Географическое положение села
Http://kokuj.ucoz.ru/index/0-2 Очерк опубликован в книге "Сретенск. История и современность" и выкладываю я его с разрешения главного редактора Олега Черенщикова. настоящий очерк печатается по книге «Это наше село», авторы - И. Вологдин и Н. Судаков. На правах рукописи она была отпечатана в Сретенской районной типографии в 2002 году. Судаков Н.С., Вологдин И.Ф. История села Адом. Часть первая. История села Адом
Чтобы потомки наши помнили и знали, как и с чего начиналась жизнь села Адом со дня основания его и до наших дней, посвящается этот очерк.
Первыми поселенцами и основателями села Адом были наши предки, которые, по рассказам старожилов, пришли сюда в начале 30-х годов XIX века с берегов Волги. В числе их был Судаков Павел Васильевич - основатель рода Судаковых, а также семьи Вологдиных и Егоровых. С них и начиналось становление села. А начинали первопоселенцы с раскорчевки леса под пашню и строительства жилья. Из-под высокой сопки Ключевская вытекает незамерзающий ключ. Поэтому первоначально у этого ключа и остановились наши первопоселенцы. Ключ действительно уникальный,-с хорошей светлой водой. Тайга в окрестностях Адома изобиловала большим количеством копытных животных (сохатых, изюбрей, кабанов, косуль, кабарги), пушных зверей (лисиц, белки, хорьков, колонков), пернатой дичи (косачей, тетеревов, рябчиков, диких куриц). Леса здешние и сейчас богаты разнообразием ягод: брусники, голубики, смородины, моховки, черемухи, шиповника. Об обилии грибов не стоит и говорить. Все это и послужило поводом остановиться здесь на постоянное жительство. Со временем сюда стали приезжать семьи из разных малоземельных районов России. Так, Афанасий Марков с женой Агафьей Даниловной, прослышав о богатых золотоносных приисках на Каре, приехал в 1900 году из Могилевской губернии (Белоруссия) в Усть-Кару, а в 1916 году переехал в Адом с пятью детьми. Сам Афанасий рано умер, а семья из шести человек проживала в селе до послевоенных лет. Большую семью Павла Васильевича Судакова из шести сыновей и пяти дочерей называли россиятами. Второе бывшее в то время в употреблении название части жителей - «мадьяры» указывает на венгерские корни какой-то категории поселенцев, которые появились в селе на каком-то этапе его развития. Название села по одной из версий происходит от бурятского слова «адаг», что значит «последний, крайний». И действительно, дальше и до сих пор нет поселений. Далее на десятки километров простирается сплошная тайга. И кто знает, сколько тайн хранит она, ведь до революции по ней проходили тропы, по которым ходили китайцы- старатели, унося отсюда к себе на родину тайком добытое золото. Как и что изменилось в Адоме под воздействием тех или иных исторических событий, которые происходили в стране, мы и попытались описать в своем повествовании. Описанная нами история села получилась фрагментарной, и хочется надеяться, что наш труд кто- нибудь продолжит и уже на основании архивных материалов напишет более полную версию. Мы же использовали в основном воспоминания современников и очевидцев тех или иных событий и считаем это тоже важным делом, так как к сегодняшнему дню их фактически не осталось в живых.
Географическое положение села
Село Адом расположено в таежной зоне и находится на северо- востоке Сретенского района. В настоящее время оно входит в состав сельского поселения «Чикичейское» муниципального района «Сретенский район». Село расположено в котловине между семью крутыми и большими сопками: Шултуенская, Крутенькая, Асташуха, Андрияновская (Белые камни), Ключевская, Крестовка и Крутушка, а также мыс Францев Крест и мыс Усть-Бадага, которые образуют живописную долину с протекающей по ней речкой Адомкой. Это первозданное соединение семи сопок образует достаточно широкую котловину протяженностью с севера на юг почти пять километров. Верховья этой долины с севера перекрывает Ключевская (Адомская) сопка. Из подножья ее бьет сильный, не замерзающий круглый год подземный ключ. Он независимо от дождливой погоды или засухи образует речку Адомку, которая протекает по низменной части долины до устья, где впадает в реку Матакан. Слева - сопки Крестовка и Крутушка, седловина между сопками Ключевская и Крестовка образует большой распадок под названием Большой Адом. По этому распадку идет дорога, уходящая в северные таежные пади в вершину Курлыча и в таежную деревню Озерная Чернышевского района. На сопке Крестовка расположено сельское кладбище. Впадина между сопками Крестовка и Крутушка называется Седлом Хромушенским, так как оно напоминает своими очертаниями конское седло. И перевалом через это седло попадаешь в падь Хро- муха, а дорога через это седло связывает село с пашнями, находящимися в восточной зоне, и главными сенокосными угодьями (Матакан Арбун, Берея и Гарна). Справа сопки Андрияниха (Белые камни), Астамуха, Крутенькая, Шултуенская, мыс Францев Крест и мыс Усть-Бадага. Через седловину сопок Андрияниха (Белые камни) и Астамуха проходит дорога, ведущая к ягодникам в пади Вершины Чикичея.Там ежегодно вызревает ценная ягода голубика. Через седловину между сопкой Астамуха и Крутенькая проходит дорога в соседние села того времени: Абрамовку, Кулан, Курлыч- Спасский, Чикичей, а также к пашням, расположенным в западной части территории, принадлежащей селу Адом. В седловине между сопкой Крутенькая и Шултуенская дорога ведет к пашням, находящимся в юго-западной части к падям Бадага, Жирил, Большая, Вострешная. Во впадине между Шултуенской сопкой, Францевым Крестом и мысом Усть-Бадага дороги связывают село с пашнями в устьях падей Бадага, Жирил, Подлопатина, Кукумэн и Максин луг. Оттуда идет прямая дорога в село Чикичей. Эти пашни для посева зерновых расположены главным образом в паях, раскорчеванных в свое время из-под леса. В верховьях, то есть с северной части, это Малый и Большой Адом и Андрияновка, с восточной стороны пади Хромуха: Хлебный Зербукан, Могоча, Пашинуха. С западной стороны Бадага, Жирил, Подлапатина, Большая Вострешная; с южной стороны - Казанка, Заречный Зербукан,Дыгиня, Сорочиха, Куликовская, Бугдуя и Подторончина. Сенокосные угодья делятся на два участка: Ближние (домашние) - это долины рек Матакан и Арбун. Сено с этих участков, а также с мелких падушек и залежей, использовалось, главным образом, для кормления скота и лошадей в осенний период, пока не выпадает большой снег и не наладится санная дорога к дальним сенокосным угодьям: Берее и Гарне. В них можно попасть только когда замерзнут болота и топи, выпадет снег. По долинам одноименных рек Берея и Гарна расположены большие луга, как правило, с хорошим травостоем, где и заготавливается основное количество сена для лошадей и скота в зимний стойловый период. Эти участки находятся на расстоянии от 18 до 50 километров от Адома. Там было построено несколько зимовий и хозяйств. В них имелось большое количество скота и лошадей. Это было выгодно и удобно - не было необходимости тратиться на вывозку сена в Адом. В верховья пади Бурая из-под Большой и Крутой горы вытекает большой ключ, который в совокупности с более мелкими служит образованием реки Берея.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (620)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |