Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, история куклы-куватки и технология ее изготовления.



2018-07-06 430 Обсуждений (0)
Понятие, история куклы-куватки и технология ее изготовления. 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРОГРАММА МАСТЕРСКОЙ

«Текстильная кукла»

(17 часов)

 

 

Разработано: Лейно И.Ф.

Иванова М.А.

Сергейчук Н.В.

 

 

Согласовано: Рассмотрено:

на заседании

методического Совета

 

Иванова М.А.____________ «____»__________________2012г.

 

Чита 2012г.

"НЕ ЗАПРЕЩАЙ СЕБЕ ТВОРИТЬ.

ПУСТЬ ИНОГДА ВЫХОДИТ КРИВО.

ТВОИ НЕЛЕПЫЕ МОТИВЫ

НИКТО НЕ СМОЖЕТ ПОВТОРИТЬ,,,"

(МАРИНА ЦВЕТАЕВА)

Пояснительная записка

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Программа курса «Текстильная кукла» предназначена для участников смены «Солнечный круг в возрасте от 11 до 17 лет. Данная программа является частью комплексной системы работы «Центр «Искра» по культурологическому воспитанию обучающихся, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец.

Кукла – неизменный спутник человека со времён строительства пирамид до наших дней, первая среди игрушек. Но куклы были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей народной культуры. А первые куклы связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Назначение куклы многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы заключается в том, что она обретает жизнь при помощи воли создателя и сохраняет в своём образе самобытность, черты народа. По предназначению традиционные народные куклы можно разделить на три группы: обрядовые, куклы-обереги и игровые (подробная классификация тряпичных кукол по назначению, способу изготовления, функциям представлена в пособии Шайдуровой Н.В.). Обрядовые куклы использовались при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Куклы заменяли живых людей в обрядах жертвоприношения, например, кострома, масленица, купавка. Обереговые куклы защищали от тёмных сил и болезней дом, человека, ребенка, путников, дочь перед замужеством. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх отображать мир взрослых, события жизни. А через образы животных ребёнок познавал окружающий мир. Таким образом, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю или в решении жизненных вопросов.

С давних времён народы нашей страны использовали природные материалы для домашнего творчества. Куклы изготовляли из соломы, льна, дерева, лоскутков ткани. Наиболее распространённой в быту русского народа была тряпичная кукла. Но изготовление ткани было трудоёмким делом, поэтому дети донашивали одежду взрослых, так на куклы оставалась изношенная ткань. Считалось, что ношенная одежда является обережной, так как хранит тепло души человека. Несмотря на это, для свадеб и подарков, куклы делали из новой ткани. По народному поверью у куклы не было лица, чтобы в неё не вселился нечистый дух и не смог навредить ребёнку. Наряд русской куклы отражает эстетическую и духовную значимость. В костюме закрепились древние и устойчивые формы русской одежды – это рубаха, сарафан, понева (юбка), передник, платок, повязки-ленты, пояс. А простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой, отделкой и вышивкой. На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы (в зависимости от технологии изготовления, используемых материалов, назначения): кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, кукла масленичная, покосница, кукла от бессонницы для грудных детей, травяные куклы, шерстяные, а также множество других. В ответ на подарки дети также дарили взрослым куклы. Ребёнок, скручивая куклу, думал о том, для кого её делает, от всего сердца желал добра. Так простая тряпичная кукла превращалась в оберег. Куклы бережно передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до семидесяти штук, что указывает на их важность.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при изготовлении текстильной куклы.

Программа курса рассчитана на 17 часов.

Цель учебного курса:

- знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

- обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия;

- стимулирование интереса к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве;

- выявление талантливых детей, их индивидуальных творческих способностей, содействие их участию в творческой жизни, как будущих мастеров;

- изучение видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов, развитие мелкой моторики рук, формирование эстетического вкуса.

Формы проведения занятий:

1. Демонстрация изделий.

2. Занятия с элементами лекций.

3. Практические занятия.

4. Самостоятельная работа с литературой.

5. Работа над проектом.

Наглядность:

1. Картинки, демонстрирующие разновидности кукол.

2. Раздаточный материал: образцы кукол, ткани.

3. Изделия, изготовленные учителем: различные виды кукол.

Учащиеся должны уметь:

1. Правильно выполнять этапы изготовления куклы.

2. Подбирать ткань, нитки в зависимости от вида куклы.

3. Знать способы и приемы изготовления куклы.

4. Выполнять работу качественно.

5. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

Учащиеся должны знать:

1. Виды текстильных кукол.

2. Историю и традиции текстильной куклы.

3. Технологию изготовления куклы.

Способы оценивания результативности учащихся:

1. Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.

2. Выполнение заданий.

3. Защита проекта.

Прогнозируемые результаты

На занятиях мастерской дети ознакомятся с историей текстильной куклы. Научатся самостоятельно изготавливать различные виды кукол. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками изготовления текстильной куклы, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.

 

Тематический план курса

№ п\п Тема Часы Теория Практика
Понятие текстильной куклы. Особенности ее истории и разновидности. -
Приспособления материалы, инструменты для изготовления куклы. -
Понятие, история куклы-куватки и технология ее изготовления.
Понятие, история куклы Веснянки и технология ее изготовления.  
Понятие, история куклы День-Ночь и технология ее изготовления.
Понятие, история куклы Неразлучники (свадебная кукла) и технология ее изготовления.
Понятие, история куклы Зернушка и технология ее изготовления.
Защита проекта -
  Всего:
           

Содержание учебного материала

1. Вводное занятие

• Понятие текстильной куклы.

• Из истории текстильной куклы.

• Текстильная кукла

2. Инструменты и приспособления для вышивания:

• Нитки, синтепон, лоскутки ситца, ленты, зерно, трава.

Понятие, история куклы-куватки и технология ее изготовления.

Обережную куклу Куватку будущая мать помещала в колыбель, что бы кукла «согрела» ее. После рождения младенца, куклу-оберег вешали над кроваткой. Считалось, что Куватка отгоняет всякую злую силу и оберегает ребенка. Когда малыш подрастал, ему отдавали куклу играть. Для изготовления кукол Куваток обычно использовали яркие разноцветные ткани и нитки, поэтому они получались яркими и веселыми. Ребенку они заменяли погремушки, так как часто их делали связками по три или пять куколок.

4. Понятие, история куклы Веснянки и технология ее изготовления.

Сороки – День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая – Вырия прилетает стайка первых птиц – сорок жаворонков. Птица – символ этого праздника.

Поющие птицы – свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну – Красну. Здесь наблюдается модель связи образов. В звуках поющих обрядовых птиц, глиняных и берестяных свистулек – магические звуковые заклинания, молитва, обращенная к богам. Важным атрибутом праздника является обрядовое печенье в виде фигурок птиц и печенье в виде маленьких лестниц, ведущих к небу, к верховному божеству. Куклы – веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.



2018-07-06 430 Обсуждений (0)
Понятие, история куклы-куватки и технология ее изготовления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, история куклы-куватки и технология ее изготовления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)