Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Схема словообразовательного анализа



2018-07-06 1106 Обсуждений (0)
Схема словообразовательного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 4. СТРУКТУРА СЛОВА В СИНХРОНИИ И ДИАХРОНИИ

4.1. Морфемный и словообразовательный анализ[см. Николина 2011, § 190]

Конечная задача синхронической морфемики – построение обобщающей процедуры морфемного анализа; конечная задача синхронической дериватологии – построение обобщающей процедуры словообразовательного анализа (см. 1.3). Но эти задачи не могут быть решены изолированно. Словообразовательный и морфемный анализ тесно взаимосвязаны.

Цель морфемного анализа – определить морфемную структуру словоформы. А в формировании этой структуры участвуют:

1) процессы формообразования (словоизменения);

2) процессы словообразования;

3) взаимодействие однокоренных и одноструктурных слов.

Поэтому для анализа должны привлекаться:

1) словоизменительные парадигмы;

2) словообразовательные цепочки;

3) прочие сопоставления.

Анализ производится по принципу матрёшки: от внешней оболочки словоформы (формообразующих морфем) к её глубинным слоям (словообразующим и основообразующим морфемам) и в конечном счёте к ядру (корневым морфемам). Техника анализа основана на принципе двойного сопоставления (см. 2.6). Обязательно соблюдение принципа синхронизма, но с учётом динамики системы современного русского языка.

Схема морфемного анализа

1. Словоформа, выписанная из текста. Часть речи, изменяемость/неизменяемость словоформы.

2. Для изменяемых словоформ: сравнение с другими членами словоизменительной парадигмы Þ синтаксические аффиксы (окончания, постфиксы повел. накл.), их значения, параметры*.

Для инфинитива: сравнение с формой прош. вр. (кроме форм типа тёр, сох) Þ суффикс инфинитива.

3. Сравнение с другой формой слова Þ формообразующий суффикс, его значение, параметры*.

4. Основа словоформы (если есть). Основа слова, её параметры: членимая/нечленимая; для членимых: простая/сложная; непрерывная/прерывистая.

5. Словообразовательная цепочка. Словообразующие аффиксы (от конца цепочки к вершине), их значения, параметры*.

6. Сравнение с другими формами/словами Þ словообразующие аффиксы, не представленные в цепочке, и основообразующие суффиксы, их значение, параметры*.

7. Корень (корни): семантический тип, параметры*.

*Параметры морфем: регулярные (2-3 примера) / уникальные, свободные/связанные (для корней), стилистическая характеристика.

8. Результат анализа: расчленённая словоформа.

Образцы анализа

1. Появитесь. Глагол, изменяемая словоформа (повелительное наклонение).

2. Ср. появ-им-тесь, появ-и-ø-сь Þ -и – окончание, «2 л. повел. накл.», -те – постфикс, «мн. ч.», регулярные (ид-и-те, сядь ø те), нейтральные.

3. Формообразующего суффикса нет.

4. Основа слова появ-сь, членимая, простая, прерывистая.

5. По-явиться яв-и-ть-ся явный;

по- – префикс словообразующий, «начало действия», регулярный (по-бежать, по-тянуть), нейтральный;

-сь – постфикс словообразующий, «возвратность», регулярный (беру-сь, умыть-ся), нейтральный.

6. Основоообразующих суффиксов нет.

7. яв- – корень, «признак», регулярный (яв-ка, за-явл-яться), свободный (яв ишь), нейтральный.

8. По-яв-и-те-сь.

 

1. Умиротворив. Глагол, неизменяемая словоформа (деепричастие).

2. Синтаксических аффиксов нет.

3. Ср. умиротвори-ть Þ -в – суффикс формообразующий, «деепричастие сов. в.», регулярный (да-в, сда-вши-сь, потряс-ши), нейтральный.

4. Основа словоформы умиротворив. Основа слова умиротвори-, членимая, сложная, непрерывная.

5. У-мир|о|твори-ть мир + творить;

у- – префикс словообразующий, «завершённость действия + сов. вид», регулярный (у-крыть, у-просить), нейтральный;

-о- – интерфикс словообразующий, «соединение», регулярный (пар|о|ход, син|е|-белый), нейтральный.

6. Ср. умиротворÞ -и- – суффикс основообразующий, «основа инфинитива», регулярный (люби-ть, проси-ть), нейтральный.

7. мир- – корень, «явление», регулярный (мир-ить, мир-ный), свободный (мир ø), нейтральный;

твор- – корень, «действие», регулярный (твор-ец, при-твор-ный), свободный (твор), нейтральный.

8. У-мир|о|твор-и-в.

 

Цель словообразовательного анализа– определить словообразовательную структуру производного слова. Непроизводные слова, даже сохранившие членимость основы на морфемы (раз-луч-и-ть, пал-ец), подвергнуть такому анализу невозможно. Анализ основан на формально-семантической выводимости деривата из производящей базы, принципе минимальности СОФ (см. 3.1) и критериях ориентации отношения производности (см. 3.2). Обязательно соблюдение принципа синхронизма, но с учётом динамики системы современного русского языка.

Схема словообразовательного анализа

1. Слово в начальной форме, часть речи. Единственная/множественная производность.

2. Словообразовательная пара. Структурный тип и частеречная принадлежность ПБ.

3. СОФ, его структурный тип (простой: аффиксальный материальный / аффиксальный нулевой / операционный; комбинированный: аффиксальный материальный / аффиксальный с нулевым суффиксом / операционный / смешанный.

4. Способ словообразования, его класс (аффиксальный/безаффиксный/смешанный; простой/ комбинированный).

5. Словообразовательное значение (общее и частное).

6. Дополнительные преобразования ПБ (периферийная мотивация, морфонологические явления, супплетивизм).

Анализ по пп. 2–6 повторяется до получения непроизводных слов.

7. Результат анализа: словообразовательная цепочка.

Образцы анализа

1. Появиться, глагол. Единственная производность.

2. По-явиться явиться. ПБ: слово, глагол.

3. СОФ: по- (простой аффиксальный материальный).

4. Префиксальный способ (аффиксальный простой).

5. СОЗ (словообразовательное значение): «действие по действию (начало действия)».

6. Дополнительных преобразований ПБ нет.

2. Яв-и-ть-ся яв-н-ый (не: явить, книжн.!). ПБ: основа прилагательного.

3. СОФ: -и- + -ся (комбинированный аффиксальный материальный).

4. Суффиксально-постфиксальный способ (аффиксальный комбинированный).

5. СОЗ: «действие по признаку (приобретение признака)».

6. Периферийная мотивация (метонимическая: если прийти, то стать доступным восприятию). Усечение суффикса -н-; áвñ||áв’ñ в корне.

7. По-явиться яв-и-ть-ся явн-ый.

 

1. Полагаться, глагол. Множественная производность!

2а. Полагать-ся полагать. ПБ: слово, глагол.

2б. Полаг-а-ть-сяположи-ть-ся. ПБ: основа глагола.

3а. СОФ: -ся (простой аффиксальный материальный).

3б. СОФ: -а- (простой аффиксальный материальный).

4а. Постфиксальный способ (аффиксальный простой).

4б. Суффиксальный способ (аффиксальный простой).

5а. СОЗ: «действие по действию (возвратность)».

5б. СОЗ: «действие по действию (несов. вид)».

6а. Дополнительных преобразований ПБ нет.

6б. Усечение -и-; áжñ||áгñ + áоñ||áаñ в корне.

2а. Полаг-а-тьположи-ть. Деривант: основа глагола.

2б. Положить-ся положить. Деривант: слово, глагол.

3а. СОФ: -а- (простой аффиксальный материальный).

3б. СОФ: -ся (простой аффиксальный материальный).

4а. Суффиксальный способ (аффиксальный простой).

4б. Постфиксальный способ (аффиксальный простой).

5а. СОЗ: «действие по действию (несов. вид)».

5б. СОЗ: «действие по действию (возвратность)».

6а. Усечение суффикса -и-; áжñ||áгñ + áоñ||áаñ в корне.

6б. Дополнительных преобразований ПБ нет.

2. По-лож-и-ть кла-сть. ПБ: основа глагола.

3. СОФ: по- + -и- (комбинированный аффиксальный материальный).

4. Префиксально-суффиксальный способ (аффиксальный комбинированный).

5. СОЗ: «действие по действию (сов. вид)».

6. Супплетивизм.

7а. Полагать-ся полаг-а-ть по-лож-и-тькла-сть.

7б. Полаг-а-тьсяположи-ть-ся по-лож-и-тькла-сть.

 

1. Водопроводчик, существительное. Единственная производность.

2. Водопровод-чик водопровод-ø-ø. ПБ: основа существительного.

3. СОФ: -чик- (простой аффиксальный материальный).

4. Суффиксальный способ (аффиксальный простой).

5. СОЗ: «лицо по предмету (лицо по занятию)».

6. Усечение суффикса -ø-.

2. Вод|о|провод-øвод + провод-и-ть. ПБ: основа существительного + основа глагола.

3. СОФ: фиксированный порядок компонентов + абсолютная проклиза + |о| + -ø- (комбинированный смешанный с нулевым суффиксом).

4. Суффиксально-сложный способ (смешанный комбинированный).

5. СОЗ: «предмет по действию и предмету (устройство для осуществления действия над предметом)».

6. Усечение суффикса -и-; áд’ñ||áдñ в корне.

2. Провод-и-тьпрове-сти. ПБ: основа глагола.

3. СОФ: -и- (простой аффиксальный материальный).

4. Суффиксальный способ (аффиксальный простой).

5. СОЗ: «действие по действию (несов. вид)».

6. Наращение áд’ñ + áв’ñ||áвñ в корне.

2. Про-вести вести. ПБ: слово, глагол.

3. СОФ: про- (простой аффиксальный материальный).

4. Префиксальный способ (аффиксальный простой).

5. Словообразовательное значение: «действие по действию (движение через что-нибудь + сов. вид)».

6. Дополнительных преобразований ПБ нет.

7. Водопровод-чик вод|о|провод-øвод + провод-и-ть про-ве-стивести.

 

4.2. Диахроническое словообразование[см. Николина 2011, § 189, 197]

В словообразовании смешение синхронического и диахронического подходов происходит особенно часто. Это объясняется тем, что все деривационные отношения по своей природе процессуальны. Но надо различать процессы функционирования (синхрония) и процессы развития (диахрония). Факты одной эпохи нельзя мерить мерками другой. Еще на рубеже XIX–XX вв. этот тезис отстаивали И.А. Бодуэн де Куртенэ и Ф.Ф. Фортунатов.

Предмет синхронического словообразования – отношения сосуществующих единиц, диахронического – возникновение и превращение одних единиц в другие. Оно исследует:

1. Происхождение элементов морфемной системы. В русском языке, кроме исконно русских морфем, унаследованных из праславянского/древнерусского/старорусского языков, есть много морфем заимствованных: корни (вальс-, морф-, компьют-…); суффиксы (-ант-, -изм-, -ур-…); префиксы (архи-, де-, пост-…). Среди них нет интерфиксов, постфиксов, окончаний.

2. Специфику диахронических способов словообразования. Только в диахронии выделяются:

1) Семантический способ. СОФ – распад полисемии: завод «отвлечённое действие по заводить» ® «промышленное предприятие»; красный «цвета крови» ® «красивый; парадный; светлый»; найти «натолкнуться» ® «отыскать». В синхронии это омонимы.

2) Фонетический способ. СОФ – изменение фонемного состава: боярин ® барин [аjá ® аá ® á], оружие ® ружьё [а ® ø], [ъ ® ø]. В синхронии это независимые слова.

3) Редеривация (обратное словообразование). СОФ – вычитание словообразующего суффикса: заимствованное в XVIII в. гол. zonne-dek «навес от солнца» по аналогии с уменьшительными существительными типа стол-ик стало трактоваться как зонт-ик, на базе которого возникло слово без суффикса – зонт. В синхронии установилась прямая суффиксация: зонт зонт-ик.

3. Образование производных слов в прошлом и последующие изменения формально-семантических отношений производности (вплоть до её утраты).

4. Отражение этих изменений производности в составе и соотношении комплексных единиц деривационной системы (словообразовательных цепочек, гнёзд, парадигм, типов и т. д.).

5. Отражение всех названных системных изменений в словообразовательной и морфемной структуре конкретных слов (табл. 4.1).

Табл. 4.1. Исторические изменения морфемной структуры основы

Абсолютные Относительные
Опрóщение Усложнение Переразложение Декорреляция
членимость ® нечленимость нечленимость ® членимость изменение границ морфем изменение функций, семантики морфем

 

Опрóщение (деэтимологизация) – результат полного разрыва связей между родственными словами. Слово утрачивает свою внутреннюю форму и приобретает целостное значение. В языке появляется новый корень. Конкретные причины опрóщения:

1. Исчезновение ПБ: колес-о, кольц-о – др.-рус. коло«круг»; соблазн– блазнити«обольщать».

2. Семантические сдвиги: вкус«чувство» – кусать, забы-ть «перестать помнить» – быть.

3. Фонетические изменения: облак *об-волк-о, [бв ® б] (ср. об-воло-чь, об-волак-ивать); затхл-ый др.-рус. задъхлый, [ъ ® ø], [д(+х) ® т] (ср. дох-нуть, за-дох-нуться).

Усложнение – процесс, противоположный упрощению. Из корня выделяется словоообразующий или основоообразующий аффикс. Происходит это, как правило, в процессе освоения заимствованных слов. Причины усложнения:

1. Корневая аналогия. Заимствованное в нач. XVIII в. пол. stacja «станция» по аналогии с рус. стан приобрело членимость основы и наращение áнñ в корне: стан-циj.

2. Аффиксальная аналогия. См. выше историю слова зонтик. Такая же аналогия усложнила основу заимствования из пол. flaszka (XVII в.): фляж-к-а, редериват фляг-а.

3. Взаимодействие заимствований. Франц. gravure, graveur, нем. gravieren, были заимствованы русским языком в XVIII–XIX вв. Вступив в отношения производности, они закономерно приобрели членимость основ: грав-ирова-ть ® грав-юр-а, грав-ёр.

Переразложение– это перемещение или устранение морфемных границ в составе членимой основы. В результате часто появляются новые аффиксы, реже корни. Причины переразложения: исчезновение ПБ, семантические сдвиги, аналогия. Например:

Исчезновение производящего слова (ПБ) ѧти Þ др.-рус. сън-ѧ-ти, сън-има-ти ® с-ня-ть, с-ним-ть. По аналогии – наращение áнñ после других префиксов: при-ня-ть, при-ним-ть; от-ня-ть, от-ним-ть и др.

Исчезновение производящего слова (ПБ) *вест-н-ый, семантический сдвиг пут-н-ый «хороший» Þ вест-н-ик, пут-н-ик ® вест-ник ( весть), пут-ник ( путь). И т. д.

Семантический сдвиг деривата Þ недо-говор-и-ть «прервать речь» ( договорить «окончить речь») ¸ недо-говор-и-ть «умолчать о чём-то» ( говорить) и т. п.

Декорреляция– изменение функции или семантики морфем при сохранении членимости основы и неизменности морфемных границ. Причины декорреляции: смена ПБ (иногда + смена способа словообразования), морфологические сдвиги, Например

Исчезновение производящих слов Þ вой-н «занятие по лицу» ( вои«воин»), стель-к «уменьшительность» ( стель «настил») ® «предмет по действию» ( воj-ова-ть, стел-и-ть).

Архаизация производящих слов Þ за-тмить, о-бременить «сов. вид» ( тмить, бременить) ® за-тм-и-ть, о-бремен-и-ть «действие по явлению» ( тьм-а, брем).

Др.-рус. собирательные существительные типа брат-иа, муж-иа (словообразующий суффикс) ® совр. рус. формы мн. ч. брат-j-а, муж-j(основообразующий суффикс).

Др.-рус. причастия типа леж-ач-ий, мог-ѹч-ий(формообразующие суффиксы) ® совр. рус. прилагательные леж-ач-ий, мог-уч-ий (словообразующие суффиксы).

Особый случай декорреляции – замещение корней в результате аналогии. Например:

Др.-рус. съ-вҍд-ҍ-тель-ø (съ-вҍд-ҍ-ти «узнать») ® с-вид-е-тель-ø ( виде-ть).

Пол|о|ум-н-ый ( пол-ый «пустой» + ум) ® пол|о|умн-ый ( пол-овин + умный).



2018-07-06 1106 Обсуждений (0)
Схема словообразовательного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Схема словообразовательного анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1106)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)