Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Языкознание и другие социальные науки.



2018-07-06 1338 Обсуждений (0)
Языкознание и другие социальные науки. 0.00 из 5.00 0 оценок




СТАТУС ЛИНГВИСТИКИ КАК НАУКИ

 

План:

 

1. Достижения лингвистики как науки.

2. Язык как руководящее начало внаучном изучении культу­ры.

3. Язык определяет способ восприятия реальности.

4. Языкознание и другие социальные науки.

5. Языкознание − естественная или гуманитарная наука?

 

Достижения лингвистики как науки.

 

- Научный пери­од в истории лингвистики начинается со срав­нительного изучения и реконструкции ин­доевропейских языков.

- В ходе исследований индоевропеисты выработали методику, формулировки которой близки к законам естественных наук.

- В основе сравнительно-исторического языкознания лежит гипотеза о регулярном характере звуковых изменений. Именно этот подход позволил достичь наибольших успехов в области проблематики истории языка.

- Разработанные индоевропеистами методы были использованы в исследованиях языков других семей: «при­митивным» бесписьменным языкам Азии и Африки, и применительно к фор­мам речи более развитых народов.

- Фонетические законы и выравнивание по аналогии – это основные ключи к пониманию процесса развития различных языков и диалектов из одного общего праязыка. Это положение подтверждают исследования Блумфилда в области центральных алгонкинских языков и мои – на материале атабаскских языков.

Возможность предсказать правильность форм в том или ином бесписьменном языке на основании фонетических законов су­ществует не только теоретически – сейчас можно привести примеры подтвердившихся предсказаний.

 

2. Язык как руководящее начало внаучном изучении культу­ры.

 

Язык приобретает все большую значимость в каче­стве руководящего начала внаучном изучении культу­ры. Система культурных стереоти­пов всякой цивилизации упорядочивается с помощью языка, выражающего данную цивилизацию.

Наивно ду­мать, что можно понять основные принципы культуры на основе чистого наблюдения без того ори­ентира, каковым является языковой символизм, делающий эти принципы значимыми для общества и понятными ему.

Когда-нибудь попытка исследования примитивной культуры без привлечения данных языка соответствующего общества будет выглядеть столь же непрофессиональной, как труд историка, который не может воспользоваться в своем исследовании подлин­ными документами той цивилизации, которую он опи­сывает.

Для решения фундаментальных проб­лем человеческой культуры знание языковых механизмов и понимание процесса исторического развития языка становятся тем более важными, чем более изощренными становятся исследования в области социального поведения человека. Именно поэтому мы можем считать язык символическим руководством к по­ниманию культуры. Но значение лингвистики для изучения культуры этим не исчерпывается. Многие объекты и явления культуры настолько взаимосвязаны с их терми­нологией, что изучение распределения культурно значи­мых терминов часто позволяет увидеть историю откры­тий и идей в новом свете.

 

 

Язык определяет способ восприятия реальности.

 

Язык − это путеводитель в «социальной действи­тельности». Он существен­но влияет на наше представление о социальных процес­сах и проблемах. Люди живут не только в материаль­ном мире и не только в мире социальном, как это приня­то думать: в значительной степени они все находятся и во власти того конкретного языка, который стал средством выражения в данном обществе.

Представление о том, что человек ориентируется во внешнем мире без помощи языка и что язык является всего лишь случайным средством решения специфических задач мышления и коммуникации, – всего лишь иллюзия. В действительности же «реальный мир» в зна­чительной мере неосознанно строится на основе языковых привычек той или иной социальной группы. Два разных языка никогда не бывают столь схожими, чтобы их можно было считать средством выражения одной и той же социальной действительности. Миры, в которых живут различные общества, – это разные миры, а вовсе не один и тот же мир с различными навешанными на него ярлыками.

 

Понимание простого стихотворения предполагает не только понимание каждого из состав­ляющих его слов: необходимо понимание всего образа жизни данного общества, отра­жающегося в словах и раскрывающегося в оттенках их значения.

 

Мы видим, слышим и во­обще воспринимаем окружающий мир именно так, а не иначе, главным образом благодаря тому, что наш выбор при его интерпретации предопределяется языковыми привычками нашего общества.

 

 

Языкознание и другие социальные науки.

 

Для социологии в узком смысле слова данные линг­вистики имеют большое значение.

Важным для социологии является вопрос, как язык во взаимодействии с другими факторами влияет на процесс передачи мыслей и моделей поведе­ния от человека к человеку.

И вопрос осимволической зна­чимости языковых расхожде­ний, возникающих в об­ществе.

Правильность, социальный стиль речи, специфические осо­бенности произношения, характерные обороты, нели­тературные формы речи, профессионализмы – это символы разнообразных способов само­организации общества, которые имеют решающее зна­чение для понимания развития индивидуальных и социальных свойств. Но социолог не в состоянии оценить важность этих явлений, пока у него нет представления о языковой основе, спомощью которой можно оценить социальный символизм.

 

Языковым данным уделяется большое внимание со стороны психологии. Психологичес­кие объяснения языковых фактов, сделанные лингвис­тами, должны быть переформулированы в более общих терминах; в таком случае языковые факты могут быть рассмотрены как специфические формы символи­ческого поведения.

Представляется вполне вероят­ным, что изучение символической природы язы­ковых форм и процессов могло бы обогатить психологическую науку.

Например, показать человеку ку­лак – это редуцированный и безвредный способ обозначить реальное избиение, и если такой жест начинает восприниматься в обществе как доста­точно выразительный метод замещения угроз или бра­ни, то его можно считать символом в прямом смысле слова.

Однако со временем форма символа изменяется до такой степени, что всякая внешняя связь с замещаемым им понятием утрачивается. Так, нельзя усмотреть никакой внешней связи между окрашенной в красно-бело-синий цвет материей и Соединенными Штатами Америки. Поэтому можно считать, что флаг – это вторичный символ. Понять язык с точки зрения психологии – значит рассмотреть его как набор вторичных символов.

Можно полагать, что лингвистике суждено сыграть важную роль в кон­фигурационной психологии, поскольку из всех форм культуры язык совершенствует свою структуру сравнительно независимо от прочих способов структу­рирования культуры. Язы­кознание станет чем-то вроде руководства к пониманию «психологической географии» культуры в целом.

 

Философия все в большей степени начинает заниматься проблемами языка. Философу необходимо понимать язык, чтобы обезопасить себя от своих собствен­ных языковых привычек, пытаясь освободитьлогику от грамматических помех и понять символическую природу знания и значение сим­волики, философы вынуждены изучать основы самих языковых процессов.

 

О связи лингвистики с естественны­ми науками. Языковеды многим обязаны представите­лям естественных наук – особенно физики и физиоло­гии – в том, что касается их технического оснащения. Фонетика, необходимая предпосылка для исследования в лингвистике, немыслима без вне­дрения в акустику и физиологию органов речи.

Лингви­сты, которые интересуются фактичес­кими подробностями речевого поведения от­дельной личности должны постоянно обращаться к помощи естественных наук. Однако вероятно, что на­копленный в результате лингвистических исследова­ний опыт также может способ­ствовать постановке собственно акустических или физиологических задач.

 

Понимание языковых механизмов необходимо для изучения ис­тории.

 

 

5. Языкознание − естественная или гуманитарная наука? (гуманитарная)

 

Каково место лингвистики в ряду научных дисциплин? Является ли она естественной наукой или все-таки гуманитарной?

Имеются два обстоятельства, в силу которых существует явная тенденция рассматри­вать языковые данные в контексте биологии. Во-первых, реальная техника языкового поведения приспособлена к весьма специфическим фи­зиологическим особенностям человека. Во-вторых, регу­лярность и стандартность языковых процессов вызыва­ют квазиромантическое ощущение контраста с абсолют­но свободным и необусловленным поведением человека, рассматриваемым с точки зрения культуры.

Однако ре­гулярность звуковых изменений лишь на поверхностном уровне аналогична биологическому автоматизму. Как раз потому, что язык является столь же строго социали­зированной частью культуры, как и любая ее часть.

За внешней беспорядочностью социальных явлений скрывается регулярность, столь же реальная, как регулярность физических процессов в мире механики.

Язык – это в первую очередь продукт социального и культурного развития, и воспринимать егоследует именно с этой точки зрения. Его регулярность и формальное развитие, безусловно, основываются на биологических и психологических предпосылках. Но эта регулярность и неосознанный ха­рактер основных языковых форм не превращают лингви­стику в простой придаток биологии или психологии.

Языкознание лучше всех других социальных наук демон­стрирует возможность подлинно научного изучения об­щества, не подражая методам и не принимая на веру положений естественных наук.



2018-07-06 1338 Обсуждений (0)
Языкознание и другие социальные науки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Языкознание и другие социальные науки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)