Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



2018-07-06 539 Обсуждений (0)
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




М.В. ФИРСОВ, Е.Г. СТУДЕНОВА

 

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Рекомендовано

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

 

 

Москва

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»

«Московский государственный социальный университет» 2001

 


 

Издание осуществляется в рамках Государственной программы научно-методического обеспечения специальности «Социальная работа» научный руководитель доктор исторических наук, профессорВ.И. Жуков

 

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Л.Д. Павленок;

доктор исторических наук, профессор И.Г. Зайнышев

Фирсов М.В., Студенова Е.Г.

Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001.—432с.

Пособие посвящено теории и методам социальной работы, разработанным отечественными и зарубежными учеными. Проанализированы проблемы научных подходов к теории социальной работы, ее соотношения со смежными областями познания, методологии и методов социальных исследований.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебный курс «Теория социальной работы» представляет собойдисциплину, посвященную систематизации знаний, касающихся:

• социальной работы как области познания;

• форм социальной работы как социальной деятельности в различных сферах человеческой жизни;

• субъекта изменения социальной реальности, т.е. социального работника;

• клиента и факторов, приводящих к изменению его жизненной ситуации;

• методов помощи клиенту.

Поэтому «Теория социальной работы» в контексте обучения будущих профессионалов в области социальной работы выступает не столько как универсальная модель объяснения и описания различных проявлений реальности, сколько как систематизированная модель концептуальных конструкций и взглядов, принятых в данном профессиональном сообществе.

Такой подход предполагает следование определенным стандартизированным представлениям о генезисе теоретической мысли в сфере социальной работы, ее теории познания, соотношению с другими научными дисциплинами, видах практической деятельности, концепциях человека — помогающего и человека — нуждающегося в поддержке, различных видах помощи.

В системе подготовки специалиста курс «Теория социальной работы» выступает как базовый, являющийся связующим звеном с другими дисциплинами, изучаемыми будущими специалистами, и в этом состоит его специфика. С одной стороны, этот курс предлагает самостоятельную модель осмысления социальной работы во всех формах ее проявления, с другой — выступает в качестве «пролога» к тем дисциплинам обучающего цикла, где каждая из проблем будет рассмотрена более глубоко и подробно. Таково своеобразие данного курса применительно к межпредметным связям общепрофессиональных дисциплин и специализированным дисциплинам.

Указанный подход определяет требование к модульному построению курса «Теории социальной работы», что открывает возможность рассмотрения концепций и подходов теории социальной работы определенного уровня, используя принцип методологического плюрализма, а также соответственную их систематизацию.

Основная часть курса посвящена существующим в мировой и отечественной практике представлениям о социальной работе и ее этических принципах, а также базовым формам и методам практической работы с клиентом, с группами, семьями, в социуме. Особый упор при этом делается на формирование у будущих социальных работников целостного восприятия проблем и нужд клиента, с учетом специфики тех или иных социальных и индивидуальных факторов.

Проблемы ставятся и рассматриваются в контексте таких ранее изученных студентами дисциплин, как «История социальной работы», «Этика социальной работы», «Философия социальной работы», «Технология социальной работы» и ряда других, чем и объясняется достаточно широкий спектр проблем, находящихся в сфере внимания данного курса.

Содержание курса в рамках междисциплинарных и межпредметных связей скоординировано с общепрофессиональными дисциплинами, а также со специальными дисциплинами, входящими в учебный план и являющихся базовыми компонентами государственного образовательного стандарта.


РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Социальная работа как теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях имеет глубокие корни, проявляясь в национальных традициях, закрепивших социокультурные принципы реагирования на изменения в жизненном сценарии индивидуума. Западноевропейская цивилизация дала толчок не только для осмысления нужд личности, но и выработала принципы помощи и поддержки нуждающихся. Христианская парадигма знания предложила свои подходы к социальному равенству, проповедуя любовь к ближнему и милосердие. Впоследствии они претерпевают изменения, постепенно уступая место светским концепциям. Деятельность добровольных помощников современного западного мира позволяет формулировать новые принципы помощи нуждающимся, формировать методы поддержки и защиты на различных уровнях.

Сегодня наблюдается особенно сильная тенденция к расширению методов и техник, а также теоретических подходов в области теории социальной работы. Это расширение границ осуществляется за счет включения концептуальных разработок смежных областей знания и адаптации их к нуждам и потребностям социальной работы. При этом часто берется не целиком весь метод с его общей структурой и системой принципов, а лишь та его часть, которая способствует решению предметных задач социальной работы. В зависимости от потребностей решения задач социальной помощи возможно выделение различных аспектов базовых теорий и их сочетание.

Теоретические подходы той или иной школы могут использоваться в социальной работе ив своей целостности. В этом случае сама практика вырабатывает те или иные принципы присвоения, если парадигма того или иного теоретического подхода состоит из нескольких базовых концепций. Таким образом, теория социальной работы, пройдя определенный социально-исторический путь развития сегодня представляет собой самостоятельную разновидность научного знания, имеющего общезначимую ценность.



2018-07-06 539 Обсуждений (0)
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)