Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 1.1.1. Формирование и развитие рыночной экономики



2018-07-06 535 Обсуждений (0)
ТЕМА 1.1.1. Формирование и развитие рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Понятие рынка его характеристика

2. Условия функционирования рынка

3. Модели рыночной экономики

4. Виды рынков

5. Методы государственного регулирования рынка

 

1. Рынок – совокупность товарно-денежных отношений независимых и равноправных субъектов экономической деятельности по поводу предложения, оценке и обмена условиями и результатами этой деятельности путем их купли-продажи.

В общем плане рынок можно рассматривать как:

-экономическое пространство, где действуют хозяйствующие субъекты, реализуя свои интересы в рамках экономического закона (закон стоимости, спроса, предложения и т. д.)

-совокупность хозяйствующих субъектов (свободных товаропроизводителей и потребителей, или продавцов и покупателей), основных рыночных структур и механизмов, рыночных инфраструктуры.

-организация хозяйственных взаимосвязей и экономической деятельности по критерию наивысшей эффективности.

В современных условиях рынок выступает как совокупность отдельных видов рынков – товарный, финансовый, рабочей силы с соответствующей инфраструктурой.

По пространственным параметрам рынки различают: внутренний, внешний рынок, национальный, мировой, местный.

По механизму функционирования известны следующие типы рынков:

-свободный, который регулируется на основе деятельности независимых товаропроизводителей.

-монополизированный рынок, когда условия производства и обращения определяются группой монополий

-государственно-регулируемый, когда решающую роль в определении рыночной политики принадлежит государству

Различают рынки по товарной насыщенности:

-равновесный, когда объемы спроса и предложения примерно совпадают

-дефицитный рынок, когда спрос превышает предложение

-избыточный, когда предложение превышает спрос

Основными элементами рыночного механизма является – цена, спрос и предложение. На рынке определяется стоимость товара и его цена. Цена отражает соотношение спроса и предложения, а также другие рыночные факторы.

 

2. Различные страны шли разными путями к рыночной экономике. С развитием цивилизации вырабатывались типичные, свойственные любой стране условия и предпосылки функционирования рыночной экономики.

К важнейшим из них относят:

-экономическая свобода хозяйствующих субъектов, т.е. каждый из них добровольно выбирает формы участия в общественном производстве в рамках соблюдения законности

-свободное рыночное ценообразование, уравновешивающие спрос и предложение

-конкуренция независимых товаропроизводителей – основная движущая сила рыночной экономики

-свободный перелив капитала между отраслями и регионами

-открытость экономики, т.е. всем хозяйствующим субъектам предоставляется право осуществлять внешние экономические связи в рамках установленных правил

-устойчивость финансовой и денежной системы, т.е. должны существовать экономические методы укрепления денежной единицы, преодоление дефицита госбюджета, сокращение непроизводственных расходов и создание чистой банковской системы, которая могла бы управлять денежной массой и кредитами

-многообразие форм собственности, т.е. все формы собственности должны обладать одинаковым правовым иммунитетом

-обеспечение потребителя, т.е. в условиях рынка неизбежна борьба за покупателя и все производства должны ориентироваться только на потребителя

-реальная возможность для продавцов и покупателей свободно выбирать друг друга. В этом случае необходимо, чтобы каждый производитель или покупатель имели не менее 5-7 конкурентов

-обеспечение социальной защиты населения, т.е. необходима система мер, которая защищала бы граждан от экономической и социальной деградации

-создание развитой системы инфраструктуры, т.е. развитие комплекса отраслей и хозяйственных служб, которые бы обеспечивали общие условия жизнедеятельности людей и т. д.

 

3. Рынок представляет собой сложное социальное образование, сформировавшееся в процессе длительной эволюции, постепенного вызревания тех структур и механизмов, которые характерны для экономики развитых стран. Каждое государство строит свои рыночные отношения исходя из исторически сложившихся условий хозяйствования, территориального размещения, наличия природных богатств, проводимой политики в государстве. В мировой практике известны наиболее устоявшиеся модели рыночной экономики. К ним относят:

- АМЕРИКАНСКАЯ модель рыночной экономики. Она основана на государственно-монополистическом регулировании рынка. Характерной чертой американской модели рыночной экономики является высокая концентрация производств и капитала. Американское государство использует имеющиеся рычаги в процессе перераспределении материальных, финансовых и иных ресурсов страны.

- ЯПОНСКАЯ модель рыночной экономики основана на отставании заработной платы от производительности труда, что обеспечивает низкую себестоимость производимой продукции, а низкая себестоимость в сочетании с качеством обеспечивает высокую конкурентоспособность товаров на мировом рынке.

- ШВЕДСКАЯ модель рыночной экономики является смешанной. Согласно одной из целей шведской модели – равенство, которое достигается путем выравнивания прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение национального дохода через систему социального страхования способствует сокращению различий в доходах различных слоев населения. Основная цель шведской модели рыночной экономики – полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Экономика страны строится на частной, государственной и кооперативной собственности. Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоким в мире.

 

4. В системе рыночных отношений важное место занимают субъекты и объекты. Субъекты представлены государством, трудовыми коллективами, частными, совместными, иностранными фирмами, организациями, учреждениями, гражданами. В качестве объекта выступают – предметы потребления и услуги, средства производства и инвестиции, деньги, валюта, ценные бумаги, рабочая сила, информация и т.д.

 

В соответствии с этим выделяются следующие виды рынков:

1.Товарный рынок

-потребительский рынок

-рынок средств производства

-рынок информации

-рынок интеллектуального продукта, т.е. разработок

2.Финансовый рынок

-рынок капиталов

-рынок кредитов

-рынок ценных бумаг

-денежный и валютный рынок

3.Рынок труда

 

Главное место в этой структуре рынков занимает потребительский рынок, который включает рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг, услуг связи, культуры, образования, медицины, рынок жилья, рынок зданий.

 

Этот рынок решает две основные задачи:

1. Дает ориентиры для производства необходимых населению товаров, чем подтверждается их ценность.

2. Является важнейшим условием жизнедеятельности человека.

Этот рынок может функционировать в зависимости от состояния рынка средств производства, который состоит из рынка производственных зданий, сооружений, рынка орудий труда, сырья, материалов, энергии, полезных ископаемых.

Этот рынок характеризуется с двух сторон:

1. Как форма производственных связей

2. Как сфера реализации товарно-денежных отношений и деятельности экономически самостоятельных субъектов.

Все виды рынков находятся в тесной взаимосвязи.

 

 

5.Рынок считается системой саморегулируемой, однако это верно для рынка на макроуровне, а чтобы рынок работал как саморегулируемая система на микроуровне, он должен регулироваться на макроуровне экономики, т.е. в разрезе государства. Государство управляет экономикой при помощи регуляторов. Регуляторы – действия, которые регулируют и направляют экономическое развитие в определенном направлении.

К ним относят:

ЦЕНЫ - это важнейший элемент рынка и необходимо, чтобы цены на товары народного потребления устанавливались с учетом их реальной стоимости на производство и реализации, а также соотношение спроса и предложения.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ – это есть принудительный сбор у граждан, организаций, фирм, предприятий и т.д. части их доходов осуществляемые государством. Существующая система налогообложения является ключевым регулятором, обеспечивающим формирование государственного бюджета.

КРЕДИТ – это ссуда, выданная на какой либо срок с выплатой процентов. По своему характеру кредиты бывают – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 3 лет), долгосрочные (более 3 лет)

ДАТАЦИИ – предоставляются для поддержания нерентабельных предприятий, но выпускающих необходимую продукцию для населения, а также для сохранения низких цен на товары первой жизненной необходимости.

ИНВЕСТИЦИИ – это долгосрочное вложение капитала с целью получения прибыли или другого социального эффекта.

 

 

Контрольные вопросы:

 

1.Объясните понятие рынка

2.Перечислите необходимые условия для эффективного функционирования рынка

3.Объясните, как характеризуется рынок по товарной насыщенности?

4.Охарактеризуйте японскую модель рыночной экономики

5.Перечислите основные виды рынков

6.Охарактеризуйте потребительский рынок

7.Перечислите основные регуляторы рынка

8.Дайте понятие кредиту

9.Дайте понятие инвестиции

 



2018-07-06 535 Обсуждений (0)
ТЕМА 1.1.1. Формирование и развитие рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 1.1.1. Формирование и развитие рыночной экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)