Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гуманитарная философия техники. Взгляды Л.Мемфорда и Х.Ортега-и-Гассета.



2018-07-06 675 Обсуждений (0)
Гуманитарная философия техники. Взгляды Л.Мемфорда и Х.Ортега-и-Гассета. 0.00 из 5.00 0 оценок




Гуманитарная философия техники

Что же касается гуманитарной философии техники или попыток религии, поэзии и философии (т.е. гуманитарных сфер знания) выработать не-техническое или транстехнические воззрения для интерпретации смысла техники, то эти науки могут, пожалуй, вполне претендовать на приоритет в концептуальном подходе к оценке техники. Мы можем сказать, что именно гуманитарные науки стремились к постижению смысла и сущности техники, но не техника пыталась понять гуманитарную сферу общественной жизни. Хотя этот принцип — положение о первичности гуманитарного начала перед техническим — является той основой, на которую опирается гуманитарная философия техники, все же это принцип в условиях высоко развитой технической культуры не является ни самоочевидным, ни неоспоримым. Становление технически развитых обществ привело к тому, что гуманитарная философия техники начинает систематические попытки зашиты своей фундаментальной идеи — принципа приоритета гуманитарного, не-технического, начала над техническим.

Льюис Мэмфорд: миф машины

Мэмфорд избрал гуманитарные науки и стал непримиримым критиком техники в американской традиции “приземленного“ романтизма.

В 1930 году Мэмфорд опубликовал небольшую статью, в которой доказывал, что машину следует рассматривать в аспекте “ее психологического, как и практического, происхождения“ и оценивать в эстетических терминах в такой же мере, как и в технических. В первых двух главах “Техники и цивилизации“ он, наоборот, сначала описывает психологические культурные истоки техники и лишь затем — материальные и практические ( efficient ) причины техники. Хотя современная техника является образцом монотехники, ее авторитарная форма не связана с промышленной революцией. Ее корни восходят к пятитысячелетней древности, к тому времени, когда человек открыл то, что Мамфорд называет “ мегамашиной “, т.е. строгую иерархическую социальную организацию. Стандартным примероми мегамашин являются крупные армии, объединения работников в группы, такие, как, например, те, которые строили египетские пирамиды или Великую Китайскую стену. Мегамашины часто приводят к поразительному увеличению количества материальных благ, ценою, однако, ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности и стремлений, что ведет к дегуманизации. Крупная армия может завоевать территорию и расширить власть, но лишь при условии насильственного насаждения среди солдат дисциплины, а это или приводит к разрушению семьи, или строго подчиняет семейную жизнь, театр, поэзию, музыку, искусство в целом милитаристским целям. Результатам этого оказывается “миф о машине“ или представление о том, что мегатехника неустранима из нашей жизни и в высшей степени благостна. Это миф, а не реальность, ибо мегатехника может быть устранена, ей вполне можно противодействовать, и, в конце концов, она вовсе не благостна.

Хосе Ортега-и-Гассет: размышления о технике

Ортега — первый профессиональный философ, обратившийся к проблематике философии техники.

Работа “Размышления о технике“. По мнению Ортеги, техника имманентна всякому человеческому началу. Ортегианская философия техники опирается на его идею о человеческой жизни, которая неизбежно предполагает определенные отношения с окружающими условиями, однако не в пассивной форме, но в качестве активного реагента этих условий и их творца. “Я семь я и окружающие меня условия“ — в этом выражении “Я“ рассматривается не как нечто, тождественное с самостью (идеализм), или как нечто, тождественное с окружающими условиями (материалистический эспиризм). Первая часть его “Рассуждений о технике“ (главы I - V ) посвящена развернутому анализу этого метафизического тезиса, согласно которому человеческая природа, в отличие, скажем, от скалы, дерева или животного, не является чем-то, данным одним лишь фактом ее существования. Скорее, эта природа есть некий сырой материал, из которого та или иная личность должна что-то творить для себя самой. Внутреннее творение, изобретение предшествует, и тем самым оно создает базу для внешнего изобретения. Техника следовательно, может рассматриваться как известный вид человеческого проектирования, но только не на строго естественных или органических основах.

Интеллект человека порождает неудовлетворенность миром, что, в свою очередь, рождает желание создать некий новый мир, следовательно, и технику. Для выяснения смысла этого понятия Ортега дает обобщенную картину эволюций техники, разделяя ее историю на три главных периода, напоминающие описанную выше классификацию, данную Мэмфордом. Эти периоды следующие: а) техника, связанная с отдельными случаями; б) техника ремесленника; в) техника, создаваемая техниками и инженерами.

Мамфорд, Льюис— американский историк и философ техники.

  • Рассматривал иерархические цивилизации как мегамашины, где люди сведены к стандартизированным и взаимозаменяемым компонентам. Отсюда техника перестает быть простым инструментом, но сама становится активным субъектом реальности, трансформирующим человека по своему образу и подобию.
  • История техники делится на эотехнический, палеотехнический и неотехнический периоды. Первый период - это гармония техники и природы, характерный для средневековой эпохи. Второй период - это господство паровой машины, когда техника порабощает человека и природу. И, наконец, третий период, когда техника поворачивается лицом к человеку (расцвет бытовой техники) и к природе (использование энергии электричества)
  • Изучал историю развития городов мира, пришел к выводу об инициирующей роли субъективного фактора в размещении промышленности и наделении населенных пунктов теми или иными функциями

Что касается точки зрения Мэмфорда, то он утверждает, что не материальная созидательность была главной движущей силой развития человечества, а открытие и интерпретация. Это утверждение кажется спорным. На мой взгляд, эта проблема схожа проблеме "курица - яйцо". Скорее всего эти две стороны человеческой деятельности развивались одновременно и равнозначно, дав то, что мы имеем сегодня. Но Мэмфорд рассуждает здесь так, как положено гуманитарию, подчеркивая то, что принципиально отличает человека от животного - мыслительную деятельность. Хосе́ Орте́га-и-Гассе́т техника как реализация человека. По Ортеге, человеческая жизнь реализуется посредством создания некоего проекта и материальной его реализации. Причем он отводит очень большую роль свободе выбора человека. По-моему, Ортега слишком абсолютизирует ее. То, чем человек хочет стать, определяется скорее не его личным выбором (хотя конечно определенная свобода у него есть), а ценностными установками, существующими в обществе, которые определяются исторически или географически.



2018-07-06 675 Обсуждений (0)
Гуманитарная философия техники. Взгляды Л.Мемфорда и Х.Ортега-и-Гассета. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гуманитарная философия техники. Взгляды Л.Мемфорда и Х.Ортега-и-Гассета.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (675)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)