Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Для закрепления произношения



2018-07-06 321 Обсуждений (0)
Для закрепления произношения 0.00 из 5.00 0 оценок




Стойкова Наталья Викторовна,

Учитель - логопед

МКОУ «Специальная школа №30»

 

Жданова Анна Равильевна,

Учитель - логопед

МКОУ «Специальная школа №30»

 

Методические рекомендации «Сборник логопедических домашних заданий»содержат оригинальную и эффективную систему из 500 игровых упражнений для исправления недостатков звукопроизношения у младших школьников. Задания предусматривают плавное нарастание сложности упражнений, прочность произносительных навыков, доступность, занимательность и высокую эффективность обучения.

В методических рекомендациях «Сборник логопедических домашних заданий» предлагаются уже готовые формулировки к заданиям, с которыми взрослый обращается к детям.

Последовательно изложенный методический, текстовый и наглядный материалы позволяют взрослым стойко закрепить у ребёнка правильное произношение наиболее часто искажаемых звуков речи, а также улучшить внимание, память, воображение, логику, пополнить запас его знаний.

Методические рекомендации предназначены для родителей, логопедов, учителей и воспитателей. Логопеды найдут в ней самые современные методические приемы и обилие практического материала. Родители получат надежного «домашнего логопеда», всегда готового помочь ребенку обрести правильную речь.

 

Содержание

 

Раздел IV. Сонорные звуки [л], [л´], [р], [р´], [j´]..................................................................................4

Литература ……………………………..…………...59

Раздел IV.

Сонорные звуки

[л], [л´], [р], [р´], [j´]

 

Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков.

№ 1. Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

 

№ 2. Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

 

№ 3. Пароход гудит

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Краткое описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

 

№ 4. Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

 

№ 5. Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение 4-6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

 

№ 6. Пощелкать кончиком языка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Кратко описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка щёлкает копытами).

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

 

Упражнения

для закрепления произношения

звука [л′]

 

Звук [л´].

 

№ 1. Закрепление произношения звука ЛЬ в одинаковых прямых слогах.

 

Внимательно послушай начало каждой рифмовки.

Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов (ля, лю, ле, ли).

 

Говорит учитель Зеленеют все поля, Я капусту посолю, Книги спрятаны в столе, Мы на озеро пошли, Дров для печки напилю, Все ромашки зацвели. Говорит ученик ля-ля-ля, ля-ля-ля. лю-лю-лю, лю-лю-лю. ле-ле-ле, ле-ле-ле. ли-ли-ли, ли-ли-ли. лю-лю-лю, лю-лю-лю. ли-ли-ли, ли-ли-ли.

 

№ 2. Закрепление произношения звука ЛЬ в различных прямых слогах.

Послушай, какие песенки распевает Львенок, и вслед за взрослым четко, не торопясь пропой их.

ля — ли—ле ля — ле — ле ли — ля — лю

лю — ля — ли лю —ля —ле ля —ле —лю

ле —ли —ля ле —ля—ли лю —ли —ля

 

№ 3. Закрепление произношения звука ЛЬ в одинаковых обратных слогах.

 

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов (аль, оль, эль, иль, уль).

 

Говорит учитель Говорит ученик

Есть у дедушки медаль, аль-аль-аль, аль-аль-аль.

Все в шкафу поела моль, оль-оль-оль, оль-оль-оль.

На дворе метет метель, эль-эль-эль, эль-эль-эль.

Я зажгу свечной фитиль, иль-иль-иль, иль-иль-иль.

Мы белье связали в куль, уль-уль-уль, уль-уль-уль.

Я люблю поесть фасоль, оль-оль-оль, оль-оль-оль.

 

№ 4. Закрепление произношения звука ЛЬ в различных обратных слогах.

 

Четко, не торопясь повтори вслед за взрослым разные слоговые «напевалки» со звуком ЛЬ.

 

аль — оль — уль иль — аль — оль

иль — оль — аль уль — аль — оль

эль — уль — оль эль — оль — аль

 

№ 5. Закрепление произношения звука ЛЬ

в начале имён собственных.

 

Повтори разные детские имена. Выдели голосом первый звук ЛЬ. Затем по памяти назови 4 имени для девочки, а затем для мальчика.

 

Лена Лика Люся

Люба Лиза Леня

Лида Ляля Леля

Лева Лиля Люда

 

№ 6. Закрепление произношения звука ЛЬ в начале слов.

Четко повтори каждые 3 слова, выделяя голосом звук ЛЬ. Назови самостоятельно 5 слов по памяти.

Лед — лен — лев. Ливень — липа — линия. Лей — люк — лень. Лента — лебедь — левый. Люди — любим — лютик. Лифт — левкои — лепка.

 

№ 7. Закрепление произношения звука ЛЬ в середине слов.

 

Четко повтори каждые 3 слова, выделяя голосом звук ЛЬ. Назови 5 слов по памяти.

Оля — Галя — Валя. Налево — полено — колено.

Толя — Коля — Алик. Тюлень — олень — телега.

Налим — долина — калина. Пеленка — далекий — мотылек.

Калитка — улитка — малинка. Уголек — фитилек — полет.

Хлеб — хлев — клетка. Фляга — плитка — плед.

Пленка — клен — клев. Блин — клин — глина.

 

№ 8. Закрепление произношения двух звуков ЛЬ в слове-действии.

 

Четко, выделяя голосом звук ЛЬ, повтори каждое слово как скороговорку, т. е. сначала медленно, а затем все быстрее. Обязательно сохраняй при этом громкость и внятность произношения.

Лепили, вылетали, полюбили, облетали, поливали, отлетали, выливали, наблюдали, наливали, удивляли, плели, клеили, гуляли, болели, летали, пилили.

№ 9. Закрепление произношения звука ЛЬ в словосочетаниях.

 

Составь предложения по образцу. Четко проговори их, выделяя голосом звук ЛЬ. Затем назови новое — законченное действие.

Например: Лена и Лева лепили льва, лепили льва, лепили льва и вылепили льва.

Гуляли по полю — нагулялись. Поливали левкои — полили левкои. Выливали лимонад — вылили лимонад. Наливали компот — налили компот. Плели венок — сплели венок. Удивляли людей — удивили людей. Клеили обои — поклеили обои.

№ 10. Закрепление произношения звука ЛЬ в конце слов.

 

Четко, выделяя голосом звук ЛЬ, повтори каждые 3 слова в том же порядке.

Боль — пыль — моль. Пыль — куль — даль.

Даль — педаль — медаль. Панель — фасоль — моль.

Куль — мель — метель. Ноль — тюль — соль.

 

№ 11. Закрепление произношения звука ЛЬ в сочетаниях слов.

Назови сначала только детеныша каждого животного. Затем по образцу произнеси сочетания слов, выделяя голосом звук ЛЬ.

Например: У соболя соболенок, у лебедя лебеденок.

У соболя — (соболенок). У дельфина — (дельфиненок). У оленя — (олененок). У лисы — (лисенок). У быка — (телёнок). У льва — (львенок). У лебедя — (лебеденок). У козы — (козленок). У тюленя — (тюлененок). У петуха — (цыпленок).

№ 12. Закрепление произношения звука ЛЬ в

сочетаниях слов с предлогом у

Представь, что ты попал в гости к сказочным героям: маленькой Мальвине и большущему Великану. Чем отличаются одни и те же вещи в домах у наших героев (туфли, плед, блюдо, калитка, пальто, гольфы, ключ, кошелек, кегли, лесенка, будильник, лейка)? Четко выдели голосом звук ЛЬ.

Например: У Мальвины маленькие туфли. У Великана большие туфли.

 
 

 

 


№ 13. Закрепление произношения звука ЛЬ в предложениях,

составленных как ответы на вопросы.

Разложи картинки-подсказки из Приложения и ответь на вопросы полными предложениями.

Например: Кого видели Лена и Леня? Лена и Леня видели оленя. Лена и Леня видели лису. Лена и Леня видели льва. Лена и Леня видели павлина и т. д.

За кем наблюдали Лена и Леня (улиткой, лебедем, тюленем и т. д.)? Кого Лена и Леня лепили из глины (лису, дельфина и т. д.)? Что ели Лена и Леня (малину, котлеты, хлеб, лимоны и т. д.)? Что мыли Лена и Леня (клетку, лифт, телегу, калитку, блюдо и т. д.)? Что купили Лена и Леня (билет, клетку, хлеб, клюкву и т. д.)? Что поливали Лена и Леня (пальму, малину, лютики, лимоны и т. д.)?

 

№ 14. Закрепление произношения звука ЛЬ

во фразах-рифмовках,

свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант).

 

Четко, выделяя голосом звук ЛЬ, повтори каждое предложение 3-4 раза. Затем по первым словам закончи рифмовки.

Толя и Лена несут полено. У Гали и Лили туфельки были. У Лиды и Гали ленты упали. У Лены болит колено. У Гали маленькой бантик аленький. Валя и Лена пилят полено. Толя и Коля полено колют. Люда и Люба сидели у дуба. Лев и Алена сидели у клена.

№ 15. Закрепление произношения звука ЛЬ в предложениях.

 

Четко, выделяя голосом звук ЛЬ, повтори предложения. Произнеси их самостоятельно 3-4 раза. Затем по названному слову-действию вспомни предложения и произнеси их.

Олени и оленята гуляли на лесной поляне. Лиса и лисята охотились за маленькими цыплятами. Лев и львята ходили на водопой. Тюлени и тюленята спали на льдине. Дельфины и дельфинята купались в воде. Лебеди и лебедята летели над лесом.

 

№ 16. Закрепление произношения звука ЛЬ в рифмовках,свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант).

 

Произнеси стихотворения, выделяя звук ЛЬ. Понравившиеся рифмовки заучи.

 

С высокой тонкой липы Все листья облетели, А лебеди и утки Далеко улетели.   Коля с Леной Клюкву покупали, Коля с Леной Маме помогали.  
Люба с Леной тихо пели На полянке возле ели. Галя с Олей были в поле, Погуляли там на воле. Мы не ели, мы не пили, Мы снеговиков лепили.  

 

№ 17. Закрепление произношения звука ЛЬ в скороговорках,

свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант).

 

Четко, выделяя звук ЛЬ, произнеси каждую скороговорку 3 раза. Вначале проговори текст медленно, затем постепенно убыстряй темп, сохраняя громкость и четкость произношения. Понравившиеся скороговорки заучи.

У Галины много малины. Ходит Люба возле дуба, нам глядеть на Любу любо. Лихо пилит Филипп полено из лип. Пыль по полю летит от топота копыт. Коля полено колет, Поля поле полет. У калитки Антипа одна липа, а Филипп посадит пять лип.

№ 18. Закрепление произношения звука ЛЬ в пословицах,

свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант).

 

Четко, выделяя звук ЛЬ, произнеси каждую пословицу по нескольку раз. Объясни смысл каждого высказывания. Понравившиеся пословицы заучи.

Легко взять, да нелегко отдать. Летний день за зимнюю неделю. Ленивому всегда отдых да еда. Лебедь по небу летит, а мотылек над землей. Люблю того, кто не обидит никого. Лень не ленится, к лентяю клеится. Сонного льва не буди никогда!

 

№ 19. Закрепление произношения звука ЛЬ в рассказах, свободных от шипящих и звуков Р, Л

(твердый вариант).

Четко, выделяя звук ЛЬ, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком ЛЬ.

 

ЛЕПКА

Мама Лена готовит обед на кухне. А дети — Галя, Толя и Коля — лепят в ком-нате. У детей на столе глина. Коля лепит льва. Толя лепит лебедя. А Галя лепит дельфина. Дети любят лепить. Глиняных лебедя, льва и дельфина дети отдадут любимой маме.

В ЛИФТЕ

Коля и Леня ехали в лифте. Внезапно свет погас и лифт остановился. Кабина застыла на месте. Дети оказались в темноте, одни в маленькой тесной кабине.

Коля и Леня испугались. Они стали звать соседей. Вдруг свет вспыхнул и кабина поехала. Но несколько минут в темном лифте показались детям удивительно долгими.

ДЛИННАЯ НЕДЕЛЯ

Как-то летом Лида и Лена отдыхали у бабы Любы. Они поселились в избе и спали на мягком сене. Днем Лида и Лена пасли телят или ходили в лес. В лесу они ели малину, наблюдали за лисятами, купались в водопаде. Когда темнело, дети пили молоко с хлебом и мгновенно засыпали. Дни летели за днями и слились в неделю. Всего семь дней были Лена и Лида в далеком селе. Но какой длинной показалась им эта неделя!

В САМОЛЁТЕ

Как-то близнецы Толя и Коля летели на самолете в Анталию. С ними была их мама, Лидия Анатольевна.

Толя и Коля вели себя неспокойно: много бегали, без умолку хохотали. Они то и дело снимали с головы свои панамки, подкидывали их и попадали в соседей по салону. Мама пыталась остановить детей, но Толя и Коля не хотели успокаиваться. Все в самолете были недовольны таким поведением близнецов.

 

№ 1. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

 

я — ля я ля л я — я— ля
ле — е е ле ле — е — ле
ле — е е — ле ле — е — ле
лю — ю ю — лю лю — ю — лю

 

 

№ 2. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в прямых слогах с разными гласными звуками.

 

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

ля — е ли — ю ле — ю — ля
лю — я ле — е ле — е — ли
е — ли я — лю ли — я — лю
ю — ле е — ля ля — е — ле

 

№ 3. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в разных словах.

Повтори отдельные звуки ЛЬ и Й по картинкам-символам. Следи за положением языка. Четко повтори пары слов. Значение незнакомых слов уточни.

 

Яна — Ляля, Мая — миля, юбка — любим, ежик — лежа, яхта — лямка, йод — лед, юг — люк, есть — лезть, ехать — лето, поет — полет, ябеда — лебеда, юнга — клюква, едва — листва, дай — даль, мой — моль, топай — тополь, куй — куль, бой — боль.

 

№ 4. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в сочетаниях слов

(местоимение + глагол).

 

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Представь, что дети совершали вчера те же действия, что и ты. Назови, что они делали, изменив по образцу слово-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4 раза.

Например: Я пою и они пели. Я киваю и они кивали.

Я знаю — и они (знали), я умею — и они (умели), я пою — и они (пели), я даю — и они (давали), я кидаю — и они (кидали), я киваю — и они (кивали), я покупаю — и они (покупали), я топаю — и они (топали), я пылю — и они (пылили), я пилю — и они (пи-лили), я лью — и они (лили), я клею — и они (клеили), я пью — и они (пили).

 

№ 5. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в одном слове — названии объекта.

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.

Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, автомобиль, клинья.

 

№ 6. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в одном слове-действии.

 

Возьми картинки мальчика и девочки. Представь, что дети совершают указанные действия, и четко проговори их названия. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.

Выпиливают, отпиливают, подпиливают, отклеивают, наклеивают, подклеивают, вклеивают, заклеивают, подглядывают, выглядывают, заглядывают, обливают, наливают, выливают, поливают, доливают, наблюдают, поехали, отъехали, объехали, съехали

 

№ 7. Дифференциация звуков ЛЬ — Й

в сочетании слов — названии объекта и его признака.

 

Четко проговори каждую пару слов. Значение незнакомых слов уточни. Если сочетание слов ты произносишь легко, повтори их в быстром темпе 3-4 раза, сохраняя при этом внятность и громкость произношения.

 

Легкие поленья. Кленовая аллея. Любимый ельник. Длинная линейка. Купленная ель. Угольная пыль. Новый улей. Постельное белье. Льняное белье. Малиновая лейка. Легковой автомобиль. Политая лилия. Маленькая Юля. Скользкая колея. Автомобильная колея. Лимонный коктейль. Липкий клей. Лебединые клинья. Тополиные листья. Оленья поляна.

 

№ 8. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в

самостоятельно образованных сочетаниях слов.

 

Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, какими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко проговори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

 

№ 9. Дифференциация звуков ЛЬ — Й

в разных словах предложения.

 

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимонад. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

 

№ 10. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в одном слове предложения.

 

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

 

№ 11. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в скороговорках.

 

Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

 

Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.

Коля колья колет, Илья лейку моет.

Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.

Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.

Мы видели линей, один одного длинней.

№ 12. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в рассказах.

 

Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.

НА КАТКЕ

Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама испекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.

 

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.

 

Упражнения



2018-07-06 321 Обсуждений (0)
Для закрепления произношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Для закрепления произношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.035 сек.)