Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОЗВРАЩАЯСЬ НА КРУГИ СВОЯ



2018-07-06 291 Обсуждений (0)
ВОЗВРАЩАЯСЬ НА КРУГИ СВОЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Относительно истории западного мышления можно было бы сделать бесчисленное количество обобщений, однако сегодня более всего, пожа­луй, очевиден тот факт, что от начала до конца оно было исключительно мужским феноменом: Сократ, Платон, Аристотель, св. Павел, Августин, Фома Аквинский, Лютер, Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Ньютон, Локк, Юм, Кант, Дарвин, Маркс, Ницше, Фрейд... Западная интеллекту­альная традиция была порождена и возведена в канон почти одними только мужчинами, и преобладают в ней в основном мужские взгляды. Разумеется, мужское господство в интеллектуальной истории Запада объясняется вовсе не тем, что женский ум уступает мужскому. Однако можно ли списывать его единственно на социальное неравенство? Думаю, что нет. Я убежден: здесь таится нечто глубинное — нечто архетипическое. Основополагающий и по­всеместный мужской характер западного мышления проявляется как у муж­чин, так и у женщин, пронизывая все стороны западной мысли, определяя важнейшие представления о человеке и человеческой роли в мире. Все основ­ные языки, в русле которых развивалась западная традиция, начиная с гре­ческого и латыни, имели тенденцию олицетворять род человеческий как таковой с помощью слов мужского рода: anthropos, homo, l'homme, el hom­bre, l'homo, der Mensch, man, человек. Как правдиво отобразило представ­ленное в данной книге историческое повествование, всегда и всюду фигурировал «человек»: «восхождение человека», «достоинство человека», «отношение человека к Богу», «место человека в космосе», «борьба человека с природой», «великие достижения современного человека» и так далее*.

* В оригинале везде употреблено английское слово «man», имеющее два значения: «человек» и «мужчина», эту двойственность русский перевод не всегда в силах отразить. — Примеч. пер.

«Человек» западной традиции — это вечно мятущийся герой-мужчина, про­метеевского толка бунтарь, постоянно взыскующий для себя свободы и дви­жения, постоянно рвущийся отделиться и в физическом и в метафизическом планах от породившей его первоосновы и подчинить ее себе. Такая мужест­венная предрасположенность, скрытая в эволюции западного мышления,— пусть она чаще всего оставалась неосознанной — тем не менее, не просто была типична для этой эволюции, но скорее, явилась ее сущностной состав­ляющей 9.

Ибо эволюцией западного мышления двигало героическое побуждение сформировать самостоятельное и разумное человеческое «я», исторгнув его из стихии первоначального единства с природой. Эта преобладающая муже­ственность сказалась на всех основополагающих религиозных, научных и философских воззрениях западной культуры, началось же ее победоносное шествие около четырех тысячелетий назад, одновременно с покорением пат­риархальными кочевыми племенами древнейших матриархальных культур в Греции и Леванте, затем с силой проявившись в патриархальной религии За­пада, выросшей из иудаизма, в его рационалистической философии, при­шедшей из Греции, и в его объективистской науке, возникшей в Европе Но­вого времени. Все это послужило причиной развития независимой человеческой воли и интеллекта: трансцендентного «Я», самостоятельного индивидуального «ego», самоопределяющегося человека со всей его неповто­римостью, обособленностью и свободой. Однако для этого мужскому мыш­лению понадобилось потеснить и подавить женское. Мы видим это в древне­греческом мышлении, полностью подчинившем себе доэллинские матриархальные мифологии, в иудео-христианском отрицании Великой Бо­гини-Матери и в просветительском возвеличивании хладнокровного рассу­дочного «ego», полностью отделившегося, от внешней природы, и можем ут­верждать, что эволюция западного мышления была основана на подавлении женского начала — на подавлении нерасчлененного унитарного сознания, participation mystique с природой. Это было последовательное отрицание anima mundi, то есть мировой души, цельности бытия, некоего всеприсут-ствия таинства и неоднозначности, воображения, эмоций, интуиции, ин­стинктов тела, природы, женщины — словом, всего того, что мужское на­чало в своих проекциях отождествило с «другим», «инаковым».

Однако такое разобщение неизбежно влечет за собой стремление к воссо­единению с утраченным — в особенности же после того, как героические мужские поиски завели современное мышление в безнадежный тупик, где, почувствовав себя в полном одиночестве, оно приписало себе единоличные права на всякое сознательное разумение, какое только есть во Вселенной (че­ловек — единственное сознательное и разумное существо, Космос слеп и ме­ханистичен, Бог мертв). Тогда-то для человека наступает экзистенциальный кризис: он — одинокое и смертное сознательное «ego», заброшенное в абсо­лютно бессмысленной и непознаваемой Вселенной. Наступает для него и кризис психологического и биологического порядка: он живет в таком мире, форма которого в точности отвечает его мировоззрению, то есть в «рукотвор­ном» окружении, постепенно становящемся все более механистичным, без­душным и саморазрушительным. Кризис современного человека — это, по существу, мужской кризис, и я убежден, что уже сейчас назревает его разре­шение в громадной волне женственного начала, всколыхнувшей нашу культуру. Причем явствует это не только из подъема феминизма, усиления пози­ций женщин и из возвышения чисто женских ценностей в глазах как жен­щин, так и мужчин, и не только из быстрого роста женской образованности и появления «родочувствительных» перспектив практически в каждой интел­лектуальной дисциплине, но также из растущего чувства единства с планетой и со всеми ее природными формами, из растущего осознания экологической угрозы и усиливающейся реакции против политических и корпоративных стратегий, направленных на нещадную эксплуатацию среды, из растущего приятия человеческой общности, из стремительного крушения давних поли­тических и идеологических барьеров, разделявших народы мира, из углубля­ющегося понимания ценности и необходимости взаимопомощи и сотрудничества и из взаимодействия множества различных перспектив. Ощу­тима эта волна и во всеобщем стремлении к воссоединению с телом, с эмо­циями, с бессознательным, с воображением и интуицией, в новом интересе к таинству деторождения и материнскому достоинству, в растущем призна­нии имманентного природе разума, в широкой популярности, какую полу­чила гипотеза о Гее (Земле). Ощутима она и во вспыхнувшем увлечении культурными воззрениями архаических времен и современных туземных пле­мен — например, древних европейцев, американских индейцев, африкан­цев,— в новом внимании к женским перспективам божественного, в археологическом открытии традиции Великой Богини и в современном воз­рождении духовности этой Богини, в подъеме иудео-христианской традиции Софии и папском провозглашении Assumptio Mariae*, вотмеченном почти повсеместно стихийном появлении женских архетипических феноменов и в отдельных сновидениях, и в психотерапии. Ощутим этот порыв и в огромной волне интереса к мифологическим воззрениям, к эзотерическим учениям, к восточному мистицизму, к ведовству и шаманству, к архетипической и трансперсональной психологии, к герменевтике и другим необъективистским эпистемологиям, к научным теориям о голономической** Вселенной, к морфогенетическим (формообразующим) полям, к рассеивающим структурам, теории хаоса, теории систем, экологии мышления, ко вселенской сопри­частности — этот список можно продолжить до бесконечности. Как и пред­сказал Юнг, в современном сознании происходит эпохальный сдвиг, примирение двух враждебных полюсов, слияние противоположностей: hieros gamos (священное бракосочетание — др.-греч.) между мужским началом, долгое время пребывавшим на вершине господства, но теперь оставшимся в отчужденном одиночестве, и женским началом, долгое время пребывавшим в угнетении и рабстве, но теперь начавшим стремительное восхождение.

* Успение Марии.— Лат.

** Holonomic — от греческих слов holes («весь», «целый») и nomos («закон»).— Примеч. пер.

И такое драматическое развитие — не просто возмездие, не просто вос­полнение утраченного, поскольку, я убежден, такова и была подспудная цель западной интеллектуальной и духовной эволюции. Ибо потаенной страстью, снедавшей западное мышление, было воссоединение с истоками соб­ственного бытия. Движущей силой западного мужского сознания было его диалектическое стремление не только к самоосуществлению и к самостоя­тельности, но и, в конечном итоге, к восстановлению утраченной связи с целым — чтобы, обособившись от женственного начала, затем вновь обрес­ти его и воссоединиться с ним, как с самим таинством жизни, природы, души. И теперь это воссоединение может произойти уже на новом уровне, в корне отличном от того, на котором пребывало первоначальное бессозна­тельное единство, ибо долгая эволюция человеческого сознания преуспела в том, чтобы подготовить его к добровольному и осознанному приятию собст­венной почвы и первоосновы. Внутренняя направленность и цель (telos) за­падного мышления состояла в том, чтобы восстановить свою связь с космо­сом в зрелой participation mystique, добровольно и осознанно упасть в объятия великого всеединства, в котором сохраняется человеческая незави­симость и в то же время преодолевается человеческая отчужденность.

Однако для того, чтобы могла воспрянуть наконец угнетенная женствен­ность, мужское начало должно принести себя в жертву, пройдя через свое­образную смерть ego. Западное мышление должно открыться навстречу такой действительности, природа которой может сотрясти устои его наибо­лее укоренившихся верований относительно себя и мира. В этом и заключа­ется настоящий акт героизма. Настало время переступить порог — и этот поступок требует особой отваги, веры, воображения и убежденности в суще­ствовании некой большей и сложнейшей реальности. Кроме того, такой по­ступок требует безоговорочного самоотречения. И такова великая задача, во весь рост вставшая перед нашим веком: мужскому началу предстоит расстать­ся со своей hybris* и со своей одно плановостью, заметить наконец свою до сих пор не осознанную половину и добровольно вступить в совершенно новые, основанные на взаимопонимании и равенстве отношения с женст­венным началом во всех его обличьях. Таким образом, женственное начало не нужно более подчинять себе, отрицать и порабощать: его надлежит пол­ностью признать, почитать и ценить как равное себе. Отныне оно должно быть признано не опредмеченным «другим», но источником, целью и имма­нентным присутствием.

* Богопротивная дерзость.— Др.-греч.

Это поистине грандиозная задача, но я убежден, что именно к ней, шаг за шагом, готовило себя западное мышление на протяжении всего своего су­ществования. Я убежден, что неустанное внутреннее развитие Запада и его мужское упорядочивание реальности, неустанно обогащающееся различны­ми новшествами, постепенно — в невероятно долгом диалектическом движе­нии — вело как раз к примирению с утраченным женским единством, к глу­бокому и многоуровневому бракосочетанию мужского и женского, к победоносному и исцеляющему воссоединению. Я полагаю также, что боль­шинство конфликтов и бедствий нашей собственной эпохи отражает тот факт, что драма эволюции именно сейчас близится к своему завершению и разрешению 10. Ибо наше время изо всех сил стремится внести в человечес­кую историю нечто принципиально новое: как представляется, мы являемся и очевидцами, и участниками «родовых мук» некой новой реальности, новой формы человеческого существования — того «чада», что явится пло­дом этого великого архетипического брака, неся внутри своей новой формы все предшествующие. Поэтому я подтверждаю жизненную важность тех идеалов, что провозглашаются выразителями феминистских, экологичес­ких, архаических и прочих контркультурных и мультикультурных направле­ний. Однако мне хотелось бы подтвердить и значимость той линии, что под­держивала и питала основную западную траекторию, ибо я убежден, что эта традиция — если взять всю от греческих эпических поэтов и древнееврейских пророков, все долгое интеллектуальное и духовное развитие от Сократа и Платона, Павла и Августина до Галилея и Декарта, Канта и Фрейда,— что этот ошеломляющий путь, проделанный Западом, ни в коем случае не подо­бает отвергать как какой-нибудь империалистически-шовинистический заго­вор: его следует расценивать как необходимую и благородную часть великой диалектики. Эта традиция не просто достигала той основополагающей диф­ференциации и автономии человека, которая только и могла породить воз­можность такого масштабного синтеза: она к тому же расчистила путь к соб­ственному самоопределению. Более того: в этой традиции кроются ресурсы, оставленные без внимания ее собственным прометеевским натиском, кото­рые мы едва-едва начинаем осознавать и которые, как ни парадоксально, за­ставила нас осознать открытость женственному началу. Здесь и утверждает­ся, и преодолевается каждая из перспектив — и мужская, и женская, представая частью единого целого: ибо любому из полюсов требуется проти­воположный. И их синтез ведет к совсем новым горизонтам: он неожиданно открывает некую большую реальность, которую не дано узреть до тех пор, пока она сама не явится, ибо сама эта новая реальность есть акт творения.

Однако почему же мужской характер западной интеллектуальной и духов­ной традиции стал для нас очевиден только сегодня, тогда как все предыду­щие поколения людей пребывали относительно него в полном неведении? Я считаю, это происходит только теперь потому, что, как предполагал Гегель, цивилизация до тех пор не способна осознать самое себя и собственную зна­чимость, пока не достигнет такой ступени зрелости, когда уже близок ее смертный час.

Сегодня мы переживаем нечто, что очень похоже на смерть современно­го, то есть западного человека. Быть может, близок конец «человека». Но человек не есть цель. Человек есть нечто, что должно быть преодолено и завершено воссоединением с женственностью.


Хронологическая таблица*

2000 до Р.Х. Переселение грекоговорящих индоевропейских народов в район Эгейского моря

1950 Праотцы древнееврейского народа переселяются из Месопотамии (Междуречья) в Ханаанскую землю (традицион­ная библейская датировка)

1800 Первые записи астрономических наблюдений в Месопотамии

1700 Расцвет минойской цивилизации на Крите в течение двух следующих столетий и ее влияние на материковую Грецию

1600 Постепенное слияние индоевропейской и до-эллинской средиземноморской религий в единую общегреческую религию

1450 Падение минойской цивилизации на Крите в результате иноземных вторжений и вулканических извержений

1400 Подъем микенской цивилизации на материковой Греции

1250 Исход евреев из Египта, осуществленный Моисеем

1200 Война троянцев с микенскими греками

1100 Дорийские вторжения, конец микенского владычества

1000 Объединение Давидом Израильского царства с главным городом Иерусалимом

950 Царствование Соломона, возведение Храма

900 — 700 Слагаются ранние книги древнееврейской Библии. Слагаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера

776 В Олимпии проводятся первые панэллинские Олимпийские игры

* Для античности даты приведены приблизительно.

750 Начало греческой колонизации Средиземноморья

740 Пророчества Исайи в Израиле

700 «Теогония», «Труды и дни» Гесиода

600 Фалес Милетский (акмэ*, зарождение философии)

594 Солон проводит реформу управления в Афинах и учреждает правила публичного чтения гомеровских поэм

590 Пророчества Иеремии в Израиле

586 — 538 Вавилонское пленение иудеев

Пророки Иезекииль и Исайя Второй, пророчества об ис­торическом искуплении

Начинается перевод и редактирование древнееврейского Писания

580 Сапфо (акмэ), расцвет греческой лирической поэзии

570 Анаксимандр (акмэ) разрабатывает систематическую космологию

545 Анаксимен (акмэ) постулирует изменение и преобразование первоматери

525 Пифагор основывает религиозно-философское братство и

объединяет науку с мистицизмом в синтез

520 Ксенофан (акмэ) вводит понятие человеческого прогресса, философский монотеизм, скептицизм в отношении антропоморфных божеств

508 Клисфен проводит в Афинах демократические реформы

500 Гераклит (акмэ), философия «panta rhet», вселенского Логоса

499 Начало греко-персидских войн

490 Афиняне разбивают войска персов в битве при Марафоне

480 Греки разбивают персидский флот в битве при Саламине

478 Заключение Делийского союза греческих городов, возглавляемого Афинами Начинается период подъема Афин

472 «Персы» Эсхила, расцвет греческой трагедии

* По гречески акме — «высшая степень чего-либо», «цветущая сила»,— Примеч. авт.

470 Пиндар (акмэ), расцвет греческой лирики

Парменид (акмэ) постулирует логическую противополож­ность между видимостями и неизменной единой действи­тельностью

469 Рождение Сократа

465 «Прометей прикованный» Эсхила

460 Анаксагор (акмэ) вводит понятие вселенского разума

(Nous)

458 — 429 «Век Перикла»

450 Появляются первые софисты

447 Начинается строительство Парфенона (завершено в 432 г.)

446 Геродот пишет «Историю»

441 «Антигона» Софокла

431 «Медея» Еврипида

431 — 404 Пелопоннесская война между Афинами и Спартой

430 Демокрит (акмэ), атомистическое учение

429 «Эдип-царь» Софокла

427 Рождение Платона

423 «Облака» Аристофана

420 Фукидид пишет «Историю Пелопоннесской войны»

415 «Троянки» Еврипида

410 Гиппократ (акмэ) закладывает основы античной медицины

404 Афиняне разгромлены спартанцами

399 Суд над Сократом и его казнь

399 — 347 Написание Платоном «Диалогов»

387 Платон основывает в Афинах Академию

367 Аристотель начинает свои занятия в платоновской Академии, которые продлятся 20 лет

360 Евдокс формулирует первую теорию планетарного движения

347 Смерть Платона

342 Аристотель становится наставником Александра из Македонии

338 Покорение Греции Филиппом II Македонским

336 Смерть Филиппа и восшествие на престол Александра

336 — 323 Завоевания Александра Великого

335 Аристотель основывает в Афинах Ликей

331 Основание Александрии в Египте

323 Смерть Александра

Начало эллинистической эпохи (вплоть до 312 г.н.э.) Смерть Аристотеля

320 Пиррон из Элиды (акмэ) — основатель скептицизма

306 Эпикур основывает в Афинах школу эпикурейцев

300 Зенон Китионский основывает в Афинах школу стоиков

300 — 100 Расцвет Александрии — центра эллинистической культуры Развитие гуманистического просвещения, науки, астро­логии

295 «Начала» Евклида — свод классической геометрии

280 Возведение Мусейона в Александрии

270 Аристарх выдвигает гелиоцентрическую теорию

260 В платоновской Академии приживается учение стоиков, где оно и продержится в течение двух последующих веков

250 В Александрии появляется греческий перевод еврейской библии (Септуагипта, или Библия семидесяти толков­ников)

240 Архимед (акмэ) развивает начала классической механики и математики

220 Аполлоний Пергский (акмэ) совершает открытия в астрономии и геометрии

146 Завоевание Греции Римом

130 Гиппарх из Никеи (акмэ) составляет первую подробную карту звездного неба и закладывает основы классической геоцентрической космологии

63 Юлий Цезарь проводит календарную реформу Цицерон изобличает заговор Катилины

60 Поэма Лукреция «De rerum natura» {«О природе вещей») излагает атомистическую теорию вселенной Эпикура

58 — 48 Цезарь покоряет Галлию, разбивает Помпея

45 — 44 Философские сочинения Цицерона

44 Убийство Юлия Цезаря

31 Октавиан (Августин) разбивает флот Антония и Клеопатры в битве у Акциума Начало Римской империи

29 Тит Ливии приступает к написанию истории Рима {«Аb Urbe condita»)

23 «Оды» Горация

19 «Энеида» Вергилия

8 — 4 до Р.Х. Рождение Иисуса из Назарета

8 г. н.э. «Метаморфозы» Овидия

14 Смерть Августа

15 «Astronomica» Манилия — дидактическая поэма об астро номии

23 «География» Страбона

29 — 30 Смерть Иисуса

35 Обращение Павла на пути в Дамаск

40 Филон Александрийский (акмэ) объединяет иудаизм и платонизм

48 Совет апостолов в Иерусалиме признает миссию Павла среди язычников

50 — 60 Сочиняются послания апостола Павла

64 — 68 Апостолы Петр и Павел принимают мученичество при императоре Нероне Первые серьезные гонения на христиан

64 — 70 Евангелие от Марка

70 Римляне разрушают Храм в Иерусалиме

70 — 80 Евангелия от Матфея и Луки90—100 Евангелие от Иоанна

95 «Institutio oratoria» {«Воспитание оратора») Квинтилиана закладывает основы гуманистического образования в Риме

96 Впервые появляется формула «en Christo paideia» («воспи­тание во Христе»), предвещающая синтез классического гуманизма с христианством

100 «Введение в арифметику» Никомаха

100 — 200 Расцвет гностицизма

109 «Hisioriae» («История») Тацита

110 Плутарх (акмэ) пишет «Bioi paralleloi» — «Сравнительные жизнеописания» выдающихся греков и римлян

120 Эпиктет (акмэ) — стоик-моралист

140 «Альмагест» и «Четверокнижие» («Tetrabiblos») Птолемея закладывают основы классической астрономии и астрологии

150 Ранний синтез христианства и платонизма у Юстина Му-

ченика

161 Марк Аврелий становится императором

170 Гален (акмэ) совершает открытия в медицинской науке

175 Самый ранний из дошедших авторитетных канонов Нового Завета

180 Критика гностицизма в сочинении Иринея «Adversus haereses» («Против ересей»)

Климент (Александрийский) возглавляет христианскую школу в Александрии

190 Секст Эмпирик (акмэ) обобщает классическое учение скептицизма

200 (прибл.) В Александрии создается «Corpus hermeticum» — «Герметический корпус»

203 Ориген сменяет Климента Александрийского и возглавляет церковную школу «катехуменов» (оглашенных)

232 Плотин начинает свои занятия у Аммония Саккаса в Александрии, которые продлятся 11 лет

235 — 285 Варварские вторжения на территорию Римской Империи

Начало суровой инфляции, распространение чумы, вымирание населения

248 «Contra Celsum» («Против Цельса») Оригена — сочинение, защищающее христианство от нападок интеллектуа­лов-язычников

250 — 260 Гонения на христиан при императорах Деции и Валериане

265 Сочинения и учительство Плотина в Риме; зарождение

неоплатонизма

301 Порфирий составляет компиляцию «Эннеад» Плотина

303 Начинаются последние и жесточайшие гонения на христиан при императоре Диоклетиане

312 Обращение Константина в христианство

313 Медиоланским эдиктом предписывается религиозная терпимость по отношению к христианству в Римской Империи

324 «Церковная история» Евсевия Кесарийского — первая ис­тория христианской церкви

325 Созванный Константином Никейский собор учреждает ортодоксальную христианскую доктрину

330 Константин переносит столицу империи из Рима в Константинополь (Византии)

354 Рождение Августина

361 — 363 Юлиан Отступник на краткое время восстанавливает вРимской империи язычество

370 Гунны начинают массовые набеги в Европу (до 453 г.)

374 Амвросий становится епископом Медиоланским

382 Иероним приступает к латинскому переводу Библии (так наз. Вульгата)

386 Обращение Августина

391 Император Феодосии запрещает все языческие культы в

Римской империи Разрушение Сарапейона в Александрии

400 «Исповедь» Августина

410 Разграбление Рима визиготами

413 — 427 «О граде Божием» Августина

415 Смерть Ипатии в Александрии

430 Смерть Августина

439 Карфаген захвачен вандалами, Запад наводнен варварами

476 Гибель Западной Римской империи

485 Смерть Прокла — последнего крупного философа-язычника Греции

498 Франки при короле Хлодвиге принимают католичество

500 Труды Псевдо-Дионисия Ареопагита — христианского неоплатоника

524 «Утешение философией» Боэция

529 Закрытие Юстинианом платоновской Академии в Афинах

Бенедикт Нурсийский основывает на горе Монте-Кассино первый монастырь

590 — 604 Папство Григория Великого

622 Начало мусульманского летосчисления «хиджра»

731 «Historia ecclesiastica gentis anglorum» («Церковная история народа англов») Беды Достопочтенного вводит в обиход ле­тосчисление от Рождества Христова

732 Карл Мартелл в битве при Пуатье останавливает рвущие­ся в Европу мусульманские полчища

781 Алкуин возглавляет «Каролингское возрождение» и кладет

«семь свободных искусств» в основу средневекового об­разования

800 Коронация Карла Великого

866 «De divisione naturae» («О разделении природы») Иоанна

Скота Эриугены, синтез христианства и неоплатонизма

1000 Большая часть Европы охвачена христианским влиянием

1054 Разделение христианской церкви на Западную и Восточную Церкви

1077 «Размышление о разумности веры» Ансельма Кентерберийского

1090 Росцеллин проповедует номинализм

1095 Первый крестовый поход, организованный папой Урбаном II

1117 «Sic et поп» («Да и нет») Абеляра

1130 Гуго Сен-Викторский составляет первую средневековую «сумму»

1150 На латинском Западе заново обнаруживаются сочинения Аристотеля

1170 Основание Парижского Университета

В Оксфорде и Кембридже складываются интеллектуаль­ные центры

Двор Элеоноры Аквитанской в Пуатье становится цент­ром трубадурской поэзии и образцом придворной жизни

1185 «Искусство куртуазной любви» Андрея Капеллана

1190 Иоахим Флорский (акмэ), тринитарная философия истории

1194 Начинается возведение Шартрского собора

1209 Франциск Ассизский основывает францисканский орден

1210 «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха

1215 Подписание Magna Carta — Великой Хартии вольностей

1216 Доминик основывает доминиканский орден 1225 Рождение Фомы Аквинского

1245 Фома Аквинский начинает учиться в Париже у Альберта Великого

1247 Роджер Бэкон приступает к своим опытным исследованиям в Оксфорде

1260 Освящение Шартрского собора

1266 Выдвижение Сигера Брабантского в Париже

1266 — 1273 «Summa theologica» Аквината

1274 Смерть Фомы Аквинского

1280 «Roman de la Rose» («Роман о Розе») Жана де Мёна

1300 — 1330 Распространение мистицизма в Рейнских землях, акмэ Майстера Экхарта

1304 Рождение Петрарки

1305 Дуне Скот преподает в Париже

1309 Папская резиденция переносится в Авиньон («Авиньон­ское пленение»)

1310 — 1314 «La divina commedia» («Божественная комедия») Данте 1319 Оккам преподает в Оксфорде1323 Канонизация Фомы Аквинского

1330— 1350 Распространение философии Оккама (номинализма) в

Оксфорде и Париже

1335 В Милане появляются первые «общественные» механические часы

1337 Между Англией и Францией завязывается Столетняя

война

1340 Буридан становится ректором Парижского Университета

1341 Петрарка увенчивается лавровым венком на Капитолий­ском холме в Риме как победитель поэтического состя­зания

1347 — 1351 По Европе проносится чума (Черная смерть)

1353 «Декамерон» Боккачо

1377 «Книга о небесах и о мире» Орема отстаивает теоретическую возможность движения Земли

1378 «Великий раскол», борьба за власть между папами-сопер­никами (до 1417)

1380 Уиклиф обрушивается на церковные злоупотребления и

ортодоксальную доктрину

1400 «Кентерберийские рассказы» Чосера

1404 «О свободных науках» Берджерио — первый гуманистический трактат об образовании

1415 Публичное сожжение Яна Гуса — религиозного реформатора

1429 Жанна д'Арк возглавила борьбу французов против английских захватчиков

«История Флоренции» Бруни — начало историографии Возрождения

1434 Во Флоренции приходит к власти Козимо из рода Медичи

1435 В сочинении Альберти «О живописи» систематизируются принципы перспективы

1440 «Об ученом невежестве» Николая Кузанского

«Об истинном благе» Лоренцо Баллы

1452 Рождение Леонардо да Винчи

1453 Падение и захват Константинополя турками-османами, конец Византийской империи

1455 Выходит в свет гутенберговская Библия, начинается революция печатного станка

1462 Фичино возглавляет платоновскую Академию во Флоренции

1469 Во Флоренции приходит к власти Лоренцо Великолепный

1470 Фичино завершает первый латинский перевод «Диалогов» Платона

1473 Рождение Коперника

1482 «Theologica platonica» («Платоническая теология») Фичино

1483 Рождение Лютера

«Мадонна в гроте» Леонардо да Винчи

1485 «Рождение Венеры» Боттичелли

1486 «De homenis dignitate oratio» («Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола

1492 Колумб приплывает к берегам Америки

1497 Васко да Гама достигает берегов Индии.

Коперник учится в Италии и делает свои первые астроно­мические наблюдения

1498 «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи 1504 «Давид» Микеланджело

1506 Начинается строительство Собора Святого Петра под руководством Браманте

1508 «Adagia» («Адагии») Эразма Роттердамского

1508 — 1511 «Афинская школа», «Парнас», «Триумф церкви» Рафаэля

1508—1512 Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы

1512 — 1514 «Commentariolus» Коперника, первый очерк гелиоцентри-

ческой теории

1513 «Государь» Макиавелли

1513 — 1514 «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье», «Мелан-

холия I» Дюрера

1516 «Утопия» Томаса Мора

Латинский перевод Нового Завета Эразма Роттердамского

1517 В Виттенберге Лютер излагает свои 95 тезисов Начало Реформации1519 «Свобода христианина» Лютера

1521 Отлучение Лютера от церкви и вызов, брошенный им императорскому ландтагу в Вормсе

1524 Эразм выступает в защиту свободы воли и против Лютера

1527 Парацельс преподает в Базеле

1528 «Придворный» Кастильоне

1530 Меланхтон провозглашает «Аугсбургское исповедание»

(основы лютеранства)

1532 «Пантагрюэль» Рабле

1534 Генрих VIII издает закон о верховенстве английского ко­роля над церковью, отвергающий папский надзор Лютер завершает свой перевод Библии на немецкий язык

1535 «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы

1536 «Наставление в христианстве» Кальвина

1540 Утверждение монашеского ордена иезуитов, основанного Лойолой

«Narratio prima» («Рассказ первый») Ретика — первый опубликованный труд, где излагается коперниковская теория

1541 «Страшный суд» Микеланджело

1542 Учреждение римской инквизиции

1543 «Be revolutionibus огЫит coelestium» («Об обращениях небес­ных сфер») Коперника

«О строении человеческого тела» Везалия

1545 — 1563 Тридентский собор, начало Контрреформации

1550 «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджио Вазари

1554 Первая книга месс Палестрины

1564 Рождение Галилея и Шекспира

1567 Выдвижение кармелитской реформы св. Терезой Авильской и св. Хуаном де ла Крус

1572 Тихо Браге наблюдает новые астрономические явления

(supernova)

1580 «Essais» («Опыты») Монтеня

1582 Проведение реформы летосчисления и установление григорианского календаря

1584 «О бесконечности, вселенной и мирах» Бруно

1590 «Генрих VI» Шекспира

1596 Рождение Декарта

«Mysterium cosmographicum» («Космографическая тайна»)Кеплера

«Королева фей» Спенсера

1597 «Опыты» Френсиса Бэкона

1600 «Гамлет» Шекспира

Инквизиция казнит Джордано Бруно за ересь

«О Магните» Гилберта

1602 «Об определенных основоположениях астрономии» Кеплера

1605 «Продвижение учености» Бэкона

«Дон Кихот» Сервантеса

1607 «Орфей» Монтеверди

1609 «Astronomia nova» Кеплера, первые два закона движения планет

1610 Галилей в книге «Sidereus nuncius» («Звездный вестник») провозглашает свои открытия, сделанные благодаря телескопу

1611 Появляется авторизованный английский перевод Библии (Библия короля Иакова)

«Буря» Шекспира

1616 Католическая Церковь провозглашает коперниковскую

теорию «ложной и ошибочной»

1618 — 1648 Тридцатилетняя война

1619 «Harmonia mundi» («Мировая гармония») Кеплера, третий закон движения планет

Декарт «прорубает окно» в новую науку

1620 «Novum Organum» («Новый Органон») Бэкона

1623 «Испытатель» Галилея

«Mysterium magnum, или Коментарий на первую книгу Бытия» Якоба Бёме

1628 «О движениях сердца и крови у животных» Гарвея

1632 «Диалог относительно двух основных мировых систем» Галилея1633 Осуждение Галилея инквизицией

1635 Основание Academie Francsise (Французской академии)

1636 Основание Гарвардского колледжа

1637 «Рассуждение о методе» Декарта «Le Cid» («Cud») Корнеля

1638 «Две новые науки» Галилея

1640 «Августин» Янсения, начало янсенизма во Франции

1642 — 1648 Гражданская война в Англии

1644 «Principia philosophiae» («Начала философии») Декарта

«Areopagitica» Мильтона

1647 «Христианская астрология» Лилли

1648 Вестфальский мир возвещает о конце Тридцатилетней войны

1651 «Левиафан» Гоббса

1660 Основание Королевского общества

«Новые опыты в физике и механике» Бойля

1664 «Тартюф» Мольера

1665 — 1666 Ньютон делает свои первые научные открытия в области математического исчисления

1666 Хук доказывает механическую теорию планетарного дви­жения

Основание «Academie des sciences» (Академии наук)

1667 «Потерянный рай» Мильтона 1670 «Pensees» («Мысли») Паскаля

1675 Распространение евангелического пиетизма в Германии

1677 «Ethica» Спинозы «Федра» Расина

Теория микроскопических организмов Левенгука

1678 — 1684 «Путешествие пилигрима» Беньяна

1678 «Критическая история Ветхого Завета» Саймона — начало библейской критики Хейгенс выдвигает волновую теорию света

1687 «Principia mathematica philosophiae naturalis» («Математические начала натуральной философии») Ньютона

Во Французской Академии начинаются ссоры сторонни­ков классицизма и новаторов

1688 — 1689 Победа революции в Англии

1690 «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении» Локка

1697 «Dictionnaire historique et critique» («Исторический и критический словарь») Бейля

1704 «Оптика» Ньютона

1710 «Трактат о началах человеческого знания» Беркли

1714 «Монадология» Лейбница

1719 «Робинзон Крузо» Дефо

1721 «Персидские письма» Монтескье

1724 «Страсти по Иоанну» Баха

1725 «Scienza nuova» («Основания новой науки об общей природе нации») Вико

1726 «Путешествия Гулливера» Свифта

1733 «Lettres philosophiques» («Философские письма») Вольтера

1733 — 1734 «Опыт о человеке» Попа

Джонатан Эдварде (акмэ), начало Великого Пробуждения в американских колониях

1735 «Systema naturae» («Система природы») Линнея

1738 Уэсли создает протестантское методистское течение в англиканской церкви

1740 «Памела» Ричардсона

1741 «Мессия» Генделя

1747 «L'homme-machine» («Человек-машина») Ламетри

1748 «Исследование касательно человеческого умопостижения» Юма

«О духе законов» Монтескье

1749 Рождение Гете

«Том Джонс Найденыш» Филдинга

1750 «Discours sur les sciences et les arts» («Рассуждение о науках и искусствах») Руссо

1751 Начинается издание «Encyclopedic» во главе с Дидро и д'Аламбером «Опыты и наблюдения над электричеством» Франклина

1755 «Словарь английского языка» Джонсона

1756 «Опыт о поведении и привычках различных народов» Вольтера

1759 «Тристрам Шенди» Стерна

«Кандид» Вольтера

1762 «Эмиль», «Общественный договор» Руссо

1764 «История античного искусства» Винкельмана. Новое пробуждение вкуса к искусству и культуре классической Гре­ции в Европе

1769 — 1770 Рождение Бетховена, Гегеля, Наполеона, Гёльдерлина,

Дордсворта

1770 «Systeme de la nature» Гольбаха

1771 «Истинная христианская религия» Сведенборга

1774 «Страдания юного Вертера» Гете

1775 Начало американской революции

1776 Джефферсон и другие готовят Декларацию независимости «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита

«История упадка и разрушения Римской империи» Гиббона

1778 «Epoques de la nature» Бюффона

1779 «Диалог касательно естественной религии» Юма

1780 «Воспитание рода человеческого» Лессинга

1781 «Критика чистого разума» Канта

Гершель впервые со времен античности открывает новую планету — Уран

1784 «Идеи к философии истории человечества» Гердера

1787 «Don Giovanni» («Дон Жуан») Моцарта

1787 — 1788 «Федералистские газеты» Мэдисона, Гамильтона и Джея

1788 «Критика практического разума» Канта Симфония «Юпитер» Моцарта

1



2018-07-06 291 Обсуждений (0)
ВОЗВРАЩАЯСЬ НА КРУГИ СВОЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОЗВРАЩАЯСЬ НА КРУГИ СВОЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)