Упражнения с многозначными словами
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Методика развития речи на лексическом уровне Уточнение словаря Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Синонимы – это слова одной части речи, обозначающие одно и то же явление действительности. Примеры упражнений с синонимами 1. Предлагается список слов, относящихся к одной части речи. В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы: бежит, глядит, спит, лечится, смотрит, несется, глаз не сводит. 2. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов): огромный, гигантский, большой. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значения каждого слова. 3. Подбор синонимов к данному слову. Затем со всеми словами составленного ряда составляются предложения. 4. Замена синонима в предложении. Включаются поочередно разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих слов. (Воробьи уселись на крышу и весело (пели, щебетали, чирикали) 5. Выбор наиболее точного слова из двух-трех синонимов. 6. Найди лишнее слово: собака, щенок, песик, котик; глубокий, печальный, унылый, грустный. 7. Установите соответствие между словами-синонимами. 8. Заменить одним словом фразеологизм: бить баклуши – бездельничать
*Антонимы – слова с противоположным значением. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче. Примеры упражнений с антонимами 1. Подбор антонимов к данным словам: тьма - …………… холодный - …………… 2. Составление предложений с антонимами, точнее – с парами антонимов; 3. Учитель называет слова, а учащиеся подбирают к ним антонимическую пару. Приходят к выводу, что не к каждому слову можно подобрать пару. 4. Замена антонима в предложении: Заяц бегает быстро. Черепаха ползает …………… 5. Продолжение начатого предложения с антонимами: В поле холодно, а в беличьем домике …………… 6. Подбор антонимов к многозначным словам: свежий хлеб - …………… хлеб свежий ветер - ………… ветер 7. Сравнить предметы по разным признакам и составить антонимические пары: перец – мед; река-ручей; уголь-мел 8. Составление параллельных синонимических рядов: старый, ветхий – новый, крепкий Упражнения с многозначными словами 1. Подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов. 2. Сравнить значения слов в сочетаниях: Идут часы – идут дети – идёт строительство. 3. Подобрать близкие по смыслу слова (синонимы) к каждому значению данных слов: сырой картофель - ………… сырая земля - ………………… 4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов. сырой песок - …………………… сырой картофель - …………… 5. Распределить в два столбика слова: однозначные и многозначные.
Омонимы омофоны омоформы (гриб-грипп) (три - числ.; три – гл.) (лиса-леса) (косой – чем; косой – какой) омографы (замок – замок) Омонимы: Многозначные слова: Слово - слово 1 - слово 2 1 2 3 банка – скамья банка – мед. предмет банка – мед. предмет банка – тара коса – прическа кисть- рука коса – инструмент кисть – инструмент для рисования кисть винограда заяц – животное заяц – безбилетный пассажир паронимы – человечный-человеческий;
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (663)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |