Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Собственность как социальный институт.



2018-07-06 610 Обсуждений (0)
Собственность как социальный институт. 0.00 из 5.00 0 оценок




Собственность – институт институтов, «ядро» социальных систем. Ее черты:

1) одно из древнейших явлений общественной жизни. Сначала она понималась как принадлежность человеку какой-либо вещи, орудия труда, регулировалась обычаями и традициями, затем правовыми способами;

2) отношения собственности глубоко институционализированы. В каждом обществе есть система учреждений, организаций, правовых и моральных норм, стандартов и стереотипов поведения, разнообразных форм собственности, гарантий прав собственника. Собственность – характеристика конкретной экономической системы. Так, различия между рыночной и плановой централизованной экономикой определяются типом собственности (частной либо общественной).

3) главное в собственности – обладание человеком вещами, различными предметами природного и социального мира. В юридической терминологии – это владение, пользование, распоряжение ими. Но тот факт, что собственность всегда связана с вещами, не означает, что она и есть сама вещь. Собственность есть взаимодействие между людьми по поводу вещей и предметов. Эти отношения всегда так или иначе оформлены и отрегулированы нормами и санкциями. Собственность есть естественная сущность человека, потому она персонифицирована.

4) исторически сложившийся взгляд на собственность как на источник богатства. Действительно, назначение собственности нельзя представить без тех благ, которые она несет людям. Начала собственности в производстве.

5) собственность проявляет себя лишь в единстве с трудом, в их взаимодействии – ключ к пониманию исторических этапов развития человеческой цивилизации.

Выделяют три исторических способа соединения труда со средствами производства: 1) принудительный труд, основанный на насилии; 2) наемный труд на основе продажи рабочей силы; 3) свободный труд на собственных средствах производства, на частной собственности.

Исторически сложились две основные формы собственности: 1) частная (индивидуальная и групповая); 2) общественная (государственная и муниципальная). Ее считают вторичной, ибо она прямо не понуждает к труду.

Переход от принуждения к найму и от него к свободному труду – закономерность исторического прогресса. Но пока нельзя сказать о доминировании производства на собственности самого производителя. В промышленно развитых странах на основе социально защищенного найма обеспечивается устойчивый и высокий уровень жизни наемных работников.

Так, в США 80% населения работает по найму. Частному капиталу принадлежит лишь 1/3 национальных богатств.

Собственность – поле ожесточенных схваток. В России, например, приватизация, акционирование, аренда, собственность на землю стали острыми проблемами. В мире актуальной стала собственность на информацию, знания. Все большее значение приобретает интеллектуальная собственность и ее защита.

Для социологии проблема собственности важна в двух планах: 1) ощущает ли себя человек собственником? 2) является ли собственность деятельной, эффективной?

Одним из направлений экономической реформы в России 90-х годов стала приватизация – процесс приобретения в собственность граждан объектов материального производства и непроизводственной сферы, акций. Это одна из форм разгосударствления экономики. Ее главная цель реформирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений.

Но не только население, а и руководители органов власти, управления не считали приватизацию значимой и актуальной. Со стороны населения не было противодействия приватизации (разочаровались в государственной собственности и были не против ее распродажи), но и поддержки ее в том виде, как она осуществилась, тоже не было (люди в подавляющей своей массе от нее практически ничего не получили).

 

Предпринимательство.

Это инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений. Она направлена на получение прибыли. Осуществляется на свой риск и под имущественную ответственность в пределах организационно-правовой формы предприятия.

Центральной задачей экономической реформы 90-х годов являлось создание разносторонних условий для свободы частной, в том числе индивидуальной и коллективной инициатив в сфере хозяйствования и услуг. Эта задача грандиозна по своим масштабам, революционна по характеру. О трудностях ее решения свидетельствует мировой опыт. Приведем тому два доказательства:

1) Страны западной цивилизации решили эту задачу в ходе естественноисторического развития, затратили не одну сотню лет, пережили много социальных потрясений. Ряд стран Юго – Восточной Азии и Германия прошли этот путь форсированно, при большой помощи развитых стран. Залогом успеха было и наличие в них разнообразных форм собственности и соответствующих социальных групп населения, веками воспитанное уважение к чужой собственности, работали соответствующие социальные нормы и ценности.

2) В России в период 1917 – 1930 гг. группа собственников была целенаправленно уничтожена физически или помещением в тюрьмы, лагеря, эмиграцию. За счет тотальной угрозы физического уничтожения были разрушены соответствующие нормы и ценности. Собственников не только не стало, собственником уже никто не хотел быть. Экономика стала одноукладной. В такой обстановке индивидуальная или коллективная хозяйственная инициатива замерла, предпринимательство превратилось в уголовно наказуемое деяние. Советская власть уничтожила несколько социальных институтов, связанных с рынком, собственностью. Для этого использовались самые глубокие мотивационные механизмы человеческого поведения – страх смерти, опасность одиночества и т.п. Старые нормы и ценности оказались замещены новыми противоположного характера – тотального равенства, социальной закрытости, иерархического управления, вознаграждения за занятую социальную позицию.

В 1991 г. этот эксперимент над собой был прерван. Общество пытается повернуть в другую сторону. Возрождение утраченных социальных институтов, но в современном виде, и стало первостепенной социальной задачей экономической реформы. Ее решение идет в два этапа:

1) обретения свободы от норм и ценностей централизованного давления и принуждения, от нищей и так называемой честной жизни, утверждение свободы форм собственности. Это вызывает значительные социальные последствия – взрывы национализма, регионализма, враждебное отношение к законному, даже быстрому обогащению;

2) формирование норм и ценностей позитивного характера. Это длительный процесс, но в итоге даже бедные будут стремиться к богатству и стабильности.

У значительной части населения традиционно сохраняется отрицательное отношение к предпринимателям, да и в ходе реформ этот отрицательный имидж предпринимателей стал еще больше из-за способов и форм получения прибыли и доходов.

Среди причин, формирующих отрицательное отношение части населения к предпринимательству, можно выделить противоправный характер деятельности многих из них; большой риск банкротства, разорения; отрицательное общественное мнение; угрозы физических расправ над ними.

Бизнесменам, предпринимателям во всем мире присущ определенный набор личностных качеств. Это хороший запас физической энергии; высокий уровень психологической мотивации к улучшению своей жизни; готовность рисковать; опора на свои силы; хорошая стартовая позиция – способности, семейное воспитание, связи. По оценкам специалистов доля личностей с набором таких предпринимательских качеств составляет 5-7% населения Земли. Но пытаются больше. Так, по нашим опросам 40% молодых людей хотели бы заняться предпринимательством.

 

Труд.

Выделим два аспекта: отношение к труду и рынок труда (занятость). От изменения (улучшения) отношения к труду зависит в конечном итоге успех экономических преобразований. С точки зрения социологов массовое отношение к труду определяется мотивами и стимулами, а также нормами и ценностями, господствующими в обществе.

Мотив – внутреннее побуждение индивида к действию (психологическое). Стимул – внешнее по отношению к индивиду средство побуждения к действию (богатство, слава, популярность, власть, социальные позиции, статусы). Стимулы – спусковой механизм мотивов как причин непосредственной деятельности. Ценности – предметы потребностей, признаваемые обществом, социальной группой наиболее существенными (ценность – власть, круг друзей, высшее образование и пр.).

Плохо или немотивированная деятельность для человека является чужой, навязываемой насильно и потому плохо реализуемой. Социологи отмечают, что за 70 лет советской истории пытались заменить мотивы к труду стимулами. Но в нормальной экономике всегда на первом плане трудовая мораль, а система стимулов к ней подстраивается. Мораль, действующая тогда (до реформы) система стимулирования труда:

1) заставляла растрачивать, а не сберегать ресурсы;

2) часто способствовала не сохранению, а ухудшению окружающей среды, природы;

3) противопоставляла интересы общества, государства интересам отдельных работников;

4) скрывала крайнюю напряженность (государственную эксплуатацию) труда за фразами о народном благе;

5) отрывала вознаграждение от результатов труда;

6) поощряла исполнительность в ущерб развязыванию инициативы.

За все время существования советской власти использовался узкий спектр стимулирующих механизмов: денежная оплата; натуральная оплата и различные материальные блага; идеологические средства (ордена, медали, стенды, почет); патернализм или «забота о человеке»; участие работников в частичном управлении «собственным» участком производства, что должно было порождать «чувство хозяина».

Одним из ведущих социально-экономических принципов общественных отношений стала «уравниловка» («от каждого по способностям – всем поровну»), что формировало психологию «маленького человека», винтика в общественной машине, индиферентности к орудиям и средствам производства. И только переход к рыночным отношениям обуславливает необходимость и создает возможность ориентации на труд как самоцель. То есть переход к рыночной экономике должен создавать условия и для возрождения подлинной трудовой морали. Следует найти и реализовать такие стимулы к труду, которые бы соответствовали ее нормам и ценностям.

В годы реформ ситуация с трудом усугубилась из-за распада хозяйственных связей, падения производства, инфляции и роста цен.

Что может быть показателем трудовой морали?

1) Интегральным является уровень люмпенизации общества. Люмпен – индивид, не имеющий практически никакой собственности, и не склонный ни к какой активности, способной вывести его из состояния неимущего или малоимущего. Люмпенизация – это и «глушение» трудовой морали. Есть точка зрения, что в СССР шел процесс массовой люмпенизации.

2) Еще один показатель трудовой морали – трудовая и технологическая дисциплина, явления абсентеизма и рестрикционизма. Абсентеиз – отсутствие на работе. Скрытый абсентеизм – формальное присутствие, выполнение правил, но малоэффективная работа. Рестрикционизм – сознательное ограничение работником результатов своего труда. При этом нарушения дисциплины установить легко, а скрытый абсентеизм и рестрикционизм сложно.

Переход к рынку пока незначительно повлиял на повышение трудовой активности.

Аспект второй: Рынок труда. В СССР они существовали как замкнутые теневые нелегальные. Отношения на легальных рынках труда жестко регулировались государством и ведомственными нормативными актами. Существовала масса ограничений на увольнения, переходы с одного рабочего места на другое, на переезды и т.п. Существовало много мелких рынков труда отдельных крупных предприятий.

В ходе рыночных преобразований институты и организационные формы труда находятся еще в стадии становления. Это определяется:

во-первых, возникновением и развитием новых форм собственности, новых социальных институтов (центры занятости, общественные работы и т.п.);

во-вторых, с нестабильностью экономики в переходный период и потому сложностями прогнозирования поведения на рынке труда нанимателей, трудоспособного населения, ищущего работу, и органов власти и организаций, защищающих интересы трудящихся.

Одна из проблем и в том насколько наниматели и население на рынке труда усваивают и руководствуются нормами рыночной экономики.

Особая проблема – безработица как процесс, структура контингента и ее динамика, защита безработных. Она может быть одним из самых сильных источников социальной напряженности и конфликтов. Но пока в большинстве отраслей народного хозяйства снижение объемов производства не привело к значительному высвобождению персонала.

Особая проблема положение и поведение молодежи на рынке труда. Выпускники учебных заведений (не нашедшие работу) – одна из наименее социально защищенных групп населения. Состояние занятости и безработицы среди молодежи характеризуют положение различных категорий молодежи на рынке труда (структура – профессиональной и отраслевой занятости, соотношение спроса и предложения), особенности трудового сознания и поведения различных категорий молодежи на рынке труда (ценностей, требований, предпочтений, потребностей, поведения), наличие и отношение молодежи к программам и мерам занятости, их эффективность.

 

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Определите различия между наукой экономикой и экономической социологией.

2. Раскройте понятие “экономическое поведение”.

3. Охарактеризуйте социологические аспекты предпринимательства.

4. Раскройте социологическое содержание понятия “труд”.

5. Что изучает экономическая социология?

6. Что собой представляет социальный институт собственности?

 

 



2018-07-06 610 Обсуждений (0)
Собственность как социальный институт. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Собственность как социальный институт.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (610)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.134 сек.)