Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


по дисциплине «Социальная экология»



2018-06-28 547 Обсуждений (0)
по дисциплине «Социальная экология» 0.00 из 5.00 0 оценок




Факультет географический

Кафедра геоэкологии

 

ЗАЧЕТНЫЕ ВОПРОСЫ

 

по дисциплине «Социальная экология»

 

для специальности 6.040106 – «экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование»

для студентов 3 курса дневной и заочной форм обучения

образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

профессионального направления подготовки

0708 Экология

 

 

Симферополь, 2010

 

1. Определение социальной экологии как науки. Место социальной экологии в системе наук экологического профиля. Методы, используемые в социальной экологии.

2. Концепция графического детерминизма. Основные идеи работ Ш.Монтескье, Л.И Мечникова, Э. Реклю и др.

3. Учение о ноосфере Тейяр де Шардена и В.И. Вернадского.

4. Цели создания Римского клуба, основные доклады, значение.

5. Глобальное моделирование. Метод сценариев. Глобальные модели развития человечества.

6. Биологические и социальные основы человека. Человека как биосоциальное существо.

7. Группы основных потребностей человека. Псевдопотребности. Экологизация потребностей.

8. Качество жизни, показатели, используемые при определении уровня развития стран. Прогресс, иллюзия прогресса. Экологические коррективы представлений о качестве жизни, прогрессе.

9. Основные этапы взаимоотношений общества и природы. Присваивающее хозяйство, экологические последствия взаимоотношений человека и природы в период присваивающего хозяйства.

10. Неолитическая революция. Производящее хозяйство. Изменение отношения человека и природы при переходе к производящему хозяйству. Вторая сельскохозяйственная революция.

11. Промышленная революция. Изменения в мире в период индустриального этапа развития. Металлизация, химизация биосферы.

12. Главные черты постиндустриального общества. Переход человечества к информационному обществу.

13. Глобализация, особенности, значение. Экологические последствия глобализации.

14. Современный глобальный экологический кризис, его причины, индикаторы кризиса.

15. Размещение населения Земли в начале новой эры, к 1500 году, в настоящее время. Время удвоения населения. Демографический взрыв, его причины.

16. Общий коэффициент рождаемости, общий коэффициент смертности, коэффициент естественного движения населения. Их показатели в промышленно развитых странах, в развивающихся странах.

17. Возрастная структура населения в промышленно развитых странах, в развивающихся странах, в других типах стран.

18. Экологические проблемы, связанные с демографической ситуацией.

19. Демографическая политика. Демографические концепции. В чем проявляются различия в характере решения проблем окружающей среды в странах, имеющих различный политический строй, различные социально-экономические условия, различный ресурсно-экологический потенциал, различные этнокультурные традиции?

20. Понятие «пределы роста». Определение пределов роста ресурсов.

21. Какова связь между экономическим развитием и качеством окружающей среды?

22. Перечислить виды экономического стимулирования природоохранной деятельности. Почему закрытие опасных в экологическом отношении производств далеко не всегда способствует решению экологических проблем?

23. Понятия «политическая экология» и «экологическая политика». Особенности экологической политики в странах с разными политическим и социально-экономическими условиями.

24. Общественные экологические движения: в мире, на Украине, в Крыму. Примеры крупных гражданских действий экологического характера, примеры влияния экологических идей на результаты выборов в парламенты и местные органы власти.

25. Классификация людей, занимающихся экологией и охраной окружающей среды.

26. Международные программы по окружающей среде. Международные конвенции по проблемам окружающей среды.

27. Значение работ комиссии Г.Брунтланд. Решения Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, Иоганнесбурге.

28. Определение понятия «устойчивое развитие».

29. Понятия «экологическое мировоззрение», «экологическая идеология».

30. Перестройка сознания человека как главный фактор решения экологических проблем. В чем отличие мировоззрения среднего современного человека от мировоззрения человека, сделавшего выбор в пользу устойчивого развития?

31. Антропоцентризм, его экологические последствия.

32. Природоцентризм. Основные экоцентристские принципы.

33. Основные пути экологизации науки, знания, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, лесного хозяйства, городского хозяйства, транспорта и др.

34. Варианты экологических стратегий человечества.

35. Назвать работы по курсу «Социальная экология» (книги, статьи и др.), которые были изучены в дополнение к лекционному материалу.

 

Расширенный вариант зачетных вопросов

 

  1. Дать определение социальной экологии как науки. Охарактеризовать место социальной экологии в системе наук экологического профиля.
  2. Назвать главную идею, сформулированную в географическом детерминизме.
  3. Какие идеи выдвигались Л.И.Мечниковым, Э.Реклю, Дж.Маршем, Тейяр де Шарденом?
  4. Учение о ноосфере В.И.Вернадского
  5. Когда и с какой целью был создан Римский клуб?
  6. Что такое глобальное моделирование? Назвать несколько глобальных моделей.
  7. Дать определение понятиям «человек», «человечество», «общество», «социум». Какую иерархию образуют составные части человечества?
  8. В чем проявляются биологические и социальные основы человека. Почему человека называют биосоциальным существом?
  9. Перечислить и охарактеризовать потребности человека.
  10. Привести примеры псевдопотребностей. В каком направлении должна идти экологизация потребностей?
  11. Какие показатели используются при определении качества жизни? Какие показатели используются при определении уровня развития стран?
  12. Что обычно понимается под прогрессом? В чем заключается иллюзия прогресса? Какие коррективы вносит экология в представления о качестве жизни, прогрессе, уровне развития страны?
  13. Назвать основные этапы взаимоотношений общества и природы.
  14. Дать определение понятию «присваивающее хозяйство». Какие экологические последствия имели взаимоотношения человека и природы в период присваивающего хозяйства?
  15. Дать определение понятию «производящее хозяйство». Как изменились отношения человека и природы при переходе к производящему хозяйству?
  16. Когда и почему произошла неолитическая революция.
  17. Когда и почему произошла вторая сельскохозяйственная революция.
  18. Когда произошла промышленная революция? К каким изменениям в мире она привела?
  19. Каковы главные черты постиндустриального общества.
  20. Когда начался переход человечества к информационному обществу? Назвать главные черты информационного общества.
  21. Каковы причины, приведшие к возникновению глобального экологического кризиса?
  22. Перечислить экологические кризисы в прошлом. Как экологические кризисы повлияли на развитие отдельных стран и человечества в целом?
  23. Назвать регионы, являющиеся прародиной человечества. В каких районах мира обнаружены останки древнейших людей? Назвать древнейшие земные цивилизации.
  24. Как происходило расселение людей по Земле? Как размещалось население Земли в начале новой эры? Как размещалось население Земли к 1500 году, в настоящее время?
  25. Когда начался демографический взрыв и каковы его причины?
  26. Как определяется общий коэффициент рождаемости? Как определяется общий коэффициент смертности? Каковы величины коэффициента рождаемости в промышленно развитых странах, в развивающихся странах?
  27. Как определяется коэффициент естественного движения населения?
  28. Как выглядят диаграммы возрастной структуры населения в промышленно развитых странах, в развивающихся странах, в других типах стран?
  29. Каковы факторы стабилизации численности населения?
  30. Экономические рычаги регулирования численности населения.
  31. В чем проявляются различия в характере решения проблем окружающей среды в странах, имеющих - различный политический строй;

a. - различные социально-экономические условия,

b. - различный ресурсно-экологический потенциал;

c. - различные этнокультурные традиции?

  1. Почему все существующие социально-экономические системы пока не готовы к решению проблем окружающей среды?
  2. Перечислить виды экономического стимулирования природоохранной деятельности.
  3. Перечислить современные критерии развития стран (с учетом экологических показателей).
  4. Почему закрытие опасных в экологическом отношении производств далеко не всегда способствует решению экологических проблем?
  5. Какова связь между экономическим развитием и качеством окружающей среды?
  6. Кто и когда ввел понятие «пределы роста»? Что означает это понятие?
  7. Какова роль промышленных и сельскохозяйственных технологий в создании и преодолении экологического кризиса?
  8. Какова роль этики в решении проблем окружающей среды?
  9. Дать определение понятий «политическая экология» и «экологическая политика».
  10. Показать отличительные особенности экологической политики в странах с разными политическим и социально-экономическими условиями.
  11. Назвать общественные экологические движения: в мире, на Украине, в Крыму. Приведите примеры крупных гражданских действий экологического характера, примеры влияния экологических идей на результаты выборов в парламенты и местные органы власти.
  12. Дать классификацию людей, занимающихся экологией и охраной окружающей среды. Кого называют радикалами, оптимистами-технократами, консерваторами, алармистами, пессимистами?
  13. Охарактеризовать одну из международных программ по окружающей среде: период осуществления, задачи, содержания, результаты осуществления.
  14. Когда и с какой целью была организована комиссия Г.Брунтланд ?
  15. Перечислить международные конвенции по проблемам окружающей среды.
  16. Какие решения приняла Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро?
  17. Дать определение понятию «устойчивое развитие».
  18. Как можно определить понятия «экологическое мировоззрение», «экологическая идеология»?
  19. В чем отличие мировоззрения среднего современного человека от мировоззрения человека, сделавшего выбор в пользу устойчивого развития?
  20. Почему перестройку сознания человека многие называют главным фактором решения экологических проблем?
  21. В чем сущность экологических последствий антропоцентризма?
  22. В чем сущность экологических последствий природоцентризма? Сформулировать основные экоцентристские принципы.
  23. Назвать главные принципы глубокой экологии, ноосферного мышления.
  24. Перечислить основные пути экологизации науки, знания, промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, транспорта, городского хозяйства, демографической политики.
  25. Перечислить варианты экологических стратегий человечества. Сравнить их с концепцией устойчивого развития человечества.
  26. Глобализация, причины, экологические последствия. Антиглобализм.

 

 



2018-06-28 547 Обсуждений (0)
по дисциплине «Социальная экология» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: по дисциплине «Социальная экология»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (547)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)