ТЕМА 2.2.1 Спрос на продукцию и услуги торговых объектов общественного питания
1. Платежеспособный спрос и факторы, влияющие на его развитие. 2. Покупательные фонды населения, емкость рынка.
1. Платежеспособный спрос — это форма проявления потребностей населения в товарах и услугах, обеспеченная денежными доходами. Спрос в общественном питании выступает как форма проявления потребности на продукты питания и услуги предприятий массового питания. Развитие платежеспособного спроса населения на продукцию общественного питания обусловлено различными факторами. Их можно классифицировать по природе возникновения, по характеру воздействия, по возможности количественного измерения. По природе своего возникновения факторы развития спроса подразделяются на экономические, социальные, демографические, природно-климатические, исторические. К экономическим факторам относятся экономическая ситуация в стране, инфляция, объем и состав продовольственных ресурсов, денежные доходы различных групп населения, цены на товары и продукцию общественного питания и др. Социальные факторы — социальная политика государства, определение различных социальных нормативов (минимальной заработной платы), уровень жизни населения, формирование культуры потребления, эстетических вкусов. Демографические факторы включают в себя численность населения и его состав, численность и состав семей, соотношение между городскими и сельскими жителями, процессы миграции населения. Природно-климатические факторы — это продолжительность времен года, температура воздуха, географические условия. Национально-исторические факторы — это традиции, обычаи, условия быта. По характеру воздействия факторы развития спроса могут быть общими и специфическими. К общим факторам относятся такие, которые оказывают влияние на все процессы развития спроса: уровень доходов, численность населения, цены и др. Специфические факторы — это факторы, влияющие преимущественно на развитие спроса на отдельные виды продукции общественного питания. Например, специфические требования различных групп потребителей (молодежь, дети, туристы, пенсионеры) и др. По возможности измерения влияния на спрос факторы подразделяются на количественно измеримые и факторы, воздействие которых не поддается количественной оценке или поддается очень трудно, косвенно: развитие потребительских привычек, предпочтений, рекомендации врачей. Спрос может принимать различные виды. Выделяют реализованный, неудовлетворенный, формирующийся спрос. Реализованный спрос на продукцию общественного питания соответствует той части предъявляемого населением спроса, которая фактически удовлетворена в результате обмена денежных доходов на продукцию и услуги предприятия массового питания. Следовательно, тенденции развития, размеры и структура реализованного спроса за определенный период времени характеризуются динамикой товарооборота, то есть объема продаж. Неудовлетворенный спрос — это та часть фактически предъявляемого населением спроса, которая в определенный момент не была реализована по каким-либо причинам: из-за низкого качества продукции, высокого уровня цен, отсутствия отдельных видов продукции. Такой спрос основывается на материалах специальных обследований, проведении анкетирования, опросов и т.д. Формирующийся спрос на продукцию общественного питания представляет собой совокупность новых требований, предъявляемых потребителями. Например, спрос на отдельные виды морепродуктов, на кулинарную продукцию различных национальных кухонь, таких, как вьетнамская, китайская, итальянская.
2. Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которые население обменивает на товары и платные услуги. Он определяется величиной покупательных фондов населения. Покупательный фонд населения представляет собой часть денежных доходов, которые население предназначает для покупки товаров и оплаты услуг. Покупательный фонд населения — это расчетный показатель, исчисленный на основе баланса денежных доходов и расходов населения. Баланс денежных доходов и расходов населения характеризует объем и источники образования денежных доходов населения, а также объем и направления денежных расходов. С его помощью устанавливается соотношение между денежными доходами населения, розничным товарооборотом, величиной расходов на оплату услуг и остатками денежных доходов населения. В доходной части баланса отражены все источники доходов населения – это заработная плата, оплата труда работников кооператива, денежные доходы от колхозов, пенсии, пособия, стипендии, доходы от продажи сельскохозяйственной продукции, поступления из финансовых органов, доходы от предпринимательской деятельности, прочие доходы. В расходной части баланса отражается структура денежных расходов населения, которые подразделяются на товарные, т.е. приобретение товаров, оплата услуг и другие расходы и нетоварные – обязательные платежи и добровольные взносы, прирост вкладов, приобретение облигации, ценных бумаг, покупка валюты. Чтобы рассчитать покупательные фонды населения надо от суммы всех доходов вычесть нетоварные расходы. Данные о покупательном фонде населения служат основой определения общего объема розничного товарооборота, и если объем товарооборота устанавливается выше покупательных фондов, то часть товаров предприятиями торговли не реализуется, что ведет к финансовым затруднениям. Если товарооборот устанавливается ниже покупательных фондов, то потребность населения в товарах не удовлетворяется. Покупательные фонды зависят не только от размеров денежных доходов местного населения, но и от миграции денежных средств, которые определяются перемещением населения между областями, районами (командировки, отдых в курортных местностях, выезд на лечение, поездки за покупками и др.), а также закупками товаров предприятиями и учреждениями. Совокупность этих трех элементов составляют емкость рынка. В емкости рынка определенное место занимают системы, фирмы, предприятия и т.д. Поэтому их деятельность характеризуется не только объемами реализации товаров, но удельным весом, т.е. охватом емкости рынка. Чтобы определить данный показатель – надо товарооборот системы, фирмы, предприятия разделить на емкость рынка и умножить на сто процентов. Основными факторами, влияющими на емкость рынка являются: -увеличение производства товаров -расширение их ассортимента, улучшения качества -снижение цен на товары -рост доходов -снижение налогов и т.д. Например: Определите товарооборот общественного питания на планируемый год, если все доходы населения составляют 120 млрд. руб. Нетоварные расходы составляют 26% от суммы всех доходов. Спрос приезжего населения составляет 20% от покупательных фондов населения. Закупки предприятий и учреждений - 17 млрд. руб., удельный вес товарооборота общественного питания в емкости рынка – 30%.
Контрольные вопросы: 1.Назовите классификацию факторов спроса, согласно природы их возникновения 2.Назовите виды спроса 3.Охарактеризуйте баланс денежных доходов и расходов населения 4.Рассчитайте покупательный фонд населения 5.Рассчитайте емкость рынка 6.Объясните, почему товарооборот должен соответствовать объему покупательных фондов населения? 7.Перечислите, какие факторы влияют на покупательную способность населения?
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1015)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |