Схема словообразовательного анализа
ТЕМА 4. СТРУКТУРА СЛОВА В СИНХРОНИИ И ДИАХРОНИИ 4.1. Морфемный и словообразовательный анализ[см. Николина 2011, § 190] Конечная задача синхронической морфемики – построение обобщающей процедуры морфемного анализа; конечная задача синхронической дериватологии – построение обобщающей процедуры словообразовательного анализа (см. 1.3). Но эти задачи не могут быть решены изолированно. Словообразовательный и морфемный анализ тесно взаимосвязаны. Цель морфемного анализа – определить морфемную структуру словоформы. А в формировании этой структуры участвуют: 1) процессы формообразования (словоизменения); 2) процессы словообразования; 3) взаимодействие однокоренных и одноструктурных слов. Поэтому для анализа должны привлекаться: 1) словоизменительные парадигмы; 2) словообразовательные цепочки; 3) прочие сопоставления. Анализ производится по принципу матрёшки: от внешней оболочки словоформы (формообразующих морфем) к её глубинным слоям (словообразующим и основообразующим морфемам) и в конечном счёте к ядру (корневым морфемам). Техника анализа основана на принципе двойного сопоставления (см. 2.6). Обязательно соблюдение принципа синхронизма, но с учётом динамики системы современного русского языка. Схема морфемного анализа 1. Словоформа, выписанная из текста. Часть речи, изменяемость/неизменяемость словоформы. 2. Для изменяемых словоформ: сравнение с другими членами словоизменительной парадигмы Þ синтаксические аффиксы (окончания, постфиксы повел. накл.), их значения, параметры*. Для инфинитива: сравнение с формой прош. вр. (кроме форм типа тёр, сох) Þ суффикс инфинитива. 3. Сравнение с другой формой слова Þ формообразующий суффикс, его значение, параметры*. 4. Основа словоформы (если есть). Основа слова, её параметры: членимая/нечленимая; для членимых: простая/сложная; непрерывная/прерывистая. 5. Словообразовательная цепочка. Словообразующие аффиксы (от конца цепочки к вершине), их значения, параметры*. 6. Сравнение с другими формами/словами Þ словообразующие аффиксы, не представленные в цепочке, и основообразующие суффиксы, их значение, параметры*. 7. Корень (корни): семантический тип, параметры*. *Параметры морфем: регулярные (2-3 примера) / уникальные, свободные/связанные (для корней), стилистическая характеристика. 8. Результат анализа: расчленённая словоформа. Образцы анализа 1. Появитесь. Глагол, изменяемая словоформа (повелительное наклонение). 2. Ср. появ-им-тесь, появ-и-ø-сь Þ -и – окончание, «2 л. повел. накл.», -те – постфикс, «мн. ч.», регулярные (ид-и-те, сядь ø те), нейтральные. 3. Формообразующего суффикса нет. 4. Основа слова появ-сь, членимая, простая, прерывистая. 5. По-явиться яв-и-ть-ся явный; по- – префикс словообразующий, «начало действия», регулярный (по-бежать, по-тянуть), нейтральный; -сь – постфикс словообразующий, «возвратность», регулярный (беру-сь, умыть-ся), нейтральный. 6. Основоообразующих суффиксов нет. 7. яв- – корень, «признак», регулярный (яв-ка, за-явл-яться), свободный (яв ишь), нейтральный. 8. По-яв-и-те-сь.
1. Умиротворив. Глагол, неизменяемая словоформа (деепричастие). 2. Синтаксических аффиксов нет. 3. Ср. умиротвори-ть Þ -в – суффикс формообразующий, «деепричастие сов. в.», регулярный (да-в, сда-вши-сь, потряс-ши), нейтральный. 4. Основа словоформы умиротворив. Основа слова умиротвори-, членимая, сложная, непрерывная. 5. У-мир|о|твори-ть мир + творить; у- – префикс словообразующий, «завершённость действия + сов. вид», регулярный (у-крыть, у-просить), нейтральный; -о- – интерфикс словообразующий, «соединение», регулярный (пар|о|ход, син|е|-белый), нейтральный. 6. Ср. умиротвор-ю Þ -и- – суффикс основообразующий, «основа инфинитива», регулярный (люби-ть, проси-ть), нейтральный. 7. мир- – корень, «явление», регулярный (мир-ить, мир-ный), свободный (мир ø), нейтральный; твор- – корень, «действие», регулярный (твор-ец, при-твор-ный), свободный (твор-ю), нейтральный. 8. У-мир|о|твор-и-в.
Цель словообразовательного анализа– определить словообразовательную структуру производного слова. Непроизводные слова, даже сохранившие членимость основы на морфемы (раз-луч-и-ть, пал-ец), подвергнуть такому анализу невозможно. Анализ основан на формально-семантической выводимости деривата из производящей базы, принципе минимальности СОФ (см. 3.1) и критериях ориентации отношения производности (см. 3.2). Обязательно соблюдение принципа синхронизма, но с учётом динамики системы современного русского языка. Схема словообразовательного анализа 1. Слово в начальной форме, часть речи. Единственная/множественная производность. 2. Словообразовательная пара. Структурный тип и частеречная принадлежность ПБ. 3. СОФ, его структурный тип (простой: аффиксальный материальный / аффиксальный нулевой / операционный; комбинированный: аффиксальный материальный / аффиксальный с нулевым суффиксом / операционный / смешанный. 4. Способ словообразования, его класс (аффиксальный/безаффиксный/смешанный; простой/ комбинированный). 5. Словообразовательное значение (общее и частное). 6. Дополнительные преобразования ПБ (периферийная мотивация, морфонологические явления, супплетивизм). Анализ по пп. 2–6 повторяется до получения непроизводных слов. 7. Результат анализа: словообразовательная цепочка. Образцы анализа 1. Появиться, глагол. Единственная производность. 2. По-явиться явиться. ПБ: слово, глагол. 3. СОФ: по- (простой аффиксальный материальный). 4. Префиксальный способ (аффиксальный простой). 5. СОЗ (словообразовательное значение): «действие по действию (начало действия)». 6. Дополнительных преобразований ПБ нет. 2. Яв-и-ть-ся яв- 3. СОФ: -и- + -ся (комбинированный аффиксальный материальный). 4. Суффиксально-постфиксальный способ (аффиксальный комбинированный). 5. СОЗ: «действие по признаку (приобретение признака)». 6. Периферийная мотивация (метонимическая: если прийти, то стать доступным восприятию). Усечение суффикса -н-; áвñ||áв’ñ в корне. 7. По-явиться яв-и-ть-ся явн-ый.
1. Полагаться, глагол. Множественная производность! 2а. Полагать-ся полагать. ПБ: слово, глагол. 2б. Полаг-а-ть-сяполож 3а. СОФ: -ся (простой аффиксальный материальный). 3б. СОФ: -а- (простой аффиксальный материальный). 4а. Постфиксальный способ (аффиксальный простой). 4б. Суффиксальный способ (аффиксальный простой). 5а. СОЗ: «действие по действию (возвратность)». 5б. СОЗ: «действие по действию (несов. вид)». 6а. Дополнительных преобразований ПБ нет. 6б. Усечение -и-; áжñ||áгñ + áоñ||áаñ в корне. 2а. Полаг-а-тьполож 2б. Положить-ся положить. Деривант: слово, глагол. 3а. СОФ: -а- (простой аффиксальный материальный). 3б. СОФ: -ся (простой аффиксальный материальный). 4а. Суффиксальный способ (аффиксальный простой). 4б. Постфиксальный способ (аффиксальный простой). 5а. СОЗ: «действие по действию (несов. вид)». 5б. СОЗ: «действие по действию (возвратность)». 6а. Усечение суффикса -и-; áжñ||áгñ + áоñ||áаñ в корне. 6б. Дополнительных преобразований ПБ нет. 2. По-лож-и-ть кла-сть. ПБ: основа глагола. 3. СОФ: по- + -и- (комбинированный аффиксальный материальный). 4. Префиксально-суффиксальный способ (аффиксальный комбинированный). 5. СОЗ: «действие по действию (сов. вид)». 6. Супплетивизм. 7а. Полагать-ся полаг-а-ть по-лож-и-тькла-сть. 7б. Полаг-а-тьсяположи-ть-ся по-лож-и-тькла-сть.
1. Водопроводчик, существительное. Единственная производность. 2. Водопровод-чик водопровод-ø-ø. ПБ: основа существительного. 3. СОФ: -чик- (простой аффиксальный материальный). 4. Суффиксальный способ (аффиксальный простой). 5. СОЗ: «лицо по предмету (лицо по занятию)». 6. Усечение суффикса -ø-. 2. Вод|о|провод-ø-ø вод-а + провод- 3. СОФ: фиксированный порядок компонентов + абсолютная проклиза + |о| + -ø- (комбинированный смешанный с нулевым суффиксом). 4. Суффиксально-сложный способ (смешанный комбинированный). 5. СОЗ: «предмет по действию и предмету (устройство для осуществления действия над предметом)». 6. Усечение суффикса -и-; áд’ñ||áдñ в корне. 2. Провод-и-тьпрове-сти. ПБ: основа глагола. 3. СОФ: -и- (простой аффиксальный материальный). 4. Суффиксальный способ (аффиксальный простой). 5. СОЗ: «действие по действию (несов. вид)». 6. Наращение áд’ñ + áв’ñ||áвñ в корне. 2. Про-вести вести. ПБ: слово, глагол. 3. СОФ: про- (простой аффиксальный материальный). 4. Префиксальный способ (аффиксальный простой). 5. Словообразовательное значение: «действие по действию (движение через что-нибудь + сов. вид)». 6. Дополнительных преобразований ПБ нет. 7. Водопровод-чик вод|о|провод-ø-øвод-а + провод-и-ть про-ве-стивести.
4.2. Диахроническое словообразование[см. Николина 2011, § 189, 197] В словообразовании смешение синхронического и диахронического подходов происходит особенно часто. Это объясняется тем, что все деривационные отношения по своей природе процессуальны. Но надо различать процессы функционирования (синхрония) и процессы развития (диахрония). Факты одной эпохи нельзя мерить мерками другой. Еще на рубеже XIX–XX вв. этот тезис отстаивали И.А. Бодуэн де Куртенэ и Ф.Ф. Фортунатов. Предмет синхронического словообразования – отношения сосуществующих единиц, диахронического – возникновение и превращение одних единиц в другие. Оно исследует: 1. Происхождение элементов морфемной системы. В русском языке, кроме исконно русских морфем, унаследованных из праславянского/древнерусского/старорусского языков, есть много морфем заимствованных: корни (вальс-, морф-, компьют-…); суффиксы (-ант-, -изм-, -ур-…); префиксы (архи-, де-, пост-…). Среди них нет интерфиксов, постфиксов, окончаний. 2. Специфику диахронических способов словообразования. Только в диахронии выделяются: 1) Семантический способ. СОФ – распад полисемии: завод «отвлечённое действие по заводить» ® «промышленное предприятие»; красный «цвета крови» ® «красивый; парадный; светлый»; найти «натолкнуться» ® «отыскать». В синхронии это омонимы. 2) Фонетический способ. СОФ – изменение фонемного состава: боярин ® барин [аjá ® аá ® á], оружие ® ружьё [а ® ø], [ъ ® ø]. В синхронии это независимые слова. 3) Редеривация (обратное словообразование). СОФ – вычитание словообразующего суффикса: заимствованное в XVIII в. гол. zonne-dek «навес от солнца» по аналогии с уменьшительными существительными типа стол-ик стало трактоваться как зонт-ик, на базе которого возникло слово без суффикса – зонт. В синхронии установилась прямая суффиксация: зонт зонт-ик. 3. Образование производных слов в прошлом и последующие изменения формально-семантических отношений производности (вплоть до её утраты). 4. Отражение этих изменений производности в составе и соотношении комплексных единиц деривационной системы (словообразовательных цепочек, гнёзд, парадигм, типов и т. д.). 5. Отражение всех названных системных изменений в словообразовательной и морфемной структуре конкретных слов (табл. 4.1). Табл. 4.1. Исторические изменения морфемной структуры основы
Опрóщение (деэтимологизация) – результат полного разрыва связей между родственными словами. Слово утрачивает свою внутреннюю форму и приобретает целостное значение. В языке появляется новый корень. Конкретные причины опрóщения: 1. Исчезновение ПБ: колес-о, кольц-о – др.-рус. коло«круг»; соблазн– блазнити«обольщать». 2. Семантические сдвиги: вкус«чувство» – кусать, забы-ть «перестать помнить» – быть. 3. Фонетические изменения: облак-о *об-волк-о, [бв ® б] (ср. об-воло-чь, об-волак-ивать); затхл-ый др.-рус. задъхлый, [ъ ® ø], [д(+х) ® т] (ср. дох-нуть, за-дох-нуться). Усложнение – процесс, противоположный упрощению. Из корня выделяется словоообразующий или основоообразующий аффикс. Происходит это, как правило, в процессе освоения заимствованных слов. Причины усложнения: 1. Корневая аналогия. Заимствованное в нач. XVIII в. пол. stacja «станция» по аналогии с рус. стан приобрело членимость основы и наращение áнñ в корне: стан-циj-а. 2. Аффиксальная аналогия. См. выше историю слова зонтик. Такая же аналогия усложнила основу заимствования из пол. flaszka (XVII в.): фляж-к-а, редериват фляг-а. 3. Взаимодействие заимствований. Франц. gravure, graveur, нем. gravieren, были заимствованы русским языком в XVIII–XIX вв. Вступив в отношения производности, они закономерно приобрели членимость основ: грав- Переразложение– это перемещение или устранение морфемных границ в составе членимой основы. В результате часто появляются новые аффиксы, реже корни. Причины переразложения: исчезновение ПБ, семантические сдвиги, аналогия. Например: Исчезновение производящего слова (ПБ) ѧти Þ др.-рус. сън-ѧ-ти, сън-има-ти ® с-ня-ть, с-ним-а-ть. По аналогии – наращение áнñ после других префиксов: при-ня-ть, при-ним-а-ть; от-ня-ть, от-ним-а-ть и др. Исчезновение производящего слова (ПБ) *вест-н-ый, семантический сдвиг пут-н-ый «хороший» Þ вест-н-ик, пут-н-ик ® вест-ник ( весть), пут-ник ( путь). И т. д. Семантический сдвиг деривата Þ недо-говор-и-ть «прервать речь» ( договорить «окончить речь») ¸ недо-говор-и-ть «умолчать о чём-то» ( говорить) и т. п. Декорреляция– изменение функции или семантики морфем при сохранении членимости основы и неизменности морфемных границ. Причины декорреляции: смена ПБ (иногда + смена способа словообразования), морфологические сдвиги, Например Исчезновение производящих слов Þ вой-н-а «занятие по лицу» ( вои«воин»), стель-к-а «уменьшительность» ( стель «настил») ® «предмет по действию» ( воj- Архаизация производящих слов Þ за-тмить, о-бременить «сов. вид» ( тмить, бременить) ® за-тм-и-ть, о-бремен-и-ть «действие по явлению» ( тьм-а, брем-я). Др.-рус. собирательные существительные типа брат-иа, муж-иа (словообразующий суффикс) ® совр. рус. формы мн. ч. брат-j-а, муж-j-а (основообразующий суффикс). Др.-рус. причастия типа леж-ач-ий, мог-ѹч-ий(формообразующие суффиксы) ® совр. рус. прилагательные леж-ач-ий, мог-уч-ий (словообразующие суффиксы). Особый случай декорреляции – замещение корней в результате аналогии. Например: Др.-рус. съ-вҍд-ҍ-тель-ø (съ-вҍд-ҍ-ти «узнать») ® с-вид-е-тель-ø ( виде-ть). Пол|о|ум-н-ый ( пол-ый «пустой» + ум-ø) ® пол|о|умн-ый ( пол-
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1106)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |