Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика научной деятельности в эпоху рождения постнеклассической науки.



2018-07-06 295 Обсуждений (0)
Специфика научной деятельности в эпоху рождения постнеклассической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок




Степин В. С.

Философская антропология и философия науки. М. Высшая школа. - 1992 - С. 180-200.

Смена типов научной рациональности.

Изменение познавательных идеалов и норм при переходе от классической к неклассической науке.

Классическая наука Неклассическая наука (квантовая релятивистская физика)
Идеал объяснения и описания предполагает характеристику объекта "самого по себе", без указания на средства его исследования В качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. Изменяются идеалы и нормы доказательности и обоснования знания: экспликация при изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий (принцип наблюдаемости) и выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями (принцип соответствия). Новая система познавательных идеалов и норм обеспечи­вает значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем. Такие объекты характе­ризуются уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, массовым стохас­тическим взаимодействием их элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Резкая перестройка в картинах реальности ведущих областей естествознания и развитие общенаучной картины мира осуществлялись на базе представлений о природе как сложной динамической системе. Тем самым создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживалась иерархическая организованность Вселенной как сложного динамического единства. Картины реальности, вырабатываемые в отдельных науках, на этом этапе еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, которые затем включались в общенаучную картину мира.

 

Формирование новых философских оснований науки.

Идея исторической изменчивости научного знания соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания. Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности.

Новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п.

Включение новых смыслов в категории части и целого, причинности, случайности и необходимости, вещи, процесса, состояния и др.

Эта "категориальная сетка" вводила новый образ объекта, который представал как сложная система. Он рассматривается уже не как себе тождественная вещь (тело), а как процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния и изменчивый в ряде других характеристик.

Изменение места и функций науки в общественной жизни:

Основания естествознания в эпоху его становления (первая революция) складывались в контексте рационалистического мировоззрения ранних буржуазных революций, формирования нового (по сравнению с идеологией средневековья) понимания отношений человека к природе, новых представлений о предназначении познания, истинности знаний и т.п. Становление оснований дисциплинарного естествознания конца XVIII - первой половины XIX в. происходило на фоне резко усиливающейся производительной роли науки, превращения научных знаний в особый продукт, имеющий товарную цену и приносящий прибыль при его производственном потреблении. В этот период начинает формироваться система прикладных и инженерно-технических наук как посредника между фундаментальными знаниями и производством. Различные сферы научной деятельности специализируются и складываются соответствующие этой специализации научные сообщества. Изменение структур духовного производства, формирование в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности

Специфика научной деятельности в эпоху рождения постнеклассической науки.

Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов и т.д.)

Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентиро­ванные формы исследовательской деятельности.

Специфику современной науки конца XX века определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания.

Сращивание в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними.

В результате усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках. Все чаще изменения этих картин протекают путем "парадигмальной прививки" идей, транслируемых из других наук. В этом процессе постепенно стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки. Они становятся взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира.

Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием.

Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся. Формирование каждого такого уровня сопровождается прохождением системы через состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. Чтобы система не сбивалась, в точках бифуркации необходим небольшой энергетический "воздействие-укол" в нужном пространственно-временном локусе, чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации с новыми структурами.

В естествознание начинает все шире внедряться идеал исторической реконструкции, которая выступает особым типом теоретического знания, ранее применявшимся преимущественно в гуманитарных науках (истории, археологии, историчес­ком языкознании и т.д.), теперь – в дисциплинах, традиционно изучающих эволюционные объекты (биология, геология), и в современной космологии и астрофизике.

Изменяются представления и о стратегиях эмпирического исследования:

Развивающиеся системы Уникальные исторически развивающиеся системы
Если эти системы типологизируются, то эксперимент даст один и тот же результат с учетом вероятностных линий эволюции системы. Эксперимент в принципе не позволит воспроизводить ее в одном и том же начальном состоянии. Необратимость процессов развития не позволяет вновь воссоздать начальное состояние. Поэтому здесь требуется особая стратегия экспериментального исследования. Их эмпирический анализ осуществляется чаще всего методом вычислительного эксперимента на ЭВМ.


2018-07-06 295 Обсуждений (0)
Специфика научной деятельности в эпоху рождения постнеклассической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика научной деятельности в эпоху рождения постнеклассической науки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)