основам информационной грамотности, навигации по ресурсам Интернет; курсы по различным направлениям; организация консультаций врачей, юристов и т.п. в б-ке) - рекламные и посреднические услуги (организация выставок, презентаций, ярмарок, творческих встреч, книжного магазина / лавки;) - досуговые услуги (организация клубов, студий, вечеров; разработка сценариев праздников и их проведение; организация турист.любительских центров, связанных с местным краеведением, экскурсий и экспедиций) -издательско-полиграфические услуги (копирование, тиражирование, сканирование, печать; редакционные услуги; изготовление визиток, буклетов, реклам.материалов и малотиражных изданий по заявкам заказчиков). Платные услуги – это услуги, на производство которых требует значительные усилия (материальные, с использованием техники, интеллектуальные, временные). Эти услуги изначально трудоемки или дороги (из-за использования тех. средств), они могут быть переведены в категорию платные. Эти услуги также могут быть предоставляемы бесплатно, если под них выделено целевой финансирование (например, выход в Интернет, образовательные курсы м.б. бесплатными). Бесплатные услуги – это традиционные услуги, не требующие длительных усилий и трудозатрат. Библиотека не должна стремиться сделать все свои услуги платными и окупать затраты на них за счет пользователя, это нарушает принципы социального маркетинга и закрывает доступ к информации социально незащищенным слоям населения (в более глобальных последствиях это провоцирует социальную напряженность в обществе, увеличивает процент малообразованных людей, пополняющих ряды безработных). Необходимо привлекать деньги и средства из других источников (гранты, социально-творческие заказы, дары) и вкладывать их в развитие новых услуг.
Комплексные технологические, сервисные, продуктовые, социальные инновации неизбежно приводят к организационным, к возникновению новых отделов и подразделений, к реорганизации системы управления библиотекой. Так. В библиотеках могут быть открыты: - бизнес-залы / центры деловой информации - Интернет-центры / медиатеки - центры социальной информации - центры информации по конкретным отраслям и сферам (медицина, техника, образование и педагогика, музыка и культура, язык и культуры и т.п.)
В любой организации инновационная деятельность состоится при реализации следующих условий: - разработка инновационной стратегии и контроль за ее воплощением - создание команды наиболее активных, дееспособных сотрудников - создание атмосферы творчества, открытости, коммуникабельности и веры в успех - обеспечение финансовыми ресурсами - организации системы контроля и учета эффективности и качества инноваций -организация коммуникаций -формирование собственного стиля управления (с долей харизматичности) -ориентация на собственный творческий вклад и саморазвитие
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |