Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Почему является и произведением ораторского искусства?



2018-07-06 630 Обсуждений (0)
Почему является и произведением ораторского искусства? 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание «Слова» и его идея.

Краткое содержание.

Слово о полку Игореве” имеет традиционную для древнерусской литературы композицию (построение): зачин, основная часть, здравица в честь правителей.
В развернутом зачине “Слова...” автор излагает свою точку зрения на описываемые им события. Он намерен рассказать о походе Игоря без прикрас, “по былинам своего времени”. Боян (народный певец) же, если хотел кому песню сложить, то не следовал былинам, а “растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”, вел свое повествование очень поэтически, образно. “Боян... не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны воскладал, они же сами провозглашали славу князьям”.
Начинается поход с грозного предзнаменования (солнечного затмения 1 мая 1185 года). Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него все воины тьмою покрыты. Но князь не внемлет предостережению Неба, говорит своим воинам: “Братия и дружина! Лучше всем убитыми быть, чем плененными...”, он не хочет бесславно дожидаться половцев, сидя дома. “Ум князя уступил страстному желанию” завоевать половецкие земли. “С вами, сыны русские, хочу сложить свою голову, или испить шеломом (шлемом. — Авт.) Дона”. Намерение Игоря одобряет и его брат, “Буй Тур” (мужественный) Всеволод. И сказал брату Всеволод: “Оба мы Святославичи, седлай же, брат, своих борзых коней, а мои готовы, оседланы у Курска. А мои куряне — опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, концом копья вскормлены...”. Встретившись с братом, Игорь “вступил в золотое стремя”, т.е. выступил в поход. (Автор упоминает о золотом шлеме, стремени, седле, подчеркивая княжеский титул Игоря.) В пути следования все предвещает князьям поражение: “...свист звериный встал, взбился Див (божество половцев. — Автор), кличет на вершине дерева...” — предупреждает своих о походе русичей. Уже не может быть речи о внезапности нападения, на которую так надеялся Игорь. Хищные птицы, волки, лисицы, предвкушая добычу, стремятся к войску. И рефреном (припевом) звучит фраза: “О Русская земля! Уже ты за (пограничным) холмом!”

Игорево войско ночует в степи, а наутро рассеивает передовые отряды половцев, захватывая богатую добычу и полон. Себе Игорь берет только боевые знаки врагов.

Еще одна ночевка в степи. “Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!” А между тем враги собираются огромными силами напасть на полки Игоря.

С рассветом началось великое побоище. “Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает...” Храбро бьются русичи. “Куда ты, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, — там лежат поганые головы половецкие...” В лирическом отступлении, которым автор периодически прерывает, повествование, он вспоминает прошлое Руси и родоначальника нынешних князей Ольговичей — Олега Святославича. Описываемая битва длилась два дня, и закончилась полным разгромом русских. И пошел плач по земле от Киева до Чернигова по убитым, а поганые восторжествовали и стали брать дань по белке от двора. “Игорь-князь пересел с золотого седла в рабское”, т.е. попал в плен, будучи раненым в руку. Автор показывает, что поражение Игоря оказалось очень тяжелым для всей Русской земли, т.к. оно уничтожило плоды предыдущего победоносного похода на половцев Святослава Киевского.

В ночь гибели полка Игоря Святослав в Киеве видит смутный и тяжелый сон, будто одевают его в черные погребальные одежды, черпают вино синее, черпают пустыми колчанами жемчуг и сыплют ему на грудь, и всю ночь “вороны граяли”. Утром бояре растолковали князю его сон, сообщив о поражении Игоря. И опять возвращается автор к рассуждениям о междоусобицах и международном положении Руси. Святослав произносит “золотое слово”, осуждая Игоря и Всеволода, нарушивших феодальное послушание, что привело к новому нападению половцев на русские земли. Автор страстно призывает князей выступить за землю русскую. В лирическом отступлении он вспоминает первых русских князей, их многочисленные походы на врагов родины и противопоставляет им современное ему несогласие между братьями Рюриком и Давидом в сборах на половцев. Возвращаясь к повествованию об Игоре, автор показывает безмерную скорбь жены князя, Ярославны.

Ярославна обращается к силам природы, прося вернуть ей любимого. Как бы в ответ на мольбу ее “бог путь кажет” Игорю из плена в землю Русскую.

Воспользовавшись относительной свободой, Игорь бежит от половцев. Сама природа помогает ему, указывая дорогу домой и препятствуя его преследователям — Гзаку и Кончаку.
Игорь благополучно возвращается на Русь. Его встречают с почестями. В конце “Слова” традиционная здравица князьям-участникам похода и дружине.

Историческая основа– поход на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.

Нет последовательного рассказа о походе, так как это не летопись, у автора другая цель. Поход для него – повод для раздумья о судьбе Русской земли, для страстного призыва к объединению для защиты Руси.

Призыв русских князей к объединению перед лицом общих врагов – основная идея произведения.

Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами.

“Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

 

Причину неудачного похода Игоря автор видит не в слабости русских воинов, а в междоусобицах князей.

Композицию «Слова» называют непоследовательной, мозаичной, потому что автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь, затем в Киев, другие русские города.

 

Условно можно выделить в «Слове» 4 части:

 

рассказ о походе Игоря,

сон и «Золотое слово» Святослава,

плач Ярославны,

побег Игоря из плена.

«Слово» начинается со вступления, в котором автор определяет свою задачу и манеру изложения событий. Он будет вести рассказ «по былям нашего времени», то есть следуя за действительными событиями.

Далее - рассказ о начале похода Игоря, которое сопровождается зловещими знаками: затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц. Такое описание помогает автору выразить своё отношение к происходящему. Сама природа предупреждает Игоря о возможной трагедии.

Автор не описывает подробно два боя с половцами, так как создаёт не воинскую повесть.

Он прерывает повествование (авторское отступление), вспоминая о других поражениях и о недавней победе киевского князя Святослава, который объединёнными усилиями русских князей победил половцев. Мы видим «вещий сон» Святослава, слышим его «Золотое слово», в котором опять звучит призыв к объединению

Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим князьям того времени.

Вспоминает он и юную жену Игоря – Ярославну. Он приводит слова её плача по мужу и по погибшим воинам. Ответом на её мольбу становится побег Игоря из плена. Дано сказочное описание его побега.

Заканчивается «Слово» возвращением Игоря на родную землю и пением ему славы при въезде в Киев.

Жанр «Слова».

 

Сам автор называет своё произведение то «словом», то «песнью», то «повестью».

Д.С. Лихачёв считает, что жанровая природа «Слова» неопределённа. В нём сочетаются черты произведения ораторского искусства, воинской повести и устной народной поэзии.

1. Связь с устной народной поэзией наиболее ярко прослеживается в применяемых в «Слове» плачах и прославлениях – славах. Наиболее яркий пример плача – плач Ярославны. Плач – одна из древнейших форм народной поэзии. В плачах часто используется троекратное обращение к силам природы. И Ярославна обращается к ветру, Днепру и солнцу.

Часто встречаются в тексте и славы. «Слово» начинается с упоминания о славах, которые пел Боян. Славой Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Слава звучит в Киеве, её поют девицы на Дунае.

Связь с народной поэзией ощущается и в изображении людей. Автор гиперболизируетсвоих героев.Так, например, Всеволод буй-тур прыщет на врагов стрелами, гремит о шлёмы мечами. Он уподобляется былинным богатырям.

С народной поэтической традицией связаны яркиесравнения, параллелизмы("Гзак бежит серым волком", "Не буря соколов занесла через поля широкие, галок стада бегут к Дону великому");

символика("4 солнца", "молодые месяцы", "соколы" - князья, "жемчуг" - слезы).

Рефрен"О русская земля, уже за шеломянем еси!" усиливает напряженность повествования. Рефрен "За землю Русскую, за раны Игоревы!" в авторском обращении выражает основную идею произведения.

Рефрены – это повторяющиеся фразы, которые могут быть разделены строками. Но чаще они вводятся в конце строфы. В творчестве поэтов Серебряного века подобные стилистические приемы встречаются довольно часто. В стихотворении «Зимняя ночь» рефреном выступает двустишие «Свеча горела на столе, свеча горела». И этот повтор в произведении Бориса Пастернака выполняет символическую функцию. Строки принадлежат главному герою романа «Доктор Живаго». Персонаж Пастернака однажды, в холодный февральский вечер, увидел в небольшом окне мягкий нежный свет. Позже он написал стихотворение, где свеча является символом тихого счастья и уединения. С помощью этого символа автор передал чувства, которые он испытал, когда вдруг в чужом окне увидел словно частицу недостижимого для него счастья.

Почему является и произведением ораторского искусства?

«Слово» посвящено теме защиты родины, оно лирично, исполнено тоски и скорби, гневного возмущения и страстного призыва. Оно эпично и лирично одновременно. Автор постоянно вмешивается в ход событий, о которых рассказывает. Он прерывает самого себя восклицаниями тоски и горя, как бы хочет остановить тревожный ход событий, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей современников к активным действиям против врагов родины.

Именно он, „автор“, вносит в „Слово“ и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения.

3. «Слово о полку Игореве» считают первой русской воинской повестью.

В нём изображается поход князей Игоря Святославича Новгород-Северского и Всеволода Святославича, из рода Ольговичей, против половцев, состоявшийся в 1185 г. В предыдущем, победоносном походе против половцев, предпринятом Святославом Всеволодовичем и целым рядом русских князей зимой 1184 г., Игорь не смог принять участие из-за погодных условий. Поход Игоря в 1185 г. — своего рода реванш. В "Слове..." широко использована военная терминологическая лексика, как в прямом, так и в переносном значении: "испить шеломом Дону" - победить врага у Дона, "вступить в златое стремя" - выступить в поход, "главу свою приложить" - пасть в бою.

Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» — во­инская повесть. Однако характерное для этого жанра внима­ние к снаряжению витязей, тактике битвы и последствиям неудачи составляет лишьвнешнюю сюжетную канвупроиз­ведения, но не исчерпывают его содержания.

 

Образ Русской земли.

 

Главный герой поэмы – Русская земля. Ей отдаёт автор свою любовь, сыновнюю преданность и верность. Автор «Слова» первым избрал главным героем произведения Русскую землю, отсюда и нашла своё развитие тема родины в русской литературе. Княжеские дружины для него – «русские сыны», «русские полки», которых ждут «жёны русские». Русская земля предстаёт в исторической и природной красоте.

Природа родины – живое существо в поэме. Каждый сюжетный ход в поэме сопровождается откликами природы. Она радуется, негодует, ликует, предвещает победу или поражение, никнет от жалости. Она поёт, шепчет, бьёт грозой. Тютчев наследует это авторское понимание мира природы:

Не то, что мните вы природа;

Не слепок, не бездушный лик,-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Вот природа пытается предупредить храбрых витязей о предстоящем побоище: «кровавые зори свет возвещают», «чёрные тучи с моря идут», «трепещут синие молнии». Дождь, пришедший с Дона, сыплет на войско стрелами.

Символичны образы животных, зверей, птиц. После поражения Игоря в бою мы видим Деву Обиду, которая лебедиными крылами расплёскивает синее море. Она символизирует горе, пришедшее на русскую землю. Соколу уподобляется Игорь, бегущий из плена. Сокол символизирует быстроту, силу и благородство. Образ же ветра носит враждебный характер. Ветры веют стрелами на Игоревы полки. Река Донец спасает Игоря, лелеет князя на волнах. Изображая природу, автор часто прибегает к олицетворениям (природа скорбит, когда Игорь терпит поражение). Животные, деревья, травы, цветы, вся природа щедро наделяются автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло, сочувствовать первому и ненавидеть второе, они предупреждают русских о несчастьях, переживают с ними горе и радости.

 

Однако Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. жители городов и сел - словом, "внуки Даждьбога". Автор ощущает Русь как огромное живое существо. Поэтому, естественно, основным критерием оценки деятельности князей является участие в судьбе Русской земли, русского народа.



2018-07-06 630 Обсуждений (0)
Почему является и произведением ораторского искусства? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Почему является и произведением ораторского искусства?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)