Морфемика и дериватология, их задачи. Морфемная и деривационная системы
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [см. Николина 2011, § 183] Место словообразования среди лингвистических дисциплин Словообразование сформировалось как особая научная дисциплина в 40–50 гг. XX века. Его основоположники: В.В.Виноградов, Г.О.Винокур, Н.А.Янко-Триницкая, Е.А.Земская – непосредственно опирались на работы И.А.Бодуэна де Куртене, Ф.Ф.Фортунатова, отдалённо – на идеи М.В.Ломоносова. Есть различные решения вопроса о месте словообразования среди других наук: 1)морфология = словообразование +учение о частях речи (М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев); 2)грамматика = словообразование + морфология + синтаксис (Л.В.Щерба, Г.О.Винокур, В.В.Лопатин); 3)лексикология = словообразование + учение о словах (А.И.Смирницкий, Д.Н.Шмелев); 4)наука о языке = словообразование + лексикология + грамматика (Е.А.Земская, Е.С.Кубрякова), Разногласия обусловлены структурой русского языка: словообразовательные явления тесно связаны с морфологическими и лексическими. В центре внимания всех трёх наук находится слово. Но для словообразования и морфологии, в отличие от лексикологии, столь же важной единицей является морфема. Каждая часть речи имеет свои специфическиеморфемные ресурсы (-ник- – суффикс существительных 2 скл. м. р.; -ость- – суффикс абстрактных существительных 3 скл.; -ск- – суффикс относительных прилагательных;-оj- – суффикс собирательных числительных;-и- – суффикс переходных глаголов, -е- – непереходных). Поэтому следует присоединиться к точке зрения (2): словообразование – это составная часть грамматики, наряду с морфологией и синтаксисом. Предмет и строение словообразования. Проблемы терминологии Морфология изучает объединения слов (части речи, классы, типы, парадигмы) в их семантическом и формальномаспектах.Это«внешняя грамматика слова». Напротив, словообразованиеможно назвать «внутренней грамматикой слова». Оно рассматривает слово с точки зрения его структуры: 1) морфемной;2) словообразовательной. Соответственно этому в нём выделяются 2 раздела: 1) морфемика; 2) т. н. собственнословообразование. Однако термин «словообразование»явно перегружен, поскольку используется в нескольких значениях: 1) процесссоздания новых слов на базе существующих языковых единиц; 2) механизм, обеспечивающий процесс создания новых слов; 3) наука,исследующая механизм и процессысоздания новых слов; 4) наука, исследующая морфемную структуру, механизм и процессы создания новых слов. Поэтому на сегодняшний деньцелесообразноиспользовать данный термин в 4-м, наиболее общем значении и 1-м, процессуальном. В остальных случаях будем использовать другие термины:2) деривационная система, 3) дериватология. Для 1-го значения также существует синоним – деривация, но ему труднее войти в научный оборот, т. к. для этого потребуется изменить множество производных терминов: способ словообразования, словообразовательная модель и т. д. Кроме того, традиционный термин поддерживают однокоренные антонимы –словообразование:формообразование/словоизменение. Последние два термина трактуются в науке неоднозначно: то как синонимы, то как гипероним/гипоним (словоизменение – разновидность формообразования) или гипоним/гипероним (формообразование – разновидность словоизменения).Но в любом случае сохраняется главное противопоставление«внешний процесс, междусловная трансформация : внутренний процесс, внутрисловное варьирование». Продукт формообразования/словоизменения – словоформы. Каждоеизменяемое грамматическое слово реализуется как множество словоформ,образующих словоизменительнуюпарадигму, которую возглавляетначальнаяформа. У неизменяемых слов имеется единственная словоформа. Морфемика и дериватология, их задачи. Морфемная и деривационная системы Таким образом: словообразование = морфемика + дериватология. Предметморфемики–морфемная система. Характеристика морфемнойсистемы: 1. Функция – синтез (в деятельности адресанта) / анализ (в деятельности адресата) словоформ. 2. Элементы – морфемы. 3. Структура – синтагматика + парадигматика. Базисное синтагматическое отношение – членимость словоформы. Предметдериватологии – деривационная система. Характеристика деривационной системы: 1. Функция – синтез новых слов на базе существующих (в деятельности адресанта) / их анализ (в деятельности адресата). 2. Элементы – производящиебазы и словообразовательныеформанты. 3. Структура –парадигматика+синтагматика. Базисное парадигматическое отношение – производность слова. По отношению к лингвистическомупространству выделяются: частные (1 конкретный язык), сравнительные (группа родственных языков), сопоставительные (группа любых языков) и общие (все человеческие языки) морфемика и дериватология. По отношению к лингвистическомувремени выделяются: синхронические (современное состояние языка) и диахронические (развитие языка) морфемика и дериватология. Задачисинхроническойморфемики: 1) построение типологии морфем; 2) анализ формального и семантического варьирования морфем; 3) анализ сочетаемости морфем в составе словоформы и основы; 4) построение типологии основ; 5) установление критериев и степеней членимости словоформы; 6) построение обобщающей процедуры морфемного анализа. Задачисинхроническойдериватологии: 1) установление критериев производности слова; 2) построение типологии производящих баз; 3) построение типологии словообразовательных формантов и способов словообразования; 4) анализ формального и семантического варьирования производящих баз; 5) построение иерархии деривационных единиц; 6) построение обобщающей процедуры словообразовательного анализа. Задачидиахронического словообразования: 1)построение типологии исторических изменений в структуре и семантике производных слов; 2) анализ исторических изменений в иерархии деривационных единиц; 3) построение обобщающей процедуры этимологического анализа.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1035)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |