Языкознание и другие социальные науки.
СТАТУС ЛИНГВИСТИКИ КАК НАУКИ
План:
1. Достижения лингвистики как науки. 2. Язык как руководящее начало внаучном изучении культуры. 3. Язык определяет способ восприятия реальности. 4. Языкознание и другие социальные науки. 5. Языкознание − естественная или гуманитарная наука?
Достижения лингвистики как науки.
- Научный период в истории лингвистики начинается со сравнительного изучения и реконструкции индоевропейских языков. - В ходе исследований индоевропеисты выработали методику, формулировки которой близки к законам естественных наук. - В основе сравнительно-исторического языкознания лежит гипотеза о регулярном характере звуковых изменений. Именно этот подход позволил достичь наибольших успехов в области проблематики истории языка. - Разработанные индоевропеистами методы были использованы в исследованиях языков других семей: «примитивным» бесписьменным языкам Азии и Африки, и применительно к формам речи более развитых народов. - Фонетические законы и выравнивание по аналогии – это основные ключи к пониманию процесса развития различных языков и диалектов из одного общего праязыка. Это положение подтверждают исследования Блумфилда в области центральных алгонкинских языков и мои – на материале атабаскских языков. Возможность предсказать правильность форм в том или ином бесписьменном языке на основании фонетических законов существует не только теоретически – сейчас можно привести примеры подтвердившихся предсказаний.
2. Язык как руководящее начало внаучном изучении культуры.
Язык приобретает все большую значимость в качестве руководящего начала внаучном изучении культуры. Система культурных стереотипов всякой цивилизации упорядочивается с помощью языка, выражающего данную цивилизацию. Наивно думать, что можно понять основные принципы культуры на основе чистого наблюдения без того ориентира, каковым является языковой символизм, делающий эти принципы значимыми для общества и понятными ему. Когда-нибудь попытка исследования примитивной культуры без привлечения данных языка соответствующего общества будет выглядеть столь же непрофессиональной, как труд историка, который не может воспользоваться в своем исследовании подлинными документами той цивилизации, которую он описывает. Для решения фундаментальных проблем человеческой культуры знание языковых механизмов и понимание процесса исторического развития языка становятся тем более важными, чем более изощренными становятся исследования в области социального поведения человека. Именно поэтому мы можем считать язык символическим руководством к пониманию культуры. Но значение лингвистики для изучения культуры этим не исчерпывается. Многие объекты и явления культуры настолько взаимосвязаны с их терминологией, что изучение распределения культурно значимых терминов часто позволяет увидеть историю открытий и идей в новом свете.
Язык определяет способ восприятия реальности.
Язык − это путеводитель в «социальной действительности». Он существенно влияет на наше представление о социальных процессах и проблемах. Люди живут не только в материальном мире и не только в мире социальном, как это принято думать: в значительной степени они все находятся и во власти того конкретного языка, который стал средством выражения в данном обществе. Представление о том, что человек ориентируется во внешнем мире без помощи языка и что язык является всего лишь случайным средством решения специфических задач мышления и коммуникации, – всего лишь иллюзия. В действительности же «реальный мир» в значительной мере неосознанно строится на основе языковых привычек той или иной социальной группы. Два разных языка никогда не бывают столь схожими, чтобы их можно было считать средством выражения одной и той же социальной действительности. Миры, в которых живут различные общества, – это разные миры, а вовсе не один и тот же мир с различными навешанными на него ярлыками.
Понимание простого стихотворения предполагает не только понимание каждого из составляющих его слов: необходимо понимание всего образа жизни данного общества, отражающегося в словах и раскрывающегося в оттенках их значения.
Мы видим, слышим и вообще воспринимаем окружающий мир именно так, а не иначе, главным образом благодаря тому, что наш выбор при его интерпретации предопределяется языковыми привычками нашего общества.
Языкознание и другие социальные науки.
Для социологии в узком смысле слова данные лингвистики имеют большое значение. Важным для социологии является вопрос, как язык во взаимодействии с другими факторами влияет на процесс передачи мыслей и моделей поведения от человека к человеку. И вопрос осимволической значимости языковых расхождений, возникающих в обществе. Правильность, социальный стиль речи, специфические особенности произношения, характерные обороты, нелитературные формы речи, профессионализмы – это символы разнообразных способов самоорганизации общества, которые имеют решающее значение для понимания развития индивидуальных и социальных свойств. Но социолог не в состоянии оценить важность этих явлений, пока у него нет представления о языковой основе, спомощью которой можно оценить социальный символизм.
Языковым данным уделяется большое внимание со стороны психологии. Психологические объяснения языковых фактов, сделанные лингвистами, должны быть переформулированы в более общих терминах; в таком случае языковые факты могут быть рассмотрены как специфические формы символического поведения. Представляется вполне вероятным, что изучение символической природы языковых форм и процессов могло бы обогатить психологическую науку. Например, показать человеку кулак – это редуцированный и безвредный способ обозначить реальное избиение, и если такой жест начинает восприниматься в обществе как достаточно выразительный метод замещения угроз или брани, то его можно считать символом в прямом смысле слова. Однако со временем форма символа изменяется до такой степени, что всякая внешняя связь с замещаемым им понятием утрачивается. Так, нельзя усмотреть никакой внешней связи между окрашенной в красно-бело-синий цвет материей и Соединенными Штатами Америки. Поэтому можно считать, что флаг – это вторичный символ. Понять язык с точки зрения психологии – значит рассмотреть его как набор вторичных символов. Можно полагать, что лингвистике суждено сыграть важную роль в конфигурационной психологии, поскольку из всех форм культуры язык совершенствует свою структуру сравнительно независимо от прочих способов структурирования культуры. Языкознание станет чем-то вроде руководства к пониманию «психологической географии» культуры в целом.
Философия все в большей степени начинает заниматься проблемами языка. Философу необходимо понимать язык, чтобы обезопасить себя от своих собственных языковых привычек, пытаясь освободитьлогику от грамматических помех и понять символическую природу знания и значение символики, философы вынуждены изучать основы самих языковых процессов.
О связи лингвистики с естественными науками. Языковеды многим обязаны представителям естественных наук – особенно физики и физиологии – в том, что касается их технического оснащения. Фонетика, необходимая предпосылка для исследования в лингвистике, немыслима без внедрения в акустику и физиологию органов речи. Лингвисты, которые интересуются фактическими подробностями речевого поведения отдельной личности должны постоянно обращаться к помощи естественных наук. Однако вероятно, что накопленный в результате лингвистических исследований опыт также может способствовать постановке собственно акустических или физиологических задач.
Понимание языковых механизмов необходимо для изучения истории.
5. Языкознание − естественная или гуманитарная наука? (гуманитарная)
Каково место лингвистики в ряду научных дисциплин? Является ли она естественной наукой или все-таки гуманитарной? Имеются два обстоятельства, в силу которых существует явная тенденция рассматривать языковые данные в контексте биологии. Во-первых, реальная техника языкового поведения приспособлена к весьма специфическим физиологическим особенностям человека. Во-вторых, регулярность и стандартность языковых процессов вызывают квазиромантическое ощущение контраста с абсолютно свободным и необусловленным поведением человека, рассматриваемым с точки зрения культуры. Однако регулярность звуковых изменений лишь на поверхностном уровне аналогична биологическому автоматизму. Как раз потому, что язык является столь же строго социализированной частью культуры, как и любая ее часть. За внешней беспорядочностью социальных явлений скрывается регулярность, столь же реальная, как регулярность физических процессов в мире механики. Язык – это в первую очередь продукт социального и культурного развития, и воспринимать егоследует именно с этой точки зрения. Его регулярность и формальное развитие, безусловно, основываются на биологических и психологических предпосылках. Но эта регулярность и неосознанный характер основных языковых форм не превращают лингвистику в простой придаток биологии или психологии. Языкознание лучше всех других социальных наук демонстрирует возможность подлинно научного изучения общества, не подражая методам и не принимая на веру положений естественных наук.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1338)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |