Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 2.2.1 Спрос на продукцию и услуги торговых объектов общественного питания



2018-07-06 1015 Обсуждений (0)
ТЕМА 2.2.1 Спрос на продукцию и услуги торговых объектов общественного питания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Платежеспособный спрос и факторы, влияющие на его развитие.

2. Покупательные фонды населения, емкость рынка.

 

1. Платежеспособный спрос — это форма проявления потребнос­тей населения в товарах и услугах, обеспеченная денежными дохода­ми. Спрос в общественном питании выступает как форма проявления потребности на продукты питания и услуги предприятий массового питания.

Развитие платежеспособного спроса населения на продукцию об­щественного питания обусловлено различными факторами. Их можно классифицировать по природе возникновения, по характеру воздействия, по возможности количественного измерения.

По природе своего возникновения факторы развития спроса под­разделяются на экономические, социальные, демографические, при­родно-климатические, исторические.

К экономическим факторам относятся экономическая ситуация в стране, инфляция, объем и сос­тав продовольственных ресурсов, денежные доходы различных групп населения, цены на товары и продукцию общественного пита­ния и др.

Социальные факторы — социальная политика государства, определение различных социальных нормати­вов (минимальной заработной платы), уровень жизни населения, формирование культуры потребления, эстетических вкусов.

Демо­графические факторы включают в себя численность населения и его состав, численность и состав семей, соотношение между город­скими и сельскими жителями, процессы миграции населения.

При­родно-климатические факторы — это продолжительность времен года, температура воздуха, географические условия.

Национально-исторические факторы — это традиции, обычаи, условия быта.

По характеру воздействия факторы развития спроса могут быть общими и специфическими.

К общим факторам относятся такие, которые оказывают влияние на все процессы развития спро­са: уровень доходов, численность населения, цены и др.

Специфи­ческие факторы — это факторы, влияющие преимущественно на развитие спроса на отдельные виды продукции общественного пи­тания. Например, специфические требования различных групп потребителей (молодежь, дети, туристы, пенсионеры) и др.

По возможности измерения влияния на спрос факторы под­разделяются на количественно измеримые и факторы, воздействие которых не поддается количественной оценке или поддается очень трудно, косвенно: развитие потребительских привычек, предпоч­тений, рекомендации врачей.

Спрос может при­нимать различные виды. Выделяют реализованный, неудовлетво­ренный, формирующийся спрос.

Реализованный спрос на продукцию общественного питания соответствует той части предъявляемого населением спроса, кото­рая фактически удовлетворена в результате обмена денежных до­ходов на продукцию и услуги предприятия массового питания. Следовательно, тенденции развития, размеры и структура реали­зованного спроса за определенный период времени характеризу­ются динамикой товарооборота, то есть объема продаж.

Неудовлетворенный спрос — это та часть фактически предъ­являемого населением спроса, которая в определенный момент не была реализована по каким-либо причинам: из-за низкого качества продукции, высокого уровня цен, отсут­ствия отдельных видов продукции. Такой спрос основывается на материалах специальных обследований, проведе­нии анкетирования, опросов и т.д.

Формирующийся спрос на продукцию общественного пита­ния представляет собой совокупность новых требований, предъяв­ляемых потребителями. Например, спрос на отдельные виды морепродуктов, на кулинарную про­дукцию различных национальных кухонь, таких, как вьетнамская, китайская, итальянская.

 

2. Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которые населе­ние обменивает на товары и платные услуги. Он определяется величи­ной покупательных фондов населения.

Покупательный фонд населения представляет собой часть де­нежных доходов, которые население предназначает для покупки товаров и оплаты услуг.

Покупательный фонд населения — это расчетный показатель, ис­численный на основе баланса денежных доходов и расходов населения.

Баланс денежных доходов и расходов населения характеризует объем и источники образования денежных доходов населения, а так­же объем и направления денежных расходов. С его помощью уста­навливается соотношение между денежными доходами населения, розничным товарооборотом, величиной расходов на оплату услуг и остатками денежных доходов населения. В доходной части баланса отражены все источники доходов населения – это заработная плата, оплата труда работников кооператива, денежные доходы от колхозов, пенсии, пособия, стипендии, доходы от продажи сельскохозяйственной продукции, поступления из финансовых органов, доходы от предпринимательской деятельности, прочие доходы.

В расходной части баланса отражается структура денежных расходов населения, которые подразделяются на товарные, т.е. приобретение товаров, оплата услуг и другие расходы и нетоварные – обязательные платежи и добровольные взносы, прирост вкладов, приобретение облигации, ценных бумаг, покупка валюты.

Чтобы рассчитать покупательные фонды населения надо от суммы всех доходов вычесть нетоварные расходы.

Данные о покупательном фонде населения служат основой оп­ределения общего объема розничного товарооборота, и если объем товарооборота устанавливается выше покупательных фондов, то часть товаров предприятиями торговли не реализуется, что ведет к финансовым затруднениям. Если товарооборот устанавливается ниже покупательных фондов, то потребность населения в товарах не удовлетворяется.

Покупательные фонды зависят не только от размеров денежных доходов местного населения, но и от миграции денежных средств, которые определяются перемещением населения между областями, районами (командировки, отдых в курортных местностях, выезд на лечение, поездки за покупками и др.), а также закупками товаров предприятиями и учреждениями. Совокупность этих трех элементов составляют емкость рынка. В емкости рынка определенное место занимают системы, фирмы, предприятия и т.д. Поэтому их деятельность характеризуется не только объемами реализации товаров, но удельным весом, т.е. охватом емкости рынка. Чтобы определить данный показатель – надо товарооборот системы, фирмы, предприятия разделить на емкость рынка и умножить на сто процентов.

Основными факторами, влияющими на емкость рынка являются:

-увеличение производства товаров

-расширение их ассортимента, улучшения качества

-снижение цен на товары

-рост доходов

-снижение налогов и т.д.

Например: Определите товарооборот общественного питания на планируемый год, если все доходы населения составляют 120 млрд. руб. Нетоварные расходы составляют 26% от суммы всех доходов. Спрос приезжего населения составляет 20% от покупательных фондов населения. Закупки предприятий и учреждений - 17 млрд. руб., удельный вес товарооборота общественного питания в емкости рынка – 30%.

 

Контрольные вопросы:

1.Назовите классификацию факторов спроса, согласно природы их возникновения

2.Назовите виды спроса

3.Охарактеризуйте баланс денежных доходов и расходов населения

4.Рассчитайте покупательный фонд населения

5.Рассчитайте емкость рынка

6.Объясните, почему товарооборот должен соответствовать объему покупательных фондов населения?

7.Перечислите, какие факторы влияют на покупательную способность населения?



2018-07-06 1015 Обсуждений (0)
ТЕМА 2.2.1 Спрос на продукцию и услуги торговых объектов общественного питания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 2.2.1 Спрос на продукцию и услуги торговых объектов общественного питания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1015)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)